Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

“Утверждено”

на методическом совещании

кафедры педиатрии №2 с курсом медицинской генетики и неонатологии

Заведующий кафедры

Профессор Волосовец А.П.

 

 

“____“ ____________ 200_ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Учебная дисциплина Пропедевтика детских болезней
Модуль №  
Содержательный модуль №  
Тема занятия Анатомо-физиологические особенности, методы обследования и семиотика заболеваний крови
Курс III
Факультет ІІ медицинский факультет

 

Киев 2007


1. Актуальность темы:

Кроветворение человека начинается в эмбриональном периоде и подвергается существенным изменениям в онтогенезе. В детском возрасте состав крови и её функциональные возможности также существенно изменяются и отличаются от таковых у взрослых. Знание возрастных особенностей системы крови у детей и умение обследовать лимфоидную систему даст возможность семейному врачу своевременно диагностировать патологические изменения крови специфического и неспецифического характера, и оказать необходимую неотложную помощь ребёнку с поражением системы крови.

2. Конкретные цели:

2.1. ознакомиться с особенностями эмбрионального кроветворения;

2.2. знать особенности костномозгового кроветворения у детей;

2.3. знать особенности системы крови у детей разных возрастных групп;

2.4. уметь собрать анамнез у детей с поражением системы крови;

2.5. овладеть методами клинического обследования органов лимфоидной системы;

2.6. иметь представление о биопсии лимфатических узлов и костномозговой пункции;

2.7. знать особенности клиники и лабораторные признаки синдромов поражения системы крови;

2.8. уметь диагностировать патологические отклонения в анализах крови у детей с общими заболеваниями и с поражением системы крови;

2.9. овладеть навыками общения с больным ребёнком и его родителями;

2.10. овладеть техникой ухода за детьми с поражением системы крови.

 

Базовый уровень подготовки.

Названия предыдущих дисциплин Полученные навыки
  Нормальная анатомия Знание анатомических особенностей лимфатической системы
  Нормальная физиология Знание физиологии кроветворения, физиологии форменных элементов крови и физиологии свёртывания крови
  Биохимия Знание процесса свёртывания крови
  Гистология Знание гистологической структуры тканей органов кроветворной и лимфатической системы
  Топографическая анатомия Знание топографии органов кроветворной и лимфатической системы
  Патологическая физиология Знание морфо-функциональных нарушений органов кроветворной и лимфатической системы

 

Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию

4.1. Перечень основных терминов, параметров и характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию

Термин Определения
  Алкалоз Повышение щёлочности крови и других тканей организма.
  Анизоцитоз Разные размеры эритроцитов (в пределах 3-13мкм)
  Ацидоз Избыточное содержание кислот в крови и других тканях организма.
  В-лимфоциты Клетки, содержащие иммуногобулины.
  Гематокрит Отношение объёма форменных элементов крови к объёму плазмы.
  Гемоглобин Красящее вещество крови, содержащееся в эритроцитах и играющего роль переносчика кислорода к тканям организма
  Гипоксия (аноксемия) Пониженное содержание кислорода в крови.
  Костномозговой гемопоэз Образование клеток крови в костном мозгу
  Лейкоцитарная формула Все виды лейкоцитов (нейтрофильные, эозинофильные, базофильные, лимфоциты, моноциты).
  Лейкоцитоз Увеличение количества лейкоцитов в крови.
  Лейопения Уменьшение количества лейкоцитов в крови.
  Макрофаги Клетки крови большого размера.
  Мегакариоцит Клетка, предшествующая образованию тромбоцитов.
  Мегакариоцитопоэз Процесс образования тромбоцитов.
  Метаплазия миелоидная, лимфоидная Преобразование недиференцированных клеток в клетки миелоидного и лимфоидного ряда.
  Миелобласты, промиелоциты, миелоциты Клетки, предшествующие образованию лейкоцитов.
  Миелопоэз (гранулопоэз) Процесс образования лейкоцитов.
  Микроцит Клетки крови уменьшенного размера.
  Осматичекая резистентность эритроцитов Концентрация хлорида натрия, при которой начинается и заканчивается гемолиз эритроцитов.
  Период гистации Период внутриутробного развития плода
  Пойкилоцитоз Разные формы эритроцитов
  Полихроматофилия Разная интенсивность окраски эритроцитов
  Ретикулоциты Молодые, содержащие ядро формы эритроцитов
  Система крови Понятие, объединяющие собственно кровь, органы кроветворения и кроверазрушения
  СОЭ Скорость оседания эритроцитов, в норме не превышает 14мм в час
  Стволовая клетка Клетка – родоначальница всех клеток крови.
  Тромбоцит Форменный элемент крови, необходимый для нормального гемостаза.
  Фетальный гемоглобин Эмбриональный гемоглобин, образующийся у плода.
  Экстрамедулярный гемопоэз Образование клеток крови в печени и селезёнке, предшествующее костномозговому кроветворению
  Эритробласты, мегалобласты, мегалоциты Клетки, предшествующие образованию эритроцитов.
  Эритропоэз Процесс образования эритроцитов

 

4.2. Теоретические вопросы к занятию

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы эмбрионального кроветворения, их продолжительность в онтогенезе.

2. Охарактеризуйте мезобластический этап кроветворения.

3. Охарактеризуйте печёночный этап кроветворения.

4. Охарактеризуйте селезёночный этап кроветворения.

5. Особенности костномозгового кроветворения в онтогенезе и после рождения ребёнка.

6. Как изменяются показатели «красной» крови у здоровых детей от периода новорожденности до 18 лет?

7. Как изменяются показатели «белой» крови у здоровых детей от периода новорожденности до 18 лет?

8. Как изменяется количество тромбоцитов и СОЭ у здоровых детей от периода новорожденности до 18 лет?

9. Какова методика исследования кроветворной системы у детей?

10. Каковы особенности сбора анамнеза жизни, анамнеза заболевания и жалоб больного с подозрением на заболевание крови?

11. Какие изменения, указывающие на заболевание крови, выявляются при осмотре больного?

12. Охарактеризуйте анемический синдром у больных с заболеванием крови.

13. Охарактеризуйте геморрагический синдром у больных с заболеванием крови.

14. Охарактеризуйте гемолитический синдром у больных с заболеванием крови.

15. Охарактеризуйте пролиферативный синдром у больных с заболеванием крови.

16. Охарактеризуйте гематомный тип кровоточивости при геморрагическом синдроме у больных с заболеванием крови.

17. Охарактеризуйте микроциркуляторный тип кровоточивости при геморрагическом синдроме у больных с заболеванием крови.

18. Охарактеризуйте микроциркуляторно-гематомный тип кровоточивости при геморрагическом синдроме у больных с заболеванием крови.

19. Охарактеризуйте васкулитно-пурпурный тип кровоточивости при геморрагическом синдроме у больных с заболеванием крови.

20. Охарактеризуйте ангиоматозный тип кровоточивости при геморрагическом синдроме у больных с заболеванием крови.

21. Какие группы периферических лимфатических узлов существуют?

22. Как проводится пальпация всех групп периферических лимфатических узлов?

23. Какие изменения периферических лимфатических узлов отмечаются при заболеваниях крови?

24. Какова методика обследования органов брюшной полости?

25. Какие изменения выявляются при обследовании органов брюшной полости у больных с заболеваниями крови?

26. Как выявляется боль в костях, характерная для лейкоза?

27. Какие изменения «красной» крови отмечаются у больных с заболеваниями крови?

28. Какие изменения «белой» крови отмечаются у больных с заболеваниями крови?

29. Как изменяется количество тромбоциты и СОЭ у больных с заболеваниями крови?

30. Какие специфические гематологические методы обследования существуют?

31. Представьте схему гемостаза у детей.

32. Основные принципы оказания неотложной помощи при кровотечениях.

33. Особенности ухода за детьми с поражением системы крови.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: