ФИГУРЫ РЕЧИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИИ (3)




 

4) МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) – это стилистический формализованный приём фигурального типа, который основан на избыточном повторе сочинительного или подчинительного союзов и на перечислении однородных членов или предложений в составе многочленного сложного предложения или сложного синтаксического целого [Веккессер М.В. 2007]. Примеры: И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Л.И. Ошанин).; Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. (А.С. Пушкин «Дорожные жалобы»); Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал … (А.С. Пушкин); Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С.Пушкин)

Функции полисиндетона:

(основные) усилительно-оценочная; усилительно-выделительная, поскольку избыточный повтор союза является своего рода актуализатором фрагмента текста или всего теста (редко). За счёт этого происходит их выделенность, что приводит к усилению различных смысловых и эмоционально-экспрессивных значений.; (частные) текстообразующая, изобразительная, функция усиления определённых ощущений и тональностей (многообразия, обилия, одновременности, последовательности, интенсивности, гармоничности, упорядоченности, временное и пространственное значения, результативности, динамичности, ассоциативности, патетичности, торжественности), интонационно-ритмическая, композиционная, приёмоактуализирующая, функция актуализации эмоционального компонента речи, характерологическая.

5) БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) (греч. ἀσύνδετον - несвязанное) - стилистический прием, при котором опущены союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность: Швед, русский - колет, рубит, режет (А.С. Пушкин).; Пришел, увидел, победил (Цезарь).; Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул. (Ф. Тютчев); …вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин)

Функции асиндетона: усиление изобразительности речи; нагнетание экспрессии, динамизма, насыщенности; древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан считал, что асиндетон пригоден «в тех случаях, когда мы говорим о чем-нибудь с большой настойчивостью, ибо благодаря отсутствию союзов отдельные понятия подчеркиваются, и кажется, что их больше, чем на самом деле».

6) ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, заключающаяся в таком расположении слов (членов синонимического ряда, тематической группы, сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи), при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего (восходящая градация или климакс) или ослабляет его (нисходящая градация или антиклимакс).

Примеры:

климакс: Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).; Проходили дни, месяцы, годы, но всё оставалось по-прежнему; Здесь мы имеем дело с необычным, редким, уникальным явлением; Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь); В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. (А. Грибоедов); Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков); Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! (В. Маяковский); Реки, озера, океаны слез!

– антиклимакс (стилистическая фигура, расположение в поэтической (а иногда и в бытовой) речи слов или выражений в нисходящем по силе интонации и по смыслу порядке): Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. (Д.И. Фонвизин); Никто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и ни герой. («Интернационал»); Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями (А. Пушкин).; Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М.Твен).

Функция градации: Общей (постоянной) стилистической функцией градации является функция выразительности, которой подчинены другие. Частными стилистическими функциями, характерными для градации, являются: 1) выделительно-логическая функция градации, которая реализуется как градацией рационально-логического типа, так и градацией экспрессивного типа. Чаще всего эта функция реализуется в текстах официально-делового и научного стилей, а также в публицистике и в ораторских выступлениях; 2) характерологическая функция, используемая с целью подробной характеристики того или иного предмета (в широком смысле), указания на существенные его свойства, качества и т.п. При этом усиливается воздействие на адресата речи, а также достигается более высокая степень выразительности целого текста или его части; 3) эмоционально-усилительная функция, которая заключается в том, что градонимы усиливают эмоциональное впечатление, производимое на адресата за счет использования эмоциональной градации; 4) оценочная функция, заключающаяся в выражении оценки предмета речи с тех или иных позиций; 5) изобразительная функция, служащая для создания образного представления о предмете речи путем особой организации градационного ряда: градонимы представляют собой словосочетания или предложения, а иногда - сравнительные конструкции; 6) текстообразующая функция: градация может служить основой целого текста или его отрывка (сложного синтаксического целого); 7) ритмообразующая функция, реализуемая в подавляющем большинстве случаев в поэтических текстах, служит для передачи особого ритма в тексте, что придает ему четкость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: