Экономическая сущность аудита, его виды и цели осуществления




Консолидированная финансовая отчетность и требования к ее формированию.

Консолидированная финансовая отчётность — финансовая отчётность группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период.

Характерная особенность консолидированной отчётности группы — активы, обязательства, доходы и расходы двух или нескольких юридически самостоятельных единиц объединяют в отдельную систему финансовых отчётов.

Консолидированная финансовая отчетность готовится и сохраняется материнской компанией. Консолидированная финансовая отчетность составляется, если материнская компания:

- обладает боле 50% голосующих акций АО или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором либо иными способами.

Впервые консолидированная отчётность появилась в 1903 году и сейчас её составляют практически все холдинги и группы компаний.

Консолидированная финансовая отчётность состоит из:

- консолидированного бухгалтерского баланса,

- отчёта о прибылях и убытках,

- отчёта об изменении капитала,

- отчёта о движении денежных средств, а также примечаний к ним.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО.

Порядок представления и публикации указанной отчетности кредитными организациями определяются Центральным банком РФ; организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, - Правительством РФ.

Отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (за исключением кредитных организаций, которые представляют отчетность также в ЦБ РФ).

Годовая КФО подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение и годовая КФО должны публиковаться в информационных системах общего пользования и (или) СМИ.

Требования данного Закона применяются к отчетности организаций за год, следующий за годом признания МСФО для применения на территории РФ (для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) организаторов торговли на рынке ценных бумаг, составляющим КФО по правилам, отличным от МСФО, а также организаций, облигации которых допущены к обращению в указанном выше порядке, - не ранее чем с отчетности за 2015 год).

 


Экономическая сущность аудита, его виды и цели осуществления

Аудит – вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования положения экономического объекта или касающийся информации о таком положении и функционировании. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Экономическая обусловленность аудита в России связана с переходом экономики государства на рыночные отношения.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности.

Виды аудита:

- внешний - проводится независимыми аудиторами на договорной основе с экономическим субъектом с целью обязательной оценки достоверности б/у и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.

- внутренний - основная цель заключается в эффективном функционировании системы управления

 

- обязательный - проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

- инициативный -проводится по решению администрации предприятия или его учредителей исходя из объема изучения

- первоначальный -характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов.

- согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно)

- аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций.

- операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования.

- специальный аудит– это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

 

Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

Цельюаудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.

 

77. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы.

Государственное регулирования аудиторской деятельности осуществляется с помощью:

1) Министерства финансов РФ.

Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

2) Совета по аудиторской деятельности.

Данный орган выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

3) аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

 

Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

1.Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ.

2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. В них описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), утвержденные Правительством РФ (в них содержатся принципы и правила аудита) и федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), утвержденные Минфином России. Эти акты применяются в части, не противоречащей МСА. На этом же уровне находятся ПСАД, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (ныне упраздненной). Их всего 3.

 

А) методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.

Б) Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 5-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.

В) Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: