СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ




 

Источники

 

1. Василий Великий, свт. Письма. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. – 420 с.

2. Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: в 2 т. –Краснодар: Текст, 2006. Т. 2. – 448 с.

3. Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. –Краснодар: Текст, 2010. – 368 с.

4. Григорий Палама, свт. Письмо к Акиндину / Мейендорф И. Ф. Письмо к Акиндину св. Григория Паламы // Православная мысль. Париж. 1955. 10. С. 113-126.

5. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав. – Краснодар: Текст, 2006. – 224 с.

6. Григорий Палама, свт. Трактаты. – Краснодар: Текст, 2007. – 256 с.

7. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон. 1995. – 384 с.

8. Давид Дисипат, мон. Полемические сочинения. История и богословие паламитских споров. – Москва; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2012. (Византийская философия. Т. 9; Smaragdos Philocalias). – 312 с.

9. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова, 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 571 с.

10. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. – СПб.: «Алетейя», 2003. – 864 с.

11. Зизаний Л. И., прот. Большой Катехизис. – М., 1878. Единоверческое издание. – 404 листа.

12. Иустин Философ, мч. Апология вторая / Преображенский П., прот. Памятники древней христианской письменности. т. III, Сочинения древних христианских апологетов, Святой Иустин Философ. – М., 1862. С. 37-113.

13. Иоанн Дамаскин, прп., Феодор Студит, прп. О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. – 336 с.

14. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. – 379 с.

15. Максим Исповедник, прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica). – Святая гора Афон; СПб.: Издательство РХГА, 2014. – 808 с.

16. Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – 464 с.

17. Максим Исповедник, прп. Письма. – СПб.: Из-во СПбГУ, 2007. – 285 с.

18. Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. – М.: Мартис, 1993. – 354 с.

19. Марк Эфесский, свт. Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г. Дунаева. – М., 1999. С. 121-138.

20. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1979. – 488 с.

21. Плотин. Эннеады. VI.1.5 / Перевод Т. Сидаш. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 408 с.

22. Плотин. Эннеады. V.1.6. / Перевод Т. Сидаш. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 320 с.

23. Прокл Диадох. Комментарий к «Кратилу» Платона / Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. – СПб.: Издательство РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003. С. 315-359.

24. Прокл Диадох. Комментарий к «Пармениду» Платона. / Пер., ст. и прим. Л. Ю. Лукомского. – СПб., Міръ. 2006. – 896 с.

25. Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Книга I. Пер. С. В. Месяц. – М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2012. – 376 с.

26. Прокл Диадох. Первоосновы теологии; Гимны. – М.: Издательская группа «Прогресс», VIA, 1993. – 319 с.

27. Прокл Диадох. Платоновская теология. Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. – СПб.: РХГИ, «Летний сад», 2001. – 624 с.

28. Псевдо-Аристотель. О мире // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. – М.: Республика, 1996. С. 182-196.

29. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. – 451 с.

30. Aristotelis opera. – Berolini, 1831. V. 1. P. 391-401.

31. Basil the Great. Epistolae (189) // PG. Vol. 32. P. 684-696.

32. Gregory of Nyssa. Contra Eudomium // PG. Vol. 45. P. 244-1121.

33. Diogenis Laertii De clarorum philosophorum – vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri decem. P. Didot, 1850. P. 1-288.

34. Iohannes Damascenus. Pro sacris imaginibus orationis tres // PG. Vol. 94. P. 1232-1420.

35. Justinus Philosophus. Apologia secunda // PG. Vol. 6. P. 327-440.

36. Maximus Confessor. Ambiguorum Liber // PG. Vol. 91. P. 1031-1417.

37. Maximus Confessor. Epistolae (6) / PG. Vol. 91. P. 424-433.

38. Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica // PG. Vol. 91. P. 354-361.

39. Maximus Confessor. Orationis Dominicae brevis expositio / PG. Vol. 90. P. 872-909.

40. Nicolai de Cusa Opera Omnia. Vol. I: De docta ignorantia. Lipsiae, 1932. – 179 p.

41. Philo Judaeus. De confusione linguarum // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1897. Vol. II. P. 218-258.

42. Philo Judaeus. De sacrificiis Abelis et Caini // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1896. Vol. I. P. 202-257.

43. Philo Judaeus. De vita Mosis // Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1902. Vol. IV. P. 199-268.

44. Procli. Commentarium in Platonis Parmenidem // Procli Opera inedita / ed. V. Cousin. – Paris, 1864. P. 603-1314.

45. Procli Diadochi. In Platonis Cratylum commentaria. – Leipzig: Teubner, 1908. – 149 p.

46. Procli, In Tim. Vol. I. – 475 p.

47. Procli, In Tim. Vol. II. – 333 p.

48. Proclus, Theol. Plat. Vol. I. – 173 p.

49. Proclus, Theol. Plat. Vol. II. – 144 p.

50. Proclus, Theol. Plat. Vol. IV. – 204 p.

51. Proclus, Theol. Plat. Vol. V. – 479 p.

52. Proclus Diadohus. Commentary on the first Alcibiades of Plato. Critical text and indices by L. G. Westerink. – Amsterdam, 1954. – 197 p.

53. Proclus: The Elements of Theology. A Revised Text. ed. Eric Robertson Dodds, Oxford: Oxford University Press, 1963. – 348 p.

54. Procoro Cidone. Apologia di Procoro al Patriarca Filoteo nell’imminenza della condanna // Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. – Citta del Vaticano, 1931. (Studi e Testi, 56). P. 296-313.

55. Theodorus Studita. Antirrheticus // PG. Vol. 99. P. 328-436.

56. Xenophontis. Memorabilia Socratis / Xenophontis operum. Ed. C. H. Weise. – Lipsiae, 1828. T. II. P. 3-176.

57. ΓΠΣ 1. – 743 p.

58. ΓΠΣ 2. – 703 p.

59. ΓΠΣ 3. – 532 p.

60. ΓΠΣ 4. – 406 p.

61. ΓΠΣ 5. – 298 p.

62. Δαβὶδ Δισυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ ‛Ακινδύνου πρὸς Νικόλαον Καβασιλάν // Τσάμη Δ. Г. Δαβὶδ Δισυπάτου Λόγος κατὰ Βαρλαὰμ καὶ ‛Ακινδύνου πρὸς Νικόλαον Καβασιλάν. – θεσσαλονίκη, 1973. P. 35-95.

63. Μάρκου ἀρχιεπισκόπου Ἐφέσου κεφάλαια συλλογιστικὰ κατὰ τῆς αἱρέσεως τῶν Ἀκινδυστῶν περὶ διακρίσεως θείας οὐσίας καὶ ἐνεργείας // Gass W. Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo. – Greifswald, 1849. P. 217-232.

 

Исследования

 

64. Иларион (Алфеев) еп. Венский и Австрийский. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб., 2007. – 912 с.

65. Макаров, Д. И. Мариология Феофана Никейского и Псевдо-Дионисий Ареопагит: ещё раз о влиянии корпуса на исихастское богословие XIV в. // Записки Александрийского семинара. – СПб., 2011. № 1. С. 70-99.

66. Петров, В. В. Σύμβολα и συνθήματα в теургическом неоплатонизме Ямвлиха и Прокла // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / Под общ. ред. В. В. Петрова. – М.: Круг, 2013. С. 148-166.

67. Реутин, М. Ю. «Христианский неоплатонизм» XIV века: Опыт сравнительного изучения богословских доктрин Иоанна Экхарта и Григория Паламы. Парижские диспутации Иоанна Экхарта. – М.: РГГУ, 2011. – 246 с.

 

Список сокращений.

PG – Patrologiae cursus completus. Series Graeca / Ed. J.-P. Migne. – Parisiis, 1857-1866.

Procli, In Tim. – Procli Diadochi In Platonis Timaeum commentarii, ed. E. Diehl. Vols. I-III. – Leipzig, Teubner, 1903-1906.

Proclus, Theol. Plat. – Proclus. Theologie Platonicienne / Texte etabli par H. D. Saffrey et L. G. Westerink. Vol. I-VI. – Paris, 1968-1997.

ΓΠΣ – Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα / Ἐκδίδονται ἐπιμελεία Π. Κ. Χρήστου. – Θεσσαλονίκη. Т. 1-5. 1988-1992.

 

 


[1]Под платонизмом подразумевается определенный тип философии со специфическим методом логического конструирования бытия, а именно диалектическим, и особым категориальным аппаратом. Поэтому можно говорить о различных типах платонизма: античном греко-римском, византийском, арабском, еврейском, германском и т. д., в которых общим методом и категориальным аппаратом конструируются различные системы онтологии.

[2]С нашей т. з., наиболее полноценно и корректно в контексте восточно-христианской традиции имяславское учение было разработано в трудах А.Ф. Лосева.

[3] При цитировании древних текстов, в основном, используются имеющиеся переводы на русский язык, с некоторыми уточняющими изменениями. Философская терминология при этом приводится в однообразный вид, соответствующий средневековому греко-латинскому словоупотреблению.

[4] В круглых скобках указывается нумерация строк в издании источника.

[5] То же самое можно сказать и об энергии, которая сама по себе, без выражаемой ею сущности, не существует и не мыслится.

[6] В данном фрагменте буквально проговаривается учение имяславцев о том, что умные энергии являются словами или именами.

[7] В текстах Григория Нисского имеются так же противоположные высказывания о том, что божественные имена возникли только после сотворения именующего, то есть, человека. Очевидно, что в полемических целях он иногда подменяет содержание этого понятия, то рассматривая имена как умные энергии сущности и тогда они совечны Богу, то как результат произведения человеческой деятельности, тогда они временны, условны, не точны и, конечно же, не являются нетварной энергией Бога.

[8] Последнее высказывание можно пояснить так, что у природы самой по себе нет непосредственного имени, ибо она апофатична, но природе всегда сопутствует энергия, которая делает природу опосредованно именуемой, служа ей в качестве имени.

[9] См. пояснение к данному фрагменту в заключении.

[10] Прокл проводит последовательное различие между чистым Единым, которое превосходит всякую бытийственную соотнесенность (оно абсолютно изъято из сущего, лишено всяких предикатов и не является даже Единым) и Единым как началом сущего, которое является первичной оформленностью апофотического единства, синтезом бесконечности и предела, оно и есть число. Число – это максимальная целостность сущего, его превосходящая и ему предшествующая и, поэтому, лишенная мыслительной энергии. Число – это первичное соприкосновение чистого Единого с множественностью.

[11] Эту диалектику Прокл тезисно излагает в своем трактате «Первоосновы теологии» [47; 48].

[12] Благодарим за помощь в переводе данного и следующего фрагмента Андрея Виноградова.

[13] Интересно, что в период до возникновения неоплатонизма авторы чаще всего писали о том, что божество именуется по своим делам (ἔργον) и потенциям (δυνάμεις). В византийскую эпоху стали учить, что божество именуется по энергиям.

[14] «Определения (ὄροι) предметов выводятся не из того чего нет, а из того, что есть и раскрывают сжатое содержание предмета, каковым является его наименование (ὀνομασία)» [ 36, p. 1224 А; 16, с. 200]. То есть, имя – это сжатое содержание предмета, это то, что существует вместе с предметом и на основании чего возможно определение предмета.

[15] «…определением всякой сущности является ее природная энергия» [ 38, p. 281 D; 15, с. 479].

[16] Поскольку в антично-средневековой мысли понятия «логос» и «имя» считались синонимичными, то и развернутое учение Максима Исповедника о Божественных логосах может быть вполне интерпретируемо как учение о Божественных мыслях или умопостигаемых именах.

[17] Благодарим за помощь в уточнении данного фрагмента Александра Карсеева.

[18] То есть, с онтологической точки зрения, не Бог именуется от творений, а творения именуются от Бога как первообраза. К примеру, братья Кидонисы, как противники паламитского учения об энергиях, были не согласны с такой мыслью и критиковали Филофея Коккина: «И ты именуешь Бога, не от сущих перенося именования на Него, но от Него – к сущим…» [ 54, p. 299 (105-107); 65, с. 74]. Представление о том, что Бог является источником всякого именования мы находим в ареопагитском корпусе [ 10, с. 232-234, рус. пер. с. 233-235] и у Максима Исповедника: «…вызванное причиной [именуется] по причине, или имеющее часть – по тому, в чем имеет участие, или существующее – по причине [своего существования]» [ 37, p. 429 А; 17, с. 110-111]. В данном контексте, сущностные потенции и энергии и выполняют функцию первоименований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: