Рассмотрим некоторые «слагаемые» внутренней среды, найденные, выверенные регуляторы поведения и отношений, принятые и осознанные детьми, которые особенно важны на начальной стадии адаптации в организационный период лагерной смены, которые закрепляют общечеловеческие ценности в сознании ребят. Внутреннюю среду лагеря наполняют важными установками прежде всего, правила.
Правила — это положения о том, что верно и правильно, это нормы поведения или действия. Например, игры. Это образ мыслей, привычка поведения, это положение, в котором отражена закономерность поведения, это положение, в котором отражена закономерность, соотношение каких-то явлений.
С понятием «правила» связаны исключения. Сфер, где следует использовать правила, в лагере много. Например, правила о купании, правила о проведении костров, правила поведения детей в походе. Не следует злоупотреблять правилами буквально по поводу всех сфер жизнедеятельности, но в принципе правила лагерю необходимы. Скажем, правила дежурства по отряду (палате столовой, территории). Правила — это разумные подсказки ребятам о характере прав и обязанностей, последовательности и характере деятельности.
Заповеди — в определенной степени строго обязательные правила поведения, выраженные в образной форме.
А еще внутреннюю среду, ее настрой формируют и определяют обычаи (принятые многими или всеми традиционно установившиеся правила общественного поведения, порядок и стиль каких-то действий или самой жизни) и традиции (переходящие от поколения к поколению обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, передача нравственных ценностей).
Все вышеобозначенное и есть настрой лагеря как его социальный эффект влияния, влияния на самочувствие, социальную активность ребят. Настрой лагеря — это стиль и тон его существования, его ценностно-смысловых связей между взрослыми и юными людьми, которые помогают и первым, и вторым наращивать свою репутацию.
Традиции — переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы, порядки, правила поведения, взгляды, вкусы и вместе с тем это повторяющиеся, закрепленные в культуре праздники, значимые деяния, образы действия. Традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые людьми важные идеи, духовные ценности, унаследованные от предшествующих поколений. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции, традиции украшают жизнь ребят. Живя в сетке традиций, ребята чувствуют себя частью своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать.
Непосредственно детский лагерь не может функционировать без вожатых, людей, которые 24 часа в сутки рядом с ребенком, окружает его заботой и вниманием.
Должностные инструкции вожатого
Общие положения
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог - организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее документ об успешном окончании вожатских обучающих курсов.
Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.
В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).
Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Функции
Основными направлениями деятельности вожатого являются:
· попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
· организация свободной деятельности вверенного ему отряда.
· должностные обязанности
Вожатый выполняет следующие должностные обязанности(3):
· создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
· организует семейные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;
· поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
· организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение;
· помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из своей семейки превышает 8 человек;
· обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
· организует и обеспечивает участие детей в культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;
· использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
· организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
· изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
· соблюдает права и свободы воспитанников;
· ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
· проходит периодические медицинские обследования;
· соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
· обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро - и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
· оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
· вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.
Права
Вожатый имеет право:
· участвовать в управлении лагеря;
· на защиту профессиональной чести и достоинства;
· знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
· защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
· на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
· свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
· давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.
Ответственность
Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.