Методика лечебной физкультуры




В условиях стационара курс ЛФК разделяют на вводный (ориентировочный), основной (тренировочный) и заключительный периоды.

Вводный период продолжается 3–5 дней. Проводится функциональное тестирование пациента, оценка толерантности к физической нагрузке, выявление индивидуальных реакций на физические упражнения. Применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой, дозированная ходьба, разучиваются основные упражнения дыхательной гимнастики (дозирование нагрузки зависит от степени тяжести заболевания). Начинают лечебную гимнастику с изменения дыхательного стереотипа, обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным расширением грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается.

Основной период продолжается не более 2 недель. Применяются

дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковая» гимнастика. ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Применяют упражнения, направленные на изменение соотношения дыхательных фаз: сначала тренируют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

«ЗВУКОВАЯ» ГИМНАСТИКА — это специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Начинают с произнесения «ммм», после чего следует выдох с произнесением «пфф». Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол. Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках «п», «т», «к», «ф», средняя — при звуках «б», «г», «д», «в», «з»; наименьшая – при звуках «м», «к», «л», «р».

Рекомендуют произносить рычащий звук «р-р-р-р» — на выдохе, начиная

от 5–7 до 25–30 с и звуки «бррох», «бррфх», «дррох», «дррфх», «бррух», «бух», «бат», «бак», «бех», «бах». «Звуковая» гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос делать небольшую паузу и выдыхать воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин., самостоятельные занятия — 2–3 раза в день.

Заключительный период — последние 3–5 дней стационарного лечения. Он используется для разучивания комплекса физических упражнений, рекомендованного к применению в домашних условиях. Даются подробные рекомендации по изменению образа жизни, использованию средств ЛФК после окончания курса лечения в поли-

клинических условиях.

Выполнение упражнений основного периода рекомендуется в течение всей жизни. К ним постепенно могут быть добавлены ходьба или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100–120 уд/мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того,чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4–5 сек. во время выдоха – задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задерживать дыхание во время умеренного выдоха.

При выполнении дыхательных упражнений следует регулировать

соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. К концу курса продолжительность выдоха желательно увеличить до 30–40 секунд.

В конце занятия необходимо снова подсчитать частоту пульса и частоту дыхания, оценить переносимость физической нагрузки больным, при необходимости внести коррективы в комплекс упражнений к следующему занятию.

По мере улучшения состояния в занятия включаются все больше динамических дыхательных упражнений, которые тренируют согласованность фаз движения и дыхания. Общая нагрузка возрастает, занятия проводятся чаще.

Появляются дополнительные задачи: тренировка дыхательной мускулатуры и повышение физической работоспособности. Вводятся также упражнения для укрепления мышц передней брюшной стенки, участвующих в выдохе. Выполняются упражнения с предметами и дыхательные упражнения с сопротивлением.

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫУПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

вводный период

Перед началом занятия необходимо в положении стоя подсчитать частоту сердечных сокращений и частоту дыхания: пульс

за 15 секунд (умножить на 4) и частоту дыхания за 30 секунд (умножить на 2).

 

Исходное положение Описание упражнения Кол-во повторений Тепм Методические указания
  Сидя на стуле, отки- нувшись на его спин- ку 1–2. Спокойный вдох через нос 3–4. Выдох через рот «щелочкой» 4–6 раз   Выдох более продолжи- тельный, чем вдох; пауза между вдохом и выдо- хом естественная (без задержки дыхания)
  1–2. Рука вверх (вдох) 3–4. И.п. (выдох) 5–6. Пауза. Затем другой рукой По 4–6 раз каждой рукой   В момент паузы мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены
  Сидя на краю стула, руки на коленях Сгибание и разгибание стоп и кистей рук одновременно 10–12 раз   Дыхание не задерживать
  Уронить руки вниз (руки как бы сполза- ют, скользя), расслабить все мышцы рук 10–12 раз   Должно появиться ощу- щение тепла или тяжести в руках, которое нужно «перенести» на все тело
  Сидя, плотно прижав- шись к спинке стула 1–2. Вдох 3–6. Спокойный, плавный выдох 7. Зажать нос и задержать дыхание 5–6 раз   Задержка не предель- ная; дыхание начинать с плавного вдоха
  Сидя на краю стула, ладони на грудной клетке Откашляться короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы 2-3 раза   Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхний, средний, нижний
  «Облегченное по- ложение» — специфи- ческая поза больного бронхиальной астмой: сидя, руки упираются в бедра, центр тяжести смещен вперед 1–2. Спокойный вдох через нос 3–6. Плавный выдох через рот «щелоч- кой» 6–8 раз   На выдохе постараться ощутить движение ниж- них (задних) отделов грудной клетки. Должно появиться ощущение «выдавливания» воздуха весом грудной клетки
  Сидя на краю стула, кисти к плечам 1–3. Круговые движения согнутыми ру- ками вперед (выдох) 4. И.п. (вдох). Затем то же назад По 4–6 раз вперед и назад Медленный После каждого выдоха сделать паузу и расслабить мышцы
  На вдохе поднять руки, на выдохе опу- стить и расслабиться 4-6 раз    
  Сидя на краю стула   1. Поднять плечи (вдох) 2–4. И.п., расслабиться (выдох) 4–6 раз    
  1. Руки вверх (вдох) 2–6. И.п. (выдох с произнесением звука «ш–ш–ш») 4–6 раз    
  1.Руки на колени (вдох) 2–6. Руки перед грудью, пальцы в «за- мок», (выдох с произнесением звука «ж–ж–ж») 4-6 раз    
  Сидя на краю стула 1. Руки вверх (вдох) 2–4. И.п. (выдох с произнесением звука «пфф») 4–6 раз    
  Сидя, откинувшись на спинку стула, ноги вы- прямлены Расслабление мышц рук, ног, всего тела 30–60 с   Дыхание произвольное. Можно помочь себе, про- износя мысленно: «Мои руки тяжелые, теплые» и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: