Комплексный подход к воспитанию




нему подходу, когда тот или др. элемент абсолютизируется и тем самым неизбежно искажается, так и хаотично-бессистемному, при к·ром — сознательно или _ неосознанно — воспитание представляется неким конгломератом несвязанных, обособленных воздействий, произвольно осуществляемых вне свяам с целым. Осн. особенность К. п. к в.— это требование органического единства трех его сторон:

идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. В. И. Ленин говорил, что судить о человеке, будь то руководитель или рядовой боец, необходимо, беря в единстве его политические, деловые и моральные качества. Именно эти качества образуют «идейно-нравственный стержень» личности, определяют общую социально-положительную направленность ее ценностных ориентации, составляют «ядро» активной жизненной позиции. К. п. к в. предполагает также учет особенностей различных групп трудящихся, т. е. дифференцированный подход к объекту воспитания. Отсюда возрастание роли трудовых коллективов как осн. ячеек социалистического об-ва, в к-рых «большие понятия политики и экономики переводятся на язык практики...» {Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 6, с. 331). Дифференцированный подход к воспитанию позволяет индивидуализировать воспитательные усилия, учесть специфику каждой социальной и возрастной группы населения, трудово
го коллектива, а через коллектив» и отдельной личности. Устанавливая оси. направления воспитательной работы, К. п. к в. предполагает разнообразие методов, форм и средств в зависимости от конкретных условий и особенностей т^х, на кого направлено воспитательное воздействие, что позволяет добиваться максимальной его эффективности. Как продуманная во всех деталях система воспитания, функционирующая на различи ых уровнях общности — от общенародной, общегосударственной (системы коммунистического воспитания трудящихся до воспитательной работы в каждом трудовом коллективе, составляющей органическую часть социального планирования,— К. п. к в. прямо нацелен на решение задачи всестороннее, целостного развития личности. ЕГО осуществление есть непосредственный переход от провозглашения гармонического развития личности целью коммунистического воспитания к ее конкретной реализации в условиях развитого социализма. К. п. к в. способствует формированию личности социалистического типа, определяя характер ее ценностных ориентации, нрааст-венных, гражданских качеств (единство слова и дела, морально-политическая надежность, активная жизненная позиция). Та^ой подход стимулирует стремление личности к непрерывному возвышению потребностей, к духовному росту, к наиболее полной отдаче об-ву всех своих сил и способйо-

 


Конт

ориентирует на саяовоспита- и самосовершенствование. Роль данных форм воспитания возрастает в условиях развитого социализма, особенно если учесть всеобщность не только объекта воспитания (это практически все люди — и те. кто только вступает в жизнь, и те, кто уже получил определенную идейно-нравственную закалку), но и его субъекта. Все члены социалистического об-ва так или иначе включены в многосторонний процесс коммунистического воспитания и несут ответственность за его результаты

КОНСЕКвЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА (лат. consequentia — последствия) — этические теории, в к-рых моральное значение поступков устанавливается в зависимости от последствий, к к-рым они приводят. К такого рода теориям относятся утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, аксиологический интуитивизм. К К. э. относятся все материалистические концепции этики, к-рые исходят из того, что мораль выполняет определенные полезные функции в об-ве, служит удовлетворению интересов людей и что, следовательно, нравственные требования имеют целесообразный характер (Телеологическая этика). Исходные принципы К- э. неоднократно подвергались критике идеалистическими теоретиками нравственности (среди них Кант, сторонники деонтологического интуитивизма). Маркснстско-ленин-ская этика, хотя и выводит природу морали из ее социально-истори
ческих функций, отвергает вульгарно-утилитаристское представление, что мера нравственного достоинства каждого отдельного поступка определяется характерам последствий, к к-рым он привел в даяном конкретном случае. Результат того или иного поступка в известной мере зависит от случайных обстоятельств, не обусловлен-' иых характером самого действия. Моральное достоинство поступка целиком определяется его содержанием (в т. ч и характером мотива, по к-рому он. совершен). Содержание же поступков предписывается моралью исходя из наиболее характерных, типичных по- следствий, к к-рым вообще приво/ дят действия людей в обычных условиях. Марксистская этика, имеющая революционно-критический характер, учитывает не только типичные результаты общепринятых действий, но и историческое значение поступков, выходящих из общего правила, отвергающих установленный порядок во имя высших идеалов (даже если эти поступки и не достигают реальных и ощутимых практических результатов в данное время, но служат последующим поколениям образцами героического подвижничества, самоотверженности и человеколюбия). Поэтому марксистская этика, вскрывая ограниченность К. э., требует более всестороннего анализа общественного значения моральных поступков.

КО?? (Comte) Огюст (1798— 1857) — фр. философ, основатель

Контекстуальная этика

позитивизма. Этические взгляды К. органически связаны с его философией и социологией. Из учения позитивной философии К. следует взгляд на отдельного индивида как на члена рода, правила поведения к-рого определяются не личными интересами, а общим порядком вещей; изолированный индивид есть лишь абстракция. В законах этики, по К., и выражаются постоянные условия совместной жизни людей. Основание морали — не польза, предполагающая длительную общественную связь, а социальный инстинкт, или влечение к общественной жизни, к-рое основывается на чувстве и не зависит от личного интереса. Взгляд этот, согласно собственному признанию К., восходит к моралистам шотландской школы — Юму к Адаму Смиту. Личные инстинкты преобладают в индивидуальной жизни. В семье, к-рая представляет собой первый социальный организм, зарождается симпатия, освобождающая разум от эгоистических склонностей и научающая индивида жить для др. В общественной жизни человек руководствуется интеллектуальными способностями, здесь свободное развитие получают социальные инстинкты и как результат этого возникает внутреннее удовлетворение, не зависящее ни от поощрений, ни от наград. На основе чувства принадлежности к социальному организму у человека формируется понимание роли личного деяния для об-ва в целом, развиваются самые

благородные черты и природные склонности, а дурные инстинкты или отмирают, или начинают служить общественному благу. Наивысшая моральная идея — идея человечества, развитие к-рого обусловлено соединенным действием индивидуальных и социальных сил. В созданной К. «религии человечества» в качестве принципа социального общежития выдвигается «любовь», в качестве основания — «порядок» и в качестве цели — «прогресс». Несмотря на отдельные глубокие положения, этика К.— идеалистическая в своей основе, теснейшим образом связанная с идеей эволюционизма. Непонимание роли классовой борьбы и революций в истории об-ва привели К. к антинаучному выводу, что гл. трудности на пути общественного развития не социально-политического, а морального порядка. Устранить их может только прогресс идей и улучшение нравов (Морализирование). Этическое учение изложено гл. обр. в осн. соч. К.— «Курс позитивной философии»

(1830—42).

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ЭТИКА

(лат.— contextus — связь, соединение) — термин, употребляемый иногда для обозначения этических теорий, в к-рых центральной моральной проблемой считается выбор человеком решения в зависимости от конкретной ситуации (контекста) и в связи с этим принижается значение общих принципов и норм нравственности. Как К. э. часто оцениваются, напр, мо-

 


Конф-яикт моральный

сальное учение экзистенциализма, фр персоналистские теории нравственности (Самореализации этика); так характеризуют свою этику 'сторонники неопротестантизма. Они исходят из того, что в каждой ситуации смысл морали должен пересматриваться наново, К. э.— выражение крайнего релятивизма и иррационализма в этике.

КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ— специфическая ситуация морального выбора, в к-рой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к нарушению др. нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Для немарксистских этических концепций характерно утверждение, что К. м.— либо аномалия в нравственных отношениях, либо роковая неизбежность. Марксистская этика рассматривает К. м. как специфическое отражение социальных противоречий. Существование классовых антагонизмов и неантагонистических противоречий определяет разделение ситуаций К. м. на два типа: между нормами разных моральных систем и в рамках одной системы моральных ценностей. Примером

антагонистического типа К. м. служит столкновение норм и принципов буржуазной и социалистической морали. В этой ситуации К. м. является идеологическим выражением социального антагонизма двух общественно-экономических формаций и потому носят бескомпромиссный характер. Социальная основа К. м. в рамках социалистической морали принципиально иная: он выражает неантагонистические противоречия личности и об-ва, личности и коллектива, межличностных отношений и т. д. Конфликтные ситуации этого типа: столкновение между различными уровнями развития нрав·» ственного сознания, требованиями нормы и идеала, видами обязанностей, между долгом и склонностью и т. д. Разрешение К. м. базируется на построении иерархии нравственных ценностей (общественный долг, напр., рассматри вается как более высокий по сравнению с частным) при четком осознании диалектики абсолютного и относительного в применении любой моральной нормы. Возможность успешного разрешения нравственных противоречий с т. зр. единства требований гуманности и социальной целесообразности придает личной ответственности за выбор особую значимость. Это дало повод экзистенциалистам говорить об «обреченности» человека. Однако личное решение не совершается в неком социальном и духовном вакууме, а обусловлено прежде всего общс-

Конформизм

ственвой приверженностью человека, его участием в коляективно-общественпой деятельности, историческими условиями. В социалистическом об-ве постепенно исчезают те формы К. м.. к-рые обуслов-лены антагонистическими противоречиями я порождают ситуации безысходности. Однако К. м. яе исчезают <юяиостью, поскольку они связаны и с прогрессивным преобразованием об-ва и с историческям развитием человека как личности.

КОНФОРМИЗМ (лат. confor-mis — сообразней) — соаиальио-псяхологяческая ориентация, складывающаяся не в результате само· -'стоятельиых решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособитель-ского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-

Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

КОНФУЦИИ (Кунцзы) (ок. 551—479 до и. э) —кит. философ и политический деятель. Свое учение К. проповедовал устно. Осн. источником сведений о его взглядах служит запись его изречений и бесед, сделанная учениками,— книга «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральным понятием учения К. является «жэнь» («гуманность»). Оно характеризует закон отношений людей в об-ве и цель нравственного самосовершенствования, В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу. Отсюда вытекают сформулиро-

 


КосммчсскоА пмояегяы этика

ванные К. моральные требование:

чего не желаешь себе, того ве делай людям (ср. «Зелотое nf/Wi^ ло»), плати добром за добро » справедливостью за зло; скачала познай самого себя; уважай и люби старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семенные н общественные отношения; почитай предков; проявляй заботу о младших К считал, что нормы нравственности исходят от высшей силы—неба (Тянь), поэтому он не выдвигает к.-л. новых моральных положений, а лишь разъясняет обычаи старины, соблюдение н-рых способствует достижению «жэнь». Теоретическим обоснованием этике-политической теории К. служило его учение о выправлении имен («чжэн мин»), согласно к-рому имя, слово должны соответствовать сущности вещи. Отсюда » титул человека должен соответствовать его фактическому положению в об-ве, а поведение—занимаемому положению и званию: «Государь должен быть государем, подданный—подданным, отец—отцом, сын — сыном» Т. обр., учение К закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство. В течение тысячелетий оно использовалось правящими классами Китая для удержания народа в подчинении и для увековечения с помощью разработанной обрядовой системы феодальной структуры страны с ее иерархией и суровой регламентацией общественных отношений. Отдельные сто
роны ковфудвайства была развиты и превращены его учениками в религиозвую систему, а сам К.— обожествлеи.

КОРЫСТОЛЮБИЕ — отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, к-рый рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с т. зр. личной матернал&иой выгоды, К. есть проявление эгоизма в сфере отношевия людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании вред почтения личному материальному интересу перед обществеякдм. К. как явление общественной психологии возникает с появлением частной собственности. В буржуазном об-ве оно становится осн. движущей пружиной действий людей в сфере общественной деятельяоств н личных взаимоотношений. Лицемерие осуждая К., буржуазяая мораль вместе с тем фактически признает его как естественный мотив человеческих поступков. В условиях социалистического об-ва жажда личного обогащения представляет собой одни из наиболее вредных пережитков капитализма, постоянно вступающий в противоречие с интересами об-ва, унижающий человеческое достоинство и препятствующий духовному развитию личности. Коммунистическая нравственность рассматривает К. как одно из самых низменных качеств.

КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА — направление в буржуазной философии морали, полу-

Косность

чнвшее распространение в первой половине XX в., особенно в США (Ф. Вудбридж, У. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); совмещает в себе объективный идеализм и элементы натурализма. Согласно теориям К. т., в основе эволюционного развития вселенной лежит некая мировая цель, каждая ступень эволюции заранее предустановле-на и достигается посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Исходя из такого объективно-идеалистического понимания природы толкуется и нравственность. Человек, с т. зр. Вудбриджа, есть часть природы и его моральное назначение состоит в том, чтобы взять «на себя задачу сознательного созидания в свете естественной телеологии». Поскольку человек рассматривается как природное, а не общественное существо, в теориях К. т. намечается попытки биологи-зировать нравственность, поставить ее вне рамок об-ва (Эволюционная этика). С др. стороны, сама природа толкуется здесь как осуществление некой высшей цели. предустановленной извечно. Это сближает данную теорию с религиозной этикой.

КОСНОСТЬ — моральное качество, характеризующее рабскую приверженность человека отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, прогрессивное. диктуемое актуальными потребностями современности (ср. Чувство нового). В моральном отношении

К. выражается в нравственном догматизме и абсолютизме. Косный человек следует укоренившимся в его сознании догмам и предрассудкам и враждебно относится ко всему тому, что противоречит укладу его жизни и устоявшимся представлениям. Как индивидуальное качество того или иного человека К. может быть отчасти объяснена особенностями его психики, его неспособностью легко отказаться от привычных форм поведения и мышления. Однако происхождение К- как общественного явления следует искать в консерватизме устоявшихся общественных отношений и привычек, а также в интересах тех социальных групп, к-рые сознательно выступают против всего того, что грозит изменить их положение. В этом отношении К.— отличительная черта господствующих классов, заинтересованных в сохранении отживающего общественного строя. Отдельные проявления косности и консерватизма в социалистическом об-ве связаны с пережитками бюрократизма и формализма, с нежеланием нек-рых работников усложнить характер своей деятельности, лишиться привычного и спокойного уклада жизни, потерять свое общественное положение и уступить место людям, отстаивающим новое. Сама природа социалистического об-ва такова, что требует непрестанного развития и совершенствования способов практической деятельности во всех сферах общественной жизни, отрица-

 


Крнтика

самокритика

ния старых и утверждения новых форм труда, руководства, мышления. Поэтому коммунистическая нравственность непримиримо относится ко всяким проявлениям К

КРИТЕРИЙ^ НРАВСТВЕННОСТИ (греч. kriterion — мерило для оценки),—Вопрос о К. н. составлял одну из важнейших проблем этики ма протяжении всей ее истории и решался по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой морали. Будучи не в состоянии научно понять социальный механизм происхождения моральных представлений, сторонники различных домарксистских этических направлений выдвигали в качестве К. н. то «человеческую природу», то волю бога, то самоочевидные принципы разума и т. д. Научно решить вопрос о К. н. смогла лишь марксистская этика. Действительным основанием (и соответственно критерием) нравственности является объективная историческая необходимость, определенным образом преломляемая в потребностях и интересах людей, классов, социальных групп. Эти потребности и интересы, в свою очередь, отражаются в представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных требований. С развитием об-ва исторически изменялось и содержание моральных требований. Одни из них совершенно меняли свой смысл, др. оставались в силе, поскольку сохранялись нек-рые общие для всех

эпох условия человеческого общежития (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Требования коммунистической нравственности, включающие как традиционные принципы, так и новые, выработанные об-вом в практике социалистической революции и строительства коммунизма, основываются в конечном итоге на научном понимании законов истории и познании необходимости перехода от капиталистического об-ва к коммунистическому. В рамках общей проблемы обоснования нравственной системы и ее принципов решается и более частный вопрос — о специфически моральном критерии оценки конкретных поступков и обоснования отдельных моральных требований. Поскольку общая тенденция социально-исторического развития об-ва уже нашла отражение в моральном сознании в виде моральных принципов, нравственного и общественного идеалов, норм и т. п., то частные оценки и решения о выборе поступка обосновываются обычно с их помощью. На каждую отдельную личность ложится гл. обр. задача осознанно относиться к общим моральным принципам (Сознательность) и уметь правильно применить эти общие положения к конкретным условиям (Самодеятельность и творчество).

КРИТИКА И САМОКРИТИКА

(греч. kritike—оценка, разбор)— один из способов выражения общественного мнения, помогающий преодолению противоречий и труд-

Кропоткин

ностей в развитии социалистического об'ва в строительстве коммун йэм а. Одновременно является одним из важнейших принципов коммунистической нравственности, а также особой формой проявления нравственного самосознания личности. Принцип К. и с. предполагает. свободное выражение трудящимися своего мнения относительно недостатков в деятельности государства, различных общественных организаций, отдельных руководителей н коллективное обсуждение мер по преодолению этих недостатков; оценку вышестоящими организациями и руководителями деятельности нижестоящих организаций, коллективов и отдельных лац; товарищеское воздействие коллектива на его членов, имеющее целью исправление или улучшение их деятельности;

гласность, отчетность руководящих органов и общественных деятелей перед избравшими их организациями или перед всем народом, открытое признание совершенных ошибок перед общественностью; трезвое и критическое отношение каждого человека к себе, начиная от рядового члена социалистического об-ва и кончая самым высоким руководителем. Социальными условиями, позволяющими сделать К. и с. одним из важнейших путей воздействия общественного сознания на развитие об-ва, являются: обобществление средств производства, уничтожение антагонистических классов, общность коренных целей и инте
ресов всех членов об-ва. Как принцип коммунистической нравственности К. и с. является выражением более общего ее принципа— коллективизма, к-рый требует от каждого человека рассматривать свои действия с т. зр интересов всего об-ва, самостоятельно анализировать свои поступки и считаться с мнением окружающих. Для деятельности КПСС данный принцип выступает в качестве непреложного закона, вытекающего из принципа демократического централизма, Как закон жизни партии принцип К. и с. был провозглашен ее основателем В. И. Лениным и нашел отражение в Уставе и Программе КПСС.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842— 1921) — рус. революционный деятель, теоретик анархизма, сторонник философии позитивизма. Был арестован за связь с народниками (1874), бежал из заключения и поселился за границей. Взгляды К. характеризуются механистическим и метафизическим пониманием общественных явлений, вульгарно-натуралистическим их истолкованием. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности, К. трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы. «Наше нравст-

 


Крупская

венное чувство — природная способность, совершенно так же, как чувство осязания или обоняния». Дочеловеческое происхождение нравственных чувств (справедливости, альтруизма я др.), выступающих как инстинкты самосохранения, доказывается, по К-, фактом взаимной помощи в природе. В об-ве понятия нравственности развиваются в том же направлении, в каком они были заимствованы из природы. Нравственно то, что полезно для сохранения рода, безнравственно то, что вредно для него. Нравственный прогресс в человеческом об-ве есть результат естественного развития. К. стремился разработать принципы общечеловеческой нравственности, к-рые лежали бы в основе любой классовой морали. Такая нравственность, с т. зр. К., призвана не сковывать самодеятельность личности, не делать из человека «идейного автомата», а способствовать развитию личной творческой силы и почина. Достигается это, по К., путем синтеза двух стремлений индивида: подчинить др. людей своим личным целям и объединиться с др. людьми (чувство общечеловеческой солидарности, взаимной зависимости). К. мечтал об об-ве, в к-ром свобода личности не связана никакими рамками государственности. Не владея научным пониманием взаимоотношения об-ва и личности при коммунизме, К. считал, что анархизм и коммунизм не противоречат, а дополняют друг друга.

ИЗ

Нравственное начало анархизма X. усматривал в принципе равенства (каждый должен обращаться с др. так же, как он желает, чтобы обращались с ним) и активности (избытке жизненности). Этот -((избыток сил, любви, разума и энергии» К. призывал отдавать на счастье др. людей, в этом он видед высшее личное счастье. Ос», этические соч.: «Этика» (т, 1, 1922), «Нравственные начала анархизма» (1904, рус. перевод 1907}, <Анар-хия, ее философия и идеал» (1896, рус. перевод 1900), «Взаимнаа помощь как фактор эволюции» (рус. перевод 1907).

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939)—советский партийный и государственный деятель, педагог и теоретик коммунистического воспитания. В своих Педагогических соч. (т.. 1—10, 1957—63) К. раскрывала связь нравственного воспитания с трудовым, эстетическим и атеистическим воспитанием, рассматривала коллектив в качестве необходимой среды для развития у человека чувства ответственности за совершаемые поступки. Одной из заслуг К. явилось обоснование и развитие ленинской идеи политехнического образования как средства формирования всесторонне развитой личности. К. подчеркивала нравственное значение марксистского мировоззрения, овладение к-рым придает высокий смысл н цель человеческой жизни, «знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела».

Культура поведения

Важное значение для понимания этических взглядов В. И. Ленина и нравственного содержания его личности имеют написанные К. «Воспоминания о Ленине», в к-рых даны живые свидетельства того, Как в процессе революционного гворчества масс «выковывалась пролетарская этика». В статье «Облик Ленина как человека» К. противопоставляла мелкособственническому индивидуализму мораль коллективиста, революционного борца, нашедшую яркое воплощение в личности В. И. Ленина.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ— совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то??. и, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам

с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью. В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных месэах;

культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и Операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека. Попытки противопоста-

 


Культура чувств

вить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость* и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности, Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием (Нравственная культура личности).

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ—сте пень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Чувства — продукт жизненного, общественного опыта личности,

10 Словарь по этике

ее общения и воспитания. В известном смысле «называться человеком» и «быть культурным» — синонимы, если согласиться с Кантом, что суть культуры «а общественной ценности человека». Человек, вт. ч. и его чувства, есть часть природы, но облагороженная культурой. Даже низшие чувства, с к-рыми человек рождается, есть результат общественно-исторического, культурного развития, в ходе к-рого происходит «очеловечивание» биологических форм. Напр., слух и зрение становятся культурными, общественно развитыми в зависимости от способности органов чувств «к человеческим наслаждениям» (Маркс К., Энгельс ^ф„ т. 42, с. 122), от умения различать красоту, безобразие, по-человечески любить, страдать и т. д. Тем более это верно по отношению к высшим — социальным, нравственным и эстетическим чувствам. (Напр-, к таким, как патриотизм, коллективизм, интернационализм.). К. ч. достигается воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством. К. ч. позволяет судить об общей культуре, воспитанности человека. Это нечто большее, чем просто соблюдение принятых в об-ве правил поведения — этикета. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами

др. человека. Элювии—одно кэ средств общений и регулятор общественного поведения людей. Напр., уважение достоинства др. людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается преимущественно в форме непосредственного эмоционального контакта или отклика, в чувстве такта, проявляющегося через простейшие средства эмоционального взаимодействия -^ интонацию, взгляд, жест. Последние способны и соединять, и отталкивать людей друг от друга. Недостаток К. ч., выражаясь в. бестактности, грубости иди демонстративном равнодушии, не только портит настроение окружающим, но и имеет серьезные социальные и нравственные последствия, разобщая людей, к-рые соединены друг с другом общими целями и идеалами. На этой социальной, мировоззренческой стороне К. ч. особенно важно акцентировать внимание в практике воспитания личности. Гл. в К. ч. — ее содержательная сторона, т, е. доброжелательнее отношение к др. людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей. Самые благородные побуждения и искренние чувства рискуют остаться непонятыми^ если они облекаются в, грубую, развязную форму. В форме человеческих чувств и переживаний зримо, наглядно проявляется взаимосвязь этического и эстетического моментов поведе-• ния и общения. Напр., взглядом легко ободрить, воодушевить чело

века, если это взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен. Т. обр., как вообще в поведении и общении, в эмоциональных проявлениях форма а содержание тесно взаимосвязаны друг с другом. По эмоциональной культуре можно судить о воспитанности человека вообще. И это справедливо даже в тех случаях, когда в разряд невоспитанных попадает человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей. Поэтому культура выражения эмоций — необходимое условие полноценной нравственной жизни, признак культуры поведения и нравственной культуры личности в целом.

КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813—55)—датский философ-мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к-рая связывала бы человека непосредственно с богом. Этим объясняется его особый интерес к этической проблематике. К. считал, что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же

 


Кьеркегор

реальностями, как сам человек. Не познание объективного мира. а лэзнание самого себя в своем подлинном существовании (экзистенции) — гл. задача «субъективного мыслителя», в к-ром К. видел своеобразный идеал человека, его действии, поступков и жизни. Мир, согласно К., находится в состоянии «смертельной болезни», к-рой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным; несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший — несчастнейш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: