Производственно-территориальный Территориально-производственный




Комплекс комплекс

1. Объединяет предприятия преиму- Объединяет производственно-терри-

щественно на основе связей техноло- ториальные комплексы и «автоном-

гических и производственно-информа- ные» предприятия на основе про-

ционных. изводственных связей всех видов и

общности использования террито­рии и других ресурсов.

2. Территориальная общность компо- Территориальная общность компо­
нентов существенно повышает эффек- нентов — решающий фактор образо-
тивность комплекса. вания комплекса.

3. Включается в существующую си- Является важнейшим фактором
стему расселения. формирования территориальной си­
стемы расселения.

4. Главный метод управления — отра- Главный метод управления — регио-
слевой подход. нальный подход.

5. Служит одним из элементов тер- Служит одним из элементов системы
риториально-производственного ком- территориального разделения тру-
плекса. да в стране.

6. Является объективной основой об- Является объективной основой об­
разования частного (отраслевого) эко- разования интегрального экономи-
номического района. ческого района.

ном, но делающее основной упор на внутреннюю структуру. Во всяком случае поиск соответствующего понятия ведется. Достаточно напомнить такие терминологические нововведения, как «территориальный хозяйственный комплекс», «территори­альный народнохозяйственный комплекс», «районный народно­хозяйственный комплекс»', «хозяйственно-территориальный комплекс», «хозяйственный комплекс района» и др. Пока не найдено достаточно отработанных методов определения этого комплекса, и даже не с точки зрения его формализации, а хотя бы в виде достаточно конструктивного описания. С понятийно-терминологической точки зрения это «нечто» уже должно быть не комплексом, а системой, ибо в число элементов вклю­чаются не только объекты, но и отношения, качества, свойства

1 Необходимо заметить, что атрибут «народнохозяйственный» лучше относить к сочетаниям такого масштаба, который сопоставим с народ­ным хозяйством страны в целом. Если следовать канонам семантики, то выражение «Оренбургский народнохозяйственный комплекс» натал­кивает на мысль о существовании «оренбургского народа». Большая опасность заключается в том, что термин «народнохозяйственная эф­фективность» становится многозначным (с точки зрения страны? или с точки зрения региона?). Политическими соображениями оправдано выражение «народнохозяйственный комплекс республики». Возможен вариант «территориально-производственный комплекс народнохозяйст­венного значения».


(уровень жизни, демографическая ситуация и т. п.). Если же оставить это «нечто» в терминологическом семействе комплексов (придавая эластичность признакам «сопряжение мощностей» и «устойчивость взаимосвязей»), то больше всего подходят выражения «территориально-хозяйственный» или (применительно к району) «районно-хозяйственный комп­лекс». Это понятие явилось бы конструктивным в первую оче­редь для составления комплексной программы или комплекс­ного плана развития района, где должны учитываться не только производственные связи, но и связи социальные, а также связи, отражающие взаимоотношения между обще­ством, производством и окружающей средой.

Транспортные системы

Избрав в качестве своеобразного «пункта отправления» пер­вичную ячейку транспортной системы — перегон, можно упо­рядочить и развить терминологию географии транспорта.

Перегон состоит из двух точек (пунктов), соединенных линией транспорта (интервалом). При осуществлении всей совокупности транспортных операций функции пункта могут меняться: по отношению к одному носителю связей он может выполнять роль пункта отправления, по отношению к дру­гому— роль пункта назначения. Промежуточный пункт имеет два примыкающих к нему интервала одного вида транспорта, тупиковый пункт — только один интервал (вообще или в дан­ном варианте перевозок, в данной работе). Пункты, к кото­рым примыкают более двух интервалов одного средства транспорта,— это узлы с типологическими разновидностями «железнодорожный», «автодорожный» и т. п. и с классифика­ционными разновидностями по числу примыкающих линий или по совокупной пропускной способности. Транспортными узлами следовало бы именовать лишь такие пункты, где схо­дятся не меньше двух линий различных, но взаимодействую­щих средств транспорта.

Путь от одного тупикового пункта до другого тупикового пункта данного средства транспорта составляет транспорт­ную линию, которая, естественно, состоит из нескольких пере­гонов. Транспортная линия между двумя исследуемыми пунк­тами — это коммуникация.


Если хотя бы один из пунктов транспортной линии явля­ется узлом, налицо транспортная сеть, в какой бы начальной стадии развития она ни находилась. Логически следует, что транспортная сеть должна иметь не менее трех тупиковых пунктов.

Для отдельной конкретной транспортной операции, вовле­кающей в процесс функционирования определенный пункт отправления, пункт назначения, носитель связи и средство связи, в качестве наиболее подходящего рекомендуется тер­мин рейс. Если рейс осуществляется не эпизодически, а регу­лярно, в соответствии с фиксированным расписанием или дру­гой систематизированной программой операций, то его име­нуют маршрутом. Генерализация потоков на транспорте есть не что иное, как сведение отдельных рейсовых операций в маршрутные операции, и называется этот метод, как изве­стно, маршрутизацией (грузопотоков, пассажиропотоков и т. д.).

Транспортная сеть одного средства связи, по которой опе­рации осуществляются по фиксированным и, стало быть, согласованным по объему, месту и времени маршрутам, пре­вращается в транспортную систему. Каждое средство транс­порта на данной территории может иметь свою, изолирован­ную систему. Если же эти изолированные системы имеют общие транспортные узлы и операции их согласованы по объему, месту и времени, возникает комплексная или еди­ная транспортная система.

Транспортный узел, в котором перегрузочные и другие не связанные с перевозкой операции сосредоточены на одной площадке и, как правило, организационно регулируются еди­ным транспортным предприятием, предлагается называть, как это делается в других языках, терминалом.

Транспортную линию или коммуникацию, укладываю­щуюся в границы данного района, можно обозначить терми­ном фидер — неологизм, также взятый из иностранного лекси­кона (примерно в таком же значении используется у нас в электротехнике); фидер обеспечивает внутрирайонные транспортные связи. Межрайонные транспортные связи обес­печиваются магистралями — транспортными линиями, связы­вающими два или несколько районов. По международным магистралям осуществляются международные перевозки. Ра­зумеется, и внутрирайонные перевозки могут использовать магистрали, а межрайонные перевозки — международные


магистрали в соответствующих территориальных пределах. Или: фидер может быть частью магистрали и даже частью международной магистрали.

Совокупность рейсов и маршрутов одной коммуникации в течение определенного времени наблюдения образует раз­личные потоки: грузопоток, пассажиропоток, энергопоток, ин-формопоток. Интенсивность участия отдельных пунктов, узлов, перегонов транспортной сети выражается понятием «оборот»: грузооборот, пассажирооборот и т. д. Мощности всех элементов транспортной сети определяются их пропуск­ной способностью (вспомогательный показатель — емкость хранения). Интенсивность движения средств связи выражает густоту движения.

Таким образом, в экономико-географических исследова­ниях мы оперируем тремя понятиями интенсивности: плот­ность— для характеристики интенсивности по отношению к территории; теснота — для характеристики интенсивности (объема) связей между различными объектами или таксо­нами; густота — для характеристики интенсивности движе­ния потоков по транспортным линиям. Так, теснота связей между двумя объектами может остаться постоянной, но, если между ними проложена новая дополнительная транспортная линия, густота движения на каждой из линий понизится.

Системы расселения

Сетью расселения (или сетью поселений) называется вся со­вокупность поселений полигона (таксона), охарактеризо­ванная с точки зрения территориальной упорядоченности (плотности), размерной классификации и основной типоло­гии, т. е. с подразделением на городские и негородские посе­ления. Системой расселения (или системой поселений) сле­дует именовать территориальное сочетание поселений, между которыми существуют более или менее четкое распределение функций (взаимный обмен функциями), производственные и социальные связи. Сеть включает все поселения территории, в том числе изолированные поселения. Система изолирован­ные поселения не включает.

Наиболее типичная система расселения— агломерация; при определении данного понятия сошлемся на резолюцию


состоявшегося в 1973 г. совещания представителей научных учреждений стран —членов СЭВ по вопросам методологии региональных исследований:

«Под агломерацией понимается такое территориальное экономическое образование, которое:

- возникает на базе крупного города (или нескольких
компактно расположенных1 городов— конурбация) и создает
значительную зону урбанизации, поглощая смежные населен­
ные пункты;

- отличается высшей степенью территориальной концен­
трации разнообразных производств, в первую очередь про­
мышленности, инфраструктурных объектов, научных и учеб­
ных учреждений, а также высокой плотностью населения;

- оказывает решающее преобразующее влияние на окру­
жающую территорию, видоизменяя ее экономическую струк­
туру и социальные аспекты жизни населения;

— демонстрирует высокую степень комплексности хозяй­
ства и территориальную интеграцию его элементов.

Все указанные характерные черты агломерации обуслов­ливают специфику ее развития как многоотраслевого, много­функционального центра национального значения со специа­лизацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства.

Таким образом, агломерацию следует рассматривать од­новременно как подсистему общей народнохозяйственной си­стемы размещения производства и как подсистему общей си­стемы расселения страны.

Экономической предпосылкой стремительного развития агломераций являются преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно:

— высокая степень концентрации и диверсификации про­
изводства, что обусловливает его максимальную эффектив­
ность;

— концентрация квалифицированных кадров, тесная
связь производства с наукой и учебными центрами;

_ максимально эффективное использование систем про­
изводственной и социальной инфраструктуры» [79, 265—266].

Рассмотрим это развернутое определение с позиций пред­лагаемого в данной работе варианта ПТС.

1 Точнее было бы: «контактно расположенных», 122


Во-первых, агломерация может относиться к географиче­ским объектам («оказывает решающее преобразующее влия­ние на окружающую территорию», т. е. на ландшафт), а также к формам размещения и расселения; могут наблю­даться случаи, когда агломерация, оставаясь формой, не является системой (например, исторически Берлин — столица ГДР и Западный Берлин по форме составляют единую агло­мерацию, но принадлежат к разным системам — и террито­риальным, и социально-экономическим).

Во-вторых, фиксация двойственной природы агломера­ции— не только как категории системы расселения, но и как категории системы размещения производства — важна с по­нятийно-терминологической точки зрения, так как оправды­вает выражение агломерационный эффект (комплексный фак­тор размещения, выражающийся в том, что точечно или кон­тактно размещенные объекты — если они совместимы — всегда эффективнее, чем размещенные изолированно, рас­сеянно).

В-третьих, то обстоятельство, что в данном определении агломерации связываются исключительно с крупными город­скими поселениями, делает это определение жестким; в прин­ципе агломерирование наблюдается и вокруг небольших го­родов, и даже вокруг значительных сельских поселений.

Для данного понятия чрезвычайно важна социально-исто­рическая характеристика, что и отмечается в цитируемой резолюции: «Развитие агломераций, особенно в тех случаях, когда оно недостаточно четко планируется и управляется, ведет к ряду негативных последствий, таких, как ухудшение окружающей среды, перегрузка внутреннего и внешнего транспорта, недостаток территории, водных ресурсов, ослож­няется также проблема трудовых ресурсов. В капиталисти­ческих странах гипертрофическое, бесплановое развитие агло­мераций давно достигло критического состояния. В условиях плановой системы социализма имеются все возможности для того, чтобы, максимально используя положительные черты агломерации, устранить или ослабить негативные последствия и ходе развития агломераций» [79, 266].

Традиционно агломерация изучается как форма расселе­ния и в меньшей степени как форма размещения производ-стиа; в последнем случае чаще фигурировал термин «про­мышленный узел». Во введении отмечалось, что данный тер­мин в настоящее время приобрел опасную многозначность:


то он обозначает промышленную агломерацию, то группу территориально смежных, расположенных на единой пло­щадке промышленных предприятий. Понятийное противоре­чие выражается в том, что промышленный узел как агломе­рация может иметь несколько промышленных узлов как групп предприятий. Предлагается закрепить за ним лишь второе значение, узаконив следующие термины.

Блок предприятий — группа промышленных предприятий и элементов производственной инфраструктуры, размещен­ных на единой площадке и возводимых, как правило, на ос­нове общего проекта и единой строительной организацией '. Сам метод может обозначаться термином «блокирование предприятий».

Промышленный узел — блок промышленных предприятий, имеющих между собой производственные связи.

В связи с тем что предлагается'закрепить за термином «промышленный узел» толкование, приведенное выше, необ­ходимо найти термин, заменяющий традиционное экономико-географическое понятие данной формы размещения произ­водства. Роль этого термина может играть выражение эконо­мический узел (при выделении производственных и социаль­ных элементов объекта) или хозяйственный узел (когда бе­рутся в расчет и факторы экологические).

Традиционное толкование термина «промышленный узел» предлагается отвергнуть по следующим мотивам:

1) Среди экономико-географов нет единого толкования
понятия «промышленный узел». В одной работе говорится
об Иркутско-Черемховском промышленном узле, в другой —
о промышленных узлах Иркутско-Черемховского района. Эта
нечеткость и послужила одной из причин для «экспроприа­
ции» традиционного экономико-географического термина спе­
циалистами Госстроя СССР.

2) Новое значение термина, трактуемое в документах
Госстроя СССР, широко внедрялось в официальную и науч­
ную литературу; причем термин от этого не стал ложноориен-
тирующим ни по одному из своих терминоэлементов.

1 В период своего формирования блок может обладать качествами комплекса (комплекса строительства) и терять эти качества в период функционирования. Явление это наблюдается довольно часто, и вряд ли было бы справедливым характеризовать его только отрицательно, особенно в случаях, когда на подбор состава блокируемых предприятий влияли социальные факторы.


3) Но самое главное заключается в том, что для формы размещения, которую экономико-географы называли про­мышленным узлом, характерными стали не только промыш­ленная функция (которая в большинстве случаев остается доминирующей), но и другие функции — культурного, науч­ного и прочих видов обслуживания. В этом смысле термин «промышленный узел» все более становится ложноориенти-рующим. Замена атрибута (на «хозяйственный») восстанав­ливает его правильную ориентацию.

Понятие о единой системе расселения теоретически стро­ится на тезисе Ф. Энгельса о слиянии города и деревни в социалистическом обществе1. В экономико-географическую литературу термин введен К- Шешельгисом [88]; впослед­ствии развитию данного понятия много внимания уделил Б. С. Хорев.

Сущность понятия заключается в следующем. Развитое социалистическое общество, опираясь на высокий уровень развития производства, используя широкие возможности, открываемые научно-технической революцией, правильно учитывая объективные тенденции развития современного общественного производства, может и должно в рамках на­роднохозяйственного планирования создавать такую террито­риальную организацию хозяйства, которая, содействуя об­щему повышению материального и культурного благосостоя­ния всего общества на основе роста производительности труда, одновременно решала бы задачу сближения, слияния городских и сельских поселений, добиваясь выравнивания уровней производительности труда, условий труда, уровней жизни и т. д. Понятие это включает также как необходимое условие выравнивание уровней жизни и между районами, иначе межрайонные миграции будут стимулироваться не столько потребностями общественного производства, сколько личными интересами мигрантов. При единой системе рассе­ления эффективность миграции, как экономической, так и социальной, должна быть инвариантной в территориальном пспекте. Наконец, в это понятие включается рациональное использование ресурсного потенциала страны и сохранение, улучшение окружающей среды как одного из условий инва­риантности эффекта миграций.

1 См. К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 20, с. 308.


Рассматривая единую систему расселения в тесной связи с производственной системой страны и как принципиально новую форму человеческого общежития, мы вправе говорить о ее составных элементах — территориальных системах рассе­ления, из которых выделим два класса: локальную и регио­нальную системы.

Под локальной системой расселения следует понимать расположенную в рамках контактной территории сеть посе­лений, связанных между собой общностью производственных связей, системы обслуживания населения, транспортной сети (или системы), системы информации, единой политикой при­родопользования и охраны окружающей среды, общностью и централизацией управления автономными объектами си­стемы. Важно подчеркнуть, что в локальной системе объек­тивно существует возможность ежедневного личного общения и обмена информацией всех представителей ее активного на­селения. С социологической точки зрения локальная система может отождествляться с социумом — первичной террито­риальной ячейкой общества, объединяющей коллективы и отдельных людей, в рамках которой проявляется вся сово­купность социальных отношений и наиболее интенсивно раз­виваются демографические процессы.

Региональная система расселения имеет те же признаки, что и локальная, но отличается большими масштабами, охва­тывает более значительную, неконтактную территорию, в ре­зультате чего в ее пределах отсутствуют условия для еже­дневного общения активного населения.

Критерием, разграничивающим контактную и неконтакт­ную территории при различении локальных и региональных систем, служит показатель доступности, выраженный в затра­тах времени и средств на преодоление человеком расстояния от центра до крайнего пункта системы. Для локальных систем время должно укладываться в санитарно допустимые пре­делы (не более часа в один конец; предпочтительнее — не бо­лее получаса), затраты — в пределы, допустимые личным или семейным бюджетом. Установление льготных тарифов для челночников есть метод регулирования локальных систем расселения.

С точки зрения демографической (не в меньшей степени с точки зрения производственной) весьма существенная ха­рактеристика развития системы расселения — подвижность населения: социальная (т. е. способность населения адаптиро-


ваться к изменениям социальной структуры), экономическая (способность населения адаптироваться к изменениям эконо­мической структуры) и территориальная (способность насе­ления к переселениям и к челночным поездкам). «Без созда­ния подвижности населения,— писал В. И. Ленин,— не может быть и его развития...»' В литературе употребляется также и иноязычный синоним мобильность.

Челночные поездки в предлагаемом варианте ПТС отно­сятся не к миграциям, а к связям. Однако необходимо под­черкнуть условность такого разграничения. Например, се­зонные трудовые поездки, смена населения в так назы­ваемых вахтенных поселениях ближе к миграциям, чем к

связям.

Ведущий фактор материального единства локальной си­стемы расселения — формирование производственно-террито­риального комплекса, а для региональных систем — террито­риально-производственного комплекса. Региональная си­стема расселения и территориально-производственный комп­лекс в сущности являются подсистемами системы более высо­кого порядка — экономико-географического района.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: