Методика исследования словесно-логического




Мышления младших школьников

(Замбацявичене Э-Ф.)

1 субтест направлен на выявление осведомленности. За­дача испытуемого закончить предложение одним их приве­денных слов, осуществляя логический выбор на основе индук-

тивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1 субтеста.

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ре­мешки, пуговицы)

(80 % первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос). Если ответ правильный, зада­ется вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяс­нения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяс­нении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предла­гается подумать и дать более правильный ответ. За правиль­ный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если от­вет неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верб­люд, пингвин) (86%)

3. В году... (24 месяца, 3 мес,12 мес, 4 мес, 7 мес.) (96%)

4. Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%)

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%)

6. Отец старше своего сына.... (редко, всегда, часто, никог­да, иногда) (85 %)

7. Время суток.... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%)

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94 %)

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %)

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, авто­бус, экскаватор, тепловоз) (100 %)

2 субтест. Классификация, способность к обобщению. «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Ка­кое слово надо исключить?»

При правильном объяснении ставится 1 балл, при оши­бочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ре­бенку подумать и ответить еше раз. За правильный ответ пос­ле второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10 проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. (95 % перво­классников с нормальным развитей дают правильный ответ.)

2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %)

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %)

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %)

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %)

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квад­рат (90 %)

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %)

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %)

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87 %)

3 субтест. Умозаключения по аналогии.

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.Уточняющие вопро­сы не задаются.

1. Огурец Гвоздика

Овощ, сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)

2. Огород Сад

Морковь, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)

3. Учитель Врач

Ученик, очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)

4. Цветок Птица

Ваза, клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)

5. Перчатка Сапог

Рука, чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)

6. Темный Мокрый

Светлый, солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

(55 %)

7. Часы Градусник

Время, стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)

8. Машина Лодка

Мотор, река, маяк, парус, волна, берег (89 %)

9. Стол Пол

Скатерть, мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)

10. Стул Игла

Деревянный, острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65%)

4 субтест. Обобщение. *

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее по­нятие.Как это можно назвать, одним словом?» При непра­вильном ответе предлагается подумать еще. Оценки — ана­логичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правиль­ный ответ)

2. Метла, лопата... (43 %)

3. Лето, зима... (84%)

4. Огурец, помидор... (97 %)

5. Сирень, орешник... (74 %)

6. Шкаф, диван... (96%)

7. Июнь, июль... (95 %)

8. День, ночь... (45%)

9. Слон, муравей... (85 %)

10. Дерево, цветок... (73 %)

Анализ результатов. Максимальное количество баллов, ко­торые можно набрать за решение всех четырех субтестов — 40 баллов (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности 4-й уровень — 32 балла и более (80 - 100 % ОУ).

Нормальный уровень 3-й уровень — 31,5 — 26 баллов (79 - 65 %).

Ниже среднего уровень 2-й уровень — 25,5 - 20,0 бал­лов (64,9 - 50 %). ■

Низкий уровень 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1 и 2 уровнем успешности. Для ребенка 7 — 8 лет низкая успешность 1 и 2 уровня обусловлена нали­чием отклонений в умственном развитии, недоразвитии речи, а также социально-бытовой запущенностью.

Краткий вариант методики для первоклассников (по 5 проб в каждом субтесте) анализируется следующим образом:

наивысший 4 уровень успешности — 25 — 20 баллов;

нормальный 3 уровень — 19,5 — 17,5 балла;

ниже среднего 2 уровень — 17,5 — 15 баллов;

низкий 1 уровень — 12 баллов и ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: