Найдите в отрывках из книги Л.Улицкой “Казус Кукоцкого” контекстуальные синонимы. Стилистически охарактеризуйте их.




1) Сергей извлек из своей дудки сначала какие-то поисковые трели. Таня, аккомпанируя на пианино, к нему подлаживалась, заходила то справа, то слева, так они потолкались на каком-то неопределенном месте, а потом Сергей спел на своем саксофоне длинную радостную весть, которая окончилась таким счастливым воплем…

2) И маленькие звуки, острые, зазубренные, металлические, были так же безжалостны, как и прекрасны.

Определите функции синонимичных слов.

1) Мафия бессмертна. Террор вечен? 2) Рынок без базара! 3) Диалог – это когда говорят двое. 4) Легенды и были Манежной площади. 5) Пастух и пастырь. 6) “Я грешен, но не виноват”. 7) С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром. 8) Письма не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании. 9) И тут на губах Моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка. 10) Это степь, это десятый век, это не свобода, это – воля!

Определите значение и стилистическую окраску слов в данных синонимических рядах. Составьте с ними предложения.

Связь – контакт – союз – смычка; провинция – периферия – глухомань – глубинка; недочеты – недостатки – неполадки – дефекты; просить- ходатайствовать – хлопотать; нехватка – недостача – дефицит.

Устраните повторы, используя синонимы.

1) Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву. 2) На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

3) Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

4) «Метрополь» - такая вышколенная школа, что на них можно положиться.

5) Рост преступности за последние годы значительно вырос.

6) Без помощи управы с этим делом мы никогда не управились бы.

Проанализируйте авторскую правку А.С. Пушкина. Мотивируйте синонимические замены слов.

1) Жены не думают, как бы мужу угодить, а как бы понравиться офицерам. (Стало: а как бы приглянуться офицерам).

2) Наш витязь падает к ногам… лобзает руки. (Стало: …целует руки).

3) Ты угасал (умирал), богач младой. (Стало: Ты угасал, богач младой).

4) В салазки жучку посадив, себя в коня оборотив (Стало: …себя в коня преобразив).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

СТИЛИ ЯЗЫКА И СТИЛИ РЕЧИ

 

План

1. Значения термина “стиль” в языке.

2. Понятие стиля в лингвистике и литературоведении.

3. Понятие о функциональном стиле языка.

4. Вопрос о составе функциональных стилей русского языка и критериях их классификации.

5. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе стилей.

6. Вопрос о разговорной речи в системе стилей.

7. Понятие жанрово-ситуативного стиля (стиля речи).

8. Понятие индивидуально-авторского стиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. – С.21-24, 31-35, 265-274, 315-327.

2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982. – С.16-22, 47-69.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С.46-90.

4. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. – М., 2010. – С.84-112.

5. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004. – С.37-54.

6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

– С. 507-513, 581-583.

ЗАДАНИЯ

Определите стилистическую принадлежность текстов. Аргументируйте свою точку зрения.

 

1) Жидкое черное золото – нефть – один из самых замечательных минералов земли. Жидкий – потому, что действительно течет, испаряя легкие бензины и другие газы, застывая иногда в виде сплошных масс парафина или тяжелого мазута. Нефть – черный минерал, она получается из земли в виде черной пахучей массы. Только после сложной очистки на особых заводах и перегонки получаются чистейшие, прозрачные, совершенно бесцветные жидкости… Нефть – золото, потому что она представляет огромное природное богатство, из-за которого дерутся между собой страны Европы и Америки, устраивая кровавые войны и насильно завладевая областями, где есть нефть.

Москва и Петербург

Противопоставление Москвы и Петербурга, традиционное в русской культуре со времен появления на свет Северной столицы, предполагает ряд одних и тех же парадигм, казалось бы, незыблемых. Всегда подчеркивалось, что Москва – это город, выросший сам собой, естественно, стихийно, а Петербург был воздвигнут по воле одного человека, возникнув в сказочно короткий срок на пустом и ровном месте. Петербург появился как дерзкий замысел, наперекор стихии, «назло надменному соседу», и потребовал неимоверного напряжения сил от народа, возводившего этот «парадиз» на невских болотах. Петербург был европейским городом, но воспринимался при этом как символ и воплощение жесточайшего азиатского деспотизма, без которого он не смог бы и появиться на свет. Эта победа над стихией придала какой-то зыбкий и двусмысленный колорит самому городу; в его основании уже лежал изначальный порок и изъян; и на всем протяжении петербургской истории не было недостатка в мрачных пророчествах о его скорой и неминуемой гибели. В то же время Москва, воскреснув, как Феникс из пепла, после наполеоновского пожара, казалась городом вечным, черпающим свои силы в самом себе, в отличие от Петербурга, поддерживаемого только насилием. Это постоянное ожидание катастрофы в Петербурге, «возникшем над бездной», в сочетании с внешним его блеском и пышностью, доходящими до театральности, давало постоянное ощущение некой призрачности города и нереальности его. Петербург воспринимается как город фантастический, обманчивый, неуловимый, ускользающий, его постоянно сравнивают с грезой, миражом, видением – в противовес трезвой и будничной Москве. И вместе с тем искусственность появления города давала ощущение чрезмерной правильности, выверенности, рациональности, регулярности, геометрической прямолинейности Петербурга, особенно заметными по сравнению с хаотичной, разбросанной и беспорядочно застроенной Москвой. Петербург был первым городом России, и Москва рядом с ним казалась огромной деревней, но деревней милой, уютной и хлебосольной, в отличие от холодного, туманного и неприветливого Петербурга.

3) Как жили! Братцы мои, как же мы хорошо жили! Водочки выпьешь, колбаской с батончиком белым закусишь, сигаретку закуришь… и никаких беспокойств о будущем, потому что партия по телевизору все уже решила: стабильность. Да – одобряли. А чего надо – осуждали. А кого надо вовремя расстреляли бы – так и до сих пор были бы великой державой. Драпануть бы, так ведь не пускают уже никуда. Не впускают, в смысле. Не то, что раньше: везде объятия раскрывали жертвам Софьи Власьевны… Вспомнишь – так это даже удивительно, на какие изобретения отваживался наш советский человеческий гений, чтобы незаконно

пересечь священную границу и удрать в классово чуждый мир капитала. Когда военные летчики дули в Японию и Турцию на МИГах – ну, истребитель на то и создан, чтобы в воздухе никто и ничто не могло ему помешать. Но вот когда два бюргерских семейства из Восточной Германии самосильно мастерят в сарае воздушный шар и, спев: “Была бы только ночка потемней!..” влезают в корзину и с попутным ветром отбывают на Запад! – так ведь они еще и любимую собачку прихватили, обвязав ей морду понадежнее, чтоб лай из мглы небесной не нарушил

мирную службу пограничников. Тьфу на Жюль-Верна и его художественное предвидение!..

4) Настоящее Положение определяет порядок аукциона по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества (далее именуется – аукцион), условия участия в нем, порядок определения победителя аукциона и расчетов за имущество, приобретенное по результатам аукциона.

5) Хирург Джон Абергети отличался необыкновенной лаконичностью речи,

но в лице одной пациентки встретил серьезного соперника в этом отношении. Однажды к нему обратилась за помощью женщина с сильно воспаленной и опухшей рукой. Произошел следующий разговор, начатый доктором:

- Ожог?

- Ушиб.

- Компресс.

На следующий день пациентка явилась опять. Доктор спросил:

- Лучше?

- Хуже.

- Еще компресс.

Два дня спустя женщина снова была у него.

- Лучше?

- Здорова. Сколько?

Ничего! – воскликнул доктор. – Такой разумной пациентки я еще не встречал.

6) С тех пор как автоматизм спонтанной устной речи стал считаться аксиомой, нормативный характер использования языковых средств, которыми она располагает, обычно не вызывает сомнений. Непроизвольность выбора говорящим готовых речевых средств и приемов сосуществует, как известно, с полярно противоположным свойством речевого акта – представлять сообщение в максимально свободном, слабооформленном виде, отступающем от строгих норм грамматики и словоупотребления. Именно поэтому вопрос о характере нормативности некодифицированной литературной речи – это вопрос и о самой ее природе. Нормативность устно-литературной речи связана в первую очередь со свойством ее автоматичности. Автоматический характер воспроизведения в речи уже готовых, сложившихся, клишированных ее средств, стремление не создавать каждый раз заново речевую форму для выражения сходного содержания в стандартных речевых ситуациях создает чрезвычайно благоприятную почву для упрочения нормативного характера устно- литературной речи. Напротив, слабооформленность устно-речевого построения не создает условий для складывания соответствующих норм и, более того, влечет за собой многочисленные и разнохарактерные отступления от норм уже сложившихся. Это и давало в свое время повод для понимания устной речи всего лишь как «испорченной» письменной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: