К Телеологическая этика»




веру во «всемогущего» и «всеблагого» бога с существованием зла в мире, всегда возникала перед теологами, а также перед философами-идеалистами, считающими бога источником всего существующего. Обычно зло объясняется ими как испытание, ниспосланное богом человеку, или же как необходимый элемент предустановленной гармонии, понимание к-рой якобы недоступно простым смертным. В истории философии наиболее известны Т. стоиков (Стоицизм) и Лейбница. Совр. теологи-католики при решении данной проблемы утверждают, что зло исходит не от бога, а от греховности самого человека. В то же время, с их т. зр., ничто не может существовать вопреки воле бога. Поэтому зло — это не реальность, а

«лишенность» той реальности;

к-рая в полной мере присуща только богу. За чисто релнгиоз-З ной на первый взгляд проблемой'.' Т. скрывается, однако, вполне зем-^ ное содержание; идеологическое! оправдание эксплуататорского ¦ строя. Он изображается вполне{¦ соответствующим «высшему» паз-] наченню человека, в то время как¦ трудящиеся страдают от неспра^ ведливости и безнравственности;! этого строя. Т.— одна из форм¦ идеологического обмана масс, по-¦ стоянно совершаемого в эксплуа-' таторском об-ве; если моральное сознание людей не может прими! риться с к.-л. явлениями действиа тельности, то идеологи господст¦ вующего класса пытаются прида1

Терпимость

этим явлениям некий «высший смысл», к-рый якобы недоступен пониманию масс.

ТЕОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. theos—бог и nomos — закон)— этическое учение христианства, рассматривающее нравственность исключительно как сферу взаимоотношения человека с богом, в отличие от «мирской» морали служения об-ву и людям. Идея Т. э. наиболее развернутое обоснование получает в неопротестантизме. Сторонники этого направления считают, что «подлинная» (христианская) нравственность не имеет ничего общего с потребностями об-ва и живущего в нем человека, она касается лишь отношений человека с богом, ее требования идут якобы от воли бога, природа к-рого противоположна миру земного человеческого существования. Осн. принципом Т. э. теологи считают любовь, к-рая толкуется ими в специфически религиозном смысле. Это не служение человеку как активному преобразователю природы и об-ва, не стремление удовлетворить его интересы и потребности, а подражание той любви, к-рую якобы направляет на людей бог, т. е. сострадание к их слабостям, всепрощение, непротивление злу, признание неискорени-мости пороков человека и т. п. При этом осуществление такой «божественной любви» считается возможным не в действительности, не в общественной жизни людей, а лишь в умонастроениях верующих. Учение о Т. э. является по-

пыткой' очистить христианскую мораль от того утилитарно-торгашеского духа, к-рый ей придается в буржуазном об-ве. Но в конечном итоге это приводит к трактовке нравственности как пассивного отношения человека к социальной действительности. Т. э. отражает в себе кризис совр. христианства.

ТЕРМИНЫМОРАЛЬНЫЕ — см. Язык моральный.

ТЕРПИМОСТЬ — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведе-' нии др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. зр. без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы Т. связано с вопросом о свободе личности в условиях раскола об-ва на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления к-рых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения. Крайняя трудность разрешения противоречий между различными социальными группами и отдельными лицами в условиях антагонистического об-ва обусловила и сложность данной проблемы в нравственности предшествующих эпох. Требование всеобщей Т. было призвано как-то «компенсировать» и смягчить непримиримые социальные противоречия. Примером может служить

22 Словарь по этике

Товарищество

христианское понимание Т., к-рое подразумевало всепрощение, непротивление злу насилием, смирение людей с существующей в об-ве несправедливостью. Абстрактный и безусловный характер данного требования означал, с одной стороны, его практическую неприменимость к повседневной жизни, а с др. стороны, использование его в целях подавления чувства социального протеста в массах, воспитания их в духе покорности. В коммунистической нравственности требование Т. получает исторически конкретное и практически рациональное толкование. Т. здесь касается лишь способов и методов разрешения социальных конфликтов и идейных разногласий, но отнюдь не вопроса о верности определенным принципам. Напр., Т. в идейной борьбе с противниками должна проявляться в готовности рассматривать все их аргументы и убедительно, путем доказательства отстаивать свою позицию, но ни в коем случае не в идейных ком-вромиссах и примирении с враждебными взглядами. В воспитательной работе с массами Т. Коммунистической партии проявляется в том, что она отдает предпочтение убеждению перед принуждением (Убеждение и принуждение), разъяснительной работе— перед администрированием и правовым воздействием. Однако соотношение того и др. метода воздействия должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

ТОВАРИЩЕСТВО — отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии. Капиталистический строй с его отношениями частной собственности и конкуренции насаждает взаимную вражду, недоверие, ненависть. Но вместе с тем общ< ность интересов трудящихся в борьбе против эксплуатации способствует возникновению Т. между ними. Особенно сильно чувство Т. развито среди рабочих, объединенных самим характером своего труда. Товарищеское объединение рабочих — непременное условие их победы над капиталом. «Одна из великих целей Товарищества,·—писал К. Марке о I Интернационале,— добиться того, чтобы рабочие различных стран не только чувствовали, но и действовали как братья и товарищи, борющиеся за свое освобождение...» (т. 16, с. 195). Интересы общего дела в подлинном Т. всегда стоят выше групповых, местных интересов. В. И. Ленин указывал, что для марксиста-революционера «долг товарищества вытекает из долга перед русской и перед международной социал-демократией, а не наоборот» (т. 4, с. 254). С победой социализма отношения Т. впервые распространяются на об-во в целом. Именно этот смысл имеет обычная в социалистическом об-ве форма обращения:

«товарищ». Один из осн. принци-

Толстой

пов коммунистической нравственности — коллективизм предполагает отношения Т., к-рые выражаются во взаимопомощи и поддержке в труде, в борьбе за построение коммунизма, проявляются в повседневных отношениях между людьми, в ух взаимном воспитании, Ленинское указание о необходимости товарищеского воспитания, товарищеского воздействия для утверждения принципов коммунистической нравственности нашло свое претворение в СССР в постоянно возрастающей ответственности коллектива за поведение своих членов (см. также Солидарность).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828—1910)—рус. пвсатель-реа-лист и мыслитель идеалистического направления. Интерес Т. к нравственно-философским проблемам (вопросы философии истории, отношения «частного» и «общего» в деятельности людей, жизни и смерти, личной свободы и причинной обусловленности поведения человека) проявляется уже в его художественном творчестве. Героям, воплощающим идеалы его мо^ ральной доктрины (самопожертвование и самоотречение), Т. противопоставляет в своих произв. героев-эгоистов, для к-рых личное благо и наслаждение — закон действия, Диалектика борьбы этих принципов завершается в «Войне и мире» (1863—69) апофеозом семьи и крушением эгоизма. В «Анне Карениной» (1873—77) и в «Исповеди» (1879—80) апология

семьи ставится под сомнение. Пытаясь решить вопрос о личной свободе и причинной обусловленности действий людей, Т. рассматривает всякое историческое событие как свершившийся факт. детерминированный предшествовавшими фактами, и в этом смысле ояо не свободно, но как принятое в сознании решение о выполнении задуманного действия то же событие свободно. Т. обр., детерминизм «целого» или «общего» для Т. складывается как причинный «итог», суммирующий множество свободных решений и действий отдельных лиц. По содержанию учение Т. представляло собой попытку переоценки всей совр. ему жизни и культуры с т. зр. патриархального крестьянина. Отсюда «вытекают отмеченные В. И. Лениным «кричащие» противоречия в учении Т. «„.Беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс...» (т. 17, с. 209) совмещались в нем с идеализацией строя жизни отсталых народов. Т. рассматривал социальный процесс с т. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религиозного сознания. Не принимая выработанные совр. ему наукой представления о прогрессе и благе об-ва, Т, полагает, что они не

Толстой

связаны с запросами и взглядами народа, воспринимаются последним как нечто чуждое и ненужное. Ответ на вопрос о смысле жизни можно получить, опираясь на разум и совесть, а не на научные исследования. Жизнь может быть предметом познания только в своей неделимой цельности, к-рая открывается самосознанию разумного живого существа. Отказывая науке в возможности такого познания, Т. гл. задачу личности видит в усвоении многовековой народной мудрости и религиозной веры, к-рая якобы одна дает ответ на вопрос о назначении человека. Религия Т. почти целиком сводится к морали любви и «непротивления злу насилием». Согласно Т., в основе как предшествующей истории, так и совр. жизни об-ва лежат насилие человека над человеком, порабощение большинства меньшинством. Т. разделял иллюзию идеалистической этики о возможности преодоления насилия в отношениях между людьми путем полного отказа от к.-л. борьбы, путем нравственного самосовершенствования каждого человека. Он полагал, что не только патриархальное крестьянство, но и весь рус. народ руководится в своей жизни христианской моралью «непротивления». Бичуя лицемерие церкви, расхождение ее совр. учений с первоначальным нравственным учением христианства,?. гл. грех церкви видит в ее участии в общественном порядке, основанном на насилии и угнете
нии, в ее стремлении превратить религию в оправдание существующего социального зла. По мнению Т., люди не могут знать, каким должно быть наилучшее устройство об-ва, но даже и при наличии такого знания это устройство не могло бы быть достигнуто политической деятельностью и революционной борьбой, поскольку они основываются на насилии и потому лишь заменяют одну форму рабства и зла др. Считая всякую власть злом, Т. пришел к безусловному отрицанию государства, т. е. к анархизму. Но упразднение государства должно произойти, с т. зр. Т., опять-таки не путем его насильственного разрушения, а путем пассивного воздержания и уклонения каждого члена об-ва от всех государственных обязанностей и должностей, отказа от пользования государственными учреждениями и к.-л. участия в политической деятельности. Религиозно-этические идеи Т. нашли последователей не только в России, но и в различных странах Запада и Востока. В частности, учение Т. о «непротивлении» оказало большое влияние на Ганди у выработанную им программу ненасильственной национально-освободительной борьбы. Учение Т. получило яаи-более полную оценку в работах В. И. Ленина. Осн. произв., в к-рых нашли отражение религиозно-этические воззрения Т.: «В чем моя вера?» (1883), «Царство бо-жие внутри нас» (1891), «Путь жизни» (1910).

Требование 341

ТРАДИЦИЯ (лат. traditio — передача) — разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого; внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой. В тех случаях, когда эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, Т. становится обрядом, вырождается в ритуал. Сложившиеся в об-ве или коллективе Т., отражая объективные условия его существования, выражают преемственность в общественной жизни и закрепляют в себе ее наиболее устойчивые моменты. Т. (национальные, культурные, бытовые, иногда также говорят об общественно-политических Т.) выполняют прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают историческим потребностям. Они становятся тормозом общественного развития, когда культивируют изживший себя уклад жизни. Примером могут служить патриархальное отношение к женщине, многоженство, калым, к-рые иногда пытаются изобразить как национальные Т. Программа КПСС, указывая на необходи
мость борьбы с вредными Т. прошлого, тормозящими прогресс социалистического об-ва, одновременно подчеркивает необходимость «всемерно развивать новые, единые для всех наций революционные традиции строителей коммунизма...» (Программа КПСС, с. 115). Используя революционное наследство прошлого, социалистическое об-во постоянно обогащает его новым содержанием, соответствующим условиям коммунистического строительства. Это одна из сторон коммунистического воспитания масс.

ТРЕБОВАНИЕ (моральное) — простейший элемент моральных ог- ношений, в к-рых находятся между собой личность и об-во. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования. к-рые находят отражение в соответствующих формах морального сознания. Так, в каждой конкретной ситуации человек должен совершить определенный поступок (Долг); во всех случаях должен поступать в соответствии с общими для всех нормами поведения; при этом он должен исходить из тех оценок, к-рым были подвергнуты поступки, совершенные им в прошлом; воспитывать в себе определенные моральные качества; следовать во всей своей жизнедеятельности известным общим моральным принципам; стремиться к достижению нравственного совершенства; подчинять свою деятельность конечной цели установления справедливого обще'

Требовательность

ствениого порядка (Идеал) и т. д. Все эти Т. к личности, а также к социальной действительности, к-рую люда стремятся сообразовать со своими нравственными представлениями, в конечном счете отражают объективную социально-историческую необходимость. Но эта необходимость принимает в морали различный вид в зависимости от того, каким образом формулируются нравственные требования. Наряду с различными формами проявления моральные Т. имеют ряд общих черт. Во-первых, они нормативны, т. е. обязательны для исполнения, независимо от того, какие конкретно задачи в данном случае преследуются (в отличие от правил разного рода инструкций — «чтобы достигнуть такого-то результата, следует делать то-то»). Во-вторых, моральные Т. имеют безличный, внесубъ-ективиый характер, т. е. не основываются на воле к.-л. субъекта (в отличие, напр., от норм права, к-рые узаконяются государством), Кто бы ни формулировал в том или ином случае моральное Т., оно высказывается не от его собственного имени, а выражает нечто объективное, законы общественной жизни. В-третьих, это Т. всегда имеет всеобщий смысл, т. е. в равной мере распространяется на всех людей безотносительно к их особому положению, профессиональным обязанностям, организационной принадлежности. Всякие особые обязанности и задачи являются вместе с тем моральны
ми Т. лишь постольку, поскольку они содержат в себе нечто обязательное для всех людей (Профессиональная этика). В-четвертых, моральные Т. имеют универсальный характер; каждая оценка ил» предписание морали отражают в себе не просто к.-л. один HHTCpeCi потребность или цель, а самые разносторонние потребности и интересы человека, классов, об-ва, человечества. Это особенно отчетливо выступает в коммунистической нравственности, к-рой глубоко чужда всякого рода утилитарность, конъюнктурность, односторонность в понимании целей и ин" тересов человека. Поскольку мораль в целом слагается из Т., принимающих самую различную форму, то особенности их являются специфическими чертами морали вообще.

ТРЕБОВА ТЕЛЬНОСТЬ — предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение, Мера Т. определяется оценкой нравственных возможностей человека. Неспособность правильно определить границы действительных возможностей людей в данных исторических условиях приводит обычно к извращенному пониманию самой Т., к крайнему ригоризму или, наоборот, к моральному скептицизму. Обе эти крайности особенно отчетливо выступают в христианской морали, предписывающей людям требования, к-рые они заведомо не в состоянии выполнить в условия»

Труда нравственность 343

классово-эксплуататорского об-ва, и одновременно считающей человека по природе неспособным к добродетели (Грех, Неопротестантизм). В коммунистической нравственности высокая Т. к людям основывается на признании безграничных возможностей человека, его способности создать об-во, в к-ром будут ликвидированы социальные корни преступности и моральных пороков. Высокая оценка нравственных возможностей человека, основанная на научном анализе законов исторического развития, впервые позволяет совместить Т. с подлинным уважением человеческого достоинства. Вместе с тем коммунистическая нравственность предъявляет к людям только те требования, к-рые они в состоянии реально осуществить в тот или иной исторический период. В социалистическом об-ве. напр., от людей еще нельзя требовать, чтобы они участвовали в общественно полезном труде целиком без материального вознаграждения, соответствующего количеству и качеству труда, так как для этого не сложились пока необходимые социальные и экономические условия. В то же время в процессе строительства коммунизма наряду с материальной заинтересованностью все большую роль начинают играть моральные стимулы труда.

ТРУДА НРАВСТВЕННОСТЬ— одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятель
ности человека (в первую очередь материально-производительный труд, а также научную и культурно-просветительную деятельность, художественное творчество, деятельность государственного и общественного управления, обслуживания и т. п., поскольку все они также являются отраслями общественного труда). Понятие Т. н. включает две осн. стороны — отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими вопросами трудовой морали существуют также специфические проблемы нравственности, связанные с профессиональными особенностями различных отраслей труда (Профессиональная этика). Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть осн. условие человеческого существования. Общественная полезность труда — гл. показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Т. н., имея исторический характер, обладает рядом особых черт в условиях различных общественно-экономических формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимоотношения складывались в осн. по принципам простой кооперации (объединения членов рода для выполнения одной операции, напр. на охоте) и разделения труда между полами и возрастными группами. В этих условиях в отношениях между членами рода решающее значение имеет слажен-

Труда нравственность

ность усилий, полное подчинение каждого человека общим правилам совместной деятельности, указаниям старейшин, жесткое ограничение свободы действий и потребностей индивида. Необходимость повседневно бороться с силами природы и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании физической выносливости, стойкости, смелости и дисциплинированности. С разложением родового строя, в условиях натурального и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество ограничивается в осн. рамками отдельной семьи. По мере развития промышленного производства и обобществления труда возникает необходимость в тесном сотрудничестве большого количества работников. Сам характер промышленного труда порождает потребность в установлении отношений трудовой солидарности между рабочими. Требования солидарности совпадают с интересами самих рабочих прежде всего в их совместных действиях против капитала (забастовки,стачки, революционные выступления), к-рые уже выходят за рамки трудового процесса и связаны с его прерыванием. Однако, поскольку обобществление труда происходит в рамках капиталистических отношений, трудовая солидарность подрывается эксплуатацией и порождаемой частнособственническими отношениями конкуренцией между рабочими. Лишь в условиях социализма создаются необходимые предпосылки для беспрепятствен
ного развития трудовой солидарности, поскольку цели общественного производства совпадают с коренными интересами самих тружеников. Это способствует установлению отношений взаимопомощи и социалистического соревнования в процессе производства. Труд на благо об-ва в условиях социализма формирует в людях высокие нравственные качества — трудолюбие и бережливость, а также способствует развитию идейно-политических качеств — идейности, самоотверженности и коммунистической сознательности, обусловливает развитие подлинно товарищеских отношений между людьми, основанных на взаимном уважении и требовательности, доверии друг к другу и принципиальной критике недостатков. Формирование в процессе труда всех этих качеств и отношений происходит не стихийно, а направляется воспитательной работой Коммунистической партии, социалистического государства, различных общественных организаций (профсоюзов, комсомола и Др.). Это—одно из проявлений комплексного подхода к воспитанию в условиях развитого социализма. Для коммунистического воспитания, трудового воспитания в частности, большое значение имеет учет всей совокупности нравственных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности (межличностных отношений в коллективе, конфликтных ситуаций, противоречий между производственными и нравственными установ

Трудовое воспитание 345

ками и т. д.). Сфера нравственных отношений в труде — осн. область формирования коммунистической морали.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ— Совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений об-ва. «...Всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом...» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 42, с. 126). При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью. В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд — привилегией эксплуататоров. Поэтому Т. в. здесь имело односторонний характер. Система общественных отношений и господствующая мораль были в конечном счете направлены на воспитание у трудящихся покорности эксплуататорам, на внушение им, что их удел -- нести бремя труда, Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости единого Т. в. всех членов об-ва (Т. Мор., Т. Кампа-нелла, Руссо, И, Певталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушин-ский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне

связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Т. в. в развитии личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали действительную роль труда в формировании моральных качеств личности. Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная' торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом об-ве Т. в. есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на формирование коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности. Т. в. призвано сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков. Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием (Комплексный подход к воспитанию) и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку. и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспнта-, ние чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательно-

Трудолюбие

го" отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепен- Ид превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству. В СССР Т. в. осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования па основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, наставничество, систематическое повышение квалификации работников.

ТРУДОЛЮБИЕ — моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления — трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Т. противопоставляется тунеядству. Как социальное свойство личности Т. является одним из выражений ее положительного отношения к труду, к-рое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда. В этом смысле Т. противоположно отношение к труду как к прину
дительной необходимости, неизбежному злу, источнику корысти или средству достижения общественного положения (Корыстолюбие, Карьеризм). Т., к-рое воспитывается в человеке самим повседневным процессом труда, формировалось в трудящихся массах на протяжении всей истории человеческого об-ва. Но с др. стороны, принудительный характер труда в эксплуататорском об-ве порождает отрицательно-неприязненное отношение человека к нему. «...Как только прекращается физическое или иное принуждение к труду,— писал об этом К. Маркс,— от труда бегут, как от чумы» (т. 42, с- 91). Само моральное требование Т., обращенное к эксплуатируемым, имеет лицемерный смысл духовного закабаления трудящихся. Только при социализме впервые основой Т. становится, как правило, сознательное отношение личности к интересам об-ва. Поэтому оно приобретает подлинно нравственный смысл. «Любовь к труду является одним из главных элементов коммунистической нравственности» (М. И. Калинин). Формирование Т. в каждом члене социалистического об-ва является одной из первоочередных задач коммунистического воспитания трудящихся.

ТРУСОСТЬ — одно из выражении малодушия; отрицательное', моральное качество, характеризуй ющее поведение человека, к-рый^ оказывается не в состоянии совер·¦ шить поступки, еоответствующ»

Тунеядство

моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т, не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному

участию в строительстве об-ва будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и об-ва в целом.

ТУНЕЯДСТВО — отрицательное моральное качество, характеризующее праздный образ жизни^ отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду. Т. как социальное явление возникло с появлением частной собственности и эксплуатации, когда одни социальные классы, обладая собственностью на средства производства, получили возможность присваивать себе труд др. и не принимать участия в общественно полезной деятельности. Т, осуждалось моралью любого об-ва. Однако' в об-ве, где труд носит принудительный характер и является для производителя лишь средством к существованию, осуждение праздности имеет лицемерный смысл и служит укреплению дисциплины подневольного труда. Поэтому осуждение Т. сочеталось с фактическим поощрением праздности эксплуататоров (в частности, это выразилось в «философии наслаждения», к-рая, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, «всегда была лишь остроумной фразеологией известных общественных кругов, пользовавшихся привилегией наслаждения» (т. 3, с. 418) —см. Гедонизм). Религиозная мораль рассматривает труд как тяжкое бремя, ниспосланное

Тщеславие

человеку богом в наказание за «первородный грех» (Отношение к труду). Тем не менее и в условиях эксплуататорского об-ва в среде трудящихся масс всегда существовало непримиримое отношение к Т. В совр. капиталистическом об-ве отрицательное отношение к труду как тяжкому бремени объясняется тем, что в условиях отчуждения труд реально лишается своего творческого содержания. Это положение усугубляется такими неизбежными для капитализма результатами научно-технической революции, как рост безработицы и увеличение используемого лишь для досуга и развлечений свободного времени. В буржуазной идеологии эти процессы осознаются как признаки наступления «цивилизации изобилия и потребительства». На деле вынужденное «Т.» трудящихся есть показатель того, что в условиях социального разделения труда нет возможности для творческой деятельности всех трудящихся. Социальные корни Т, подрываются с уничтожением частной собственности, с установлением обязательности общественно полезного труда. В социалистическом об-ве Т., как пережиток прошлого, сурово осуждается коммунистической нравственностью. При этом как Т. расцениваются попытки уклониться от трудовой деятельности, недобросовестный труд, стремление получить жизненные блага не в соответствии с количеством и качеством труда, незаконные способы обогащения (спекуляция, во

ровство, использование общественного положения в корыстных целях). Моральное осуждение Т. дополняется правовым и административным принуждением к труду. Полное искоренение Т. будет достигнуто с превращением труда в первую жизненную потребность, когда все члены об-ва будут активно участвовать в экономическом, социальном, научном творчестве.

ТЩЕСЛАВИЕ—социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Когда подобные мотивы становятся характерными для повседневного поведения того или иного человека, Т. приобретает значение морального качества личности, к-рое имеет индивидуалистический характер. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с т. зр. их общественного значения. Последнее он учитывает лишь постольку, поскольку это отвечает его жажде славы. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих. Т. представляет собой преувеличенную меру самолюбия, когда стремление быть ничем не хуже др. людей перерастает в желание казаться лучше др. В этом смысле Т. выступает как извра

Тщеславие

щенное чувство, к-рое часто приводит людей к совершению антиобщественных поступков. В истории морального сознания об-ва Т. издавна подвергается осуждению. Еще со времен античности память человечества сохранила предание о греч. пастухе Герострате, к-рый из желания прославиться поджег храм Артемиды Эфесской — замечательный памятник архитектуры. Отсюда и происходит выражение

«геростратова слава», употреблйе-мое для осуждения действий, заслуживших дурную славу. Буржуазная индивидуалистическая мораль иногда признает Т. -положительным качеством личности, осуждая лишь его крайние формы. С нетерпимостью относится к Т. коммунистическая нравственность, требующая от людей скромности, а также осознания общественного значения своих поступков.

 


УБЕЖДЕНИЕ (моральное) ~1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т. п.), к-рым он считает для себя обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, У. принимают форму мотивов, к-ры-ми он руководствуется в своей деятельности. У. складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной об-вом духовной культуры, накопления личного практического опыта, к-рый позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения. Процесс формирования У, представляет собой одну из сторон процесса нравственного воспитания лично

сти, к-рый имеет сложный, многосторонний и противоречивый характер (Человек и общество. Всестороннее, целостное развитие личности, Трудовое воспитание). В социалистическом об-ве он имеет свои особенности (Коммунистическое воспитание). 2. Передача нравственных представлений от одного человека к др., от об-ва к отдельным его членам, осуществляемая гл. обр. путем разъяснения. У.— осн. метод коммунистического воспитания, к-рое требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: