Социально - педагогической 10 глава





ванность и самостоятельность, наблюдательность и внима­тельность, выдержка и настойчивость, способность к длитель­ному волевому усилию, умение стойко переносить неудачи. Совместный труд в группе должен формировать уважительное отношение к результатам личного и коллективного труда, бе­режное отношение к средствам труда, имуществу. И, конечно, педагогически грамотно организованный труд помогает физи­ческому развитию ребенка.

В условиях социального приюта невозможно осуществить полномасштабную программу трудового воспитания в силу кратковременности пребывания в нем воспитанников, но мож­но помочь сформировать у воспитанников психологическую и педагогическую готовность к труду и некоторые общетрудовые навыки и умения, определенные знания.

Таким образом, в учреждениях социальной реабилитации труд должен стать органичной частью жизнедеятельности вос­питанников должен быть подчинен решению воспитательно-реабилитационных задач специализированного учреждения социальной реабилитации. Воспитателям необходимо серьез­но и ответственно относиться к отбору видов и содержанию тру­да, к организации трудовой деятельности воспитанников. П р и отборе видов труда и его содержания следует учиты­вать специфику контингента детского специализированного у ч р е ж д е н и я, возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков. С этой целью надо тщательно учесть результаты диагностики воспитанников, их медико-биологического и пси холого-педагогического обследования.

Однако следует всегда иметь в виду, что не всякий вид тру да способен со всей полнотой выполнять свою воспитательно реабилитационную задачу, поэтому надо внимательно отно ситься к выбору объектов труда и его содержания с точки зре ния его педагогического потенциала в целом, решения соци ально-реабилитационных задач в частности.

Труд должен быть разнообразным и содержательным, с эле ментами творчества, но не следует пренебрегать и простым фи зическим трудом, как правило, однообразным и даже прими тивным. Воспитанники должны участвовать в уборке помещс ний, ремонтных работах, ручных видах сельскохозяйственной деятельности и т.п. Занимаясь такими видами труда, воспи танник приучается выполнять малопривлекательную, но нуж ную работу, у него развиваются волевые качества, физические


способности, воспитывается чувство долга. Такой труд более всего используется в учреждениях кратковременного пребыва­ния дезадаптированных детей и подростков, но и в таких слу­чаях не следует впадать в крайность: вовлекая воспитанников в так называемый простой физический труд, не занимать их более сложными видами трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием к организации трудо­вого воспитания является посильность и доступность труда. За­вышенная сложность труда приводит к негативным результа­там — к быстрой физической утомляемости, снижению интереса к работе, закреплению негативной установки в отношении тру­да. Но требование посильности и доступности, однако, не означа­ет, что работа воспитанников не должна быть связана с преодоле­нием трудностей. Как и везде, здесь нужно чувство меры: содер­жание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей на оптимальном уровне их н а п р я ж е н и я.

При организации трудовой деятельности надо учесть, что в процессе социального развития у детей и подростков происходит переориентация сформирует положительное отношение к труду, повышает са­мооценку. Определяя трудовое задание, воспитатель должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат и четко объяснить воспитанникам, для чего он ну­жен и как будет использован.

Труд воспитанников должен быть достаточно длительным и систематическим. Труд превращается в привычку и социаль­но-реабилитационные задачи успешнее решаются тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных ви­дах трудовой деятельности. Систематическое включение вос­питанников в коллективные формы учебно-трудовой деятель­ности и производительного труда позволяет организовать со­трудничество и общение участников, развивать их мотиваци-онную готовность к труду, познавательную активность. При этом следует подчеркнуть, что коллективные формы труда от­нюдь не исключают четкого распределения обязанностей сре­ди членов трудового коллектива, а также выполнения ими ин­дивидуальных заданий.


Очень важное педагогическое значение имеет стимулирова­ние детского труда в специализированных учреждениях соци­альной реабилитации. Для воспитанников этих учреждений нужны постоянно действующие эффективные стимулы, осно­ванные на разумном сочетании моральных и материальных поощрений за труд. Воспитатели обязаны не оставлять без вни­мания любой успех ребенка в труде. Формами поощрения мо­гут быть и простая похвала, и объявление благодарности, и на­граждение подарками, и организация для особо отличивших­ся экскурсий, поездок и т.п.

Кроме того, в принципе нет ничего антипедагогического в оплате труда воспитанников, использование ее в качестве сти­мула приобщения к труду и развития трудовой активности вполне возможно и целесообразно. Для оплаты труда воспи­танников могут быть использованы деньги, вырученные от ре­ализации произведенной ими продукции и деньги, отпускае­мые на содержание персонала учреждения, если его функции выполняются детьми. Иное дело, что не стоит в ряде случаев выдавать сразу и все заработанные деньги, так как они могут быть истрачены не по назначению, не в интересах позитивного развития воспитанников. По-видимому, целесообразно зарабо­ток воспитанников, находящихся на полном обеспечении, пе­реводить на лицевой счет и выдавать небольшими суммами. Здесь нужен строго индивидуальной подход и ненавязчивый педагогический контроль за расходованием заработанных ими средств.

При организации труда воспитанников ни в коем случае не надо забывать также об эстетической и эмоциональной сторонах трудовой деятельности и ее результатов. Нужно до­биваться того, чтобы воспитанники стремились не только к количественным показателям, но и к качеству выполняемой работы, они должны ощущать красоту труда, его эстетичес­кую сторону. Эстетически привлекательная организация и результаты трудовой деятельности вызывают у воспитанни­ков положительные чувства, что важно не только с точки зрения воспитания положительного отношения к труду, но и эмоционального развития личности в целом. Приносимые содержанием и результатами труда радость и моральное удовлетворение создают положительный эмоциональный за­ряд, без которого невозможна положительная социальная реабилитация.


В специализированных учреждениях социальной реабили­тации, включая социальные приюты, должна быть создана си­стема общественно-полезного и производительного труда, ко­торая должна быть основана на постепенном приобщении вос­питанников к труду, и их вовлечению в организованный внут­ри этого учреждения трудовой процесс. Только таким образом можно добиться того, что труд станет органической частью их бытия.

Названные принципы, приемы и направления педагогичес­кой работы в специализированных учреждениях социальной реабилитации детей и подростков, разумеется, не исчерпыва­ют содержание и методику работы в них. Каждый вид учреж­дения требует своих подходов с учетом специфики континген­та, а также экономических, культурных, социальных и терри­ториальных условий их деятельности.

Особую роль при этом должна играть организация взаимо­действия специалистов разного профиля в учреждении соци­альной реабилитации детей и подростков. Они должны рабо­тать не параллельно, а совместно, объединяя свои действия ради достижения общей цели социальной реабилитации дез­адаптированных детей и подростков. Формы этих связей раз­личны — и взаимная информация, и согласование, и совмест­ная деятельность, и взаимопомощь, и использование инфор­мации другого специалиста, и запрос одного специалиста к другому. Такой подход усиливает позицию каждого специа­листа, обеспечивает внутреннее единство, целостность реаби­литационного процесса, обеспечивает большую эффектив­ность его результатов.

Однако при этом не снижается, а напротив, повышается роль отдельного специалиста. Каждый специалист должен быть профессионально компетентным, постоянно увеличивать свой в к л а д в общее дело. Это к а с а е т с я всех специалистов, в том числе и педагога.

Знание теории и технологии педагогической работы в соци­ально-реабилитационном учреждении в определенной степени необходимо и администрации, и вспомогательному, и обслу­живающему персоналу. Без этого невозможно эффективно ор­ганизовать деятельность коллектива. Каждый дипломирован­ный специалист в области социальной работы должен иметь педагогическую подготовку и быть готовым к выполнению пе­дагогических функций на определенном уровне. [1—3]


Контрольные вопросы и задания

1.Какие традиции воспитательной работы с беспризорными деть­ми и подростками имеются в отечественной педагогической теории и практике?

2.Расскажите об основных направлениях и принципах воспита­тельно-образовательной деятельности педагогического коллектива по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.

3.В чем выражается воспитательно-реабилитационная роль тру­довой деятельности детей и подростков в социально-реабилитацион­ном специализированном учреждении?

4.Какое место занимает педагогическая деятельность в социаль­ном приюте? Каковы пути ее совершенствования?

Литература

1.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. Пособие для сотрудников специали­зированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолет­них / Под ред. Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткина и др. — М., 1996.

2.Социальный приют для детей и подростков: содержание и органи­зация деятельности. Научно-методическое пособие для работников соци­альных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. — М., 1997.

3.Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков / Под ред. Г.М. Иващенко — М., 1997.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат­ков характера у детей и подростков. — М., 1992.

5. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­летних. — Свердловск, 1996.

6. Андриенко В.К., Гербеев Ю.К., Невский ИЛ. Система перевоспита­ния в условиях спецшколы. — М., 1990.

7. Беличева СЛ. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

8.Психическое развитие воспитанников детского дома. — М., 1990

9. Сафонова ТЛ„ Цымбал Е.И., Ярославцева НД., Олиференко Л Л. Реабилитация детей в приюте. — М., 1995.

 

10.Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реаби­литация и коррекция. — М., 1992.

11.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их ре­шения / Под ред. В.А. Никитина — М., 1996.


Для рассмотрения проблемы педагогической работы с лица­ми социально-негативного (девиантного) поведения необходи­мо уточнить, что представляет собой данная категория людей, каковы основные причины, обусловливающие их формирова­ние.

Под нормой понимают (от л а т. norma) п р а в и л о, точное пред­писание, установленную меру. Выражение «социальная нор­ма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических у с л о в и я х ж и з н и общества. Они опре­деляют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблю­дение которых выступает для индивида необходимым услови­ем взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предше­ствующий социальный опыт общества и современное осмысле­ние о к р у ж а ю щ е й действительности. Они з а к р е п л я ю т с я в зако­нодательных актах, должностных инструкциях, правилах, ус­тавах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим ф а к т о р а м, они подразделяют­ся на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы с л у ж а т критерием о ц е н к и социальной роли челове­ка в любой к о н к р е т н ы й момент и п р о я в л я ю т с я в его повседнев­ной жизни и деятельности.

С о ц и а л ь н а я роль человека выступает обобщенным способом выполнения им (оценки его) определенной социальной функ­ции, проявляющейся в совокупности соответствующих дейст­в и й. Она определяется общественным статусом л и ч н о с т и чело­века, к о т о р ы й, в свою очередь, определяется его п о л о ж е н и е м в среде (социуме), правами и обязанностями. Поведение челове-


ка в общественной среде зависит от понимания им своей роли, отношения к ней, стремления и желания ее выполнять.

Человек одновременно выполняет комплекс социальных ро­лей: гражданина, специалиста, сына, отца, брата, участника действия, члена коллектива и пр. В процессе социального разви­тия и воспитания человек усваивает опыт выполнения необходи­мых ему социальных ролей для самореализации как личности.

Отклоняющееся поведение — термин, обозначающий пове­дение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ро­левым предназначениям. «Отклоняющееся» поведение послед­нее время часто называют — девиантным (от лат. deviatio — от­клонение), или делинквентным (от лат. delin-guens — правона­рушитель). Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, нося­щие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противореча­щее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Делинквентное поведение человека свидетельствует о том, что его отклоняющееся поведение выходит за рамки закона, проявляется в уголовно наказуемых действиях, которые под­лежат административным воздействиям.

Проблемами, связанными с деятельностью по предупрежде­нию (профилактике) и преодолению девиантного поведения человека либо групп людей занимается1 отрасль социальной п е -дагогики — превентивная педагогика.

Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические: своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к право­нарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические: особеннос­ти п с и х и к и человека я в л я ю т с я той основой, к о т о р а я определя­ет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические: девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сфор­мировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

И биологические и психологические теории выделяют то осо­бенное в личности, которое может привести к ее девиантному

Превентивная педагогика(от лат. praeventus — предупреждающий, предохранительный) — педагогика, изучающая причины формирова­ния и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) по­ведения человека и методы его предупреждения, преодоления, ис­правления.


развитию. Они свидетельствуют о том, что человек с рождения может иметь определенное предрасположение к девиации. О д -нако это может реализоваться только при неблагоприятных для него условиях жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последу­ющем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

В основе социально-негативного отклоняющегося поведе­ния человека лежат результаты его социального воспита­ния, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негатив­ных привычках и вызыванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регулято­рами его антисоциального, аморального поведения.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами соци­ально-негативного (девиантного) поведения, необходимо вы­явить основные факторы, обусловливающие их формирова­ние. По данным различных исследователей девиантного пове­дения человека, таких факторов достаточно много, и потому различные авторы группируют их по различным основаниям. Это позволяет наиболее полно представить всю сложность при­чин формирования отклоняющегося поведения на различных этапах возрастного развития человека.

К таким группам факторов и их составляющих следует от­нести:

/. Отклонения в психическом и физиологическом разви­тии:

а) низкий уровень интеллектуального развития от рожде­
ния или как результат черепно-мозговой травмы;

б) эмоционально обусловленные отклонения активно-воле­
вой сферы, способствующие формированию повышенной воз­
будимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступ­
ках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над ок­
ружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;

в) незавершенность процесса формирования личности, при­
водящая к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

Возможные отклонения и своеобразие развития ребенка вы­двигают следующую группу факторов, сказывающихся на формировании его девиантности.

II. Несоответствие условий и методов воспитания инди­видуальным особенностям ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспи-


тании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития тех или иных возможностей ре­бенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, раз­витие компенсаторных механизмов, позволяющих преодо^ летъ недостатки и пр.

III. Несоответствие коррекционного воздействия своеоб­разию развития подростка. Сложность и своеобразие разви­тия в подростковый период настоятельно диктует необхо­димость обеспечения наиболее целесообразного и оптимально­го воспитательного воздействия, с учетом проблем, харак­терных для этого возраста. Неслучайно, наиболее сложным в воспитании выступает подростковый, отроческий возраст (11—13, 14—15 лет) — переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной соци­ализации. Подростки этого возраста, как правило, школьни­ки, они находятся на иждивении родителей (или государст­ва), их ведущей ролью остается учеба. Это сложный период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий меж­ду детством и взрослостью. Биологически — это период завер­шения физического созревания. Большинство девушек и зна-чит1ельная часть юношей вступают в него уже постпубертатны­ми, однако в течение этого периода решается задача многочис­ленных «доделок» и устранения д2испропорций, обусловлен­ных неравномерностью созревания.

К проблемам подросткового возраста, игнорирование кото­рых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологи­ческое развитие в подростковом возрасте:

— ускоренное или неравномерное развитие организма в пе­риод полового созревания;

— недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подро­стка;

— «гормональная буря» эндокринной системы в период по­лового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимо­сти, эмоциональной неустойчивости;

1 Постпубертатные — (от лат. pubertas (pubertatis) — половая зре­
лость) — достигшие полной половой зрелости.

2 См.: Васильев В.П. Юридическая психология. — СПб.: Питер Пресс,
1977. — С.415—416.


б) обострение взаимоотношений со взрослыми, прежде все­
го с родителями, учителями, проявляющееся в моральном
«конфликте» младших и старших, в неадекватном чувстве
взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремление заменить отношения с позиции «морали под­
чинения» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность в отношении поведения взрос­
лых и их оценочных суждений;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстника­
ми, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоут­
верждению, приводящие порой к негативным формам и др.

IV. Негативные факторы среды формирования личности:

а) Проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен-
к о м, многодетные семьи, д и с т а н т н ы е семьи и д р., что ведет ли­
бо к недостатку педагогического влияния на ребенка, форми­
рованию его личности со стороны только одного из родителей,
либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе
воспитания.

б) Безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры,
драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что
создает негативный пример для подражания, формирует соот­
ветствующее мировоззрение.

в) Негативные факторы семьи, семейной обстановки, спо­
собствующие формированию у ребенка, подростка отрицатель­
ное отношение к дому, семье, родителям. Это побуждает вос­
питанника стремиться уйти из дома и значительную часть вре­
мени проводить вообще вне дома. В таком случае формируется
категория «детей улицы», детей безнадзорных и беспризор­
ных. Этому способствуют:

—агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку;

—длительное невнимание к интересам, проблемам ребенка;

 

— переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени;

— перекладывание воспитания ребенка на дедушку и ба­бушку без соответствующей поддержки их. С возрастом пожи­лые люди часто оказываются неспособными обеспечивать не­обходимое воспитательное воздействие на внуков, что приво­дит их к безнадзорности. Нередко еще с раннего детства они допускают излишнее попустительство, и внуки начинают «уп­равлять» старшими;


— недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

г) Негативные факторы средового воздействия на человека в
процессе его развития (негативные увлечения в домашней об­
становке, факторы улицы, непедагогическое использование
возможностей игры в развитии ребенка и пр.).

д) Отрицательное влияние ближайшего окружения и преж­
де всего антипедагогическое поведение старших, родителей,
негативное поведение сверстников и пр.

е) Негативное влияние средств массовой информации, осо­
бенно телевидения, видепродукции.

Имеются и другие средовые факторы, негативно сказываю­щиеся на воспитании человека.

V. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) Ошибки семейного воспитания.

б) «Тепличные» условия, отстранение ребенка от сложных
ж и з н е н н ы х проблем, от любой а к т и в н о й деятельности, способ­
ствующие формированию черствости, инфантильности и не­
способности сопереживать человеческим трагедиям, преодоле­
вать жизненные трудности в критической ситуации.

в) Ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в
образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе.

г) Негативные нравственные ориентиры воспитания.

д) П р и в и т и е ребенку, подростку определенных н е г а т и в н ы х
моделей жизни и деятельности (самореализации в жизни). В
этих условиях личность начинает идентифицировать себя с
героями различных приключений, «примерять на себя» раз­
личные виды деятельности, поступки. Особенно этому способ­
ствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают
своего рода «учебниками» различных форм преступной дея­
тельности.

е) СредОвые негативные «ожидания» по отношению к ребен­
ку, подростку из неблагоприятной семьи, имеющему соответ­
ствующее окружение, проявившему нарушения дисциплины
и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме
провоцируют ребенка к правонарушению.

ж) Приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам,
наркотикам, курению, азартным играм.

з) Отсутствие единства и согласованности в воспитательной
деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и
школы, а также семьи, школы и административных органов
по работе с детьми и подростками и пр.


и) Недостатки системы перевоспитания, исправления пра­вонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

VI. Негативная личностная позиция самого ребенка, подро­стка:

а) Отклонения в самооценке подростка:

— завышенная — ведет к возникновению чрезмерной само­
мобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью
самовыражения приводит к правонарушениям;

— заниженная — рождает неуверенность, поведенчес­
кий дуализм, раздвоенность личности, что создает пробле­
мы для такой личности в коллективе, сдерживает самовы­
ражение.

б) Отклонения в личностных притязаниях подростков. Они,
как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притяза­
ния, собственно, предопределяют личную позицию подростка
и их активность в достижении целей.

в) Безразличие к нравственному самосовершенствованию.

г) Негативно реализуемая потребность в самоутверждении у
подростков с отклонениями в поведении, нездоровое соперни­
чество.

д) Сложность формирования у ребенка, подростка, юноши
потребности и активное желание в самоисправлении;

е) Стремление подростка к общению, участию в молодеж­
ных компаниях, в том числе и асоциальной направленности.
Таких объединений достаточно много. Известна следующая
типология объединений с девиантным поведением и антиоб­
щественным сознанием:

— случайная группа — например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхож­дение в случайную группу воспринимается как сигнал об осво­бождении от социального контроля, как возможность «отпус­тить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

— ретристская группа (под ретризмом в социологии и пси­хологии понимается стремление человека к уходу от действи­тельности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности — это суицид). Обычное занятие ретрист-ских групп — бесцельное времяпрепровождение, сомнитель­ные развлечения, токсикомания и наркомания;


— агрессивная группа — основана на наиболее примитив­ных првнедусттраивслеемнеийянхо гооб иерархии ценностей и минимуме куль­туры. Такой тип группировки дошел из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивных групп являются жесткая иерархи­ческая структура, сильное групповое давление на ее участни­ков, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психо­логической основой которых являются резкое противопостав­ление: «мы — они».

Для криминогенных групп особенно характерными черта­ми являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда прими­тивный уровень мышления.

В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, «романтики», жестокости и подлости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют моло дежными бандами. [3]

Кроме факторов, обусловливающих формирование нега­тивного, отклоняющегося поведения детей и подростков, не обходимо определить и наиболее важные направления педа­гогической деятельности по их профилактике и преодоле нию. Следует подчеркнуть, что наиболее уязвимыми в про цессе формирования у человека стереотипа негативного пове дения являются ранний и подростковый возраст. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наи большая опасность утверждения в нем социально-негативно го (девиантного) поведения. Наиболее важным фактором в формировании девиантности ребенка, подростка выступает семья.

Выделяются следующие основные направления педагоги­ческой деятельности по профилактике и преодолению соци ально-негативных форм девиантного поведения детей и под­ростков:

/. Повышение роли семьи в профилактике социально-от кланяющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профи­лактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порою) идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жиз ни и семейного воспитания для детей. Реализация этого на


правления требует решения комплекса проблем внесемейного характера. Прежде всего требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.

Издревле известна важнейшая задача семьи: готовить детей к «домострою». Об этом свидетельствуют многие исторические памятники, дошедшие до наших дней. Среди таких историче­ских документов: «Изборник Святослава», «Поучение Влади­мира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», "Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого, «Обед ду­шевный», «Вечеря душевная» С. Полоцкого и т.д. На это обра­тили внимание известные ученые России, педагоги и психоло­ги В.Н. Шелгунов, П. Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К. Вентцель, Д.И. Острогорский и др. Подготовка молодых людей к семей­ной жизни включает, в свою очередь, большой комплекс на­правлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формиру­емых общественных и государственных центрах молодой се­мьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др. Каждый центр решает свои задачи, а вместе — общую: подготовку молодых людей к семейной жизни и помощь семье и воспитании детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: