Симплексы
В качестве системологической посылки, необходимой для группировки понятий и терминов, принимается следующая: существуют три основных направления, развивая которые
экономическая география стремится достичь практических результатов. Первое — рациональное размещение производства путем формирования взаимосвязанных территориальных производственных комплексов; второе — рациональное расселение населения путем формирования единой системы расселения; третье — формирование единой транспортной системы [59, 50]. Каждое из этих направлений органически связано с другими и тем не менее имеет свою сферу, свои объекты исследования. Естественно, в каждой из этих сфер и в каждом из указанных направлений научно-исследовательской деятельности должны быть определены первичные географические объекты, которыми оперирует в своих научных построениях географ, занимающийся в соответствующей области. Такими симплекс-объектами в экономической географии являются: в области размещения производства — предприятие, в области расселения — поселение, в области транспорта—перегон (забегая вперед, Скажем, что этим термином назван любой вид транспортного соединения между двумя соседними, смежными поселениями). Каждая территориальная производственная система в конечном счете состоит из отдельных предприятий, система расселения — из отдельных поселений, а транспорту система —из перегонов.
Предприятие. Как всегда случается с элементарными понятиями, определить их с учетом всех требований весьма трудно. К тому же предприятие, будучи элементарным со многих точек зрения, на самом деле представляет собой сложный и многоликий организм. Достаточно сказать что существуют различия в понимании предприятия в зависимо-сти от того, с какой точки зрения на него смотреть: производственно-технологической, организационной, статистической, экономико-географической и т. п. Нас же интересует прежде всего экономико-географичеСдая трактовка этого понятия.
В имеющихся определениях подчеркиваются следующие характерные признаки предприятия:
- первичное звено общественного разделения труда, производящее и реализующее определенную продукцию ';
1 Этот признак, очевидно, предполагает, что гак называемое единичное разделение труда, фиксируемое в рамках предприятия, лучше обозначать термином «организация труда»,
- экономически относительно самостоятельная единица
(имеет единое управление, свой производственный план, за-
конченную систему бухгалтерского учета, расчетный счет вбанке, юридическую самостоятельность и т. д.);
- основное первичное звено системы управления обще-
ственным производством ';
- основное звено учета народного хозяйства, единица
статистического наблюдения;
- с социальной точки зрения предприятие представляет
собой первичный производственный коллектив, в более ши
роком смысле — первичную ячейку общества, в которой пол
ностью проявляются господствующие в экономике производ
ственные отношения;
— с производственно-технологической точки зрения пред
приятие должно обладать определенной завершенностью и
взаимосвязанностью основных и вспомогательных технологи
ческих процессов и известной технологической однородностью
выпускаемой продукции;
— ряд определений подчеркивает территориальное един
ство предприятия.
Здесь что ни признак, то дискуссия, потому что жизнь вносит свои коррективы в любую схему, и всегда будут существовать определенные исключения. Однако главное в понятии «предприятие» перечисленные выше признаки отражают правильно.
Для экономико-географа важны все эти признаки, хотя особый акцент он делает на признак территориальный. И как раз эта характеристика за последние годы стала наименее устойчивой, что связано с развивающимся процессом экономической концентрации, формирования фирм, производственных и научно-производственных объединений, отдельные части которых, теряя свою самостоятельность (один из важных признаков предприятия), остаются территориально разобщенными. Если для экономических расчетов и моделей это не существенно, то для экономико-географических исследований как раз наоборот. Поэтому в определении признаку территориальной целостности должно быть придано особое значение.
1 По-видимому, отношения управления внутри предприятия больше подходят под категорию управления технологическими производственными процессами.
Предприятие — территориально целостный компактный экономико-географический объект, первичное звено общественного разделения труда, производящее и реализующее определенную продукцию, характеризующееся относительной экономической самостоятельностью, технологической завершенностью по производству своей продукции; основная единица экономико-географического наблюдения в области географии хозяйства.
Большинство предприятий являются точечными объектами— в промышленности, материально-техническом снабжении, торговле, строительстве, но имеются среди них и линейные объекты — предприятия транспорта, и площадные — предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности и т. п. Поэтому нельзя вводить в определение жесткий признак «точечного» характера объекта.
Некоторые предприятия, расположенные в одном городе, имеют несколько изолированных участков. Но с точки зрения экономической географии такие предприятия должны считаться территориально целостными и, естественно, не могут рассматриваться таковыми с точки зрения районной планировки и градостроительства.
Предприятие, не имеющее юридической самостоятельности и расположенное отдельно от головного предприятия в другом населенном пункте, будет считаться таковым, поскольку обладает известной экономической самостоятельностью и технологической завершенностью. Наоборот, юридически самостоятельное предприятие, состоящее из несцоль-ких территориально разобщенных единиц, с экономике 'географической точки зрения не будет считаться предприятием, так как нарушен признак территориальной целостности.
Под продукцией предприятия имеется в виду любой результат его деятельности, любая его внешняя функция. Но на практике установилась традиция именовать предприятием лишь единицу сферы материального производства. Для соответствующих единиц непроизводственной сферы принят термин учреждение.
К функциональным характеристикам предприятия, интересующим экономико-географа, относится прежде всего его производственная специализация, определяющая его входящие и выходящие связи, экологическую активность и т. д., а также ведомственная принадлежность предприятия.
Структурные элементы предприятия будут представлять интерес лишь для ограниченного круга задач или при анализе сложных предприятий типа комбината — предприятия, объединяющего различные, но технологически или функционально связанные производственные единицы или службы '.
К динамическим характеристикам предприятия следует отнести стадии его развития (проект, новостройка, новое предприятие, реконструируемое предприятие, конвертируемое предприятие, меняющее свою производственную специализацию, и т. д.).
Типология предприятий строится на основе их производственной специализации, экологической активности («санитарной вредности»), социально-трудовой характеристики (количественные и качественные требования к трудовым ресурсам), а также на основе других признаков, влияющих на размещение предприятия.
Наиболее конструктивным классификационным признаком является размерность, чаще всего выражаемая численностью занятых, но также характеризуемая — в зависимости от аспекта исследования — объемом валовой или чистой продукции, размерами основных фондов, производственной площадью. Причем в пределах одной отрасли размерность предприятия часто определяет все остальные классификации, в частности степень его экологического воздействия на окружающую территорию.
Перегон. Термином перегон предлагается назвать симплекс— объект транспортной сети или системы, соединяющий материальным средством связи два смежных объекта — потребителя транспортных услуг. Или другими словами, перегон есть кратчайший линейный объект, в пределах которого возможно осуществить весь цикл транспортных операций — погрузку (посадку), транспортировку (перемещение, переезд) и разгрузку (высадку). На железной дороге перегоном следует считать отрезок пути между двумя соседними станциями, на речных путях — между соседними пристанями или дебаркадерами, на автодорогах — расстояние между
1 Таким образом, к этой категории отнесены и так называемые комбинаты бытового обслуживания, элементы которых связаны не технологически, а общей функцией. Ортодоксальная экономическая география систематически противилась этому. Но в этой битве за «чистоту» терминологии народ-языкотворец вышел победителем, и настало время признать эту победу.
соседними поселениями, на электронном транспорте перегон может ограничиваться не только производителем и потребителем энергии, но и промежуточными подстанциями, если происходит трансформирование, на трубопроводном транспорте— компрессорными станциями и т. п. Вопрос о том, считать ли разъезды, развилки и т. д., в которых не осуществляется перегрузочных операций, границами перегонов, пока остается неясным. По-видимому, это зависит от аспекта исследования.
При подыскании подходящего термина для обозначения данного понятия автором было проверено около десятка различных слов; некоторые из них были отвергнуты из-за появляющейся многозначности (дистанция, интервал, вектор, участок), некоторые — из-за громоздкости (отрезок пути,участок пути), некоторые — из-за недостаточной или ложной ориентации (ход, линия, а также дуга — последний термин используется для аналогичной цели в методе графов). В конце концов и с одобрения рецензентов было решено распространить железнодорожный термин «перегон» на все другие виды транспорта.
К структурным элементам перегона относятся: пункт отправления, интервал, пункт назначения. Акт перемещения носителя связи — будь то поток вещества, энергии, информации, людей — или транспортная операция должны пройти все три указанных элемента. Динамическая характеристика перегона, его пропускная способность, также определяется мощностью каждого из трех структурных элементов.
Наиболее удобным типологическим признаком для перегонов будет, естественно, их принадлежность к определенному виду транспорта — железным дорогам, автомобильному транспорту и т. п.
Поселение. Территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей представляет собой населенный пункт, или, более кратко, поселение. Поселение — сложный географический объект. И все же с точки зрения географии населения и во всех случаях, когда изучаются проблемы расселения, формирования систем расселения, поселение рассматривается как элементарный объект, лежащий в основе всех построений и являющийся основной единицей наблюдения в географии населения и населенных пунктов,
Сложность этого экономико-географического объекта заключается в том, что поселение одновременно служит и местом размещения предприятий и учреждений — сферы приложения труда. Но даже если генетически поселение обязано своим возникновением строительству предприятий, все равно считается — и это вполне закономерно, — что предприятие есть структурный элемент поселения, а не наоборот. Необходимым структурным элементом поселения становится транспорт, сфера обслуживания, которым противостоит как структурный элемент равного ранга селитьба, или территория, занятая жилыми зданиями. Но эти элементы выходят из области экономической географии и переходят в область районной планировки. Научный потенциал поселения в экономической географии и региональной экономике исчерпывается в основном его ролью как места расселения, как места размещения производства и как пункта определенной транспортной сети или системы (и соответственно как структурного элемента в формировании сетей и систем расселения, территориально-производственных комплексов, транспортных сетей и систем).
Категория поселений имеет множество типологических и классификационных разновидностей.
Исторически первое деление поселений на различные типы связано с крупным общественным разделением труда, которое «приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни...»1. Это деление сохранилось и до настоящего времени: все поселения делятся на два главных типа — города и вообще городские поселения, население которых связано преимущественно с несельскохозяйственной деятельностью, и сельские поселения или села, где главная сфера приложения труда — сельскохозяйственное производство2. В большинстве стран отнесение поселений к тому
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 20.
s Различия между понятиями «город» и «городское поселение» фиксируют преимущественно юридические аспекты населенных пунктов: первое из них относится к поселениям, официально получившим права города, второе является общим для всего типа городских поселений, включающим в СССР кроме городов также поселки городского типа (ПГТ) — административный тип городского поселения, рассматриваемый в качестве своего рода промежуточного звена между городом и селом [45, 329].
или иному типу оформляется юридически, хотя критерии варьируют довольно заметно; в СССР эти критерии несколько отличаются по союзным республикам. По существу же деление населенных пунктов на городские и сельские весьма условно, и различие постепенно стирается. С одной стороны, возникли сельские поселения, в которых сельскохозяйственное производство не является доминирующей сферой приложения труда, а то и вовсе отсутствует. С другой — в так называемых сельскохозяйственных поселениях возрастает доля занятых вне сельского хозяйства. В переходный период от социализма к коммунизму различия между городскими и сельскими поселениями будут стираться и дальше, но, пока не исчезли совсем, необходимо разработать новую типологию поселений по критерию отношения их жителей к главным сферам общественного производства. Скажем, все поселения можно было бы разделить на городские (городского типа) и негородские; в составе первых выделить два класса: города и городские поселки, в составе вторых — также два класса: поселки (поселения несельскохозяйственного профиля) и села.
Функции поселений чрезвычайно многообразны, и функциональных типологий может быть несколько, на которых нам останавливаться нет смысла, так как этот вопрос достаточно глубоко проработан в литературе. Упомянем лишь одну из этих типологий, поскольку ее терминирование связано с содержанием данной работы, — типологию по функциям, выполняемым поселениями в некоторой локальной системе, на данной территории.
Центральное поселение ' — поселение, функции которого распространяются на окружающую территорию, распола^аю-щую по крайней мере еще одним поселением, подчиненным центральному.
Периферийное поселение — поселение, расположенное в сфере влияния центрального поселения и подчиненное последнему.
Промежуточное положение между центром и периферийными поселениями занимает поселение-спутник, или спутник; оно расположено в непосредственной близости от центра, в
1 В нашей литературе иногда данное поселение называют «центральным местом», что есть следствие неточного перевода немецкого термина zentrales Ort, введенного В. Кристаллером; более точный перевод — «центральное поселение».
I
о доступности для развития тесных трудовых и культур-пи бытовых связей.
В данной системе терминов поселение, которое не входит м какую-либо систему, можно обозначать термином изолиро-пинное поселение.
Классификация поселений чаще всего строится на основе критерия людности, т. е. численности постоянного населения. В географии, пожалуй, это есть пример самой «классической» классификации. К этому же виду систематизации должна быть отнесена группировка поселений на основе критерия «административно-политические функции». Предлагается следующее терминирование:
Локалитет — поселение, отвечающее всем признакам, присущим данному экономико-географическому объекту, но не имеющее никаких административных функций, в том числе функции самоуправления.
Коммунитет ' — поселение, обладающее функциями административного самоуправления (часто распространяемого на смежные локалитеты).
Административный центр (контекстуальный синоним — центр) — поселение, обладающее функциями административного управления по отношению ко всей данной территории (ко всем расположенным на ней локалитетам и коммуните-там), а также по отношению к возможным анклавам.
Столица — поселение, обладающее к окружающей территории не только административными, но и политическими функциями.
Эта группировка отнесена к классификации, а не к типологии, поскольку различные градации поселений по административно-политическим функциям в конце концов отражают их ступени роста. Очень часто бывает, что в течение какого-то промежутка времени классификационные различия в административно-политических функциях закрепляются в результате возникновения новых типологических черт; но это, во-первых, есть явление вторичное, во-вторых, между административными и экономическими функциями имеется взаимное влияние; в-третьих, подтверждает тот факт, что точно отделить количественные признаки от качественных в таком
1 Термины «локалитет» и «коммунитет» взяты из иностранного языкового материала, что обеспечивает им уже качество переводимое™, а также известную системную связь с другими терминами («локальный», «коммунальный»),
сложном объекте, как поселение, довольно трудно, и исследователь должен в первую очередь исходить из тех целей, которые он перед собой ставит, разрабатывая ту или иную систематизацию.
Вне рассмотренной системы остались такие образования, как районы в городах, или городские административные районы, но это — не экономико-географический объект.