Социально - педагогической 3 глава




Исходя из современного состояния теоретического содер­жания, «социальная педагогика» и «социальная работа» яв-


ляются во многом перекрещивающимися понятиями. В широ­ком смысле слова теория и практика социальной работы име­ет широкое содержание, в рамках которого социально-педаго­гическая теория и деятельность вполне органично выглядят составной, но не единственной ее частью. Кроме этого, в со­держание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологичес­кие, медицинские и другие аспекты и технологии. Вместе с тем нередко предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, но самодоста­точный характер, и тогда образовательно-воспитательные технологии выступают на первый план, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии соци­ального работника.

Таким образом, любой социальный работник (рядовой ра­ботник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отно­шении: такого рода знания, умения и навыки являются необ­ходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональ­ную состоятельность. Социальный работник должен, по край­ней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельно­сти, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процес­сам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий. Вместе с другими видами социально-гуманитар­ного знания и деятельности они определяют в значительной степени, станет или не станет социальный работник бездуш­ным исполнителем, формалистом, бюрократом.

В то же время в системе учреждений социального обслу­живания имеются специальные образовательно-воспита­тельные потребности, необходима специализированная со­циально-педагогическая помощь в работе с социально дез­адаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально негативного поведе­ния и освободившимися из мест заключения, с людьми, больными алкоголизмом и употребляющими наркотики, жертвами насилия и лицами, склонными к самоубийству, индивидами с физической, психической, социокультурной и тому подобной депривацией.

Для оказания этой помощи нужна специальная подготовка, которую социальный работник может получить в рамках спе-


циализации «Педагогическая работа в системе социального обслуживания». Для организации и проведения полномас штабной социально-педагогической работы нужна уже не до полнительная специализация, а профессиональная подготов ка по специальности «Социальная педагогика».

Как часть педагогической науки социальная педагогика, безусловно, должна опираться на научные подходы и принци пы, иметь свой понятийно-категориальный ряд.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая, как уже отмечалось, состоит в обеспечении образовательно воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении соци альной ориентации социального функционирования. В со­циально-педагогическую деятельность входят процессы об разования, обучения и воспитания, интериоризации и экс-териоризации социокультурных программ и общественного наследия.

В любом своем проявлении социально-педагогическая дея­тельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельно сти вообще, связано в конечном счете не с добрыми пожела ниями власть имущих или каких-то иных социальных групп, а с потребностями общества на каждом этапе его с у щ е ствования. Это необходимо для обеспечения преемственнос ти, постоянного совершенствования, которое может быть эф фективно только при условии непрерывного улучшения со циального функционирования членов общества. В зависимо сти от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут уве­личивать или уменьшать масштаб, формы и содержание со­циально-педагогической деятельности, но не могут полно стью отказаться от нее.

Базисом социально-педагогического мышления и действий является общение человека с человеком, которое всегда носит событийно-диалогический характер. Это — встреча людей с р а з л и ч н ы м и мировоззрениями, системами в о с п и т а н и я, мента литета, поведения и т.п. Общение всегда является диалогом личностей (становящихся, сформированных и т.п.), к а ж д а я из которых имеет свой внутренний мир и право на принятие соб­ственного решения, свои биологические, духовные, социаль-


ные и экзистенциальные потребности, разные уровни социаль­ного положения, сознания, социальной активности. Социаль­ному педагогу необходимо учитывать возможность различных случайностей, неявных желаний и чувств. Его работа должна носить совместный характер, поскольку это — событие, то есть деятельность и результат конкретного вида взаимодействия. Это требует применения необычных форм и способов позна­ния, характерных для господствующего пока нормативно-ра­ционалистического подхода, выдаваемого за настоящую на­уку. Сложность социально-педагогического взаимодействия не всегда позволяет получить подлинный научный результат. Социальный педагог должен развить у себя способности вчув-ствования во внутренний мир человека, в его отношения с ок­ружающей средой, в том числе должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.

Характерные для нормативно-рационалистического подхо­да формы п о з н а н и я, т а к и е, к а к наблюдение и объяснение кон­кретной социально-педагогической реальности, рациональ­ное измерение условий, факторов, способов и средств деятель­ности, остаются важными инструментами познания. Более того, сама теория социально-педагогической деятельности должна быть объектом такого же анализа и на этой основе подвергаться критике и корректировке. Но кроме норматив­но-рационалистических подходов в теории и социально-педа­гогической деятельности, необходимое место должны зани­мать и иррациональные методы и приемы, включая интуи­цию и фантазию, этико-аксиологические компоненты, учет экзистенциальных интересов, не сводимых к натуралистичес­ким проявлениям.

Вместе с тем было бы серьезной ошибкой заменять на этой основе нормативно-рационалистические приемы и методы по­знания иррациональными подходами. Вольное или невольное сужение методов и приемов познавательной и практической работы противоречит содержанию социально-педагогической деятельности, чревато искажением ее результатов и возмож­ностью нанесения ущерба человеку. Речь идет не об отказе от традиционных методов познания, а о необходимости многооб­разия форм социально-педагогического познания и деятель­ности.

Теоретикам и практикам в этой области необходимо овла­девать научными подходами в понимании общества. Необхо­димо овладеть культурой понимания, которая все больше


рассматривается как универсальное свойство человеческой жизни, основное определение человеческого существования, без знания которого нельзя познать и, соответственно, регу­лировать жизнь человека, всего общества. В такого рода де­ятельности важное значение имеют вопросы смысла экзис­тенциальных потребностей человека, проблемы этической и моральной оценки, учета невербальных форм выражения желаний, потребностей, интересов, умения сопереживать, вчувствоваться, осознать осуществляемые социально-педа­гогические акции, а также рефлексировать и саморефлекси­ровать.

Нужно знать и уметь пользоваться различными механиз­мами понимания, как например игра. Обычно игра связыва­ется с обучением и воспитанием детей. Но игра является все­общим принципом человеческой культуры в целом, различ­ных видов человеческой деятельности, а потому применима в работе не только с детьми. Игра позволяет создать для участ­ников взаимодействия условно-реальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в свернутом виде обстоятельства, которые необходимо учесть, могут понять на основе собствен­ного опыта свое состояние и состояние партнера.

Социально-педагогическая деятельность реализует соци­альное проектирование и конструирование. Необходимым ус­ловием осуществления этой функции должно быть наличие положительного идеала как цели деятельности, а также уме­ние на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социально-педагогической деятельности являет­ся формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей с но­вым социальным уровнем создаются условия для развития и самого общества.

В этой связи следует подчеркнуть, что результаты социаль­но-педагогической деятельности могут носить:

—реакционный характер, когда в результате закрепляется процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества;

—консервативный характер, когда ее итог ограничивается лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения.


В целом этот вид деятельности носит гуманистический ха­рактер, поскольку его цель противостоять отчуждению, подав­лению и угнетению человека, содействовать индивидуализа­ции, развитию человеческого «Я» в единстве с ценностями сво­боды, справедливости и равенства, демократии и гуманизма. Таким образом, с ее помощью можно содействовать или, на­против, противодействовать прогрессивно-гуманистическому развитию общества.

В теории и практике социальной педагогики вопрос о цен­ности определяется во многом не только и не столько научной истинностью, сколько эффективностью результатов для чело­века и общества. Несомненно, что выбор социально-педагоги­ческих методов и средств должен обеспечивать положитель­ные результаты. С этой точки зрения могут быть использова­ны, например, сциентистско-техницистские, бихевиорист­ские, религиозно-терапевтические и иные технологии.

В новых условиях необходимо творческое отношение к иде­ям и опыту социальных педагогов прошлого и настоящего вре­мени. Например, теоретические и практические достижения С Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Ю. Иванова и других социаль­ных педагогов советского периода включает в себя много мо­ментов, сохраняющих значение и в наши дни.

Каждый новый период в развитии социальной педагогики творчески соотносится с предыдущим опытом и теоретически­ми результатами. Их надо хранить в исторической памяти и в зависимости от общественной востребованности использовать те или иные стороны в гуманистических целях.

Социально-педагогическая деятельность является процес­сом, и потому ее результаты складываются не в одно мгнове­ние, требуют времени для осуществления поставленных це­лей и задач. Источником развития являются противоречия между социальной ориентацией функционирования челове­ка и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Эта деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагности­ческая, а также проектно-конструирующая работа социаль­ного педагога. Весь процесс представляет совокупность всех операциональных действий, которые совершают его участ­ники.

Условно все операции можно разделить на организационно-педагогические и технологические группы, каждая из кото-


рых носит синтетический характер, включая в разной мере как теоретические, так и практические аспекты и этапы. В идеале процесс начинается с организационно-педагогическо­го обеспечения, затем идет этап технологической работы. В ре­альности организационно-педагогические и технологические операции взаимопроникают, дополняют и обогащают друг друга.

Основными понятиями социально-педагогической дея­тельности являются социальное воспитание, обучение и обра­зование, в которых реализуется содержание основных ее опе­раций.

Социальное воспитание — важнейшая, но не единственная часть воспитания вообще. Его содержание, цели, средства и ре­зультаты органически переплетаются с другими направления­ми и компонентами целостного процесса воспитания человека, но вместе с тем имеет свою специфику. Интегрированным ре­зультатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Социальность не синоним общественного, последнее шире по своему содержанию и выражает типологическую ха­рактеристику природы социальности. Социальность не тожде­ственна и коллективности, которая в виде способности к со­трудничеству также включается в первую, но не исчерпывает ее содержания. Социальность представляет собой единство личного и коллективного, но одновременно она — проявление общественной природы человека на индивидуальном уровне, и поэтому включает в себя субъективность, понимаемую как способность быть источником собственной активности, прояв­ление индивидуального творческого отношения к обществен­ному бытию.

Как вид общения социальность не сводится к коммуника­ции и информации, она не ограничивается трансляцией соци­ального опыта и установлением контактов с другими людьми. Она носит четкий интенциональный характер, то есть с разви­тием социальности человек получает способность к социально­му саморазвитию и самовоспитанию, ибо не укладывается в схему адаптации-интеграции, которая несет печать пассивно­го поведения личности в обществе.

Социальное обучение также отличается некоторыми особен­ностями, поскольку его целью и результатом является разви­тие знаний, умений и навыков развития социальности. Про­цесс социального обучения, конечно, опирается прежде всего


на организацию общения между участниками социально-педа­гогического процесса и включает в себя его различные стороны (обмен информацией, воздействие, взаимодействие, сотрудни­чество) и формы (творческие и практические занятия, тренин­ги). Но особое место в социальном обучении занимает органи­зация взаимодействия личности со средой, координация вос­питательных сил общества в целом, социальных общностей, социальных групп, в первую очередь семьи, различных соци­альных учреждений. Она не должна носить характер механи­ческого наложения на человека готовых социальных форм, по­скольку каждый имеет индивидуальные биологические, пси­хологические особенности, проходит социализацию в опреде­ленном социуме, а потому по-разному воспринимает одни и те же воздействия.

Результатом социального образования как единства соци­ального воспитания и социального обучения является до­стигнутый каждым индивидом или группой людей уровень социальности, социального ориентирования и функциониро­вания.

Принято считать, что человек или общность людей в целом и на каждом этапе своего развития проходят уровни идентифи­кации, индивидуализации и персонализации. Высшим уров­нем считается персонализация, результатом которой является формирование человека как целостной социально активной личности, а социальной группы как субъекта поступательно-гуманистических процессов.

Идентификация — уровень социализации, результатом ко­торой является включенность индивида или социальной груп­пы в систему общественных отношений, осознание ими при­надлежности к той или иной общности, социальной направ­ленности, своего статуса, социального поведения. Такую иден­тификацию проходит каждый человек или общность на раз­ных этапах становления и развития, она является необходи­мым этапом, без которого нельзя развиваться дальше, жить в обществе, где все дифференцированно, каждая социальная структура имеет свои внутренние законы, без знаний которых индивид может превратиться в изгоя. Однако этот этап нельзя абсолютизировать, не следует на этом этапе заканчивать свое развитие, чтобы не превратиться в адаптированного раба, при равнодушном отношении которого в обществе господствуют реакционно-консервативные или тоталитарные, псевдодемо­кратические силы.


Потребность в индивидуализации имеется у каждого нор­мального человека и социальной группы. Ее достижение при­водит к тому, что люди становятся интересными и полезными для других, а главное, получают возможность воплотить собст­венные способности, социальные интересы и цели. Установка на индивидуализацию у отдельного человека складывается еще в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельным и стремится делать все сам, но особенно ост­рым это стремление к индивидуализации становится в отроче­ские и юношеские годы, когда молодой человек хочет быть не­похожим на других, требует, чтобы его узнали. Он ощущает потребность в самоутверждении в глазах родителей, сверстни­ков, окружающих людей. Каждая социальная группа также проходит этап индивидуализации, которая возникает и разви­вается в зависимости от степени ее развития, состояния обще­ственных отношений. Социальные педагоги должны уметь это учитывать и направлять сам процесс к достижению положи­тельного результата. В случае неадекватного саморазвития и педагогического воздействия может сложиться дезадаптиро­ванная личность в виде преступника, анархиста, бунтаря, а со­циальная группа может превратиться в антиобщественную си­лу с антигуманистическими, антидемократическими устрем­лениями.

Уровень персонализации предполагает превращение инди­вида в личность, а группу людей в коллектив с развитым уров­нем самоопределения и самоутверждения, что способствует развитию общества свободы, справедливости и демократии.

В качестве практики социальная педагогика представляет собой трансформации социально-педагогической теории. Реа­лизуется в системе методов и приемов, операций и действий. Результаты социализации представляют собой социально-пе­дагогическую технологию как механизм обеспечения мотива-ционной, информационной и операциональной культуры че­ловека или общностей. Разработка социально-педагогической технологии в настоящее время находится в стадии становле­ния и требует специального творчества.

Социально-педагогическая технология — это особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудни­чества с индивидом или социальной группой в определенных условиях. При разработке ее методик учитываются многие об­стоятельства и личные качества объекта воспитания, которые могут обеспечить: 1) идентификацию (степень осознания со-


циальных норм, адекватное самоопределение, напряженность внутренней жизни и погруженность в себя), 2) индивидуализа­цию (эмоциональную и рациональную способность к самоконт­ролю, ответственность, смелость, предприимчивость) и 3) пер-сонализацию (отзывчивость и открытость, доминантность чувств и склонностей, организаторские способности, самодо­статочность, самостоятельность, направленность на дело, уро­вень мышления).

Социально-педагогические методики могут различаться в зависимости от отношений «субъект — объект», «субъект — процесс», «субъект — средства», «субъект — условия», «субъ­ект — результаты», «субъект — система», «субъект — среда» и т. п. Специфические методики н у ж н ы д л я р е ш е н и я организа­ционных задач, при проведении прогнозно-диагностической деятельности, культурно-просветительской или физкультур­но-оздоровительной работы, в процессе изучения теории и по­лучения знаний и т.д. Как видно, необходима большая и кро­потливая коллективная работа специалистов разного профи­ля, чтобы социально-педагогическая технология была бы эф­фективной, преодолела свойственный многим методикам од­носторонне просветительский, морализаторский и прагмати­ческий характер.

Ведущей, но не единственной силой социально-педагогиче­ской деятельности является социальный педагог, владеющий ее общей и специальной теорией, а также практикой. Он дол­жен: уметь выполнять основные операции и действия социаль­ной педагогики, наблюдать, анализировать и диагностировать состояние участников целостного процесса; осуществлять вы­бор социально-педагогической технологии, необходимых ме­тодов и приемов, средств и форм работы; организовать условия для проведения необходимого этапа социализации или ресоци-ализации; корректировать социально-педагогический процесс на основе контроля за ходом его осуществления; анализиро­вать полученные результаты и быть способным к его творчес­кому совершенствованию.

Социальный педагог должен развивать в себе умение анали­зировать, а главное, понимать, вчувствоваться, переживать конкретную социально-педагогическую ситуацию. Это далеко не простое умение, оно требует замечать не только явные, но и неявные признаки, показатели состояния, уметь переводить полученные знания на язык социально-педагогических проек­тов и действий.


Важным моментом является выбор в соответствии с ситу­ацией социально-педагогической технологии. Для осуществ­ления этого выбора необходимо знать типы и виды, формы и средства, типичные приемы ее реализации. Однако на деле ситуации бывают настолько сложнее предусмотренных учеб­но-методическими разработками, что необходимо научиться комплексному использованию известных и поисковых спо­собов, методов, средств и техник. При этом важным являет­ся не механический жесткий подход, а гибкая реакция, рас­считанная на возможность применения различных вариан­тов, нужно быть готовым к постоянным изменениям условий и, следовательно, средств социально-педагогической рабо­ты, быть готовым не только к изменениям методов, но даже к отказу от принятой технологии. Социально-педагогичес­кая работа всегда эволюционирует, надо научиться постоян­но не только воспринимать, но и предчувствовать возмож­ные изменения в содержании и условии работы, быть способ­ным их упреждать и не давать разрастаться негативным тен­денциям, и, напротив, содействовать положительным ре­зультатам.

Социальный педагог должен развивать у себя все присущие любому педагогу «профессионально значимые качества», но вместе с тем особое внимание должен уделять развитию у себя социальности и субъективности, а также способностей к соци­альному мышлению, постоянной потребности и умению ви­деть как педагогические аспекты в общественной жизни, так и социальные последствия педагогической деятельности.

Социальный педагог должен руководствоваться общими и социально-педагогическими принципами и подходами в своей работе.

Поскольку центральное место в этой работе занимает чело­век, то на всех этапах исследовательской, организационной и собственно педагогической работы необходимо соблюдать чис­то гуманистический подход. В соответствии с этим подходом социальный педагог должен утверждать в своей работе идею признания человека высшей социальной ценностью, целью и критерием общественного развития. На всех этапах взаимо­действия он должен относиться к участнику социально-педа­гогической деятельности как к равноправному члену общест­ва, имеющему свободу выбора своих целей, норм, методов и средств социализации, а также чувство ответственности за свои поступки.



 

В этом контексте большую актуальность приобретает во­прос о соотношении личностного масштаба социального педа­гога и его подопечных. Понятно, что по уровню личностного развития, по крайней мере, в той области, которая обеспечива­ет профессионализм, социальный педагог должен быть выше соучастника социально-педагогического процесса. Вместе с тем не надо упускать и того момента, когда в ходе социально-педагогического процесса происходит взаимовлияние личнос­тей и педагог испытывает обратное личностное воздействие, что вынуждает его совершенствовать свои личные и професси­ональные качества.

Нельзя не подчеркнуть, что принцип личностно-гуманисти-ческого подхода обуславливает и необходимость индивидуаль­ного подхода в социально-педагогической работе. Социальный педагог не может не учитывать особенности физического, пси­хического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию личности как объекта его профессионального вни­мания.

Принцип социальности по своему содержанию шире содер­жания, которое вкладывается в понятие социальности как личностного свойства, приобретаемого человеком в процессе социализации. Сама природа человека, все аспекты процесса его с о ц и а л и з а ц и и или р е с о ц и а л и з а ц и и, то есть все стороны б ы -тия функционирующей личности — социально детерминиро­ваны. Обществу в целом, самим участникам социально-педаго­гической деятельности небезразличны ее социальные послед­ствия. При этом не обязательно речь должна идти о стандарти­зации социальных качеств людей. Необходимо стремиться в русле господствующего направления социализации или ресо-циализации к развитию «открытой» в социальном отношении личности, относящейся к другой с гуманистических и демо­кратических позищ

Особое место должен занимать в социально-педагогической работе деятельностный подход. В разработке проектов и про­грамм своей деятельности социальный педагог должен исхо­дить из исторически сложившихся систем общественной прак­тики вообще, социально-педагогической практики в особенно­сти. Он не может добиться успехов, если не будет учитывать современного разделения труда, развития форм общественных отношений, определяющих типы и направления социализа­ции и ресоциализации. Последнее невозможно осуществить вне деятельности.


Не лишним при этом будет напоминание о том, что социаль­но-педагогическая деятельность должна осуществляться в со­ответствии с мерой личностно-гуманистического развития че­ловека и при соблюдении таких требований, как «участное мы­шление» и эмпатия, добровольность в соединении с обязатель­ностью, если она не противоречит интересам индивида, и т.п.

Существенное место должно занимать требование превента-ции, в соответствии с которым социальный педагог должен предвидеть возможные отрицательные последствия применяе­мой технологии и принять меры к их устранению и минимиза­ции.

Принцип развития должен всегда быть в центре внимания социального педагога, поскольку человек является динамиче­ским образованием с внутренними противоречиями, источник которых лежит как в самом человеке, так и во внешних воз­действиях. В связи с этим социально-педагогическая деятель­ность имеет стадиально-уровневый характер, и потому при разработке и реализации социально-педагогических проектов необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с че­ловеком и быть готовым к неожиданным проявлениям, слу­чайным обстоятельствам, содействующим или препятствую­щим достижению цели.

Важным принципом социально-педагогической теории и практики должен быть многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости в ис­следовании, организации и результатах работы. Нужно учи­тывать диалектику общего и особенного, случайного и необхо­димого, внутреннего и внешнего, возможного и действитель­ного, содержания и формы в социально-педагогической дея­тельности.

Социальный педагог должен уметь применять конкретно те или иные технологии. Имеются, например, типовые способы организации работы — индивидуальные и коллективные, ав­торитарные и демократические, общие и специальные, част­ные и интегральные, рекреационные и коррекционные и т.п., которые применяются в типичных условиях. Нужно также учитывать, что есть специфика работы с отдельным индиви­дом или отдельной группой. Работа с индивидом не всегда ог­раничивается индивидуально-специфическими средствами, при определенных обстоятельствах могут принести пользу «соборные» методы, привлечение коллектива в качестве про­водника социально-педагогического воздействия. С другой


стороны, при работе с коллективом далеко небесполезно при­менение средств индивидуальной работы в сочетании с методи­кой коллективной работы.

Бывают ситуации, когда надо применять не только демо­кратические, но и авторитарные методы и средства. Большего успеха добивается тот социальный педагог, который в глазах своего подопечного имеет высокий личный и профессиональ­ный авторитет, руководствуется гуманистическими интереса­м и. Однако и в этом случае а в т о р и т а р н ы й стиль не д о л ж е н в ы -ходить за рамки создания условий для саморазвития, само­определения, самоутверждения и самореализации человека.

Методы и средства социально-педагогической деятельности должны различаться в зависимости от целей работы, особенно­стей человека или группы, ставших ее объектом. Существует социально-педагогическая работа с индивидом или группой индивидов, развивающимися нормально и не имеющими от­клонений в социальном развитии. Вместе с тем объектами мо­гут быть люди с отклонениями в физическом, психическом и духовном развитии, что сказывается на их социальности и со­циальном функционировании, или, напротив, находящихся в таких социальных условиях, которые сказываются на различ­ных сторонах их развития.

Разумеется, невозможно знать все общие и специальные ме­тоды работы с различными типами людей и социальных групп, находящимися в разных социальных пространственно-временных обстоятельствах. Но социальный педагог, опира­ясь на знание будущих принципов теории и практики, при­зван уметь разрабатывать новые методы и принципы. Нельзя при этом не подчеркнуть, что социальному педагогу не следует ограничиваться одним способом и тем более его абсолютизиро­вать. Нужно владеть умением применять конкретные методы и приемы, а в необходимых случаях их комбинировать.

Таковы некоторые аксиоматические принципы социально-педагогической теории и практики. Как видно, в них нашли отражение потребности не только общепедагогической и соци­ально-педагогической теории и практики, но принципы таких областей знания, как философия, социология и психология. Иначе и не могло быть, поскольку вся система общечеловечес­кого знания является единой и результаты познания в каждой из ее областей не могут не опираться на смежные формы позна­ния деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: