Социально - педагогической 4 глава





Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определение социальной педагогики как теории и как практики. Назовите уровни и виды социально-педагогической тео­рии и практики.

2.Каково соотношение между понятиями «социальная педагоги­ка» и «социальная работа»? Раскройте понятия: социальное воспита­ние, социальное обучение и социальное образование как компонентов социально-педагогической теории и практики.

3.В чем состоит специфика социально-педагогической деятель­ности? Каково место и роль рациональных и иррациональных мо­ментов?

4.Назовите особенности социально-педагогической психологии. Каковы основные принципы и подходы в социальной педагогике?

Литература

1. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследова­
ния. — Свердловск, 1988.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

4. Никитин ВЛ. Начала социальной педагогики. — М., 1996.

5.Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993.


 

к,

Глава III

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Социально-педагогический процесс

как развитие (изменение) соответствующего явления

(человека а целом, качества личности и пр.)

Этапы (стадии, периоды)

К,
Eli

R,


Развитие (изменение) социально-педагогического явления


В социальной педагогике выделяют социально-педагогичес­кий процесс. Под ним понимают динамику развития соответ­ствующего социально-педагогического явления или сложив­шуюся последовательность действий (педагогической деятель­ности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной со­циально-педагогической цели.

Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика пока­зывает, что признаками их могут быть возрастные, качествен­ные или количественные изменения, происходящие в соответ­ствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуются как стадии (временные пе­риоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от то­го, что изучается, воспитывается, развивается, в каких усло­виях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать своеоб­разие одного этапа от другого.

В теоретическом и практическом плане необходимы опреде­ленные критерии оценки того, что получило качественное из­менение на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их по­казатели позволяют оценивать динамику протекания исследу­емого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свиде­тельствуют о соответствии развития норме или проявлении своеобразного отклонения.

Рассмотрим содержание социально-педагогического про­цесса как развитие (изменение) какого-либо характерного со­циального явления, социального развития человека в целом. Такой процесс можно представить в виде схемы.


 

 
Условия функционирования
Наличие субъек­та и объекта Наличие меха­низма обеспече­ния развития Соответствие условий протека­ния данного социально-педаго­гического процесса потребнос­тям оптимального развития явления

Условия среды, социальные факторы

где R0, Ri, R2> ••• **n этапы (стадии, периоды) социально-педагогического процесса.

В широком плане это, например, процесс социального раз­вития человека в течение всей его жизни. Такой социально-пе­дагогический процесс позволяет видеть особенности социаль­ного развития и проявления человека на каждом этапе его воз­растного развития. Современной возрастной психологией и пе­дагогикой выявлены особенности развития человека на протя­жении всей его жизни, выделены в нем определенные этапы (этапы возрастного развития), их качественные и количествен­ные характеристики. Эти знания помогают социальному педа­гогу определять цели и характер своих действий в социальной среде по отношению к конкретному человеку, в зависимости от его возраста.

В узком плане социально-педагогический процесс как из­менение (развитие) того или иного качества, особенностей человека, его индивидуальных возможностей представляет собой результат саморазвития, самосовершенствования, а также целенаправленного влияния социального педагога по отношению к нему, воздействия на него социальной среды. Знание содержания, особенностей протекания процесса раз­вития определенного качества личности позволяет специа­листу предвидеть особенности его динамики и, ориентиру-


ясь на нее, организовывать и реализовывать свою деятель­ность.

По своей сущности социально-педагогический процесс это целенаправленная последовательность действий социаль­ного педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптималь­ное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (пе­ревоспитании, исправлении), овладении умениями и навыка­ми в самообслуживании, обучении, профессиональной подго­товке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, подэтапы педагогической деятельно­сти. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют опре­деленные условия среды, которые обеспечивают наиболее оп­тимальное его протекание (практическую реализацию), дости­жение оптимального результата.

Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) —, субъект. Этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в дости­жении поставленной цели.

Субъект социально-педагогического процесса — это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого на­правлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении само­развития, самовоспитания.

Позиция субъекта в воспитании определяется прежде всего его подготовкой, социальным опытом. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом данного общества. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социаль­ный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. О б -щество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей со­циально-педагогической деятельности.

Вторым ведущим компонентом, определяющим содержа­ние и направленность социально-педагогического процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особеннос­ти, возможности, социальные проблемы, отношение к субъек­ту воспитания.


Всякий социально-педагогический процесс как последова­тельность целенаправленных действий, как было сказано вы-ш е, м о ж н о разбить на э т а п ы и подэтапы. К а к п р а в и л о, выделя­ют следующие основные этапы социально-педагогического процесса (см. схему Приложения):

1-й — подготовительный;

2-й — непосредственной деятельности (реализации выбран­ной педагогической технологии);

3-й — итоговый.

Каждый из них имеет свое назначение, содержание и после­довательность реализационных действий.

Подготовка к социально-педагогической деятельности зани­мает особое место в ее проведении. Общеизвестно: как подготов­лена деятельность, таковы возможности для ее реализации.

Подготовительный этап включает подэтапы, которые опре­деляют содержание социально-педагогической деятельности. К таким подэтапам относятся:

Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Со­циально-педагогическая деятельность носит адресный харак­тер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимо­сти от социальных проблем человека (ребенка, подростка, юноши, зрелого, пожилого), а также его индивидуальных воз­можностей или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального по­ведения. Диагностика предусматривает выявление:

а) индивидуальных отклонений человека и в о з н и к ш и е в свя­
зи с ними социальные проблемы в развитии и самореализации;

б) индивидуальных особенностей, возможностей человека,
его позитивного потенциала, создающего перспективу для ин­
дивидуального, индивидуально-компенсаторного развития
или путей наиболее целесообразного преодоления недостатков
в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

в) особенностей жизненной позиции человека, его отноше­
ния к саморазвитию, самосовершенствованию, возможностей
достижения социально-педагогических целей, активности в
работе над собой, его восприятия воспитателя;

г) условия среды, в которых он живет и имеет возможность
для самореализации.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с че­ловеком, имеющим особые нужды, его диагностика часто тре­бует участия нескольких специалистов: медиков, психологов, педагогов. Такой подход позволяет получить более полную ин-


формацию о человеке, на основе которой можно формулиро­вать рекомендации социальному педагогу:

—показания;

—предостережения (главное их назначение — «не навре­ди»);

—советы для построения наиболее оптимального взаимо­действия с объектом и его окружением.

Диагностируемые факторы позволяют выявить индивиду­альность человека, что позволяет перейти к следующему под-этапу.

Формулирование социально-педагогической проблемы чело­века. Речь идет об адресной оценке, в чем нуждается данный человек и какого типа ему нужна социально-педагогическая помощь.

Далее следует социально-педагогическое прогнозирование. Предметом его выступают:

а) направленность и интенсивность индивидуального разви­
тия, возможности его социального воспитания, перевоспита­
ния, реабилитации, адаптации, а также обучения его, в том
числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ори­
ентации и подготовки (начальной, средней);

б) возможности человека в развитии в целом, либо по опре­
деленным направлениям;

в) способность воспитателя обеспечить оптимальное разви­
тие, обучение и воспитание человека;

г) способность воспитателя обеспечить достижение опреде­
ленной социально-педагогической цели;

д) соответствие условий, возможностей воспитуемого и вос­
питателя в направленном развитии человека.

Прогнозирование возможного социально-педагогического развития человека — один из наиболее сложных подэтапов процесса. Он основан на наличии у субъекта достаточно пол­ной информации об объекте, необходимой для прогнозирова­ния, а также на личном опыте и интуиции педагога.

В начале своей профессиональной деятельности социаль­ный педагог преимущественно пользуется данными учебных пособий, специальных исследований о возможностях воздей­ствия на человека в зависимости от его индивидуальных от­клонений, рекомендациями, позволяющими выбрать вариан­ты социально-педагогических технологий. Со временем, на­капливая опыт в работе с одной или несколькими категориями людей, апробируя реализацию различных технологий, он при-


обретает опыт, развивает педагогическую интуицию и получа­ет возможность более уверенного прогнозирования перспектив своего объекта и своих действий.

В соответствии с личностным пониманием воспитателем со­циального заказа в воздействии на социальный объект, знани­ем его индивидуальных признаков, оценкой своих педагогиче­ских возможностей, условий воспитания он определяет цели и задачи своей педагогической деятельности. В этом заключает­ся следующий подэтап целостного процесса.

Моделирование — следующий подэтап подготовительного этапа социально-педагогического процесса. Под ним понима­ется эмпирическое создание образа целенаправленной педаго­гической деятельности по реализации конкретной педагогиче­ской технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели, с учетом возможностей реализации. Моделирование но­сит общий или частный характер: достижение общей цели, ре­шение частной задачи. Главное назначение педагогического моделирования заключается в том, чтобы обеспечить возмож­ность выбора наиболее оптимального варианта педагогической технологии, который может способствовать достижению ре­зультата.

Выбор технологии и способа ее реализации — следующий подэтап социально-педагогического процесса. Педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на осно­ве предшествующего опыта путей достижения цели.

По своему содержанию социально-педагогическая техноло­гия рассматривается как:

а) обоснование (описание) этапов, методов и средств соци­
ально-педагогической деятельности в работе с конкретной ка­
тегорией людей;

б) целесообразная, оптимальная последовательность этапов
в работе с человеком, позволяющая достигнуть оптимального
результата.

Первый подход носит теоретический характер — обоснова­ние наиболее оптимального варианта достижения педагогиче­ской цели, второй — практический — целесообразная деятель­ность по ее достижению. Первый предшествует второму, он позволяет спроектировать предстоящий процесс, второй — ва­риант его реализации. Педагогическая технология предусмат­ривает определенную программу деятельности. Она бывает ли­бо готовой, либо специально разрабатываемой в соответствии с индивидуальностью объекта.


Для выбора (разработки) педагогической технологии соци­альному педагогу необходимо знать:

—индивидуальные особенности объекта: отклонения и воз­можности;

—социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует ожидать);

—условия реализации педагогической технологии (в спе­циализированном центре, дома);

—возможные формы реализации педагогической техноло­гии (специалистом в стационарных условиях; специалистом — консультационно-практическая в специализированном центре и матерью — в домашних условиях и др.).

—собственные возможности достижения цели;

—возможности по времени для реализации педагогической технологии.

Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализиро­ванных центрах может создаваться банк технологий по раз­личным социальным проблемам. Каждая технология включа­ет: особенности объекта и социально-педагогическую пробле­му; описание выбранного варианта деятельности; рекоменда­ции к реализации.

Выбранная технология реализуется социальным педагогом через индивидуальную методику. Технология бывает одна, ме­тодик ее практического осуществления — множество.

Планирование социально-педагогической деятельности, предусматривает разработку графика реализации выбранной технологии по времени, месту и видам занятий. Планирование способствует реализации замысла, обеспечивает комплекс­ность и интенсивность педагогической деятельности.

Как правило, всякая технология предусматривает опреде­ленное методическое обеспечение — материальную подготов­ку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактичес­кого материала, необходимого для качественного проведения занятий, воспитательных мероприятий.

Второй этап является основным. Он представляет собой не­посредственную реализацию социально-педагогической техно­логии с применением совокупности методов, средств, приемов (см. схему Приложения).

Данный этап включает свои подэтапы. Начальным являет­ся подэтап апробации социально-педагогической технологии. Он необходим в связи с тем, что социальная педагогика имеет


дело часто с отдельной личностью, либо группой, которые тре­буют индивидуализации педагогической технологии. Об этом свидетельствует повседневная практика особенно в сфере педа­гогической коррекции, реабилитации, индивидуального обу­чения и воспитания.

Этап непосредственной практической деятельности вклю­чает свои подэтапы, каждый из которых имеет свое назначе­ние и качественно-количественное отличие.

Начальным подэтапом выступает адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта, и объекта.

Данный подэтап необходим для налаживания взаимодей­ствия между субъектом и объектом, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания. От уровня ре­шения проблемы на данном подэтапе во многом зависит эф­фективность последующих действий. Практика показывает, что решение данной задачи может затянуться, что скажется на результативности усилий. Особенно это характерно для работы с проблемными детьми по их перевоспитанию, ис­правлению. Достаточно трудно проходит адаптация в работе по педагогической коррекции детей, имеющих некоторые психические отклонения в эмоциональной или активно-воле­вой сферах.

Затем идет подэтап включения объекта в процесс самораз­вития, самовоспитания. Он носит индивидуализированный характер в зависимости от сферы социально-педагогической деятельности. Социальный педагог, приобретая опыт в работе с д а н н ы м объектом, постепенно наращивает свои у с и л и я по д о -стижению более высокого результата.

В процессе позитивного решения проблемы от одного под-этапа к другому социальный педагог утверждается в правиль­ности выбранной педагогической технологии, более уверенно строит свою деятельность. В противном случае, при затрудне­нии в решении задач, наоборот, возможны потеря уверенности в работе специалиста.

Каждый подэтап деятельности предусматривает достиже­ние определенных (планируемых) результатов, которые ха­рактеризуются своими качественно-количественными показа­телями. Именно ради этих подэтапов проводилась вся предше­ствующая педагогическая работа.

Однако в социальной педагогике далеко не всегда проблемы решаются просто. Педагогическая работа осуществляется со сложными, проблемными людьми либо с социальными группа-


ми. В процессе такой деятельности от практического работника требуется большая гибкость, умение видеть свои просчеты, не­достатки и искать новые методы и методические приемы. Этим обусловлено то, что социальный педагог при переходе от одной методики к другой предварительно должен ее апробировать, проверить целесообразность и только потом активно внедрять. Такой подход позволяет обеспечивать большую индивидуали­зацию. П р а к т и к а в сфере педагогической к о р р е к ц и и, педагоги­ческой реабилитации, индивидуального развития, обучения и воспитания — убедительное тому подтверждение.

Апробация элементов избранной методики рассчитана на то, чтобы помочь социальному педагогу выявить индивидуаль­ный корректив для реализации выбранной педагогической технологии. На его основе проводится дальнейшее уточнение технологии применительно к данной социально-педагогичес­кой ситуации.

Действенность социально-педагогического процесса во мно­гом зависит от оценки и анализа работы на всем ее протяжении и ее коррекции. Каждый компонент деятельности требует оценки его результативности, а также эффективности коррек­ции. Действуя и одновременно анализируя успешность опера­ций, специалист определяет направленность последующей дея­тельности, при необходимости корректируя свои усилия, от че­го-то отказываясь, что-то повторяя, избирая новое и т.д. Такой подход делает процесс более динамичным и результативным, а также позволяет добиваться большей индивидуализации.

Для оценки динамичности социально-педагогического про-. цесса, как правило, предусматривается мониторинг, проводи­мый через определенный период времени или по исполнении определенного комплекса педагогических мер. Он предусмат­ривает сбор информации о том, что проведено, к какой дина­мике в объекте это привело и оценку результативности. Мони­торинг позволяет отслеживать ход реализации процесса и оце­нивать результативность отдельных или комплекса мероприя­тий, подэтапов второго этапа. Это позволяет оценивать дейст­венность технологии и вносить коррективы в ход педагогичес­кой работы. Таким образом, продолжать индивидуализацию процесса.

Далее следует третий — заключительный этап — итоговый. На данном этапе имеет место анализ и оценка действенности социально-педагогической технологии и определение последу­ющих перспектив. Здесь также имеют место свои подэтапы.


К основным подэтапам результативного этапа относятся:

Предварительная оценка действенности социально-педаго­гической технологии. Закончилась практическая деятель­ность специалиста, и, естественно, следует оценка ее результа­тивности. Предварительная оценка позволяет определить, в какой степени удалось решить проблему человека.

Оценка позволяет принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии, новых условиях. Данный подэтап подводит итог педагогической реабилитации, к о р р е к ц и и, перевоспитания, и с п р а в л е н и я в специализирован­ных образовательных учреждениях или в домашних услови­ях. Он проводится в определенных средовых условиях, в кото­рых клиент имеет наибольшие возможности для личной само­реализации. Эти условия максимально приближены к естест­венной среде его жизнедеятельности.

Адаптационный процесс закрепляет результат применен­ной технологии, увидеть ее достоинства и недостатки, обос­нованность ее выбора.

Следует особо подчеркнуть, что начало адаптации челове­ка, прошедшего курс педагогического влияния имеет очень важное значение. Она не всегда проходит безболезненно для объекта, поэтому необходимо учитывать особенности клиен­та и прогнозировать своеобразие его адаптации. Это позво­лит социальному педагогу при необходимости предусматри­вать поддержку клиента, помощь ему в этот период. Посте­пенно осуществляется повышение самостоятельности кли­ента, его полное включение в самореализационную деятель­ность.

По завершении адаптации следует подэтап анализа проде­ланной работы и ее результативности. Выявляются позитив­ные и негативные аспекты использованной технологии, вари­анта ее реализации, а также собственной деятельности клиен­та как субъекта самосовершенствования. На этом завершается заключительный этап.

Для оценки хода такого процесса необходима соответствую­щая технология, которая бы ориентировалась на соответству­ющий подэтап и включала следующее: кто оценивает; что именно должно оцениваться; методику оценки каждого пока-зателя(критерии и их показатели).

В каждом конкретном случае действуют свои критерии ка­чественно-количественной оценки социально-педагогического процесса, которые приведены на следующей схеме.



Социально-педагогический процесс осуществляется соот­ветствующими специалистами с помощью практических дей­ствий. Следует различать педагогическую деятельность в со­циальной среде и социально-педагогическую деятельность. Выражение «педагогическая деятельность в социальной сре­де» свидетельствует о ее педагогической направленности и ме­сте ее практической реализации (в данной социальной среде). Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии кон­кретного человека, представителя данной среды.

Выражение «социально-педагогическая деятельность» го­ворит о ее социальной направленности на конкретного челове­ка, группу, социальную среду в интересах достижения постав­ленных целей. Такая деятельность носит непосредственный характер — прямое воздействие на человека, группу (взаимо­действие с ними); опосредованный — использование воспита­тельных (стимулирующих, побуждающих, предупреждаю­щих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Как правило, используются возможности и непосредственно­го, и опосредованного взаимодействия субъекта с объектом.

Следует отметить, что практический результат бывает раз­ным: в частности, он может проявляться в серьезных положи­тельных изменениях, небольших сдвигах у объекта воздейст­вия, а иногда в результате ярко выраженных негативных реак­ций объекта может иметь и отрицательный эффект. Опреде­ленный отпечаток работа накладывает и на субъект. Он либо утверждается в своих возможностях, получает удовлетворе­ние, накапливает положительный опыт, либо у него появля­ются сомнения, разочарования. Иногда происходит потеря уверенности в своих способностях достигать тех или иных со-


циально-педагогических целей в работе с этим клиентом или вообще в себя.

Достигнутый результат чаще всего определяется через оценку изменений происшедших в ее объекте. Оценка динами­ки субъекта как результата воздействия обычно не проводит­ся. Однако такая динамика в субъекте имеет место. Самооцен­ка (рефлексия) в определенной степени позволяет субъекту оценить не только то, чего удалось добиться, но и то, что при­обрел человек (воспитатель) сам в качестве реального опыта. Социально-педагогическая деятельность — это двустороннее действие, взаимообогащение.

Изменения в субъекте и объекте социально-педагогичес­кой деятельности не носят скачкообразного характера. Как показывают специальные исследования, такая деятельность по отношению к объекту способствует постепенному, порой противоречивому его изменению и не всегда соответствует прогнозу. Достигается целенаправленной деятельностью со­циального педагога, его мастерством, упорным трудом, по­степенно. Он также зависит от особенностей субъекта, его личной культуры, мотивации, профессиональной компетен­ции, заинтересованности, отношения к педагогическому влиянию, активности и времени участия в ней. В этом про­цесс происходит взаимодействие личностных культур: вос­питателя и воспитуемого. Только личность высокой, богатой культуры может действительно обогатить другую. Следует однако подчеркнуть, что обязательным компонентом куль­туры воспитателя должны быть педагогические склонности и способности, а также приобретенные профессиональные качества.

Склонность — постоянное влечение, предрасположенность. Педагогическая склонность — влечение, предрасположен­ность к педагогической деятельности. Последняя включает: социальную направленность, профессиональную направлен­ность и педагогические способности.

Социальная направленность педагога — это совокупность устойчивых социальных мотивов, определяющих его деятель­ности. К ним относятся:

—альтруизм;

—духовность;

—социальная инициатива и активность;

—широкий кругозор, эрудиция;

—чувство нового;


—социальная ответственность, чувство долга;

—социальный оптимизм.

Профессиональная направленность социального педагога — это совокупность психолого-педагогических свойств и ка­честв личности, определяющих ее предрасположенность к пе­дагогике. К ней относятся:

—интерес к детям, человеку как объекту познания и педа­гогической деятельности;

—контактность;

—потребность в передаче знаний;

—педагогической помощи;

—стремление к самосовершенствованию.

Педагогические способности — это индивидуально-психо­логические особенности личности, являющиеся условием ус­пешного выполнения педагогической деятельности. Среди них выделяются общие и специальные. Общие педагогические спо­собности — это, прежде всего, адекватность восприятия; глу­бина интеллекта; объем памяти; распределение внимания; бо­гатство воображения; сила эмоций и сопереживания; воля и терпение. К специальным педагогическим способностям мож­но отнести прогностические; конструктивно-организаторские; эмоционально-выразительные; коммуникативные; гностичес­кие; суггестивные; исследовательские.

Выделяют также качества, важные для педагога. В том чис­ле: физические, нервно-психические, интеллектуальные и со­циальные.

Физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо-ритм, энергичность действий, высокая работоспособность.

Нервно-психические: распределенность, устойчивость вни­мания; наблюдательность; скорость запоминания; эмоцио­нальная восприимчивость и устойчивость; чувство времени; быстрота реагирования; динамизм поведения; яркость, богат­ство воображения; любознательность; самообладание; настой­чивость; стрессоустойчивость; сдержанность.

Социальные: доброта и любовь к людям, уважение достоин­ства человека, установка на поддержку человека, отзывчи­вость, справедливость, честность, милосердие, организован­ность, целеустремленность, толерантность, общительность, такт, склонность к сотрудничеству, эмпатия, требователь­ность к себе, совестливость, самокритичность, инициатив­ность, трудолюбие, гражданская ответственность, чувство


долга, уверенность в своих силах, жизнерадостность.

Личность и деятельность социального педагога отличают нравственные принципы, гуманистические ценности и этичес­кий кодекс, которыми он руководствуется в своей повседнев­ной жизни и практике.

Нравственные принципы социального педагога. Они пред­ставляют исходные положения, определяющие его нравствен­ное поведение. К ним следует отнести: объективность; гума­низм; уважение личного достоинства человека; индивидуаль­ный подход; этическая ответственность перед человеком за свое поведение, деятельность и ее результаты; обеспечение со­циальной, психологической и физической независимости че­ловека; не навреди в работе с человеком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: