СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
Д.К. Сим, И.А. Шинкарев
Материалы для СРС
По дисциплине «Макроэкономика»
Для специальности 5В050900 «Финансы»
г. Петропавловск
2014 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
Им. М. Козыбаева
Д.К. Сим, И.А. Шинкарев
Материалы для СРС
По дисциплине «Макроэкономика»
Для специальности 5В050900 «Финансы»
г. Петропавловск
2014 г.
СРС 1 Самостоятельно изучить тему «Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа»
Цель: получение навыков самостоятельно освоения учебного материала по предложенной литературе.
Рекомендации по выполнению
Составить согласно предлагаемого списка литературы необходимый библиографический список.
Ответить на вопросы (устно):
1. Предмет макроэкономики.
2. Методы макроэкономического анализа.
3. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. «Утечки» и «инъекции».
4. Общее условие макроэкономического равновесия.
5. Макроэкономическая политика.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:
Результаты СРС проверяются в ходе комплексного задания на практическом занятии, письменного оформления СРС не требуется.
Критерии оценки СРС: полнота и правильность освоения материала, правильные ответы на вопросы преподавателя..
Форма контроля: письменное комплексное задание.
СРС 2 тема: «Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа» и описание заданий
Цель: Применить теоретические знания при решении задач.
Задачи: образовательная: закрепление лекционного материала и их контроль.
Воспитательная: привитие интереса к дисциплине.
Развивающая: развитие навыков логического мышления и умение сопоставлять основные экономические категории.
План выполнения СРС 2
1. Решение задач:
Задача 1
В экономике страны располагаемый доход (Yd) равен 4800 млрд дол., потребительские расходы – 4100 млрд дол., дефицит бюджета составляет 100 млрд дол., а дефицит торгового баланса равен 50 млрд дол. Определите инвестиции.
Задача 2 В экономике страны инвестиции равны 1500 млрд. дол., профицит торгового баланса составляет 173 млрд. дол., потребительские расходы – 4532 млрд. дол., дефицит государственного бюджета равен 100 млрд. дол. Определите располагаемый доход.
Задача 3 В экономике страны располагаемый доход равен 4500 млрд. дол., потребительские расходы – 3780 млрд. дол., инвестиции 1100 млрд. дол., дефицит торгового баланса составляет 235 млрд. дол. Определить состояние государственного бюджета
2. Изучить модель круговых потоков.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы
Решение задач должно быть оформлено на листах формата А4. Обязательным требованием является наличие ответа и выводов после решения каждой задачи. Обязательно нужно указывать как в ходе решения задачи, так и в ответе единицы измерения.
Форма контроля: проверка решения задач.
Материалы самоконтроля.
1. Предмет макроэкономики. Методы макроэкономического анализа.
2. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки.
СРС 3 Самостоятельно изучить тему «Макроэкономические показатели»
Цель: получение навыков самостоятельно освоения учебного материала по предложенной литературе.
Рекомендации по выполнению
Составить согласно предлагаемого списка литературы необходимый библиографический список.
Ответить на вопросы (устно):
1. Валовой внутренний продукт: сущность и значение.
2 Методы расчета ВВП: по добавочной стоимости, по расходам и по доходам.
3. Номинальный и реальный ВВП.
4. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Потребительская корзина.
5. Другие показатели системы национальных счетов. Кругооборот доходов и расходов. Основное макроэкономическое тождество.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:
Результаты СРС проверяются в ходе комплексного задания на практическом занятии, письменного оформления СРС не требуется.
Критерии оценки СРС: полнота и правильность освоения материала, правильные ответы на вопросы преподавателя..
Форма контроля: письменное комплексное задание.
СРС 4 тема: «Макроэкономические показатели » и описание заданий
Цель: Применить теоретические знания при решении задач.
Задачи: образовательная: закрепление лекционного материала и их контроль.
Воспитательная: привитие интереса к дисциплине.
Развивающая: развитие навыков логического мышления и умение сопоставлять основные экономические категории.
План выполнения СРС 4
1. Решение задач:
Задача 1. Рассчитать величину национального дохода, личного дохода и располагаемого дохода на основе данных нижеприведенной таблицы.
Счет | Ден. ед. |
ЧНП | |
Дивиденды | |
Налог на прибыль корпораций | |
Взносы на социальное страхование | |
Общая прибыль корпораций | |
Потребительские расходы | |
Подоходный налог с населения | |
Трансфертные платежи | |
Налог на наследство | |
Косвенные налоги на бизнес |
Задача 2. Ведущие экономисты прогнозируют, что через год экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными:
C=10+0,7Y
I=50 ден. ед.
G=100 ден. ед.
где С – потребительские расходы, I – частные валовые инвестиции, G – государственные закупки товаров и услуг, Y – ВНП. Рассчитайте прогнозируемый на следующий год уровень ВНП.
Задача 3 Дано: ВНП – 480; объем валовых инвестиций – 80; объем чистых инвестиций – 30; объем потребления домашних хозяйств – 300; государственные расходы – 96; избыток государственного бюджета – 3. Определить: ЧНП; чистый экспорт; располагаемый доход домашних хозяйств; объем их сбережений; объем национальных сбережений.
2. Изучить другие показатели СНС.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы
Решение задач должно быть оформлено на листах формата А4. Обязательным требованием является наличие ответа и выводов после решения каждой задачи. Обязательно нужно указывать как в ходе решения задачи, так и в ответе единицы измерения.
Форма контроля: проверка решения задач.
Материалы самоконтроля.
1. Валовой внутренний продукт: сущность и значение. Методы расчета ВВП: по добавочной стоимости, по расходам и по доходам.
2. Номинальный и реальный ВВП.
3. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Потребительская корзина.
СРС 5 Самостоятельно изучить тему «Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция»
Цель: получение навыков самостоятельно освоения учебного материала по предложенной литературе.
Рекомендации по выполнению
Составить согласно предлагаемого списка литературы необходимый библиографический список.
Ответить на вопросы (устно):
1. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Потенциальный ВНП.
2. Формы безработицы и ее естественный уровень.
3. Закон Оукена.
4. Регулирование уровня безработицы.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы:
Результаты СРС проверяются в ходе комплексного задания на практическом занятии, письменного оформления СРС не требуется.
Критерии оценки СРС: полнота и правильность освоения материала, правильные ответы на вопросы преподавателя..
Форма контроля: письменное комплексное задание.
СРС 6 тема: «Макроэкономическая нестабильность. Экономические циклы безработицы. Инфляция» и описание заданий
Цель: Применить теоретические знания при решении задач.
Задачи: образовательная: закрепление лекционного материала и их контроль.
Воспитательная: привитие интереса к дисциплине.
Развивающая: развитие навыков логического мышления и умение сопоставлять основные экономические категории.
План выполнения СРС 6
1. Решение задач:
Задача 1. Численность трудоспособного населения составляет 80 млн человек, из них: студенты дневною отделения — 4 млн; пенсионеры — 6 млн; домохозяйки — 2,5 млн; бродяги — 0,5 млн; заключенные — 0,7 млн; заняты неполный рабочий день и ищут работу — 0,8 млн. Общая численность уволенных и уволившихся 10 млн человек, из них: 5% отчаялись и прекратили поиск работы; 0,2 млн человек уже нашли работу, но еще не приступили к ней; 0,1 млн человек ждут восстановления на работе. Кроме того, 3 млн человек впервые появились на рынке труда. Определите: а) общую численность безработных; б) численность не включаемых в рабочую силу; в) численность занятых.
Задача 2. Уровень безработицы в текущем году составил 7,5%, а фактический ВВП — 1665 млрд дол. Естественный уровень безработицы — 5%. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 3.
Задача 3. Уровень безработицы в текущем году составил 6,5%. Естественный уровень безработицы — 5%, а коэффициент Оукена — 2. Потенциальный ВВП равен 2550 млрд дол. Определите отставание ВВП (в %) и потери ВВП, вызванные циклической безработицей (в млрд дол.).
2.Изучить закон Оукена.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Основная литература
1. Мамыров Н.К., Тлеужанова М.А., "Макроэкономика" Экономика 2003.
2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика Пер. с англ.-М.:Изд-во МГУ, 1994.- 736с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Мароэкономика: Учебник.-МГУ,Изд.-во ДИС, 1997.-416с.
Дополнительная литература
4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник С-Пб: Экономическая школа, 1994.-400с.
5. СаксДж., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. –М: дело,1996.-848с.