Типы и формы государства




 

Под типологией в науке обычно понимается систематизация и классификация однопорядковых предметов, явлений, процессов. Типология государства основана на совокупности экономических и политических признаков, характерных для многих государств в определенную историческую
эпоху.

Как правило, типологизация проводится на основе того или иного научного подхода. Типология государств в советской науке проводилась с позиции марксистского формационного подхода. При таком подходе главным критерием являются социально-экономические признаки и прежде всего экономический базис, составляющий основу общественно-экономической формации. В зависимости от типа экономического базиса выделяются следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Сильной стороной данной типологии является то, что она показывает чёткую модель поэтапного естественно-исторического развития государства на основе социально-экономических факторов.

Слабой стороной марксистской типологии, как и всего формационного подхода в целом, является однолинейность в понимании исторического развития государств, в то время как уже сам исторический процесс не подчиняется прямым линейным зависимостям и носит многовариантный характер. Но главное всё же не в этом. Любая типология должна отвечать одному непременному требованию – универсализму применяемых типологических единиц. Этого как раз и не хватает марксистской типологии государства. Например, в России, как и во многих европейских странах, не было рабовладельческого государства. Не знали такой тип государства и в большинстве стран Древнего Востока. Попытки К. Маркса и Ф. Энгельса выделить особый азиатский способ производства говорят о том, что они сами понимали несовершенство своей классификации.

Самым уязвимым звеном данной типологии является социалистический тип государства, который с марксистской точки зрения является последним в истории человечества. На этапе перерастания социализма в коммунизм государственная форма организации должна постепенно исчезнуть и уступить место общественному самоуправлению.

Как мы видим, жизнь полностью опровергла эту концептуальную схему. Поэтому марксистская формационная типология государства в современной науке признана устаревшей. Место ее сегодня заняли другие типологические схемы. Одна из них – цивилизационная типология государств. В основе этой типологии лежит цивилизационный подход, согласно которому основной структурной единицей исторической эволюции человечества является цивилизация. С позиции данного подхода цивилизация представляет собой особый тип социокультурного развития, основа которого составляет не столько социально-экономические признаки, сколько особенности менталитета того или иного социума. Соответственно каждому типу цивилизации присущ определенный тип государства.

В контексте цивилизационного подхода обычно выделяют два основных типа цивилизации: западный и восточный, которым соответствуют европейский и азиатский типы государства. Каждый из этих типов представляет собой предельно обобщенный (абстрактный) образ государства, присущий в разные исторические эпохи реально существовавшим и существующим государствам Европы, Америки и Азии.

Европейский тип государства характеризуется противопоставлением государства по отношению к обществу. Этот тип государства возникает как сила, отделенная от общества и в определенной мере противостоящая ему. Однако в процессе исторического развития общество постепенно подчиняет государство как институт власти своим интересам, устанавливает контроль за деятельностью государственной власти, не допуская тем самым чрезмерного вмешательства властных структур в общественную жизнь.

Азиатский тип государства возник намного раньше европейского. Он вырос и сформировался на основе архаических родо-племенных, общинных институтов и традиций. В азиатском типе социума не существует четкой границы между государством и обществом, между социальной и политической сферами. Государство здесь абсолютно довлеет над обществом, подчиняя общественные интересы государственным.

Сильной стороной цивилизационной типологии государства является то, что в ней выделены факторы особенностей социокультурного развития того или иного типа цивилизации. Отсюда проистекает универсализм данной типологизации. Вместе с тем цивилизационная типология государства имеет и слабые стороны. Прежде всего, само понятие цивилизации достаточно аморфно, поскольку ее основополагающие признаки (ценности и идеалы, массовая психология, особенности культуры и др.) не поддаются сколько-нибудь точному рациональному объяснению. Отсюда отсутствие чётких критериев типологизации. Кроме того, два основных типа государства имеют предельно обобщённые характеристики, не дающие адекватного представления о процессах развития государственности той или иной цивилизации.

В последнее время в отечественной политологии, социологии и других общественных науках всё чаще применяется классификация исторических типов обществ, в которой в какой-то мере учитываются недостатки формационного и цивилизационного подходов. По уровню развития все исторически существовавшие (и существующие) общества подразделяются на три типа: архаический, традиционный и современный. Каждый из этих типов наделяется определенными, характерными и для западного, и для восточного общества признаками. Определённому типу общества соответствует свой тип государства.

Архаические государства представляют собой протогосударственные политические образования, выросшие из института вождизма эпохи так называемой военной демократии. Протогосударственные политические институты ещё не были отделены от самого общества и в своей деятельности опирались на основные общинные формы власти (народное собрание, совет старейшин и др.). Власть вождя, вначале выборная, позже закрепилась в форме монархического, а нередко деспотического правления. Профессиональное войско, возглавляемое вождём (монархом), олицетворяло его (монарха) силу и могущество. Поскольку протогосударственные объединения постоянно воевали друг с другом, наряду с административными и судебными обязанностями, важнейшей функцией вождя (монарха) являлась военная функция. Вождя нередко наделяли мистическими сакральными чертами, и его власть обретала, согласно теории легитимного господства М. Вебера, харизматический тип легитимности. К государствам архаического типа относятся и древнегреческие города-государства (полисы).

Традиционный тип государства соответствовал эпохе доиндустриального развития общества. Согласно марксистскому формационному подходу, традиционный тип государства существовал в эпоху феодализма. Общественные отношения базировались на основе сложившихся вековых устоев и традиций. Государство здесь доминирует над обществом. Отрицается равноправие людей, отсутствуют права и свободы личности. Политическая власть монополизирована в руках одного из аристократических родов и осуществляется в форме авторитарного монархического правления. Власть в традиционном государстве поддерживается на основе традиционного типа легитимности.

Современный тип государства. К этому типу относятся далеко не все государства, существующие в настоящее время. Небольшая часть государств современного типа существует уже несколько столетий; другие сформировались в CC в.; третьи формируются на наших глазах. Однако для какой-то части существующих сегодня государств – это вопрос будущего.

Что же представляет собой тип современного государства? Прежде всего необходимо отметить, что тип современного государства порождён революционной эпохой Нового времени. Причём в отличие от первых двух типов государств, которые как бы органично вырастали одно из другого в ходе естественной эволюции общества, современное государство формируется как объект сознательной человеческой деятельности на этапе достаточно зрелого развития социума.

Современное государство приходит на смену сословному, партикуляристскому государству. Этот тип государства соответствует так называемому свободному обществу, достигшему определённой степени зрелости, самостоятельности и относительной независимости от государства. Такое общество принято называть гражданским. Поскольку в гражданском обществе высшей ценностью признаётся личность, её права и свободы, государство призвано в первую очередь защищать свободу, безопасность и достоинство отдельно взятой личности, создавать необходимые условия для её самореализации.

Поэтому современное государство по своей сути может быть только демократическим и только правовым. Такое государство представляет собой реальное воплощение идей и принципов конституционализма. Правовое государство – это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В основе концепции правового государства заложена идея гарантированного социального порядка, а также защищенности граждан прежде всего от произвола властей. Взаимоотношения между государством, обществом и личностью определяются и регулируются конституцией, законодательно закрепляющей приоритет прав человека, которые не должны нарушаться законами государства или его действиями. Каждый гражданин в правовом государстве защищен нормами права; он четко знает свои права и обязанности. Поэтому государственный и общественный порядок в демократическом правовом государстве характеризуется господством права и верховенством закона.

Важнейшим принципом правового государства является равенство всех людей перед законом. Причем это касается не только обычных граждан, но и законодателей. Представители государственной власти, издающие закон, сами обязаны его уважать и соблюдать до тех пор, пока он продолжает действовать, хотя законодатели правомочны пересмотреть и даже отменить этот закон. Правовое государство отличает принцип невмешательства государства в дела гражданского общества, который обеспечивается механизмами контроля над институтами государства, недопущением усиления его властного могущества. Правовое демократическое государство отличает принцип разделения властей, препятствующий концентрации власти и превращению государства в «Левиафана» – чудовище, олицетворяющее силу и могущество. В правовом государстве существует независимый суд, призванный защищать примат права над властью. Государственная власть в правовом государстве формируется путём свободных демократических выборов и поддерживается на основе легально-рационального типа легитимности.

Современное государство является не только правовым, но и социальным, т. е. таким государством, которое стремится к реализации принципа социальной справедливости. Деятельность социального государства направлена на обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни. Такое государство в первую очередь обеспечивает защиту и государственную поддержку социально незащищенным слоям населения. Оно стремится также к сглаживанию экономического и любого другого социального неравенства, чтобы не допустить резкой поляризации общества, чреватой острыми социальными конфликтами и потрясениями. Таким образом, основной целью социального государства является поддержание стабильного социально-экономического положения граждан, социального мира и гражданского согласия в обществе.

Все три рассмотренных выше типа государства (как, впрочем, и все остальные), пользуясь терминологией М. Вебера, являются идеальными типами, т. е. существуют в виде абстракций и редко встречаются в чистом виде в социальной действительности. В реальной политической практике, как правило, имеется множество промежуточных подтипов, которые в той или иной степени приближаются к выделенным выше типам государства. И всё же данную типологию можно считать более универсальной, поскольку она не противоречит цивилизационной типологии и соотносится с ней.

Помимо исторической типологизации государства существуют и другие типологические схемы. Основанием для типологии могут выступать режимы правления. Отсюда выделяются такие типы государств как авторитарный, тоталитарный и демократический. Критерием классификации могут служить приоритетные функции государства. В этом случае можно выделить типы: военное (полицейское) государство, правовое, социальное. Существуют и другие критерии для классификации государств, редко используемые в политической науке.

Государства различаются между собой и по способу организации политической власти. Организация, устройство и реализация политической власти выражаются в понятии «форма государства ». Форма государства включает в себя следующие элементы: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

 

 

Формы правления

 

Форма правления характеризует способ организации верховной власти, порядок образования её органов, их взаимоотношения между собой и населением. Исходя из формального источника организации государственной власти, существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть одного человека передаётся по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от воли населения. Монархические формы правления бывают неограниченными и ограниченными. В исторической практике существовало две разновидности неограниченных монархий – восточная деспотия и абсолютизм. Деспотия как форма единовластного правления представляет собой ничем не ограниченную, бесконтрольную власть одного человека, не стеснённую никакими формальными правилами или законами. Восточная деспотия является самой древней в истории человечества формой правления, которая характерна для азиатского типа государства. Восточная деспотия на протяжении тысячелетий существовала в таких странах Древнего Востока, как Египет, Вавилон, Китай, Индия. Характерной чертой восточной деспотии является не только ничем не ограниченное правление одного человека, но и религиозный культ верховного правителя: фараона, царя или императора.

Абсолютизм как форма монархического правления представляет собой не ограниченную никакими легальными органами или должностными лицами единоличную власть монарха. Абсолютизм характерен для европейских стран эпохи позднего Средневековья и Нового времени. В Европе этот период времени связан с процессом формирования наций и национальных государств. Поэтому главной особенностью абсолютных монархий в Европе является усиление централизации государства и концентрация всей полноты власти в руках монарха. Для решения задач по управлению государством в период абсолютизма создается профессиональный бюрократический аппарат, а для поддержания режима формируется сильная постоянная армия. Классическим примером абсолютизма в Западной Европе является правление Людовика CIVво Франции (вторая половина CVII–нач. CVIII в.), которому принадлежит известная фраза: «Государство – это я». В России эпоха абсолютизма начинается с правления Петра I.

Несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи в позднефеодальной Европе были связаны религиозными (христианскими) и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами и обязательствами, а также внутренним законодательством. Этим европейский абсолютизм отличается от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.

Во многих учебниках по политологии в качестве примеров абсолютных монархий, существующих в современных условиях, приводятся некоторые арабские страны: Саудовская Аравия, Оман, Катар. В этой связи следует отметить, что, действуя в духе времени, эти страны в настоящее время начали медленное, постепенное движение по пути реформирования своих политических систем. Здесь создаются консультативные представительные органы (предпарламенты), принимаются «конституции», которые, правда, не ограничивают власть монарха, однако с этими институтами и основными законами монарх уже не может не считаться и действовать только по своему усмотрению. Особая роль в Саудовской Аравии, Омане и других арабских странах принадлежит семье монарха, которая решает вопросы о престолонаследии и при необходимости может заставить монарха отречься от престола. Всё это свидетельствует о том, что монархическую форму правления в этих странах уже нельзя считать классическим абсолютизмом.

Ограниченная монархия. История европейской государственности знает так называемую сословно-представительную форму монархического правления, которая исторически предшествовала эпохе абсолютизма и была связана с процессом преодоления политической раздробленности феодальных государств. Характерная особенность сословно-представительной монархии – это сочетание сильной монархической власти с выборными сословными учреждениями: кортесами в Испании, Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. В России такая форма правления возникла в период правления Ивана Грозного, однако наибольшее развитие сословно-представительная монархия получила в первой половине ХVII в. Органами сословного представительства в России были Боярская Дума и Земский собор. Все эти сословно-представительные органы, выполнявшие законосовещательные функции, в определённой мере ограничивали власть монарха.

В значительно большей степени единоличная монархическая власть ограничена в так называемых дуалистических монархиях, в которых исполнительная власть полностью принадлежит монарху, а назначаемое им правительство не подотчетно парламенту, хотя последний мог в определенной мере (например с помощью депутатских запросов) контролировать деятельность правительства. Законодательная власть в дуалистической монархии разделяется между парламентом и монархом. Примером подобной формы правления была Пруссия. В России революционные события 1905–1907 гг. побудили самодержавие перейти к формированию дуалистической монархии, основные принципы которой были изложены в Манифесте 17 октября 1905 г. и в Основных государственных законах 1906 г. Согласно этому законодательству, в России создавался парламент, состоящий из двух палат – Государственной Думы и Государственного Совета. Причем ни один закон не мог войти в силу без утверждения его обеими палатами парламента. Основными государственными законами предусматривалось обязательное утверждение законопроектов монархом, который обладал также правом законодательной инициативы.

В настоящее время в большинстве государств, имеющих монархическую форму правления, существует ограниченная конституционная (парламентская) монархия. Примерами стран с конституционно-монархическим правлением являются: Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония. С точки зрения режима правления конституционная монархия является современным демократическим типом государства. Верховная власть здесь принадлежит не монарху, а парламенту, который не только разрабатывает и принимает законы, но также формирует исполнительную власть, утверждает премьер-министра, ответственного перед парламентом или одной из его палат. Монарх при данной форме правлений «царствует, но не правит». Он лишён возможности действовать самостоятельно и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и в конечном итоге утверждаются премьер-министром либо парламентом. Без этого они не имеют юридической силы.

Республика (от лат. respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой источником власти признаётся народ, высшие органы власти формируются путём выборов на определённый срок и тем самым зависят от воли избирателей. В истории государственности европейских стран существовали различные формы республиканского правления: Римская рабовладельческая республика (509–27 гг. до н. э.); вольные города-государства эпохи Средневековья (Генуя, Флоренция, Бремен, Любенс, Новгород, Псков); бывшие колонии, добившиеся независимости (Североамериканские штаты); федеративные республики (США, ФРГ); советские республики (СССР) и др.

Все республиканские формы правления подразделяются на недемократические (антидемократические) и демократические. К недемократическим республикам CC в. относятся государства с авторитарными (диктаторскими) президентскими режимами правления. В этих странах формально сохраняется видимость демократических процедур выборов главы государства, членов парламента и других органов, однако у власти, как правило, оказываются одни и те же персоны. Примером тому могут служить режимы: Ж. Мобуту в Заире (Конго) в 1960 г., «чёрных полковников» в Греции в 1967 г., А. Пиночета в Чили в 1973 г. Примерами форм антидемократического республиканского правления являются режимы личной власти Сталина и Гитлера в СССР и Германии в 30-е годы прошлого века.

В настоящее время большинство стран относятся (либо относят себя) к демократическим республикам. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на три основные разновидности: президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская). Черты сходства и различия этих трёх форм республиканского правления представлены в следующей таблице.

 

 

Таблица

 

Президентская республика Полупрезидентская республика Парламентская республика
Президент – глава государства и глава правительства Президент – глава государства, разделяет высшую исполнительная власть с главой правительства Президент – глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен не президент, а глава правительства
Президент назначает членов правительства Президент назначает главу правительства из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства Президент может уволить главу правительства при определённых условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом
Президент является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически эту функцию осуществляет министр обороны, подотчётный главе правительства
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства

 

Типичными примерами президентской республики являются США, парламентской – ФРГ, полупрезидентской – Франция.

Государства различаются между собой и по форме государственного устройства, под которой понимается способ территориально-политической организации государства, обуславливающий определённую систему взаимоотношений между государством как единым целым и его составными частями. Различают две формы территориально-политической организации государства – унитарную и федеративную.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц (областей, округов, департаментов и т. п.), не обладающих собственной государственностью. Для унитарного государства свойственна единая для всей страны система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В унитарном государстве действует единая конституция и существует единое гражданство. Государства с унитарным устройством бывают централизованными (Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания и др.), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами власти вопросы. В то же время центральная власть при этом сохраняет полный контроль за структурами власти автономных территорий.

Федерация (союзное государство) имеет сложносоставную структуру и двухуровневую организацию государственной власти. Основное отличие федеративного устройства от унитарного заключается в том, что федерация как единая государственная территория состоит из достаточно самостоятельных частей (субъектов федерации). Однако в отличие от административно-территориальных единиц и автономных территорий унитарного государства (областей, округов, провинций и т. п.), субъекты федерации являются государственными образованиями. Можно выделить следующие признаки, доказывающие, что территориальные федеративные единицы (штаты, кантоны, земли и т. п.) обладают определенными атрибутами государственности:

1) субъекты федерации могут иметь свою конституцию и своё законодательство.

2) субъекты федерации обладают самостоятельной политической системой, имеют достаточно независимые от федерального центра органы законодательной, исполнительной, а иногда и судебной власти.

3) субъекты федерации имеют собственную территорию, неприкосновенность которой гарантируется федеральной конституцией.

4) у субъектов федерации существует собственное административно-территориальное деление.

5) у субъектов федерации есть собственный бюджет и финансовые ресурсы.

Однако региональные государственные образования, составляющие федерацию, не обладают главной качественной характеристикой государства –
государственным суверенитетом, а поэтому не имеют прав на его осуществление. Не случайно известный в прошлом немецкий государствовед Г. Еллинек назвал субъекты федерации несуверенными государствами. В федеративном устройстве государства существует двухуровневая структура правления (общефедеральная и региональная), а отношения между федеральным центром и центрами власти субъектов федерации строятся на основе разделения предметов ведения и полномочий, зафиксированного в федеральной конституции. В федеративном государстве действует принцип приоритета федеральной конституции и федеральных законов над региональными. Двухуровневая структура правления обусловливает дуалистичную (двойственную) правовую и политическую системы, а в некоторых странах также «двойное гражданство»: одни и те же граждане, проживающие в границах одной и той же государственной территории, подчиняются двум правительствам одновременно.

Федерациями в настоящее время являются такие страны, как Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, США, Индия, Канада, Россия, ФРГ, Швейцария, и др. Федеративное устройство имеют Объединённые Арабские Эмираты, в состав которых входят 7 «региональных» княжеств во главе с монархами. Своеобразной федерацией является бывшая британская колония Малайзия, которая состоит из 10 султанатов, монархи которых избирают из своего состава короля сроком на 5 лет на ротационной основе. Это федеративное государство имеет больше монархов, чем любое другое государство современного мира.

Помимо государственных федеративных союзов истории известны различные формы межгосударственных союзов и объединений: конфедерации, содружества государств и др.

Конфедерация (союз государств) не является государством, а представляет собой объединение суверенных государств, которые создаются, как правило, на основе общности внешнеполитических интересов. В отличие от федеративного государственного союза, конфедеративный союз не обладает государственным суверенитетом. Суверенитетом обладают лишь государства, входящие в конфедеративный союз. В конфедерации нет единого гражданства и единой конституции. Граждане государств-участников союза подчиняются только конституциям своих стран и своим правительствам. Для осуществления согласованных действий государства, входящие в конфедерацию, создают общие органы управления, которые однако не обладают властными функциями. Все решения союзных органов не имеют силы без согласия высших органов власти государств-участников. Бюджет конфедерации формируется только за счёт добровольных взносов государств, входящих в объединение. Наконец, субъекты конфедерации, в отличие от субъектов федерации, имеют право свободного выхода из состава союза.

Классическими конфедерациями принято считать Швейцарскую конфедерацию (1291–1789 гг., 1815–1848 гг.), Республику Соединённых провинций (1579–1795 гг.) и США в период действия статей конфедерации (1781–1789 гг.). Все три конфедеративных союза создавались прежде всего в интересах совместной защиты от угрозы внешней военной опасности. Конфедерации представляют собой непрочные межгосударственные союзы и существуют относительно недолго. Они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982–1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства, примером чему служат современные Швейцария и США.

Наряду с существовавшими в прошлом конфедерациями государств, создававшимися, главным образом, исходя из внешнеполитических соображений, во второй половине CC в. начали образовывать интеграционные союзы государств, в формировании которых главную роль начинают играть экономические факторы. Наглядным примером тому является созданный в 1992 г. Европейский союз, который возник на базе 12 западноевропейских государств, входящих в систему так называемого Общего рынка (ЕЭС). В настоящее время в ЕС входят 25 государств. По оценкам многих политологов и правоведов, Европейский Союз сочетает в себе черты не только конфедеративного, но и федеративного устройства.

В последние десятилетия CC в. появились такие формы объединения государств, как содружества, имеющие аморфную и неопределённую структуру. Примерами такого объединения являются Британское Содружество и СНГ (Содружество Независимых Государств). Британское Содружество объединяет бывшие колонии и доминионы Британской империи, которые обрели независимость и на добровольной основе вступили в ассоциацию. В настоящее время Британское Содружество включает 50 независимых государств. Главой Содружества признана королева Великобритании. Причём одновременно она является главой государства в 17 странах - участницах Содружества, в том числе в Австралии и Канаде. СНГ, как известно, возникло после распада Советского Союза и состоит из ряда бывших национальных республик СССР.

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что государство как политический институт, возникнув в глубокой древности, проходит очень сложный путь своего развития. На этом пути вместе с развитием общества эволюционируют государственные институты власти, изменяются типы государств, формы и режимы правления. Однако общая тенденция развития государства в настоящее время прослеживается достаточно чётко. Эта тенденция – движение к цивилизованным формам демократического правового государства. С другой стороны, в условиях всё возрастающей взаимозависимости современного мира наблюдается тенденция к сближению национальных государств, развитию кооперации и интеграции между ними, созданию надгосударственных институтов и структур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: