Рецензент: П.В.Королев, канд.техн.наук, доцент кафедры «Конструирования и стандартизации в машиностроении» (ИрГТУ).




ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра конструирования и стандартизации в машиностроении

 

Словарь

Термины по теории механизмов и машин

Учебное пособие по самостоятельной работе

 

 

Иркутск 2009

 

Словарь терминов по теории механизмов и машин: Учебное пособие по самостоятельной работе/Составители В.И.Умнов, А.В.Шматкова. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009.- 48с.

 

Настоящее пособие предназначается для самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Теории машин и механизмов», а также как соответствующий раздел курсов «Прикладная механика», «Техническая механика» или «Механика».

 

Рецензент: П.В.Королев, канд.техн.наук, доцент кафедры «Конструирования и стандартизации в машиностроении» (ИрГТУ).

 

Печатается в авторской редакции

 

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова,83


Методические указания

Терминология является той важной составляющей науки, которая отображает описание объектов и методов исследования[3,4,7]. Общеизвестно, что терминология играет весьма важную роль в эффективном функционировании и развитии соответствующей научной дисциплины. Играть такую роль может только терминологическая система, которая самым тщательным образом составлена, в которой многократно выверены каждый термин и каждое определение. Общие принципы построения и упорядочения систем научных терминов были разработаны Комитетом научно-технической терминологии АН СССР[1]

На основе этих общих принципов были составлены и изданы Академией Наук СССР многочисленные «Сборники рекомендуемых терминов» по различным отраслям науки. [2,5,6]. В 1983 г., 1991 г. и 2003 г. под эгидой международной федерации по теории машин и механизмов (IFToMM) Постоянной Комиссией по терминологии (IFToMM Permanent Commission for Standardization of Terminology) были опубликованы первая, вторая и третья редакции «Терминологии по теории машин и механизмов» [8-10].

Целью данного учебного пособия было в лаконичной и доступной форме дать объяснения основных терминов и определений. Оно предназначено для закрепления знаний терминологии по теории механизмов и машин. Термины приводятся в алфавитном порядке.

 

 


1. Автоколебания – асимптотически устойчивые периодические колебания в автоколебательной системе.

2. Автоколебательная система – автономная колебательная система, способная совершать периодические колебания, возбуждаемые поступлением энергии от неколебательного источника, которое регулируется движением самой системы.

3. Автономная колебательная система – механическая колебательная система, у которой источник энергии или отсутствует, или является ее частью.

4. Аксоид – линейчатая поверхность, описываемая внутри двух соприкасающихся звеньев мгновенной винтовой осью их относительного движения.

5. Активная линия зацепления – часть линии зацепления зубчатой передачи, по которой происходит взаимодействие одного зуба с другим.

6. Амплитуда – наибольшее по модулю отклонение мгновенного значения периодической величины от ее среднего значения.

7. Амплитудно-фазовая частотная характеристика – зависимость амплитуды гармонических вынужденных колебаний от частоты гармонического возбуждения.

8. Амплитудно-частотная характеристика – зависимость амплитуды гармонических вынужденных колебаний от частоты гармонического возбуждения.

9. Анализ механизма – исследование кинематических и динамических свойств механизма по заданной его схеме.

10. Аналог скорости точки – производная радиус-вектора точки по обобщенной координате механизма.

11. Аналог углового ускорения звена – вторая производная угла поворота звена по обобщенной координате механизма.

12. Аналог угловой скорости звена – первая производная угла поворота звена по обобщенной координате механизма.

13. Аналог ускорения точки – вторая производная радиус-вектора точки по обобщенной координате механизма.

14. Ассура группа [по имени русск. ученого Л. В. Ассура (1878-1920)]– кинематическая цепь, присоединение которой к механизму или ее отсоединение образует механизм, имеющий подвижность, равную подвижности исходного механизма, не разделяемая на другие цепи с теми же свойствами.

15. Ассура метод особых точек – метод кинематического исследования механизмов, предложенный Л. В. Ассуром и основанный на определении скоростей точек пересечения звеньев, присоединенных к звену.

16. Балансировка – искусственное перераспределение массы ротора с целью его уравновешивания.

17. Биения – механические колебания, которые являются сложением двух и более гармонических колебаний с близкими частотами.

18. Блокирующий контур – совокупность линий в системе координат x1 и x2, ограничивающая область допустимых значений коэффициентов смещения исходного контура x1 и x2 для передачи с числами зубьев зубчатых колес z1 и z2.

19. Боковой зазор зубчатой передачи – расстояние между боковыми поверхностями зубьев зубчатых колес передачи, определяющее свободный поворот одного из зубчатых колес при неподвижном парном зубчатом колесе.

20. Вариатор – механизм для бесступенчатого регулирования передаточного отношения.

21. Ведомое звено – звено, для которого элементарная работа приложенных к нему внешних сил отрицательна или равна нулю.

22. Ведущее звено – звено, для которого элементарная работа вне них сил, приложенных к нему, является положительной.

23. Взвешенная разность – вспомогательная функция, минимизация которой приводит к минимизации отклонения от заданной функции.

24. Вилкообразный толкатель – толкатель с двумя жестко закрепленными поверхностями, входящими в контакт с обеими сторонами одного и того же кулачка.

25. Винтовая ось – прямая, неизменно связанная со звеном, точки которой за конечный или бесконечно малый промежуток времени перемещаются вдоль этой прямой относительно системы отсчета.

26. Винтовая пара – одноподвижная пара, допускающая винтовое движение одного твердого тела относительно другого.

27. Винтовое движение – движение звена, состоящее из вращения и одновременного поступательного движения параллельно оси вращения.

28. Винтовой зуб – зуб, теоретическая линия которого образована сложным движением точки по основной поверхности: равномерным движением по линии пересечения этой поверхности с плоскостью осевого сечения зубчатого колеса и равномерным вращением вокруг его оси.

29. Винтовой механизм – механизм, содержащий по крайней мере одну винтовую пару.

30. Водило – подвижное звено планетарной зубчатой передачи, на котором установлены сателлиты.

31. Возможная (виртуальная) работа – работа силы на возможном перемещении ее приложения.

32. Возможное (виртуальное) перемещение точки – любое допускаемое наложенными связями элементарное перемещение материальной точки из положения, занимаемого ею в данный момент времени, выражаемое изохронной вариацией радиус- вектора этой точки (для случая голономных связей).

33. Возможных (виртуальных) перемещений принцип – положение характеризующее условие равновесия системы материальных точек: «для равновесия системы (механизма) с идеальными и голономными связями необходимо и достаточно равенство нулю возможной (виртуальной) работы всех активных сил на возможных (виртуальных) перемещениях».

34. Волновая передача – механизм, содержащий зацепляющиеся между собой гибкое и жесткое зубчатые колеса и обеспечивающий передачу и преобразование движения благодаря деформированию гибкого колеса генератором волн.

35. Восстанавливающая сила – сила, зависящая от отклонения механической системы из положения равновесия и направленная противоположно этому отклонению.

36. Вращательная пара – одноподвижная пара, допускающая вращательное движение одного твердого тела относительно другого.

37. Вращательное движение – движение звена относительно оси, принимаемой за неподвижную, все точки которой описывают окружности.

38. Вход системы управления машины – часть системы управления машины, на которую подается воздействие из вне.

39. Входное звено – звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемые движения других звеньев.

40. Входной вращающий момент сил – вращающий момент сил, приложенный к входному звену.

41. Входной момент сил – момент сил, приложенных к входному звену механизма.

42. Входной сигнал – сигнал, подаваемый на вход системы управления машины.

43. Входные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, установленные заданием на его синтез.

44. Вынуждающая сила – сила, переменная во времени, не зависящая от состояния механической системы и вызывающая колебания этой системы.

45. Вынужденные колебания – механические колебания, вызванные вынуждающей силой или кинематическим возбуждением.

46. Выстой – состояние механизма, при котором одна или несколько точек звена имеют нулевую или приближающуюся к нулю скорость за конечный промежуток времени.

47. Высшая пара – сопряжение, элементом которого является линия или точка.

48. Выход системы управления машины – часть системы управления машины, которая воздействует вовне в соответствии с заданной программой.

49. Выходное звено – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.

50. Выходной вращающий момент сил – вращающий момент сил, обеспечиваемый выходным звеном механизма.

51. Выходной момент сил – момент сил, приложенных к выходному звену механизма.

52. Выходной сигнал – сигнал, получаемый на выходе системы управления машины.

53. Выходные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, которые определяются в процессе его синтеза.

54. Вязкое демпфирование – рассеивание энергии, происходящее, когда относительное движение двух элементов колебательной системы встречает сопротивление диссипативной силы.

55. Гармоника – синусоида, частота кото­рой кратна основной час­тоте периодической величины.

56. Гармонические колебания – механические колебания, при которых обобщенная координата и (или) обобщенная скорость изменяются пропорционально синусу с аргументом, линейно зависящим от времени.

57. Гидравлический механизм – механизм, в котором для передачи движения используется жидкость.

58. Гидродвигатель – гидромашина, предназначенная для преобразования механической энергии жидкости в механическую энергию твердого тела.

59. Гидромашина – энергетическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии твердого тела в механическую энергию жидкости (или наоборот).

60. Гидронасос – гидромашина, предназначенная для создания направленного потока жидкости.

61. Гидропривод – привод, в котором используется механическая энергия жидкости.

62. Гидроцилиндр – гидродвигатель, выполненный в виде поршня перемещающегося в цилиндре под действием сжатой жидкости.

63. Гиперболоидная передача – зубчатая передача со скрещивающимися осями колес.

64. Гипоидная передача – гиперболоидная передача, у зубчатых колес которой начальные и делительные поверхности конические.

65. Главный вектор системы – величина равная сумме всех сил системы.

66. Главный момент системы сил относительно центра – величина, равная сумме моментов всех сил системы относительно данного центра.

67. Глобоидная передача – разновидность червячной передачи, у которой делительная поверхность червяка образована вращением вокруг его оси вогнутого отрезка дуги окружности.

68. Графическое дифференцирование – процесс, обратный графическому интегрированию.

69. Графическое интегрирование – получение интеграла функции графическим путем.

70. Д Аламбера принцип [по имени франц. математика и философа Ж. Д Аламбера (J/ DAlember, 1717-1783)]– один из основных принципов динамики по которому «если к действующим на точки материальной системы заданным (активным силам) и силам реакции связей присоединить даламберовы силы инерции, т.е. взятую с обратным знаком векторную сумму произведений масс всех материальных точек системы на их ускорения, то полученная система сил будет находится в равновесии»

71. Д Аламбера – Ланганжа принцип [по имени франц. математика и философа Ж. Д Аламбера (J/ DAlember, 1717-1783) и по имени франц. математика и механика Ж. Л. Лагранжа (J/ Lagrange, 1736-1813)] – один из основных принципов механики, объединяющий Возможных перемещений принцип и Д Аламбера принцип, по которому «если к действующим на точки механической системы активным силам присоединить силы инерции, то при движении механической системы с идеальными связями сумма элементарных работ активных сил и сил инерции на любом возможном перемещении системы равна нулю»

72. Двигатель – машина, предназначенная для преобразования энергии любого вида в механическую энергию твердого тела.

73. Двусторонний пневматический привод – пневмопривод, в котором движение поршня в прямом и обратном направлениях совершается под действием сжатого газа.

74. Двухкоромысловый механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят два коромысла.

75. Двухкривошипный механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят два кривошипа.

76. Двухподвижная пара – кинематическая пара с двумя степенями свободы в относительном движении соединяемых твердых тел.

77. Двухподвижная сферическая пара – двухподвижная пара, допускающая два независимых вращения вокруг двух пересекающихся осей.

78. Двухползунный механизм – четырехзвенный механизм с двумя ползунами, в котором стойка образует один из элементов каждой из поступательных пар.

79. Делительная головка зуба – часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью вершин.

80. Делительная ножка зуба – часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин.

81. Делительная окружность – окружность, которая является базовой для определения размеров зубьев цилиндрического зубчатого колеса.

82. Делительная поверхность – поверхность, которая является базовой для определения размеров зубьев.

83. Делительный диаметр – диаметр делительной окружности.

84. Демпфирование – любое воздействие, рассеивающее энергию системы.

85. Диаметр вершин зубьев – диаметр окружности, очерчивающей вершины зубьев.

86. Диаметр впадин зубьев – диаметр, проходящий по окружности впадин зубьев.

87. Диаметральный шаг – отношение числа зубьев к диаметру делительной окружности.

88. Динамика – раздел механики, в котором изучаются движения механических систем под действием сил.

89. Динамическая жесткость – отношение амплитуды гармонической вынуждающей силы к амплитуде гармонических вынужденных колебаний.

90. Динамическая модель механизма – схема механизма, необходимая для составления уравнений динамики.

91. Динамическая податливость – величина, обратная динамической жесткости.

92. Динамический анализ механизма – определение движения звеньев механизма по приложенным к ним силам или определение сил по заданному движению звеньев.

93. Динамический синтез механизма – проектирование кинематической схемы механизма и выбор инерционных параметров с учетом его динамических свойств.

94. Динамический фактор оценки – отношение максимальной амплитуды колебаний нагрузки (момента, усилий) к установившемуся ее значению после затухания колебаний при мгновенном приложении нагрузки к колебательной системе.

95. Динамическое уравновешивание вращающегося звена – распределение масс вращающегося звена, совмещающее ось его вращения с одной из главных осей инерции.

96. Дисковый кулачок – диск, вращающийся вокруг оси, перпендикулярной его плоскости и приводящей в движение толкатель, контактирующий с профилем.

97. Диссипативная сила – сила, вызывающая в ходе движения системы потерю общей (механической) энергии в связи с преобразованием ее в другие формы.

98. Диссипативная функция Рэлея – функция обобщенных координат и обобщенных скоростей, частные производные которой по обобщенным скоростям, взятые с обратным знаком, равны соответствующим диссипативным силам.

99. Дифференциальный механизм (дифференциал) – механизм с двумя степенями свободы, преобразующий два входных движения в одно выходное или одно входное в два выходных.

100. Длина активной линии зацепления – расстояние между точками пересечения окружностей вершин с линией зацепления.

101. Жесткость – мера сопротивляемости тела или конструкции к деформации, вызванной внешними силами.

102. Жуковского теорема [по имени русск. Ученого Н. Е. Жуковского (1847-1921)] – положение, устанавливающее: если силу, приложенную к какой-либо точке звена плоского механизма, перенести параллельно самой себе в одноименную точку повернутого на 900 плана скоростей, то момент этой силы будет пропорционален ее мощности.

103. Замкнутая кинематическая цепь – кинематическая цепь, каждое твердое тело которой образует кинематические пары по крайней мере с двумя другими твердыми телами.

104. Замкнутого векторного контура метод (метод В. А. Зиновьева) метод кинематического анализа метода, при котором положение каждого звена определяется связанным с ним вектором и по условию замкнутости векторных контуров определяются искомые величины.

105. Затухающие колебания – механические колебания с уменьшающимися во времени значениями размаха обобщенной координаты или ее производной по времени.

106. Звездочка – зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с цепью.

107. Звено – твердое тело, участвующее в заданном преобразовании движения.

108. Зеркальный полюс – отображение вершины полюсного треугольника на противоположной его стороне.

109. Зуб – выступ звена, образующий высшую кинемати-ческую пару с выступом другого звена.

110. Зубцовая частота – частота колебаний зубьев, накладываемых на кру­тильные колебания зубча­того колеса.

111. Зубчатая компенсирующая муфта – муфта, выполненная в виде пары зубчатых колес с одинаковым числом внешних и внутренних зубьев и обеспечивающая компенсацию расположения валов.

112. Зубчатая передача – трехзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колесами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару.

113. Зубчатая рейка – часть цилиндрического зубчатого колеса бесконечно большого радиус.

114. Зубчатая сцепная муфта – муфта сцепная, выполненная в виде зубчатой пары внутреннего зацепления с одинаковым числом зубьев так, что создается возможность относительного осевого перемещения колес.

115. Зубчато-рычажный механизм – устройство (механизм), содержащее взаимодействующие между собой зубчатые и шарнирные или рычажные механизмы.

116. Зубчатое зацепление – высшая кинематическая пара (сопряжение), образованная последовательно соприкасающимися элементами (зубьями) двух звеньев.

117. Зубчатое колесо – зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное - движение другого зубчатого колеса.

118. Зубчатый механизм – передаточный механизм, содержащий по крайней мере одно зубчатое зацепление.

119. Зубчатый сектор (сегмент) – сектор цилиндрического зубчатого колеса внешнего или внутреннего зацепления.

120. Избирательная система управления машины – система управления машины, выбирающая одну из возможных комбинаций выходных сигналов в зависимости от входных сигналов в данном такте.

121. Избыточная связь – связь, устранение которой не изменяет число степеней свободы.

122. Интерполяционный синтез механизмов с низшими парами – синтез рычажных механизмов, при котором получаемый механизм точно выполняет заданные условия только в заданном конечном числе его положений.

123. Интерференция зубьев – явление, заключающееся в том, что при рассмотрении теоретической картины зубчатого зацепления часть пространства оказывается одновременно занятой двумя взаимодействующими зубьями.

124. Исполнительный орган машины – твердое тело, выполняю­щее в машине заданные перемещения с целью из­менения или контроля фор­мы, размеров и свойств обрабатываемого предмета.

125. Источник возбуждения колебаний – источник, подающий энергетический импульс в колебательную систему.

126. Исходный контур – контур зубьев номинально исходной (зубчатой) рейки в сечении плоскостью, перпендикулярной ее делительной плоскости.

127. Кардановы окружности – подвижная и неподвижная круговые центроиды внутреннего зацепления, диаметр одной из которых равен половине диаметра другой.

128. Касательная к центроидам – общая касательная к центроидам в мгновенном центре скоростей.

129. Качение – относительное угловое перемещение двух соприкасающихся звеньев вокруг общей касательной.

130. Кинематика механизма – раздел теории механизмов и машин, изучающий механическое движение звеньев без рассмотрения вызывающих его причин.

131. Кинематическая пара – соединение двух твердых тел механизма, допускающее их заданное относительное движение.

132. Кинематическая передаточная функция – функция, описывающая относительное движение двух звеньев.

133. Кинематическая схема механизма – схема механизма, выполненная в масштабе.

134. Кинематическая цепь – система звеньев и (или) твердотельных элементов механизма, образующих между собой кинематические пары.

135. Кинематический анализ механизма – определение движения звеньев механизма по заданному движению начальных звеньев.

136. Кинематический синтез механизма – проектирование кинематической схемы механизма.

137. Кинематическое возбуждение колебаний – возбуждение колебаний механической системы сообщением каким-либо ее точкам заданных движений.

138. Кинематическое соединение – кинематическая пара, образованная с помощью кинематической цепи.

139. Кинетостатика – раздел механики, изучающий движение звеньев с помощью уравнений движения, записанных в форме уравнений статики.

140. Клиновой механизм – механизм только с посту­пательными парами.

141. Класс кинематической пары – число связей, наложенных на относительное движение звеньев кинематической пары.

142. Клиновый ползун – звено, входящее в две поступательные пары.

143. Коническая зубчатая передача – зубчатая передача с пересекающимися осями, у зубчатых колес которой аксоидные, начальные и делительные поверхности конические.

144. Контур – замкнутая векторная цепь, моделирующая кинематическую.

145. Конус трения – коническая поверхность, внутри которой располагаются реакции двух контактирующих тел.

146. Коромысло – звено рычажного механизма, которое может совершать только неполный оборот вокруг неподвижной оси.

147. Коромыслово-ползунный механизм – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят коромысло и ползун.

148. Коромысловый толкатель – звено, совершающее не-полный оборот, один конец которого соединен со - стойкой вращательной па рой, а второй осуществляет контакт с кулачком.

149. Косозубое (винтовое зубчатое) коле­со – зубчатое колесо, зубья которого расположены по винтовой линии на цилиндрической поверхности.

150. Коэффициент демпфирования – отношение коэффициента сопротивления к удвоенной массе или удвоенному моменту инерции.

151. Коэффициент динамичности – отношение некоторой величины, определяемой с учетом упругости звеньев к той же величине в предположении абсолютной жесткости звеньев.

152. Коэффициент жесткости – отношение модуля силы к перемещению, вызванному этой силой в упругом элементе механической системы при статическом действии.

153. Коэффициент изменения средней скорости выходного звена – отношение средних скоростей выходного звена за время его движения в прямом и обратном направлениях.

154. Коэффициент неравномерности движения механизма – отношение разности максимального и минимального значений скорости начального звена механизма к ее среднему значению за один цикл установившегося движения механизма.

155. Коэффициент осевого перекрытия – отношение угла осевого перекрытия зубчатого колеса косозубой цилиндрической передачи к его угловому шагу.

156. Коэффициент перекрытия – отношение угла перекрытия зубчатого колеса к его угловому шагу.

157. Коэффициент расхода пневмопривода – коэффициент, определяющий массовый пневмопривода расход.

158. Коэффициент смещения исходного контура – отношение смещения ис­ходного контура к расчетному модулю цилиндрического зубчатого колеса.

159. Коэффициент сопротивления – отношение модуля диссипативной силы к модулю обобщенной скорости механической системы с одной степенью свободы.

160. Коэффициент перекрытия – отношение угла перекрытия зубчатого колеса к его угловому шагу.

161. Коэффициент торцового перекрытия – отношение угла торцового перекрытия зубчатого колеса цилиндрической передачи к его угловому шагу.

162. Коэффициент трения – отношение предельной силы трения к нормальной реакции.

163. Крайнее положение звена – положение звена, из которого оно может двигаться только в одном направлении.

164. Крайнее положение механизма – положение механизма, при котором хотя бы одно звено механизма занимает крайнее положение.

165. Кривая круговых точек – геометрическое место круговых точек на движущейся плоской фигуре.

166. Кривая центров – геометрическое место центральных точек относительно неподвижной системы отсчета.

167. Кривая центров кривизны – геометрическое место центров кривизны траекторий точек, лежащих на кубической кривой стационарной кривизны.

168. Кривошип – звено рычажного механизма, которое может со­вершать полный оборот вокруг неподвижной оси.

169. Кривошипно-коромысловый механизм – шарнирный четырехзвенник, в состав которого входят кривошип и коромысло.

170. Кривошипно-ползунный механизм – рычажный четырехзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и ползун.

171. Критический коэффициент демпфирования – значение коэффициента демпфирования, при превышении которого механическая система перестает быть колебательной.

172. Критический коэффициент сопротивления – значение коэффициента сопротивления, при превышении которого механическая система перестает быть колебательной.

173. Критический коэффициент расход пневмопривода – максимальное значение массового расхода газа.

174. Критическое демпфирование – мера вязкого демпфирования, соответствующая граничному условию между колебательным и неколебателъным затуханием свободного движения.

175. Круговая точка – точка плоской фигуры, движущаяся в своей плоскости, которая в четырех положениях плоской фигуры лежит на фиксированной окружности.

176. Крутильные колебания – колебания, при которых происходит кручение элемента механизма.

177. Кубическая кривая стационарной кривизны – геометрическое место точек плоской фигуры, движущейся в собственной плоскости, для которых кривизна траектории имеет стационарное значение в данный момент времени (максимальное или минимальное).

178. Кулачковая пара – кинематическая пара, состоящая из кулачка и толкателя.

179. Кулачковый вал – вал, на котором закреплены кулачки.

180. Кулачковый механизм – механизм, содержащий по крайней мере один кулачок.

181. Кулачок – звено, сопрягаемый элемент которого выполнен в виде криволинейной поверхности.

182. Кулачок постоянного диаметра – радиальный кулачок постоянного диаметра, предназначенный для работы с вилкообразным толкателем.

183. Кулиса – звено рычажного механизма, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару.

184. Кулисный механизм – рычажный механизм, в состав которого входит кулиса.

185. Линия действия силы – прямая, вдоль которой направлен вектор, изображающий данную силу.

186. Линия зацепления – траектория общей точки контакта зубьев при ее движении относительно неподвижного звена зубчатой передачи, которая при линейном контакте определяется в ее главном сечении.

187. Лишняя степень свободы – степень подвижности, не влияющая на характер движения механизма в целом.

188. Логарифмический декремент – натуральный логарифм отношения двух любых последовательных одинакового знака максимальных амплитуд при затухании одночастотных колебаний.

189. Логический механизм – логический элемент, состо­ящий только из твердых тел.

190. Логический такт – промежуток времени, в течение которого не меняется состояние ни одного из логических элементов.

191. Логический элемент – устройство для выполне­ния логических операций.

192. Малышева формула – структурная формула пространственного механизма.

193. Мальтийский механизм – механизм, включающий кривошип, палец которого прерывисто сцепляется с пазом на выходном звене.

194. Манипулятор – устройство в виде незамкнутой кинематической цепи, предназначенное для перемещения выходного звена (исполнительного органа) из одной точки пространства в другую.

195. Массовый расход пневмопривода – количество газа при истечении его из емкости или при движении его по трубопроводу.

196. Масштаб – величина, обратная масштабному коэффициенту.

197. Масштабный коэффициент – отношение численного значения физической величины в свойственных ей единицах к длине отрезка (мм), изображающего эту величину (на схеме, графике и т. п.)

198. Маховик – ротор, предназначенный для обеспечения заданного коэффициента неравномерности движения или накопления кинетической энергии

199. Машина – устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации.

200. Машина-автомат – машина, в которой преобразование энергии, материалов и информации выполняется по заданной программе, без участия человека

201. Мгновенная винтовая ось – геометрическое место точек звена, скорость которых параллельна угловой скорости в данный момент времени

202. Мгновенный выстой – состояние механизма, при котором одна или несколько точек звена имеют нулевые скорость и ускорение за бесконечно малый промежуток времени.

203. Мгновенный заменяющий механизм – эквивалентный механизм, заменяющий другой механизм за бесконечно малый промежуток времени.

204. Мгновенный коэффициент полезного действия механизма – взятое с обратным знаком отношение мощности внешних сил на ведомом звене к мощности внешних сил на ведущем звене, определяемые из условий статического равновесия механизма с учетом сил трения в кинематических парах.

205. Мгновенный центр скоростей – точка звена, скорость которой относительно системы отсчета в данный момент времени равна нулю.

206. Мгновенный центр ускорений – точка звена, ускорение которой в данный момент времени равно нулю.

207. Межосевое расстояние – расстояние между осями зубчатых колес передачи по межосевой линии.

208. Механизм – система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел и (или) сил, действующих на них, в требуемые движения других тел и (или) сил.

209. Механизм с выстоями – механизм, в котором выходное звено совершает движение с периодическими выстоями.

210. Механические колебания – движение механической системы, при котором хотя бы одна обобщенная координата и (или) обобщенная скорость поочередно возрастает и убывает во времени.

211. Модификация профиля головки зуба (фланкирование) – изменение формы головки зуба с монотонным увеличением несоответствия профиля зуба теоретическому на участке от заданной точки до вершины.

212. Модификация профиля ножки зуба (протубера­нец) – изменение формы ножки зуба с монотонным увеличением несоответствия профиля зуба теоретическому на участке от заданной точки до основания зуба.

213. Модуль зубьев – отношение окружного шага к числу π.

214. Мощность – производная работы по времени.

215. Мощность силы – скалярное произведение силы и скорости точки ее приложения.

216. Надкритический режим расхода пневмопривода – режим истечения газа в пневмоприводе, не зависящий от давлений.

217. Направляющая – звено поступательной пары, имеющее большую протяженность сопрягаемого элемента по сравнению с длиной сопрягаемого элемента другого звена.

218. Направляющий механизм – механизм, в котором точка звена воспроизводит заданную траекторию.

219. Нарастающие колебания – механические колебания с увеличивающимися во времени значениями размаха обобщенной координаты или ее производной во времени.

220. Насосная установка – установка, состоящая из объемного гидронасоса и переливного клапана.

221. Начальное звено – звено, которому приписывается одна или несколько обобщенных координат механизма.

222. Незамкнутая кинематическая цепь – кинематическая цепь, в которой имеется хотя бы одно твердое тело, входящее только в одну кинематическую пару.

223. Нелинейная упругая связь – связь между массами динамической модели с нелинейной характеристикой упругости.

224. Неподвижная центроида – геометрическое место мгновенных центров скоростей, описываемое на любой из двух плоских фигур в их относительном плоском движении.

225. Неподвижный аксоид – аксоид, описываемый в неподвижной системе отсчета

226. Неустойчивая часть характеристики электродвигателя – участок характеристики электродвигателя, на котором при увеличении момента внешних сил и соответствующем уменьшении скорости ротора движущий момент также уменьшается и двигатель останавливается.

227. Низшая пара – сопряжение, элементом которого является поверхность.

228. Нормальная окружность Бресса – геометрическое место точек плоской фигуры, движущейся в собственной плоскости, имеющих нулевые касательные ускорения в данный момент времени.

229. Обобщенная координата механизма – каждая из независимых между собой координат, определяющих положение всех звеньев механизма относительно стойки.

230. Обобщенная сила – скалярная величина, равная отношению суммы возможных работ сил, приложенных к механизму при изменении только данной обобщенной координаты к вариации этой координаты.

231. Обобщенная скорость – первая производная от обобщенной координаты по времени.

232. Обращенный механизм – механизм, который получается из исходного механизма путем выбора в качестве стойки другого звена кинематической цепи.

233. Объемный гидродвигатель – гидродвигатель, в котором преобразование механической энергии жидкости происходит при периодическом изменении рабочих полостей гидроцилиндра.

234. Объемный гидронасос – гидронасос, в котором создание напр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: