Остеоциты-клетка, обеспечивающие течение обменных процессов




(обмен веществ).

Остеобласты-клетки зоны роста. —

З.Остеокласт - клетки, обеспечивающие рассасывание костной ткани.

Кости делят на: трубчатые кости (бедренная), плоские (ребра),

Короткие (позвонки)

Строение трубчатой кости:

1.Эпифизы (головки их 2-е). Образованы губчатым костным веществом,

содержащим красный костный мозг. Снаружи покрыть: суставным

хрящом.2.Диафиз(тело). Образован компактным веществом. Он полый

внутри и заполнен соединительной тканью - желтым костным мозгом.

Снаружи диафиз покрыт надкостницей. Она пронизана нервами и

кровеносными сосудами.

Рост кости -Кости могут расти как в длину, так и в толщину (рост, костей

в норме заканчивается к 22-25 годам). 1.Кость растет в длину за счет

деления клеток хрящевой ткани, образующей прослойки на концах

диафиза длинных костей.2.Рост в толщину идет за счет деления клеток

надкостницы. Рост кости регулирует гормон гипофиза - гормон роста.

14. Классификация и характеристика форм организации процесса освоения физической культуры.

Категория «форма» означает внешнюю сторону ФО, связанную с организацией и численностью занимающихся, местом, порядком и временной организации ФСД. Уроки в настоящее время представлены, как типовой и видовой направленности. Уроки видовой направленности определяется по преимущественному виду ФСД, составляющему основу его содержания (урок гимнастики, волейбола и т.д.) Уроки типовой направленности определены его целями и задачами (уроки совершенствования, смешанные и т.д.).

Урочная форма занятий:

1) Собственно-урочная: урочные формы занятий по обязательному курсу ФВ в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях. Урок ФК по общешкольному расписанию, академические занятия по вузовскому курсу ФВ.

2) Форма занятий урочного типа: (совпадающие по основным признакам с урочными) занятия урочного типа, организуемые под руководством специалиста.

Форма занятий неурочного типа:

1) Крупные формы занятий: (включающие упорядоченную двигательную активность), развернутые формы самодеятельности (индивидуальные и групповые), занятий физкультурно-кондиционного или спортивно-тренировочного характера (индивидуальные тренировочные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой, часовой и большей продолжительности), соревновательная форма организаций занятий – собственно-спортивная и подобные им физкультурно-спортивные состязания, физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха (большие подвижные перемены спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, самодеятельные туристические походы в выходные дни).

2) Малые формы: типичные для относительно непродолжительной серии физических упражнений в повседневном режиме дня, вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, аналогичной формы использования элементарной производственной ФК. Общегигиенические сеансы зарядки в режиме дня (утренняя зарядка и т.д.).

10(1)Формы организации ф.к. целесообразно дифференцировать на классно-урочную и внеурочные.

В системе регламентированной (упорядоченной) физкульт.-спорт. деятельности по овладению ценностями ф.к. классно-урочная форма является основной и представлена, прежде всего, уроками ф.к., обеспечивающими целостность образовательного процесса.

Таким образом, урок ф.к. — форма организации пед. процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит коллективной физкульт.-спорт. деятельностью учащихся с учетом их потребностей и способностей, использует оптимальные средства и методы ф.к., создающие благоприятные условия для овладения ее ценностями, а также направленного обучения, воспитания и развития двиг. и личностных потребностей и способностей.

В этой связи преимуществами и отличительными признаками урока ф.к. от иных форм организации процесса физич. образов, являются;

-относительное постоянство состава учащихся, что позволяет оптимизировать соотношение способов организации и точнее дифференцировать процесс физич. образов.;

-руководящая роль педагога (учителя) в процессе овладения ценностями ф.к.;

-возможность непосредственно на уроке комплексно и системно осуществлять обучение, воспитание и развитие личности, формирование ее ф.к.;

-строгая регламентация и возможность эффективного управления деятельностью и психофизическими нагрузками;

-стимуляция иных видов образовательной деятельности учащихся на основе их сочетания с двигат. активностью.

Многообразие ценностей ф.к. инеобходимость их полноценной трансформаций в личность обуславливаетиспользование в практике различных конкретно-направленных уроков.

Возникает потребность рассмотрения классификации уроков ф.к., в основе которой — сущность явлений и процессов, отражающих дидактические цели и задачи, а также учебный материал и его основное содержание.

15. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности.

Лучшим доказательством значимости физической культуры для воспитания человека культуры может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Однако прежде чем обратиться к его характеристике, рассмотрим понятие ценности в его социологическом и философском значении.

Ценность — это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются эти ценности. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей.

Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный — и представлять механизм преобразования общественных ценностей в до­стояние каждой личности.

К общественным ценностям физической культуры относят: интеллектуальные, ценнocmu двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные ценности (1, 13, 16).

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, по мнению Бальсевич В.К., Лубышевой Л.И., следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры исследователи понимают различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то: что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

Важными, пожалуй, но еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры - являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности их освоения, по мнению Л.И. Лубышевой, можно реально оцепить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их дей­ствительное отношение к этой важнейшей сфере культуры (14).

К группе интенционных ценностей отнесены и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнения­ми и спортом.

Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение подрастающими поколениями мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто «выкрутиться» из сложной ситуации. Мобилизационные ценности физической культуры помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии - вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека.

Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закалива­ния, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность — все эти качества существенно определяют состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность; самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды — результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

И, наконец, валеологические ценности физической культуры — это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержания ценностей физической культуры и спорта во многом совпадают. Тем не менее, следует учитывать их функциональные различия. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.

Специфические данности спорта обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», таким образом, утверждая эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В широком олимпийском движении возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, неизведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов, Таким образом, выполняя «пионерскую функцию» познания резервов человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.

При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр; чемпионатов и кубков мира, других пре­стижных соревнований Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от его коммерческой стороны.

Содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура и спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют границы синего влияния на жизнь людей

16. Характеристика основных методологических подходов к познанию и организации физического образования.

11(1) Основу разработки и образования методологии (ФО) составляет;

1. системный подход, который позволяет представить в порядочную и целостную систему некое множество взаимосвязанных между собой компонентов относящихся к ФК и образованию. 2. сущностное положение системных образов, предусматривает единство процессов обучения (освоение социального опыта), воспитание и развития. 3. концепция «переноса навыка» и переноса тренированности, в рамках которой показаны широкие возможности «перенося» сформированного в различных упражнениях, различные действия с одних видов действия на другие. 4. концепция личностного подхода предполагает, что личность является главным объектом и субъектом формирования. 5. концепция деятельности о его подхода к формированию личности, исходящая, что эффективная ее становление необходимо осуществлять деятельности и обусловлена последним. 6. культурологический подход, определяющий, что именно культура и ее ценности есть основной способ формирования личности; именно культура личности является основной целью образования, в том числе и в ФК. 7. аксиологический подход есть наука, определяющая направленность личности на формирование ориентации личности в мире ценностей.

Подчиняясь общей цели образования, процесс ФО также реализуется в 3-х основных компонентах: 1 - обучение (условия соц. опыта) 2 - воспитание 3- развитие

Категория социального опыта - знания, умения, навыки, привычки.

Знание как предмет усвоение опыта имеет теоретическую и практическую направленность.

Умения и навыки отражают различную степень освоенности движений и действий, которое в свою очередь составляет компонентный состав целостной двигательной деятельности.

Процесс развития - процесс качественных и количественных изменений, свойств и качеств личности под воздействием внутренних (природных) сил и внешних (социальных) условий.

1. Физическое развитие определяется как естественный анатомо-физиологический процесс.

2. Трудовое развитие.

3. Психологическое развитие включает (интеллектуальное) эмоциональное и чувственное, сенсорное развитие.

4. Познавательное развитие.

5. Развитие, формирующее поведение общей морали.

В специфическом (узком) пед. смысле определяется как специфический процесс и результат целенаправленного развития на личность. Обеспечивая систему становления отношений личности ее черт и качеств, взглядов и убеждений способов поведения в обществе.

17. Организация учебно – тренировочного процесса: управленческий аспект.

В вопросах воспитания физической культуры нужны не просто смелые и новаторские решения, но и разумное, научно обоснованное, оптимальное управление (т.е. наилучшее для конкретных условий).

1.Управлению учебно-тренировочным процессом свойственны черты, без знаний которых представления о сути управления оказались бы неполноценными:

- целеустремленность;

-переход объектов управления в субъекты управления, взаимодействие между ними;

-наличие тенденций к самоуправлению и саморегулированию.

2. Общие требования и критерии оптимального управления выражены:

- в соответствии управления возможностям субъекта и сложностям объекта;

- в наличие хорошо отработанной обратной связи;

- в наличии резервов времени и вариантов;

- в правильном выборе критерия оценки.

3. Установлены следующие способы оптимизации управления учебно-тренировочным процессом: комплексный подход к планированию, генерализация, конкретизация (дифференциация, индивидуализация), развитие самоуправления, выбор оптимального сочетания методов, средств, приемов управления, ресурсосбережение. Каждый способ оптимизации преимущественно ориентирован на определенный компонент деятельности: комплексный подход - на задачи; генерализация - на содержание и выбор оптимальных методов; самоуправление - на перевод объекта в субъект управления; ресурсосбережение - на условия. Отсюда видно, что сам набор способов оптимизации по существу воспроизводит структуру деятельности (цель - содержание - формы - методы - средства - результат), в которой всегда есть система, упорядоченность, а это есть главные признаки грамотного управления. Приведенный комплекс способов оптимизации управления не случаен, а реально существует в опыте, он достаточно эффективен.

Комплексным должен быть контроль за учебно-тренировочным процессом, ибо любой его метод имеет свои сильные и слабые стороны, и только в совокупности и связи друг с другом на основе своих компенсаторных возможностей методы контроля обеспечивают оптимальность управления учебно-тренировочным процессом.

Комплексным должен быть и анализ процесса и результатов управления, ибо в противном случае не будут выявлены истинные причины негативных явлений, поощрены будут те, кто этого не заслуживает и обойдены вниманием те, кто в нем прежде всего нуждается.

Комплексным должно быть стимулирование как педагогического труда (т.е. работа тренеров), так и учебного (спортивные достижения юных спортсменов), хотя бы потому, что «чувствительность» к тому или иному виду стимулирования у тренеров и их воспитанников - юных спортсменов разная, да и она меняется во времени.

Комплексность выражается и в осуществлении учителем, тренером взаимосвязи всех функций управления, их развитости, недопустимости какой бы то ни было гипертрофии одной функции в ущерб другим. При чрезмерном увлечении планированием начинают западать организация учебно-тренировочного процесса, его контроль и анализ (на них просто не остается времени и сил). 22

Генерализация. Выделение главного, наиболее существенного в содержании управления учебно-тренировочным процессом в конкретный период времени не отвергает комплексный подход.

Массовой практикой доказано, что выделение главного в управлении повышает результат и экономит время. Суть в том, что главное, существенное в конкретный момент времени, как правило, является системообразующим фактором, то есть фактором, влияющим на все части, звенья управляющей и управляемой систем, и объединяющим эти части. Это и определяет оптимизационный эффект в управлении учебно-тренировочным процессом.

Нужно признать, что умение выделять главное, существенное представляет собой сложную мыслительную процедуру, является интегративным показателем ума любого специалиста. Замечено, если руководитель умеет выделять главное, то он непременно владеет всеми другими вычислительными аналитическими процедурами: он умеет анализировать (расчленять на части), сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, типологизировать, систематизировать. Но, коль умение выделять главное - интегративный показатель, то, очевидно, развивая в себе названные мыслительные операции, тренер научится и генерализации.

Максимально учитывать конкретные условия. Самым главным фактором конкретных условий является человек, его личность (тренера, юного спортсмена), у которого есть природные задатки, могущие развиваться в способности, талант, предпочтения, личностно значимые умения, особенности мышления, поведения, характера и т.д. Оптимизационная стратегия должна быть направлена на максимальное использование именно того, чем человек богат, того, что у него сильнее развито, того, чем индивидуален, ибо этот путь скорее приводит к цели и наиболее экономными средствами. Учет конкретных условий практически всегда равнозначен индивидуализации (учет особенностей конкретного спортсмена, тренера) и дифференциации. Последняя является одной из форм конкретизации, предполагающая при выработки управленческих решений учет особенностей различных групп юных спортсменов, определенные их общие черты. В управлении учебно-тренировочным процессом одинаковый подход ко всем (разным) лицам не только не оптимален, а вреден и для дела, и для самих тренеров.

Развивать демократию, самоуправление. Демократизация школы, ДЮСШ, особенно демократизация отношений руководителей с педагогами-тренерами, учащимися-юными спортсменами и их родителями, оказывается, может существенно оптимизировать управление. Развитие школы как целостной учебно-воспитательной системы в интересах достижения оптимальных результатов возможно, если управление с самого начала будет предполагать участие в выработке и принятии решений всех членов коллектива, то есть то, что обычно называется термином «соуправление», с указанием меры ответственности всех людей (руководителей, тренеров, юных спортсменов), кто принимал решение. И, наконец, передача ряда функций по управлению школой в руки преподавателей, учащихся, их органов и организаций - то, что соответствует идее самоуправления. Управление и самоуправление совершенно необходимы для возникновения «управленческого резонанса», при котором только и возможно достижение оптимальных результатов работы образовательного учреждения.

Выбирать наилучшее сочетание методов управления. Методы могут быть сгруппированы: по целям - методы управления могут быть стратегическими, тактическими, оперативными; по механизму влияния - методы психолого-педагогической направленности; по времени управленческих действии методы делятся на перспективные, долгосрочные, текущие; по стилю - авторитарные, демократические, либеральные.

Сами по себе методы управления не могут быть оптимальными и неоптимальными вне конкретных условий. Например, метод поощрения. Одного ученика он окрыляет, другого развращает, на третьего - никак не влияет, у четвертого -разжигает нездоровое честолюбие и зазнайство, у пятого - вызывает зависть и т.д.

Назовем группу факторов, которые необходимо учитывать при выборе методов, средств, приемов управления: а) стратегические и тактические задачи; б) особенности людей (преподавателей, учащихся, юных спортсменов, родителей и др.), в отношении которых применяется метод (управленческое воздействие), в) возможности каждого метода и последствия его применения; г) меру в использовании тех или иных методов, их взаимосвязь; д) традиции, привычки данного коллектива, спортивной группы, их приученность к тому или иному стилю управления.

18. Классификация уроков физической культуры: особенности методики проведения уроков физической культуры различного типа.

12(l) Различают уроки типовой и видовой направленности, иесли вид урока определяется по, преимущественному виду физкульт.-спорт. деятельности, составляющему основное его содержание (например, урок гимнастики, спортивных игр, и т.п.), то типовая принадлежность обусловлена его; целями и дидактическими задачами (например, урок освоения нового материала, урок закрепления.и совершенствования и т.п.).

Нуждаются в дефиниции уроки «смешанные», «комбинированные» и «комплексные». ; Комбинированным - если он содержит два и более вида физкульт.-спорт. деятельности, направленных на решение одной дидактической задачи. Смешанным, если его основное содержание обеспечивает решение двух и более дидактических задач. Комплексный -решение двух и более дидактических задач при использовании двух и более видов ФСД.

Реализация задач образования в сфере ф. к. в классно-урочной форме предусматривает использование теоретических уроков и семинарских занятий в процессе которых осуществляются формирование системы знаний о ф. к. и контроль за овладением ее духовными ценностями.

Вводные предваряют, как правило, систематические занятия в начале года, а также начало освоения основного содержания каждого из разделов программы. Основное их назначение - ознакомиться с новым составом учащихся, сообщить основы перспективного и этапного планирования (календарь внутри школьных и межшкольных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий). Порядок освоения школьной программы ф. к., предъявить основные требования к процессу физ. образов, в связи с болезнью, к спортивной форме, пропускам уроков, ознакомить с контрольными нормативамит.п. Изучения имеют основной целевой направленностью освоение нового материала, т.е. новых двигат. умений и навыков, и сопряженных с ними и их овладением теоретических сведений. Совершенствования обеспечивают упрочение ранее усвоенных знаний, умений и навыков на основе их вторичной осознанности. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к систематизации и обобщению новых знаний, их повторению и закреплению, формированию двигат. навыков, направленному воспитанию физич. и личностных качеств, связанных с оптимальной техникой. Контроля предназначены для выявления этапных показателей двигат. и теоретич. подготовленности (этапный и текущий контроль). Урок целесообразно проводить в форме соревн., где создаются соответствующий эмоциональный фон и материально-технические условия для демонстрации каждым учащимся личностных достижений. Смешанного типа имеют тренировочную направленность и отличаются от вышеозначенных разнообразием решаемых дидактических задач. В них должны оптимально сочетаться изучение нового материала, совершенствование ранее изученного и оперативный контроль. Комплексные наиболее распространены в практике ФО, их основная отличительная особенность заключается в возможности реализации разнохарактерной деятельности в отношении формирования компонентов ФКЛ (например, направленное воспитание ловкости потребует использования упражнений из гимнастики и спортивных игр; в то же время контроль за состоянием быстроты затруднен без использования легкоатлетических упражнений и т.п.).

-соревнования (как разновидность уроков контроля) используются на этапе совершенствования двигательных умений и навыков, оценки физич., технич. и теоретич. подготовленности; организуются в форме соревнований между командами (подгруппами) внутри класса в соответствии с общепринятыми правилами,

-взаимообучения; обладают выраженной профориентационной направленностью; стимулируют включенность учащихся в ФСД; используются в процессе реализации дифференцированного подхода для формирования сознательной активности и самостоятельности, учащихся в овладении ценностями ф.к.;

-конкурсы: проводятся в форме межгрупповых состязаний по типу конкурсов на лучшую составленную и выполненную программу (комбинацию) упражнений на брусьях, в акробатике.

- интегральные, имеющие целевой установкой оптимизацию процесса комплексного формирования системы двигат. способностей и сопряженных с ними теоретических знаний.

«круговая тренировка », обладающие отчетливой направленностью на становление физич. подготовленности занимающихся

19. Формирование здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры.

1. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Общая культура человека во многом формирует его образ жизни. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические (интеллектуальные), духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается рост его карьеры. Каждый в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье и благополучие человека, на полноценность его жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни - это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

2. Вместе с тем на пути решения проблемы формирования здорового образа жизни средствами учебных дисциплин в общеобразовательной школе встречается ряд противоречий между:

- разрозненном характере предметных источников знаний о здоровом образе жизни и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике воспитания, трудовой деятельности и жизни человека;

- между естественным стремлением учителей сделать воспитание и обучение учащихся полноценным и отсутствием умений реализовать эту идею на основе системного, комплексного подхода, одним из проявлений которого может быть реализация межпредметных связей в формировании здорового образа жизни.

3. Анализ научной литературы, а также наблюдение за передовой практикой показывают, что эффективность решения проблемы формирования здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры во многом зависит от степени реализации межпредметных связей, от того, насколько учебный процесс принимает комплексный характер, включающий когнитивно-познавательные и технологические (действенно-практические) аспекты реализации данной проблемы, насколько в знаниях, убеждениях и поведении учащихся будет формироваться идея закономерной зависимости здоровья человека от его двигательной активности.

Таким образом, работа по формированию здорового образа жизни учащихся может включать ряд последовательных действий организационно-методического характера, объединяющих учителей физической культуры и тренеров с учителями других предметов в решении данной проблемы. Данная работа направлена на:

а) освоение методики осуществления межпредметных связей, обеспечивающей формирование системы знаний о здоровом образе жизни.

б) учителя должны научиться правильно, выбирать комплексные учебные проблемы, включающие знания о двигательной активности человека, анализировать отраженные в учебных программах по всем основным предметам конкретные вопросы о здоровом образе жизни. Это позволит сформулировать комплексную программу «Движение и здоровье», которая действует во многих школах области.

5. Комплексная проблема «Движение и здоровье» включает три группы понятий: мировоззренческие, специальные научные, общие, прикладные гигиенические. Системообразующим понятием в дидактической системе знаний является понятие двигательной активности человека, оно отражает объективную закономерность -взаимосвязь движения и здоровья человека

Итак, проблема двигательной активности, которая может быть сформулирована как учебная проблема «Движение и здоровье», носит комплексный характер. Она включает ряд взаимосвязанных аспектов:

- естественнонаучный, который раскрывает анатомо-физиологические основы двигательной активности организма человека, обосновывает ее влияние на работоспособность всех систем органов, включая нервную систему и умственную деятельность, показывает мировоззренческое значение знаний о движении в живой природе (отражено в программах по природоведению, физике, биологии, особенно по разделу биологии «Человек и его здоровье»);

- гигиенический, раскрывающий основы гигиены опорно-двигательной системы организма человека, включающий правила гигиены и тренировки, медицинские сведения о заболеваниях человека, обусловленных гиподинамией, об их предупреждении, о мерах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (отражено в программах по природоведению, начальной военной подготовке, ОБЖ и по разделу биологии «Человек и его здоровье»);

- практический, вырабатывающий у учащихся умения выполнять комплекс физических упражнений для развития скелета и мышц, для укрепления их силы и выносливости, знакомящий с двигательным режимом для разных возрастных групп, формирующий двигательные умения и навыки с учетом особенностей развития организма девочек и мальчиков, а также формирующий потребность в двигательной активности (отражено в программах по физической культуре);

- трудовой, показывающий роль физического труда в развитии человеческого организма, в укреплении его здоровья и обеспечении двигательной активности, а также значение двигательной активности в сохранении трудоспособности человека, в повышении работоспособности в условиях напряженного умственного труда, обеспечивающий включение учащихся в трудовую деятельность, дающий обоснование гигиены и физиологии труда (данный аспект частично представлен в программе по разделу биологии «Человек и его здоровье», требует связей с трудовым обучением и курсом этики и психологии семейной жизни);

- эстетический, который раскрывает связь между двигательной активностью и красотой фигуры человека, грацией, эстетикой движений, осанкой человека и его здоровьем (отражено в основном в программах по ИЗО и художественному труду);

- педагогический, заключенный в раскрытии взаимосвязей между двигательной активностью и физическим, гигиеническим и трудовым воспитанием и самовоспитанием подростков, в формировании у них потребности в двигательной активности и умений соблюдать личную и общественную гигиену, включая зарядку, занятия трудом, физкультурой и спортом (представлен в программах по физической культуре, разделу «Человек и его здоровье», этике и психологии семейной жизни).

20. Структура спортивной тренировки: содержание и характеристика видов спортивной подготовки.

Спортивная подготовка является комплексной системой, которая включает; следующие компоненты: - спортивную тренировку (техническая подготовка; тактическая; физическая; психическая; интегральная подготовка); - спортивные соревнования, как средство подготовки спортсмена и как система моделирования, проверки и коррекции подготовки спортсмена (подготовительные; контрольные; подводящие; отборочные; главные); - внетреннировочные и внесоревновательные факторы, дополняющие спортивную подготовку (теоретическая подготовка; спортивный отбор; спортивная ориентация; восстановительные мероприятия). Подготовка спортсмена строится на основе следующих положений:

1- единая пед. система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.

2- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

3- оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе спортивной подготовке

4-неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется.

5- поступательное увеличение объем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: