Исторические типы обществ




 

Любое, самое примитивное, общество как устойчивая форма социальности представляет собой не простую совокупность людей, объединившихся для совместной жизнедеятельности, а единое целое. Не случайно в социологии Г. Спенсера и других учёных общество отождествляется с термином «социальный организм». В самом широком понимании общество представляет собой сложную систему разносторонних связей и отношений между индивидами и социальными группами, выражающую совместный характер различных форм жизнедеятельности людей с целью их выживания, воспроизводства и развития. Однако общество – это не только система межличностных отношений, но также взаимосвязи между социальными институтами, под которыми следует понимать исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности индивидов. Примерами социальных институтов являются: брак, семья, собственность, государство и др. С этой точки зрения общество представляет собой большую совокупность людей, осуществляющих совместную жизнь на основе сложившихся и развивающихся социальных институтов.

В любом случае общество можно представить как очень сложную целостную систему, обладающую свойствами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства. Однако, говоря об обществе, следует всегда помнить, что нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретно-исторические формы общественной организации людей. Вместе с тем, несмотря на все различия конкретно существующих (или существовавших) обществ, всех их объединяют некие общие принципы и универсальные формы организации.

Как уже отмечалось, универсальным социальным феноменом в любом обществе является власть. Именно благодаря власти, которая осуществляет функции социального управления, обеспечивается целостность и стабильность общества, поддерживается упорядоченность, организованность всех его институтов и структур. Власть возникла раньше государства. Первые известные истории государства появились примерно 5,5 тыс. лет назад, в то время как человек разумный, живший родовыми локально-организованными группами, существует не менее 40 тыс. лет. В настоящее время кое-где на Земле ещё сохранились подобные человеческие сообщества, которые не знают государства, но у них обязательно есть власть.

Безгосударственные общности людей в современной социологии принято относить к архаическому типу обществ. В истории развития человечества общества без государства прошли очень длительный путь эволюционного развития, начиная от совсем примитивных и малочисленных сообществ охотников и собирателей до крупных межплеменных союзов эпохи военной демократии и до первых протогосударственных политических объединений людей, перешедших от присваивающего типа хозяйства к производящему (земледельческо-скотоводческому) типу хозяйства.

Возникновение политической власти и появление особой группы людей, осуществляющих исключительно управленческие функции, в том числе по сбору и распределению налогов, создание специальных институтов по поддержанию и закреплению политического господства, прежде всего в лице профессионального войска, а затем и системы юридических норм, заменивших совокупность обычаев и табу, свидетельствовало о переходе от общества без государства к обществу с государством.

Выделим основные признаки, отличающие государственную организацию общества от догосударственной:

1) территориальное разделение населения, при котором кровнородственные связи не имеют особого значения;

2) постоянная территория, с чётко обозначенными границами;

3) возникновение власти, которая уже не отождествляется со всем обществом и осуществляется централизованно специальной группой людей, опирающихся в своих действиях на систему юридических норм;

4) появление разного рода налогов и сборов.

Общества с государствами, таким образом, органически вырастают из догосударственных форм общности людей. Можно выделить два основных типа обществ с государственной формой организации: традиционный и современный.

К традиционному типу относятся все общества доиндустриальной эпохи. В Европе такой тип общества появился в эпоху Средневековья, в Азии значительно раньше – за несколько тысячелетий до нашей эры. Во всех древневосточных цивилизациях существовали общества традиционного типа. Особенностью экономической системы таких обществ является господство натурального хозяйства, отсутствие развитого института частной собственности и рыночных отношений. Преобладают главным образом коллективные формы собственности (патриархально-семейная, общинная, государственная). В обществах традиционного типа есть богатые и бедные. Однако главным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества на достаточно обособленные друг от друга сословно-корпоративные группы. Основным структурным элементом общественного устройства является община (соседская, религиозная, территориальная), представляющая собой относительно замкнутое социальное образование. Интересы личности в общине подчинены интересам коллектива. Все стороны жизни в общине регламентировались системой традиционных представлений и норм поведения, которые определяли нравственные, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости и социальной защиты. Господство коллективистских традиций исключало как индивидуальную свободу личности, так и понимание её ценностей.

Политическая власть в традиционных обществах монополизируется в руках одной из привилегированных групп (касты, клана, семьи) и осуществляется главным образом в форме авторитарного монархического правления. Причём правитель одновременно является полновластным «хозяином» на своей территории и имеет право распоряжаться землями и другими ресурсами, включая собственных подданных («государевы люди»).

Традиционное общество строиться преимущественно на основе вертикальных связей, т. е. таких, которые замыкаются на властных структурах (отношения подданства). Поэтому огромную роль в жизни общества играла всесильная и ничем не контролируемая бюрократия. Таким образом, в традиционных социальных системах государство доминирует над обществом. Оно выступает главной организующей силой, связывающей воедино общины, города, территории и осуществляющей функции управления обществом.

Центрами развития экономической, культурной и политической жизни традиционных обществ были города. Так, по мере развития ремесла и торговли в средневековых городах Европы начинают постепенно формироваться элементы общества современного типа. Ремесленники и купцы объединялись в цеха и гильдии, которые имели свои уставные документы, регламентирующие все стороны жизни этих объединений. Жители вольных городов самостоятельно организовывали независимые от государственной власти институты самоуправления (мэрии, муниципалитеты, городские общины), которые не только упорядочивали городскую жизнь, но и способствовали развитию ремесла, торговли, благотворительности, здравоохранения, образования, искусства, науки. Именно европейские города становятся центрами формирования рыночных отношений, института частной собственности, но главное – самого человека, осознания им своей значимости, достоинства, необходимости обретения индивидуальной свободы и равноправия с другими людьми. Возникновение машин и индустриальной технологии окончательно подрывает систему личных зависимостей, скреплявшую основные структуры традиционного общества, на смену которому приходит современный тип общества.

Гражданское общество

К современному обществу относятся далеко не все существующие в настоящее время общества. Термин «современное общество» понимается не как географическая или временная категория, а как символ господствующих в обществе идеалов, установок, ориентаций, связанных с самоценностью каждой отдельной личности и её неотъемлемыми правами и свободами. Основу современного общества составляет человеческий индивид, наделённый необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей, несущий полную ответственность перед законом, обществом, государством за свои действия и поступки. Иными словами, человеческий индивид в современном (свободном) обществе является полноправным гражданином, а само общество, следовательно, становится гражданским. Поэтому термины «современное общество» и «гражданское общество» мы будем использовать как тождественные понятия.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, к политико-философской мысли того времени. В античных обществах были весьма развиты представления о гражданине, его особых правах и обязанностях. Однако в античную эпоху ещё не было чёткого разграничения государственной и негосударственной сфер жизни, а также противопоставления частной жизни и общественной. Поэтому в трудах Аристотеля и других античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое общество» и «государство» выступают как тождественные и взаимозаменяемые термины. Большой вклад в разработку концепции гражданского общества внесли философы эпохи Нового времени: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др. Однако классики политической философии XVII - XVIII вв., как и античные авторы, не разграничивали понятия гражданского и политического общества, гражданского общества и государства, по сути отождествляя эти термины.

Одним из первых мыслителей, сыгравшим главную роль в разработке современных концепций о гражданском обществе, был Гегель. Впервые в истории философской мысли концепция гражданского общества рассматривается Гегелем как нетождественная государству. Гражданское общество он рассматривал как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». При этом возникновение гражданского общества Гегель рассматривал как диалектическое развитие социума от семьи к государству.

Гражданское общество – сложное социальное явление, представление о котором менялось в результате эволюции политических систем и общественных отношений. Однако, несмотря на наличие богатого идейно-теоретического материала, в современной науке пока не сложилось единой теории гражданского общества. Существуют различные подходы и концепции относительно этого социального феномена. Тем не менее, можно выделить ряд характерных признаков, раскрывающих содержание понятия гражданского общества. В первую очередь необходимо отметить, что не всякое общество, состоящее из индивидов, именующихся гражданами, является гражданским. Так, в нашей стране в советскую эпоху не было гражданского общества, а нынешнее российское общество пока еще не стало таковым. В современном значении термин «гражданское общество» выражает высокий уровень развитости, зрелости, самостоятельности и самодеятельности общества. Другими словами, зрелое гражданское общество существует в социуме, достигшем определенного уровня цивилизованности, проявляющегося в различных сферах общественной жизни. Не случайно в русском языке словосочетание «гражданское общество» по своему смыслу близко к выражению «цивилизованное общество». С этой точки зрения гражданское общество обладает следующими важнейшими характеристиками. Прежде всего, оно охватывает негосударственную самоорганизующуюся социальную сферу, причем в достаточной мере свободную и независимую от вмешательства государства. Экономическую основу самостоятельности гражданского общества, его относительной независимости от государства составляет свободная рыночная экономика, которая базируется на негосударственных формах собственности, и, прежде всего, на частной. «Частная собственность – пишет С. Л. Франк – есть реальное условие бытия человека как духовно-телесного существа; тем самым она есть реальное условие его свободы как члена общественного целого и, следовательно, условие бытия самого гражданского общества». В то же время зрелые рыночные отношения и свободное предпринимательство возможны только при наличии индустриально развитой городской цивилизации. Поэтому в отличие от традиционного, закрытого общества, существующего в условиях замкнутости, разобщенности его социальных институтов, абсолютным преобладанием в экономике аграрного сектора и господством натурального хозяйства, гражданское общество является открытым для развития частной инициативы, предпринимательства, свободных рыночных отношений, самодеятельности граждан в любой сфере общественной жизни.

Оно возникает только тогда, когда в результате социально-экономического и политического развития усложняется социальная структура, а государство как институт власти уже не в состоянии регламентировать все формы общественной деятельности. Гражданское общество появилось в результате раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в самостоятельных граждан, реально обладающих всей полнотой прав и свобод. Понятие свободы распространяется на все стороны жизнедеятельности общества: политику, экономику, культуру, духовную жизнь и т. д. Поэтому свобода является сущностной характеристикой гражданского общества.

Сформировавшееся гражданское общество предполагает наличие свободных и полноправных индивидов – граждан, стремящихся к реализации своих жизненных целей и потребностей. Следовательно, гражданское общество прежде всего является сферой реализации индивидуальных интересов. Однако стремление индивидов выразить и реализовать эти интересы в обществе становится возможным лишь при условии взаимодействия людей, группирующихся на основе общности своих интересов. Основным средством их осуществления являются создаваемые самими гражданами легальные негосударственные объединения и социальные институты. Таким образом, гражданское общество в лице заинтересованных групп людей, объединенных в негосударственные ассоциации и институты, становится формой выражения, реализации и защиты как индивидуальных, так и групповых интересов и потребностей.

С этой точки зрения гражданское общество можно представить как социальное пространство, заполненное негосударственными, неправительственными объединениями и институтами. Отсюда следует, что самоорганизующиеся ассоциации и общественные институты являются основными структурными элементами гражданского общества. Чем больше проявляется самодеятельность и самоорганизация граждан, тем больше развита сеть этих институтов и объединений, тем выше уровень развития гражданского общества. Поэтому самоорганизация и институционализация являются важнейшими характеристиками гражданского общества.

К наиболее распространенным институтам гражданского общества относятся разного рода неправительственные и некоммерческие общественные организации, представляющие собой образовательные, научные, творческие, спортивные, медицинские, благотворительные, правозащитные, профессиональные, производственные, потребительские конфессиональные и прочие добровольные объединения, выражающие различные группы интересов и нацеленные на решение определенных целей и задач.

Институтом представительства групповых интересов являются политические партии. В современной политологии партии принято относить к промежуточным институтам, исполняющим роль связующего звена между обществом и государством. Причем эту роль политические партии исполняют в полной мере только в демократических режимах правления, где они являются, с одной стороны, институтами формирования и смены властвующей элиты, но, с другой – призваны выражать и защищать интересы той части общества, которую они представляют. Поэтому политические партии, которые не находятся у власти и выражают индивидуальные и групповые интересы, выступают в качестве институтов гражданского общества.

К экономическим институтам гражданского общества относятся промышленные, торговые и финансовые корпорации, за исключением тех, которые являются государственными или связаны с правительством и работают по государственным заказам. Структурами гражданского общества являются независимые от государства СМИ, а также предприятия мелкого и среднего бизнеса. К институту гражданского общества можно отнести и церковь, но при условии, что она отделена от государства и не является носителем государственной идеологии. В условиях демократии гражданским институтом становится местное самоуправление, которое официально не входит в систему государственных органов власти.

Мы выделили основные, получившие распространение в гражданском обществе социальные институты. Однако к числу наиболее многочисленных структурных элементов гражданского общества следует отнести все многообразие спонтанно создаваемых самими гражданами формальных и неформальных объединений на уровне межличностного общения. К ним относятся главным образом различного рода самодеятельные клубы и любительские объединения по интересам.

Структура гражданского общества определяется не только наличием социальных институтов и добровольных объединений граждан, но и совокупностью устойчивых взаимосвязей между этими элементами. Характерная особенность взаимосвязей в структуре гражданского общества – это принцип равноправия не только между индивидами, но и всеми социальными группами, институтами, организациями, независимо от масштабов их деятельности и места занимаемого в общественной жизни. В таком обществе не существует привилегий какой-либо группы людей, класса. Поэтому, в отличие от традиционного общества, которое строится главным образом на системе вертикальных (иерархических) связей, выражающих и закрепляющих социальное неравноправие и господство одних людей над другими, в структуре гражданского общества существует преобладание горизонтальных связей над вертикальными. Основу этих связей составляет юридическое равенство и договорный принцип взаимоотношений всех субъектов гражданского общества.

В отличие от традиционного общества, имеющего пирамидальную стратификационную модель (т. е. разделение общества на две неравные страты: привилегированное богатое меньшинство и бесправное бедное меньшинство), зрелое гражданское общество имеет ромбовидную модель. Стратификационный срез такого общества показывает доминирование средних слоёв («среднего класса») над всеми другими слоями населения.

Гражданское общество отличает свобода мнений, религиозный, культурный и политический плюрализм. Свобода индивида, стремление его к саморазвитию, самореализации создают постоянную конкуренцию, противоборство основных социальных сил в обществе. Однако гражданское общество представляет собой не простую совокупность индивидов и их объединений, а единую социальную целостность. Поэтому главным условием существования гражданского общества как единого социального целого является способность всех составляющих его элементов и структур учитывать интересы друг друга, способность достигать компромиссов во взаимоотношениях противоборствующих сил и интересов. Сочетание и учет самых разнообразных интересов и достижение консенсуса между ними является одной из важнейших характеристик гражданского общества.

Необходимо также отметить, что деятельность всех институтов и структур в гражданском обществе должна быть направлена не только на реализацию частных интересов, но в той или иной степени и на решение общих (публичных) целей и задач. Необходимой предпосылкой такого рода деятельности является наличие в обществе такого качества, как гражданское сознание или гражданственность, т. е. готовность и ответственность личности без всякого вознаграждения принимать добровольное участие в решении общегражданских проблем. Особенно важен для общества высший уровень развития гражданской активности, выражающийся в способности граждан брать на себя решение самых сложных социальных проблем, находить пути и способы их разрешения, поднимать на это широкие круги гражданской общественности. Исполнение общественного долга, служение обществу – главная функция гражданского общества.

Следовательно, гражданское общество как социальное целое базируется на системе духовно-нравственных ценностей, которые формируются и передаются в рамках культурной традиции. По мнению польского политолога Е. Шацкого, гражданское общество является прежде всего моральной общностью людей, поскольку именно моральные ценности связывают друг с другом отдельных его членов, превращая их в «моральную общность, способную действовать как единое целое». Основным регулятором всех отношении в свободном обществе выступает право. Поэтому отличительной чертой зрелого гражданского общества является высокий уровень развития правовой культуры, правосознания граждан. Еще Гегель отмечал, что гражданское общество – это качественно новый, основанный на правовых отношениях уровень развития общества, в котором нет места некультурности, насилию и несправедливости. Гражданское общества является, таким образом, социальной основой демократии.

В этой связи важно подчеркнуть, что гражданское общество и государство выступают своего рода противовесами относительно друг друга: гражданское общество (в лице оппозиционных партий, свободных СМИ и общественных организаций) сдерживает государственный аппарат в его попытках управлять диктаторскими методами, отказываясь от демократических. Вместе с тем гражданское общество не обладает собственными достаточно эффективными механизмами для поддержания стабильности и порядка. Эту функцию в полной мере может осуществлять только государство. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития общества и определённым типом государства. Зрелому гражданскому обществу соответствует тип демократического правового государства. По отношению к гражданскому обществу правовое государство выступает как управляющая подсистема, призванная решать общие задачи, встающие перед обществом, противодействовать обострению социальных конфликтов, любых деструктивных процессов, ведущих к дезорганизации и хаосу. Следует также подчеркнуть, что в реальной жизни разделение гражданского общества и государства достаточно условно. Оба эти понятия соотносительны и полное их противопоставление возможно лишь в целях научного анализа для отражения двух противоположных сторон социальной жизни, находящихся в противоречивом единстве. В реальной действительности контуры государственного и социального пространства совпадают, а в обществе не существует сфер, в той или иной степени не испытывающих на себе влияние государства.

Таким образом, гражданское общество – это сложное и многоаспектное понятие. В рассмотренных выше характеристиках выделены главные, отличительные признаки гражданского общества как идеальной познавательной модели. Сама идея гражданского общества как отражение реального социального явления первоначально возникла и получила свое развитие в западноевропейской философской и научной мысли. Поэтому современные научные представления о гражданском обществе, его идеально-познавательной модели сформировались на основе изучения стран Западной Европы и США. Возможности применения данной идеальной модели, как считает большинство ученых, не ограничены только рамками западной цивилизации. Гражданское общество представляет собой универсальный социальный феномен, реальные модели которого наряду с общими, универсальными признаками, обладают цивилизационными особенностями, присущими тому или иному типу социума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: