Социально - педагогической 6 глава




Эпиграфом к первой редакции своей статьи «Вопросы жиз­ни» Пирогов взял следующий диалог:

—К чему готовите вы вашего сына? — спросили меня.

—Быть человеком, — ответил я.

—Разве вы не знаете, что людей собственно нет на свете: это лишь отвлечение, ненужное для общества. Нам нужны солдаты, м е х а н и к и, врачи, ю р и с т ы, а не л ю д и, — с к а з а л спро­сивший.

—Правда ли это или нет? [18]

Этот вопрос, который поставил Пирогов, связывал его с во­просом о задачах семейного воспитания и назначения челове­ка. Человек перестал быть человеком в обществе, и задача вос­питания в семье, считает Пирогов, в том, чтобы вернуть чело­веку его достоинство и истинный смысл его существования.

С самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения. Большую роль в воспитании ре­бенка, по его мнению, играют ж е н щ и н ы. У х а ж и в а я за колыбе-


лью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произ­носить первые слова, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества.

Чтобы правильно судить о ребенке, считает Пирогов, необ­ходимо переселиться в его духовный мир. Дитя живет в собст­венном мире, созданном его духом, и действует, следуя зако­нам этого мира. Поэтому воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу. В статье «Быть и казаться» Пирогов указывает на необходимость по­глубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. Сколько нового и неразгаданного узнали бы все родители и пе­дагоги. Как обновились бы! Как поумнели бы сами! [18]

Самое большое право родителей и воспитателей, как отме­чает Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без по­сягательства на личность, которая одинаково неприкосновен­на и во взрослом, и в детях.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства необходимо развивать в ре­бенке самосознание, пробуждать совесть.

Тот, кто живет сознательной вдохновенной жизнью, прино­сит действительную пользу обществу. Что касается людей, ко­торые живут только внешней, хотя бы и очень интенсивной жизнью, но в полном «самозабвении», то они ничего не дают для истинного развития человечества. Белки в колесе, так на­зывает их Пирогов, забавны, думая, что бегут вперед.

Отсюда вытекает основное, с его точки зрения, положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность дет­ской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раз­двоение и неискренность.

Призыв Пирогова «ищи быть и будь человеком» своевреме­нен и для нашей эпохи.

В области теоретической педагогики начала XX века можно отметить появление замечательных трудов П.Ф. Лесгафта, по­священных вопросам семейного воспитания.

Громадное значение имеют его работы в области воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, изложенные в труде «Семейное воспитание ребенка и его значение». Теория семей­ного воспитания, предложенная Лесгафтом, проникнута боль-


шой любовью к ребенку. По мнению Лесгафта, ребенок рожда­ется ни добрым, ни злым, ни поэтом, ни музыкантом и т.п., а становится тем или другим благодаря воспитанию. «Испор­ченность» ребенка в большинстве случаев — результат не при­рожденной умственной или нравственной тупости, а педагоги­ческих ошибок воспитателей. Лесгафт считает, что в нормаль­ной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи.

Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемер­ный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.), формируются прежде всего в различных условиях их семей­ной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей. В школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, по­этому школа может и должна, считает Лесгафт, исправлять ошибки семейного воспитания.

Особую известность составили Лесгафту его замечательные лекции по теории физического воспитания. Будучи профессо­ром анатомии, он еще в конце XIX в. создал в Петербурге кур­сы воспитателей и руководителей по физическому воспита­нию. Все, кто проходил обучение на этих курсах, становились не только хорошими специалистами-практиками, но и стой­кими преданными проводниками идей Лесгафта о бескорыст­ном служении интересам детей. В истории физического воспи­тания в России Лесгафту принадлежит исключительная роль: он не только научно обосновал педагогическое значение систе­мы физического воспитания, но и сформировал важную педа­гогическую идею о воспитании тела ребенка. При этом следует подчеркнуть, что физическое воспитание не было для него са­моцелью. Лесгафт был убежден, что дисциплина тела сообща­ет дисциплину и духу, вооружая тем самым личность навыка­ми к выдержке и стойкости, так необходимыми любому чело­веку в жизни. Эта духовная сторона физического воспитания имеет, по Лесгафту, огромное значение в устроении социаль­ной жизни человека.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания внесли работы П.Ф. Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания» (1898 г.; 2-е издание 1913 г.), «О природе детей» (1899 г.), «Основные начала семейного обучения» (1898 г.) и др. С 1898 года под его руководством и общей редакцией изда­валась первая в России «Энциклопедия семейного воспитания


и обучения». С именем Каптерева связаны подготовка и прове­дение первого Всероссийского съезда по семейному воспита­нию зимой 1912—1913 гг. в Петербурге.

Революция 1917 года знаменовала глубокие изменения в характере семьи и школы, в практике их взаимоотношений.

Определенные идеологические и политические цели госу­дарственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что обернулось значительным ослаблением семейного воспита­ния и препятствовало реализации задачи всестороннего разви­тия личности на основе самоопределения и самореализации.

Однако нельзя не отметить тот положительный вклад, кото­рый внесли в теорию и практику семейного воспитания совет­ского периода Н.К. Крупская и целая плеяда видных педаго­гов: П. П. Блонский, С Т. Ш а ц к и й — автор идеи «средовой пе­дагогики», А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В «Книге для родителей» А.С. Макаренко раскрываются своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. В «Лекциях о воспита­нии детей» он рассматривает проблемы родительского автори­тета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навы­ков в семье.

В семье В.А. Сухомлинского росли собственные дети и по­вседневные наблюдения за ними, участие вместе с женой Ан­ной Ивановной в воспитании их дало немало пищи для размы­шлений «над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели неред­ко забывают». [22]

Выше мы видели, что в природе семьи скрыты глубокие воз­можности. Семья является существенным компонентом соци-а л ь н о й с т р у к т у р ы. В семье мы пребываем постоянно, изо д н я в день, она влияет на все стороны нашей ж и з н и. Отличительный признак семьи — это любовь, которая лежит в основе ее; семья являет в себе зримое воплощение любви людей друг к другу. Семья может и должна быть основана на взаимной любви му­жа и жены и на любви родителей и детей. Семейная любовь от­личается от других ее проявлений: романтическая любовь или поклонение идеалу всегда требуют «высоких» слов и объясне­ний, семейная любовь не нуждается в словах. Более того, лю­бой из нас знает о ней, потому что к тому или иному виду семьи принадлежит каждый человек. Ибо он не может существовать


сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, ес­ли любит других людей. Возможны и исключения из правил — люди могут не любить друг друга, родители могут не любить своих детей, дети могут не любить родителей, но отсутствие любви — это всегда отклонение от подлинной природы семьи.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка.

Начиная от Платона и до наших времен не раз высказыва­лась мысль, что можно и даже должно воспитывать детей вне семьи, но, как показывает педагогический опыт, эта идея не отвечает реальному положению вещей. Ребенок не может жить без семьи. Огромное значение для его будущего развития имеет, прежде всего, период кормления грудью матери. Здесь проявляется не столько физическая связь, сколько духовное сближение матери и ребенка, все то, что восстает из глубины материнской д у ш и. Мать д о л ж н а з н а т ь и понимать смысл л ю б -ви к ближнему, чтобы передать ее основные начала ребенку. «Счастье быть воспитанным в первые годы детства матерью, понимающей святость своего п р и з в а н и я », — писал Н. И. Пиро­гов. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается не­что незаменимое для ребенка.

Важно то, что ребенок изучает мир через семью, в свете се­мьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало дает нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспи - тательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глу­бокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее.

Остановимся на некоторых факторах, характеризующих разрушение или ослабление семейных связей. Эти факторы за­висят главным образом от современной культуры и являются прямыми ее следствиями.

Первое — это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутри­хозяйственной и т.д.) была, как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создава­ло благоприятные условия для ее социального срастания. Те­перь же семья обыкновенно вся трудится вне дома. В наше вре-


мя дом все больше начинает превращаться из места труда в ме­сто отдыха. Психология трудового единства начинает вывет­риваться из ее атмосферы. В силу особенностей своего разви­тия современная культура выводит труд из семьи за ее преде­лы: технические усовершенствования, во многом облегчаю­щие домашний труд, все больше способствуют уменьшению его объема в семье.

Второе — это стремление населения к более комфортной жизни в городах. Приведем несколько цифровых данных по России.

В 1897 году в современных границах Российской Федера­ции имелось лишь семь больших городов. Правда, Москва и Петербург уже тогда были городами-миллионерами. В 1926 го­ду, в канун индустриализации больших городов стало 22. В 1959 году на долю 92 больших городов России приходилось 27% населения страны. А в 1989 году 165 больших городов со­средоточили 62,1% городского населения и 45,7% общего на­селения России.[23]

Из этих цифр видно, что большая часть жителей, живших сельской жизнью и общавшихся с природой, потеряла это, пе­реселившись в города. Естественно, ослабела связь города с де­ревней, т.к. раньше горожане все, почти без исключения, име­ли родных вне городов, чего нет теперь. На почве этого явле­ния возникает особая педагогическая проблема: уход населе­ния из деревень в города, отрыв человека от природы, а зна­чит, и от нравственных истоков нашей жизни, приводит к ут­рате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколе­ниями людей на всем протяжении общественного историчес­кого развития.

Третье — это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная ее задача по отношению к детям — вос­питание. Достоевский, оценивая отношение читателя к книге, указывал, что одни книгу только читают, но сами не приобре­тают; другие не только читают, но и покупают, считают ее ве­щью, на которую не жаль денег; а третьи и читают, и покупа­ют, и переплетают, стараются ее нарядить, украсить, как лю­бимую вещь. Так же происходит и в отношении семьи к детям. Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй: заботится об умственном их раз­витии; и третий: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им «хорошую жизнь», а


прежде всего сделать детей людьми в Лучшем смысле этого слова.

В большинстве современных семей обязанности отца по от­ношению к детям, как правило, ограничиваются необходимос­тью дать соответствующие средства к их содержанию или, ког­да просят, наказать ребенка. Все остальное чаще всего предо­ставляется заботам матери. Мать многое может сделать для воспитания своего ребенка. Н о, чтобы ее в л и я н и е было е щ е б о -лее благотворно и особенно прочно, ей требуется подготовка, которой у большинства матерей нет. Вместе с тем ни в наших красиво иллюстрированных журналах, ни в газетах обычно ни слова не говорится о педагогике. А ведь есть и семейные жур­налы, но на них невелик спрос. Нет в семье интереса к вопро­сам воспитания, а между тем ребенок требует большого уме­ния, мастерства.

Четвертое — это изменение положения женщины в совре­менной ж и з н и. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина име­ет возможность трудиться вне семьи. Культурный уровень со­временного общества также способствует самостоятельности женщины. Расширение избирательных прав женщины дает ей возможность активно участвовать в деятельности государст­венных, общественных и политических организаций. Все пе­речисленное ведет к тому, что семья по существу лишается све­та, согревающего ее. В связи с расширением самостоятельнос­ти женщины происходит перемена в ее психологии, сопряжен­ная, прежде всего, с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения.

Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области се­мьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает по­ниматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос. Как следствие тако­го положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так называемое «свободное материнство» женщи­ны. Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, «ком­мунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.

Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечени­ями и мнимыми удовольствиями, настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее жизнь должна быть духовно


богатой и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмо­сфера.

Как видно, мы живем в очень трудное в духовном смысле время. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведе­ние в общественной и частной жизни — все резко изменилось. Вследствие известных условий, связанных прежде всего с раз­витием современной культуры, семья в ряде случаев перестает по существу быть надлежащей воспитательной средой. По ка­ким же причинам семейное воспитание оказывается недоста­точным? Во-первых, малодетность современной семьи. Для ре­бенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один или два) существенным о б -разом ограничивает и сужает семейное общение, лишает ре­бенка необходимой для него живой детской атмосферы.

Далее: современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С мла­денчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания испол­няются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной. Поэтому совершенно не удивительно, что дети тянут­ся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, кото­рые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребен­ком. Связь же семьи с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время креп­ких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ибо такая дружест­венная атмосфера воспитывает и облегчает переход детей от узкого семейного круга к полноправному участию в жизни об­щества.

Как видим, ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг общения. Нельзя вос­питывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор активности. Только там, где воспитание находит под­держку в самой жизни, оно может сыграть свою роль. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.

При решении вопросов о воспитании в семье необходимо прежде всего учитывать, что существуют разные модели вос­питания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, ав-


торитарное и демократическое, национальное и интернацио­нальное и т.д.

Вопрос о цели воспитания я в л я е т с я г л а в н ы м. Н е л ь з я воспи­тывать, не сознавая целостную задачу воспитания. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше вмешательство, каким бы то ни бы­ло образом, в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, «талантов» в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Ста­новление внутреннего мира человека, работа над собой — это есть то, помочь в чем и д о л ж н о воспитание в семье. Если воспи­тание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрес­танно ограничивается приказаниями, то он, пользуясь свобо­дой неразумно, может сделать непоправимые ошибки в устро­ении своей жизни.

В связи с этим одна из важнейших задач семейного воспи­тания заключается в том, чтобы подвести ребенка к внутрен­ней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Практически часто родители бывают правы, ограничивая сво­боду ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преуве­личивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.

Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпри­нимаемое ими имеет для них большое, важное значение, по­скольку они не ставят перед собой маленьких задач, за все пе­реживают. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целост­ную жизнь, а не через одно только усвоение идей о свободе. Очень часто мы наблюдаем в детях раздвоение между их пред­ставлениями и реальной жизнью. Для них идеи, не воплощен­ные в жизни, не подкрепленные и не реализованные ею, так и остаются отвлеченными, безжизненными правилами. Отсюда видно, что воспитание к внутренней жизни, к работе над собой должно быть связано, прежде всего, с жизненным опытом ре­бенка. При этом важно учесть, что свобода должна быть сораз­мерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.

Наиболее трудная задача в семейном воспитании — это во­прос дисциплины в семье. Если ребенок приучен иметь много прав и н и к а к и х обязанностей, не з н а к о м с порядком и дисцип­линой в семье, то это прежде всего говорит о неспособности ро-


дителей к воспитанию, о сформировавшейся у них иллюзии — «все воспитается само собой».

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Важ­но именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая ат­мосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под «горячую руку» накажут. Одна старая няня, всю жизнь возившаяся с детьми, рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: в одной запрещалось все, а на самом деле можно было делать все, что хочешь; в другой можно было делать все, но уж если что-нибудь было нельзя, так действительно нельзя.

Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязаннос­тям. Почему сегодня так много молодежи обращается к легко­му и нередко преступному заработку? Этих молодых людей с детства не обременяли заботами и трудами. Им разрешалось без ограничения играть с утра и до поздней ночи; они ничему не научились, кроме разнообразных игр и забав. Для них без­делье стало смыслом существования. Как могут они принять необходимость труда, когда не было труда в раннем детстве? Не было повседневных обязанностей по дому. Такой образ жизни явно или неявно поддерживают сами родители, своей «слепой» любовью ограждая детей от трудов и забот, целиком обеспечивая их. Плоды такого воспитания всегда обратны. Когда детям позволено все и они ни за что не отвечают, то они начинают «командовать» своими родителями.

Важно также заметить разницу между принятием дисцип­лины и обязательных правил и попытками родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания.

В качестве основных требований семейной дисциплины можно было бы сформулировать следующие: прежде всего обя­зательность для всей семьи следовать одним и тем же прави­лам. Значимы также постоянная потребность и стремление ро­дителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы. Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтооы в семье для каж­дого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.

Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимуществен­ное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплини-


рует детей. В каждом же человеке ценна прежде всего его вну­тренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нрав­ственная ответственность.

Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит во­прос о создании условий гармонического раскрытия личнос­ти. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубо­кое дарование порой заслоняет основное. Например, увлече­ние сочинительством стихов, дающее быстрые результаты, может увлечь ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскры­тия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незна­чительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно. В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители долж­ны воспитывать ребенка т а к, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.

Гораздо важнее при этом, чтобы в семье «угадали» не толь­ко талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка прежде всего человека.

Когда-то в древности мудрый Диоген, выйдя из бани, на во­прос: «Много ли там людей?» — отвечал, что народу много, а людей не видел; смотрел, смотрел в лица и не мог рассмотреть ни одного человека. Злая ирония Диогена не потеряла своей горечи и доселе. Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Вот типичный пример из школьной жизни. Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запом­нить урок, ему приходится заниматься в два раза больше. В первом случае может вырасти способный «ленивец», привык­ший к легким путям и победам, уверенный в своих способнос­тях. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которыми оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую па­мять. Знания — это больше, чем память; это способность чело­века правильно применить в деле накопленную информацию. Если не приучать ребенка с детства во всяком деле приклады­вать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прила­гать усилий не будет.

Большое значение имеет семья для развития здорового ор­ганизма ребенка. Ничто не может заменить уход матери за здо-


ровьем ребенка — в этом проявление значимости биологичес-к о й ф у н к ц и и семьи. Н е менее в а ж н ы ф у н к ц и и педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два глав­ных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.

Одной из самых важных сторон жизни семьи является фор­мирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта рабо­та должна начинаться с воспитания у детей привычек. Рычаг воспитательной деятельности — привычка.

Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело и приобретается опыт претворения ж е л а н и й в дело. Конечно, с е -мейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости. Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не за­крепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное. Умелое развитие разумных привычек (как физиче­ского, так и социально-психического характера) способствует сохранению их на всю жизнь.

Для искоренения плохих привычек необходимо по возмож­ности устранять повод к их проявлению и в то же время на­правлять деятельность ребенка в другую сторону. Если у ре­бенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку не­обходимо дать возможность быть разумно деятельным. При этом родители не д о л ж н ы з а б ы в а т ь, что и с к о р е н я е м а я вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутрен­ней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст но­вую, может быть, даже худшую. Вот почему так важно созда­ние для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.

Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребен­ку содействует развитию в нем инициативы, творческой сме­лости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте развивалась его


творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наи­более благоприятно идет в семье — ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в та­кой большой степени. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи. Это­му в большой степени способствуют игры, ценны также ин­сценировки (но только в узком семейном кругу) и иные заня­тия с детьми.

Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, пре­доставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо «ломать» ребенка, но еще более опас­но его постоянно «гнуть». Последнее ведет почти неизбежно к л и ш е н и ю собственной и н и ц и а т и в ы, а значит, и внутренней с и -лы (о примерах таких типов — злобно-забитого и мягко-заби­того ребенка — говорилось выше).

При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит едва ли не са­мая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые полу­чает возможность проявлять себя и находить наиболее соответ­ствующие ему формы духовного развития.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность се­мейного воспитания, которая заключается в том, чтобы раз­вить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы. В первых веках христианства люди своей жизнью вызывали в детях та­кое настроение, что воспитание являлось естественным разви­тием самой жизни. Нельзя воспитать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни.

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе — единство требований к воспита­нию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зре­ния на проблемы воспитания в семье у родителей, представи-


телей старшего поколения (бабушек, дедушек) является одной из причин появления в практике воспитания так называемых «трудных детей».

Разногласия между родителями в предъявлении требова­ний учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разреша­ет другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разум­ные привычки, послушание.

Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требо­вания детского дошкольного учреждения, а затем школы. От­сутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит рав­ный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов-про­фессионалов. Дети часто идут на обман, выбирают для себя на­иболее выгодный вариант решения вопроса. Единство требова­ний предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспи­тателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приуче­ние его к соблюдению норм и правил поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: