Экономическая концепция информационного способа производства.




Из курса экономической теории известно, что в производстве участвуют два вида капитала: основной и оборотный. Основной капитал представляет собой средства производства, здания и сооружения, землю (недвижимость), на которой всё это расположено. Оборотный капитал представляет собой материалы, сырьё, полуфабрикаты, из которых в процессе производства изготовляют товары. В настоящее время всё большее и большее место в процессе производства отводится информации. Она не только участвует в процессе производства, но и является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. У нас появился интернет, а с ним и социальные сети. И, хочу заметить, информация стала капиталом. С её помощью мы управляем многими процессами, в том числе и производственными. Цель данного изложения является как раз выяснить, какова роль и место информации как капитала в процессе производства товаров и обращения их на рынке.

Остановимся в этом изложении на некоторых принципах, которые, как мне кажется, должны соблюдаться в этом описании, как с точки зрения здравого смысла, так и с точки зрения накопленных экономических знаний - экономической теории.

1 принцип. Информация, рассматриваемая мною как капитал, являлась капиталом всегда и всегда участвовала в процессе производства и обращения товаров независимо от нашего знания или незнания об этой её роли.

2 принцип. Информация, рассматриваемая мною как капитал, не выходила и не выходит за рамки трудовой теории стоимости, не отменяет и не опровергает её, показывая, что труд всё также является источником дохода и богатства.

Итак, я начинаю изложение своего исследования. Чтобы что-то произвести, как изделие для собственного потребления (в условиях натурального хозяйства), так и товар или товары для продажи на рынке (в условиях товарного, т. е. капиталистического, производства), человек (производитель) должен сначала продумать, что ему нужно. И только после такого описательного процесса, включающего в себя идею, проектирование, планирование, определение средств производства и ресурсов для всего этого, человек (производитель) начинает производить то, что ему нужно. Мне кажется уместным назвать это информационным этапом процесса производства, который на этом не заканчивается, но проходит через весь процесс производства (об этом моё дальнейшее изложение). Сюда входит обучение и подготовка рабочих, специалистов и другого персонала производителя для целей производства. Т.е. знание о том, что нужно делать в процессе производства, включая технологии. Все эти процессы: и технологические, и образовательные для целей производства, - тоже являются знанием, которое было накоплено человеком в результате, вполне возможно, не одного поколения людей. Люди накапливали знание, передавая его сначала из уст в уста (от старшего поколения младшему, от учителя к ученикам). Затем появилась письменность – возможность передавать знания последующим поколениям людей на материальном носителе, отдельном от носителя - живого человека. Такую передачу знания уже меньше связывали временн е рамки и возможная смерть живого носителя знаний. Появились книги, сначала рукописные в виде свитков. Позже появилось книгопечатание (И. Гутенберг, 1450; И. Фёдоров, 1552, Московская Русь), т.е. некий процесс ускорения производства и передачи знания (о чём здесь не нужно писать подробно, т.к. есть соответствующая литература на этот счёт). Знание производил человек с его способностью познавать окружающий мир и применять это знание, в том числе в процессе производства. Из этих умозаключений можно сделать здравый вывод о том, что получение, производство, передача и потребление знания есть особый характер труда человека, который выделился ещё на таком раннем этапе развития человечества, когда ещё не существовало развитых товарных отношений. Это и есть не выходящее за рамки трудовой теории стоимости описание и, возможно, определение процесса производства и обращения знания. Таким образом, та система образования, профессиональной и научной подготовки человека, которая имеет место в настоящее время: школа, колледж, ВУЗ, научные школы и др. – представляет собой общественно-необходимый процесс производства, накопления, хранения, передачи и потребления знания и имеет своей основой особый характер труда человека, направленный на это. Люди сначала научились сохранять знание в виде книг для других людей. Полагаю, что таким образом появилась знание-информация (от англ. information - информация, сведения, данные, знание). Человек систематизировал знание, выделил в нём различный науки. Давайте рассмотрим, каким образом это вписывается в трудовую теорию стоимости.

Далее. С развитием производства и науки человек не только стал сохранять знания на материальный носитель, но уже с древних времён использовал различные приборы для работы с информацией. Такими являются, например, абак и счёты (соробан - японский абак), которые служили для арифметических вычислений и временного сохранения данных для удобства счёта. Гораздо позже появился арифмометр Б. Паскаля (1641) для выполнения всё тех же арифметических действий при помощи механической машины, работа которой была основана на математических принципах. Сначала в процессе производства применялось оборудование, которое могло выполнять только одну механическую операцию вследствие своей определённой конструкции. Например, гидравлический пресс для изготовления штампованных металлических деталей сам по себе выполняет только одну операцию, но изготовление различных по форме деталей на нём возможно потому, что у него есть «информационная составляющая»: наличие штампа, который определяет форму будущей детали. Эта рабочая часть пресса создана такой в соответствии с чертежами, - информацией, - которая в них заложена. Поэтому форма будущих деталей запрограммирована наличием штампа, и поэтому эта «информационная составляющая» неотделима от него. Чтобы произвести детали другой формы, необходимо сменить рабочую часть пресса (штамп), его механическую программу (как в арифмометре). Но, как я уже написал выше, человек с развитием науки и техники научился не только отделять и сохранять информацию, но и создал средства производства, в которых информация существует уже отдельно от них самих и её можно менять. Здесь я бы хотел сделать небольшое отступление в связи с терминологией, которую описал выше. Я писал о знании, которое было накоплено человечеством за его обозримую историю. Но далеко не всё знание мы применяем в экономике, в производстве в частности. Мы давно выпускаем и читаем газеты, журналы, смотрим фильмы, но не всё это мы применяем в производстве. Я думаю, что здесь как раз необходимо пояснить: знание, которое у нас есть, человек преобразует в информацию, которую можно соединить с машиной (средствами производства) для экономических целей. Такую информацию я называю экономической информацией и именно её рассматриваю в этой работе как капитал. Разумеется, в процессе производства применяется не только такая экономическая информация. Управленческие решения, принимаемые руководителями предприятий и подразделений – это тоже экономическая информация необходимая для процесса производства. Но она существует достаточно давно и не прилагается к средствам производства непосредственно. Каким же образом информация соединяется со средствами производства? Развитие математики, кибернетики, физики привело к появлению сначала ламповых, а затем полупроводниковых приборов, могущих под воздействием электрического тока выполнять логические операции. Из практики нашей жизни мы знаем о том, что человек научился преобразовывать информацию и сохранять её на бумажных перфокартах, магнитных лентах (аналоговый способ), в электронном виде (цифровой способ). Писать программы на языках программирования высокого уровня и обрабатывать её при помощи электронных логических элементов: процессоров, микросхем памяти и др. Следующая схема показывает, как информация соединяется со средствами производства (смотри рис.1) и воздействует на материал (оборотный капитал) в процессе производства.

 

Средство производства

 

 

Рабочие элементы машины, например: станка с ЧПУ, промышленного робота, автоматической линии и др.
Контроллеры периферийных устройств
Память
Процессор
Устройство ввода-вывода

 

Материал, сырьё (оборотный капитал)

 

 


- передача информации;

- воздействие на материал (сырьё) в соответствии с технологическим процессом (информацией).

Рис. 1.

Это можно назвать общей технической схемой производства при помощи информации. Она (информация) находится непосредственно в памяти средства производства, и при помощи устройства ввода-вывода или выполнения автоматического процесса через процессор, соединенный при помощи контроллеров с рабочими элементами, воздействует на материал (оборотный капитал), который подвергается обработке и приобретает те свойства и качества, которые необходимы человеку в результате этой обработки. Это происходит в результате одного рабочего хода машины или рабочего цикла, если воздействие не одно. Таким образом, происходит создание тех свойств и качеств товара, которые являются его потребительной стоимостью в конечном итоге. Разумеется, не везде применяется машинный труд. На каком-то этапе производственного процесса применяется и живой труд человека, создающего стоимость. Но здесь я рассмотрел создание стоимости при помощи информации, специально выделенной для этого. Итак, в процессе производства происходит слияние этих трёх капиталов, которые я указал в начале: экономической информации, средств производства и оборотного капитала. Ниже я постараюсь показать экономическую суть этого процесса, как выше уже описал общую техническую сторону создания потребительной стоимости товара. Рассмотрим рис.2.

  Информация + Средства производства  
  Оборотный капитал

 


+

 

 

 


Основной капитал Производственный процесс

 

Рис. 2.

 

Экономическая информация, участвующая в процессе производства, как я уже описал выше, физически находится в средствах производства и может быть изменена по усмотрению производителя. Вместе экономическая информация и средства производства образуют основной капитал. Оборотный капитал, который участвует в процессе производства, также определяется на начальном (информационном) этапе производства. Какой товар производитель собирается производить, такого рода, качества и объёма экономическую информацию, средства производства и оборотный капитал он и приобретает на рынке. Но только экономическая информация обладает свойствами переносить свою стоимость на товар как постепенно, оставаясь в непосредственном соединении со средствами производства, так и полностью, как оборотный капитал. На основе того свойства информации, что она считывается в процессе воздействия на оборотный капитал средствами производства, никуда при этом не исчезая (точного термина-определения я подобрать не смог). Таким образом, можно сказать, что информационный капитал обладает как свойствами основного капитала, описанными ранее в экономической теории, так и свойствами оборотного капитала. Это возможно потому, что, как я указал выше, информационный этап начинается задолго до производственного, и именно на этом этапе определяются как средства производства, так и оборотный капитал, которые будут использованы. Поэтому экономическая информация уже непосредственно в процессе производства проявляет себя и как тот, и как другой капиталы соответственно.

Здесь необходимо внести ясность ещё в один момент, который возникает исходя из указанного мною строения и свойств капиталов. В экономической теории мне как-то попалась общетеоретическая формула производства. Постараюсь её воспроизвести, насколько запомнил.

 

P = f (x1, x2, … xl, … xn), (1)

 

где P – производство (от англ. production, производство), есть функция от f – средств производства (основного капитала: земля, здания и сооружения, промышленное оборудование), аргументами которой являются факторы производства x1, x2, xl, до xn (т.е. энергия, топливо, различные материалы или сырьё). Значением этой формулы является производство товаров и, как следствие, загрязнение окружающей среды. Такова была формула до внесения в неё экономической информации как капитала. Попробуем переопределить формулу. Итак, до того, как производить товар, производитель должен определить, что и как изготовлять. Это было обозначено мною как информационный этап производства. Т.е. информация становится начальным пунктом определения последующих факторов производства. Иначе говоря, главным аргументом формулы производства. Рассмотрим взаимодействие информации со средствами производства, с которыми она непосредственно соприкасается. Могу предложить такую формулу.

 

mp = f (imp),

 

где mp – средства производства, результат функции (от англ. means of production, средства производства); а imp – есть аргумент, информация, определяющая их; f – функция, определяющая mp в соответствии с их наличием на рынке. Факторы производства: x1, x2, …, xn, - также определяются информацией (обозначим её iwc, где wc от англ. working capital, оборотный капитал), но входят в общую формулу производства несколько по-другому. К этому я вернусь к завершению исследования. Но не надо забывать, что для средств производства на нынешнем этапе развития требуется экономическая информация для создания потребительной стоимости в виде товара, т.е. я могу обозначить эту информацию, например, через it – технологическая информация о производстве товара (t от англ. technology – технология). Вся информация, сформированная на информационном этапе подготовки производства есть,

 

I=imp+iwc+it. (2)

 

Таким образом, мою схему капиталов, представленную на рис. 2 можно представить с уже внесённой в неё информацией I следующим образом (смотри рис. 3).

 

  Информация: капитал-аргумент, it. +     Средства производства: капитал-функция, определяется imp, воздействует в соответствии с it.    
  Оборотный капитал: определяется iwc.

 


 

+

 

 


Основной капитал Соединение в процессе производства

Рис. 3.

 

Из данной схемы видно, что описанный мною выше основной капитал состоит из капитала-аргумента экономической информации, в соответствии с которым капитал-функция средства производства воздействует (т.е. в его функцию входит только воздействие, обработка) на оборотный капитал, который подвергается воздействию (обработке) со стороны средств производства. Сам же оборотный капитал не действует (не является функцией). (Термины даны мною исходя из вышеописанного математического отображения процесса.) Таким образом, можно сказать, что в процессе производства происходит воздействие экономической информации на оборотный капитал при помощи средств производства, которое приводит к созданию потребительной стоимости в виде товаров. В этой вновь созданной потребительной стоимости заключена и прибавочная стоимость, о которой писал К. Маркс. Эта прибавочная стоимость является продуктом, как живого труда рабочих, так и продуктом труда управленческих работников, которые создают экономическую информацию для процесса производства. Поэтому утверждение К. Маркса о том, что прибавочная стоимость формируется только в процессе живого труда и должна принадлежать тем, кто произвёл продукт (товар), я считаю ошибочным. Вышеописанное мною исследование об участии информации в процессе производства потребительной стоимости, я думаю, это подтверждает. До тех пор, пока информация исторически не выделилась в самостоятельный капитал, ни К. Маркс, ни другие экономисты, ни ваш скромный слуга понять этого не могли. Здесь я могу отметить, что наличие прибавочной стоимости в товаре как раз обусловлено использованием знаний (знания-информации) рабочих и специалистов, которые применяют живой труд в производстве, а также экономической информации в процессе производства. Процесс познания – это всё более расширяющийся процесс, знание умножается. Поэтому возрастает знание-информация и вместе с ней экономическая информация, что приводит к постоянному росту прибавочной (и потребительной) стоимости. И на основе этого - расширенного воспроизводства, описанного учёными-экономистами и заложенного в понятие экономического роста…

…Извиняюсь за некоторое лирическое отступление от темы моего исследования, но, насколько мне известно, именно в предисловии к «Капиталу» К. Маркса его последователь, Ф. Энгельс, писал о том, что в экономической науке нельзя поставить опыт или эксперимент для выявления природы экономических отношений, как в естественных науках. Это возможно только силой абстрактного мышления человека. Нашёл же А. Смит различие между потребительной и меновой стоимостью. А К. Маркс не видел, да и не мог видеть, труда по производству экономической информации. Он установил, что «стоимость вообще есть не что иное как труд, воплощённый в товаре». Но это не только труд рабочего, как я здесь описываю. Вообще, такое тройственное строение капитала, о котором я пишу, не ново. Ж. Б. Сэй, например, тоже сформировал концепцию стоимости, состоящую и трёх факторов производства: труда, капитала и земли. Есть концепция издержек производства. Английский экономист А. Маршал создал неоклассическую теорию стоимости. Отбросив принцип единого источника стоимости, он соединил теорию издержек производства с теориями предельной полезности и спроса и предложения. В 80-х годах прошлого века получили распространение теории постиндустриального и информационного общества. В связи с этим появилась принципиально новая концепция стоимости – информационная, согласно которой доминирующим источником стоимости является преимущественно интеллектуальная, вооруженная научными знаниями работа человека. Российский экономист академик К. К. Вальтух создал «Информационную теорию стоимости» (1996), а в 2001 г. вышел его труд «Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики». К стыду своему могу сказать: не читал, т.к. узнал об этом недавно. Современные западные экономисты разделяют точку зрения, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал, природный фактор (земля), предпринимательские способности и информация. Так что, я уж точно далеко не первый, кто исследует эту тему в экономической науке. Может моя привязка происхождения экономической информации как результата особого характера труда человека, которая «закреплена» мною во 2-ом принципе моего исследования, ошибочна…

…Но продолжу излагать свои взгляды. Внимательный читатель, наверное, заметил, что в моём исследовании фигурирует только производство товаров. Услуги, как экономическую категорию, я здесь не рассматриваю. Некоторым образом, дело в том, что услуги нематериальны, а мне хотелось исследовать процесс участия экономической информации в сфере материального производства. Но я немного описал в начале процесс производства и передачи знания, а в настоящее время это является образовательной услугой, которая входит в обязанность государства. Давайте продолжим рассматривать товарное производство и перейдём к его естественному продолжению – обороту товаров на рынке, т.е. исследованию другого экономического понятия – меновой стоимости товара.

Итак, товар произведён – создана его потребительная стоимость. Производитель определяет цену, по которой товар должен продаваться исходя из реальных затрат на производство: затрат на экономическую информацию и живой труд, средства производства и оборотный капитал, которые использованы для изготовления товара. Существует закон стоимости, согласно которому обмен товара происходит на основании величины общественно необходимых затрат на производство товара, выраженных в цене. Товар попадает на рынок, где производитель (продавец) хочет обменять свой товар на деньги. Продавец хочет продать товар подороже, и здесь ему в этом помогает опять информация, с которой и начинается продвижение товара на рынке. Я говорю о рекламе и прочих маркетинговых мероприятиях, которые несут информацию о товаре покупателю (потребителю). Информация о потребительских свойствах товара, его потребительной стоимости, способной удовлетворить желания покупателя, выходит на первый план. Именно она – эта рекламная информация (или любая другая информация о потребительских свойствах товара) начинает формировать меновую стоимость товара в глазах покупателя. Как в процессе производства товара первой участвует информация, так и в процессе обмена товара на деньги также первой участвует информация, ещё до самого акта обмена (продажи). Покупатель стремится купить товар подешевле, и, в свою очередь, может по-своему реагировать на информационное воздействие продавца. Мы знаем, что реклама может быть агрессивной и навязчивой. Нам могут откровенно лгать в рекламе о потребительских качествах товара, которыми он на самом деле не обладает или обладает не полностью. Поэтому в акте купли-продажи товара как раз проявляется то воздействие информации, которое приводит к формированию его меновой стоимости. Если принимается реклама (информация) о товаре, то принимается и его меновая стоимость. Выигрывает продавец. Если реклама (информация) не принимается, то это может привести к снижению меновой стоимости товара (его цены). Выигрывает покупатель. Таким образом, цена товара, его меновая стоимость, изменяется на рынке и может быть равновесной при достаточной информированности продавца и покупателя. Ведь акт купли-продажи не растянут во времени. Решение принимается исходя из той информации, что есть у обеих сторон сделки. Поэтому многие экономисты считают информированность (свободный доступ к информации о товаре) одним из самых важных условий справедливой цены товара, его меновой стоимости на рынке. И я не думаю, что описал здесь что-то новое. Этому уже давно учат в рамках экономической теории. Можно сделать вывод, что с привнесением понятия экономической информации в рассмотрение оборота и обмена товаров на рынке, закон стоимости от этого не меняется. Просто ранее (во времена К. Маркса) информацию не рассматривали, как фактор, влияющий на меновую стоимость товара. А реклама товаров существует ещё со времён ремесленного производства в рамках натурального хозяйства. Все рекламные агентства и агенты знают, как формировать меновую стоимость товаров и услуг. Это уже давно целое искусство.

Выше я рассмотрел материальное производство. Но было бы неправильно оставить в стороне производство и обращение самой информации. Вначале я писал о том, как создаётся информация. Нет особого смысла учить вас, читатель, о том, что в настоящее время программисты, IT-специалисты создают программы на компьютерах, снимают фильмы на видеокамеры режиссёры, пишут музыку композиторы и т.д. Всё это уже давно называется контент – информация, которую мы потребляем. Возможно, экономическая информация – это контент другого рода, который мы используем для целей производства (можно назвать это экономический контент). Поэтому я не буду подробно останавливаться на производстве такого товара, как контент (товар-информация). Мне хочется только немного описать этот товар с точки зрения экономического учения. Мы все давно потребляем контент. Появление технических возможностей записи звука на грампластинки (Т. Эдисон, 1877), электромагнитного телеграфа (С. Морзе, 1838), телефона (А. Белл, 1876), изобретение радио (А. Попов, 1895), телевизора (В. Зворыкин, 1939) позволило прийти контенту в нашу жизнь. Правда, тогда контентом это ещё не называли. Механическая или аналоговая форма? Да, но тогда другой быть просто не могло. Грампластинка – механический (статичный) способ сохранения контента (товара-информации), как в указанном выше примере со штампом для гидравлического пресса – механический статичный способ сохранения экономической информации. Для воспроизведения грампластинки требовался граммофон, а для изготовления металлических деталей на штампе – пресс. Телеграф и телефон – передача контента (информации) при помощи электрического сигнала по поводам от передатчика к приёмнику. Радио А. Попова – передача контента при помощи электромагнитных волн. Телевизор-иконоскоп В. Зворыкина – также передача видеоконтента при помощи электромагнитных волн. Информация стала выделяться в самостоятельный товар и обращаться на рынке. Здесь важно понять отличие контента (товара-информации) от технических средств, которые его воспроизводят, или передают и воспроизводят. Таким образом (по аналогии с определениями, указанными мною при описании процесса производства), контент можно назвать товаром-аргументом. А технические средства, через которые контент передаётся или воспроизводится, можно назвать товаром-функцией. Рассмотрим отличия этих товаров в экономическом смысле. Ранее производимые товары были утилитарны сами по себе. Утилитарность (полезность) товара была его неотъемлемым свойством. Так, например, продукты питания, одежда, мебель имеют полезность, которая неотделима от них самих. С развитием науки и техники возникают товары, которые могут быть полезны только при наличии другого товара. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания привело к созданию автомобиля, но двигатель в автомобиле не будет работать без топлива. Автомобиль сохраняет некоторые свои утилитарные функции без топлива: в нём можно укрыться от дождя, отдохнуть, сидя на сиденье, может ещё что-то. Но это не основная утилитарная функция автомобиля. Он создан для того, чтобы на нём передвигались люди. Контент, как товар-аргумент, имеет утилитарность, только будучи преобразован при помощи товара-функции. Механические колебания, возникающие у иглы проигрывателя грампластинки, должны быть преобразованы в звук. Электрические сигналы, передаваемые по телефонному проводу, также нуждаются в преобразовании. Также и электромагнитные волны преобразуются в радио. Контент не может удовлетворить наши потребности без товара-функции, поскольку он хранится и передаётся в виде невозможном для непосредственного восприятия человека. Функция товара-функции - это приём, передача и воспроизведение товара-аргумента. Товар-функция не утилитарен сам по себе: он не обладает этими свойствами непосредственно. Магнитофон, который воспроизводит запись с магнитной ленты аудиокассеты (носителя контента: товара-аргумента), просто бесполезен без неё. Тоже можно сказать и про телевизор, телефон, планшетный компьютер. С развитием науки и техники распространение и доставка информации становятся такими, что в одном приборе это воплотить невозможно. Вспомните телефон А. Белла: телефонный аппарат (приём) – провод (передача) - телефонный аппарат (доставка). Т. е. приём, хранение, передача и воспроизведение контента создают целую сеть, состоящую из различных товаров-функций, каждый из которых имеет своё предназначение. Например, телевидение: телевизионная студия (производство контента) – передающие или ретрансляционные вышки, спутники, кабельные линии, приёмники (передача контента) – телевизор (доставка контента). Похожим образом действует сеть интернет: компьютер, планшет (приём и доставка) – маршрутизатор, точки доступа Wi-Fi, кабельные сети (передача контента) - сервер провайдера, серверы баз данных (хранение контента). Мобильная телефонная связь: телефон абонента (приём) – вышки приёма-передачи сигнала, центр коммутации (передача) – телефон абонента (доставка). Хотя в технической организации подобных сетей я могу сильно ошибаться - не специалист. К тому же здесь я стараюсь рассмотреть экономический смысл этого явления. Какие технические средства потребитель покупает на рынке? Только товары, непосредственно доставляющие контент: сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры и др. Приобретение контента – это уже приобретение товара-аргумента: подключение услуг сотовой связи, телевидения, приобретение программного обеспечения для компьютера. Производство остальных технических средств для этих сетей – это задача компаний и государства, формирующих информационную рыночную инфраструктуру. Таким образом, я вкратце рассмотрел оборот информации как товара.

Теперь возвратимся к рассмотрению общетеоретической формулы производства (1), которую я привёл на стр. 5 своего изложения. Производство P уже не функция (1) от средств производства f, а функционал P – переменная величина, заданная на множестве производственных функций F, аргументы которой представляют собою некоторое множество I, как область определения функционала P.

 

P = F {f (I)}. (3)

Формула (3) есть общетеоретическая формула производства. Но аргумент в этой формуле I обозначен формулой (2), поэтому я могу несколько конкретизировать формулу (3) следующим образом.

 

P = F {f (imp), iwc, it} (4)

 

Надеюсь понятно, что при замене аргументов в формуле (4) на те, что были указаны выше на стр. 5, она опять примет тот же вид (1). Вообще, я не уверен в точности передачи формулы при помощи указанных обозначений, потому что я не математик и излагаю моё понимание сути экономических явлений так, как могу.

Далее мне бы хотелось объяснить значение информации I в этой формуле (4) в соответствии с 1-ым принципом моего изложения на тех этапах развития экономических систем, которые известны из курса экономической истории. Я начал своё изложение с рассмотрения знания и его участия в процессе производства.

Первая система – традиционная экономика. Когда хозяйственная деятельность человека носила традиционный характер, то знанием (информацией) для ведения этого хозяйства служили обычаи, была сильна роль традиций, религиозных воззрений (можно назвать это сакральным знанием). Основная отрасль в традиционной экономике — сельское хозяйство. Преобладает ручной труд вкупе с использование силы тягловых животных. Технологии сельскохозяйственного производства не меняются в течение долгого времени или меняются мало. Существенное достижение для традиционной экономики – отделение растениеводства от скотоводства. В рамках данной экономики существуют и первые элементы рыночной (товарной) экономики в виде ремесленного кустарного производства. В общественной жизни преобладает такой социальный уклад, который можно назвать общинным. Следует отметить, что это не только социальный уклад, но и экономический. Форма организации экономической деятельности людей в общине. Роль и значение человека (индивида) в общине мала, изменение и/или повышение его социального статуса редки, и зависят зачастую от приобретения сакрального знания. Если общество достаточно развито, что имеет уже форму государства, с выделившимися институтами политической власти, то, хотя они несколько отделены от власти религиозной (которая и даёт сакральное знание), но тесно с ней взаимодействуют. Поэтому политическая власть имеет сакральный характер, происхождение; её получение и передача основаны на политических традициях (формальных и неформальных).

Развитие общества и его производительных сил приводит к возникновению следующей экономической системы – товарной экономики. Система знания, возникшего в период традиционной экономики, постепенно теряет характер сакрального, происходит постепенный отход от традиций и обычаев. Всё более и более выделяется знание научное, структурированное в отдельные науки: естественные и гуманитарные. Такое отделение знания первоначально происходит под непосредственным руководством государственной власти. Естественные науки способствуют разработке и овладению новыми технологиями, воздействующими на окружающий мир человека. Увеличивается производство и потребление. Ремесленное производство перерастает в мануфактуру, а затем - в фабрику. Соответственно увеличивается количество людей, продающих свою рабочую силу. А значит, социальный статус индивида всё более зависит от него самого. Индивид может накапливать капитал или иметь доступ к его приобретению, и вести экономическую деятельность самостоятельно, в конкурентной борьбе. Гуманитарное знание (обществоведческие науки) приводят к тому, что меняются и механизмы политической власти. Технологии управления обществом (государством) меняются. Революция или реформа? Политическая власть, которая не хочет видеть изменений, рискует пострадать от революции. Если есть понимание накопленных изменений, то реформа поможет избежать политических и социальных конфликтов и катаклизмов, жертв, войн. Экономическая и политическая деятельность становятся публичными.

Выделение информации в самостоятельный ресурс и применение её в процессе производства без непосредственного участия человека, или при минимальном его вмешательстве, привело к переходу от товарной экономики к постиндустриальному (информационному) обществу. Оно уже достаточно описано в трудах Д. Белла, В. Иноземцева и других социологов и экономистов.

 

* * *

 

Таким образом, я вкратце описал моё понимание экономических понятий и процессов информационного способа производства, информационной теории стоимости, информации как капитала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: