Пользуясь условными обозначениями (табл.1.2) и учитывая особенности перевозки заданного вида груза, составить транспортно-технологическую схему (ТТС) доставки груза в смешанном сообщении (автомобильный и железнодорожный транспорт). Пример оформления ТТС для перевозки тарно-штучного груза автомобилем на рис.1.4.
Упаковка товара | Маркировка | Пакетирование | Учет | Контроль | Оформление документов | Погрузка | Транспортирование автомобилем | Разгрузка | Учет | Контроль | Оформление документов | Хранение |
Таблица 1.2
Условные обозначения в транспортно-технологических схемах
Наименование операции | Условное обозначение | Наименование операции | Условное обозначение |
Механизированная погрузка | Транспортировка, перемещение | ||
Погрузка вручную | Учет | ||
Механизированная разгрузка | Оформление документов | ||
Разгрузка вручную | Взвешивание | ||
Пакетирование | Перегрузка | ||
Упаковка товара | Сортировка | ||
Маркировка | Хранение | ||
Контроль | Накопление |
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Для выбранных маршрутов определяется:
1. Коэффициент использования пробега:
,
где lег – длина ездки с грузом, км;
lх – холостой пробег, км.
2. Время ездки (для маятниковых маршрутов), ч:
где vт – техническая скорость, км/ч;
tпр – время погрузки-разгрузки, ч.
3. Время оборота (для кольцевых маршрутов), ч:
где n – число ездок на маршруте;
tпр – время погрузки-разгрузки, ч.
4. Число ездок за время в наряде:
где Т0 – временем на нулевой пробег пренебречь.
Число оборотов за время в наряде:
5. Производительность автомобиля за смену, т/см:
,
где qн – номинальная грузоподъемность автомобиля (выбирается по табл1.3);
γс – коэффициент использования грузоподъемности (определить
по габаритам грузовой платформы и объемному весу груза).
Общие рекомендации по выбору грузоподъемности ПС:
- наибольшее влияние на выбор грузоподъемности ПС оказывает партионность перевозок;
- для крупнопартионных перевозок целесообразно применять подвижный состав наибольшей грузоподъемности. Ограничением может быть только допускаемые предельные погрузки и габаритные регламентации на дорогах;
- для партионных перевозок грузоподъемность автомобилей должна соответствовать размеру партии или быть немного больше, т.е. qн ≥Qпартии.
- мощность ПРМ должна соответствовать грузоподъемности автомобилей.
6. Часовая производительность автомобиля, т/ч:
7. Требуемое число автомобилей (для каждого маршрута):
где Qc – суточный грузопоток, т.
8. Интервал движения автомобилей:
.
9. Графики движения.
По результатам расчета составляется график движения для каждого транспортного средства (рис.1.3). График строится в координатах время-расстояние исходя из продолжительности одной рабочей смены 8 ч с перерывом 1 ч, число рабочих смен принимается для вариантов 1-10 — 1 смена; 11-25 — 2 смены (время пересменки 15 мин). Если время работы автомобиля на маршруте меньше продолжительности рабочей смены его необходимо использовать на нескольких маршрутах.
|
|
График движения сборного поезда строится аналогично. На станции отправления и назначения происходит формирование и расформирование состава (по 40 мин), на промежуточных станциях происходит технический осмотр состава (15 мин), смена локомотива (через каждые 100-150 км 30 мин).
10. Технологический график доставки груза.
Для построения технологического графика доставки груза (рис.1.4) необходимо рассчитать время каждой операции, указанной в ТТС.
Перечень работ | Время, мин | |||||||||||||||||||||||||
Упаковка товара | ||||||||||||||||||||||||||
Маркировка | ||||||||||||||||||||||||||
Пакетирование | ||||||||||||||||||||||||||
Учет | ||||||||||||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||||||||||||
Оформление документов | ||||||||||||||||||||||||||
Погрузка | ||||||||||||||||||||||||||
Транспортирование между пунктами | ||||||||||||||||||||||||||
Разгрузка | ||||||||||||||||||||||||||
Учет | ||||||||||||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||||||||||||
Оформление документов | ||||||||||||||||||||||||||
Время доставки | ||||||||||||||||||||||||||
Рис.1.4 Технологический график доставки груза
(нормы времени на погрузку-разгрузку приведены в табл.1.4 - 1.7.для автотранспорта и табл.1.10 для ж/д транспорта). Время на упаковку товара (при пакетных перевозках и пакетирование), маркировку, оформление документов принимается произвольно, время на контроль и учет (табл.1.6), время движения рассчитывается по расстоянию перевозки и расчетной скорости движения (для автотранспорта табл.1.8., для ж/д транспорта табл.1.9.).
Таблица 1.3
Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей
Марка автомобиля (прицепа, полуприцепа) | Грузо-подъемность, т | Размеры кузова, мм | Линейный расход топлива, л/100 км |
Фургоны | |||
МАЗ-5432 (МАЗ-9397) | 11250×2365×1920 | ||
КамАЗ-5410 (ОдАЗ-935) | 13,5 | 9110×2370×1920 | |
ЗИЛ-441510 (ОдАЗ-784) | 7,0 | 7750×2420×2035 | |
КамАЗ-43115 | 7,0 | 7980×2500×3530 | |
КамАЗ-4326 | 4,0 | 7850×2500×3250 | |
КрАЗ-5133В2 | 8,3 | 5300×2500×2060 | 24 |
КрАЗ-65053-310 | 15,6 | 6080×2500×2060 | 40 |
МАЗ-437040-021 | 4,7 | 6500×2350×2030 | 24 |
Общего назначения | |||
МАЗ-6422 (МАЗ-9398) | 26,0 | 12180×2420×895* | |
МАЗ-6422 (МАЗ-5205А) | 20,0 | 9965×2320×705* | 33,5 |
КамАЗ-5410 (МАЗ-5245) | 7875×2322×740* | ||
Урал-44202 (ОдАЗ-9370) | 14,2 | 9180×2320×560* | |
Автомобили-самосвалы | |||
Урал-5557-10 | 7,0 | 8,8 м3 (17,2 м3) ** | |
МАЗ-551605 | 20,0 | 10,5 м3** | |
МАЗ-5551 | 10,0 | 5,4 м3** | |
КрАЗ-6130С4 | 15,0 | 2850×2500×1670 | |
ЗИЛ-ММЗ-45021 | 5,8 | 3,8 м3** | |
ГАЗ-САЗ-4509 | 3,5 | 5,0 м3** | |
САЗ-3504 | 2,3 | 2,0 м3** |
Примечание:
* вместо бортового автомобиля можно принять тентованый, тогда погрузочная высота составит 1850 мм;
** представлен объем кузова (с надставными бортами)
Таблица 1.4
Нормы времени на погрузку-разгрузку ручным и механизированным способом автомобилей общего назначения и самосвалов
Автомобили общего назначения | ||||
Грузоподъемность автомобиля, т | Механизированный способ | Ручной способ | ||
погр., мин | разгр., мин | погр., мин | разгр., мин | |
до 1,5 т | ||||
1,5 – 2,5 т | ||||
2,5 – 4 т | ||||
4 – 8 т | ||||
8 – 10 т | ||||
10 – 15 т | ||||
более 15 т | ||||
Автомобили-самосвалы | ||||
Грузоподъемность автомобиля, т | Навалочные грузы | Прочие грузы | ||
погр., мин | разгр., мин | погр., мин | разгр., мин | |
до 3,5 т | ||||
3,5 – 5 т | ||||
5 – 10 т | ||||
10 – 25 т | ||||
более 25 т |
Таблица 1.5
Нормы времени на погрузку-разгрузку контейнеров
Масса контейнера, т | Время на один контейнер, мин | |
До 1,25 | ||
Свыше 1, 25 до 5 | ||
Свыше 5 до 20 | ||
Свыше 20 | ||
При погрузке-разгрузке без снятия контейнера | ||
Масса контейнера, т | Время простоя, мин | |
на первый контейнер | на каждый последующий контейнер | |
До 0,5 | ||
Свыше 0,5 до 1,25 | ||
Свыше 1,25 до 2 | ||
Свыше 2 до 3 | ||
Свыше 3 до 5 | ||
Свыше 5 до 10 | ||
Свыше 10 до 20 | - |
Таблица 1.6
Нормы времени на дополнительные работы при погрузке-разгрузке
Наименование работ | Время, мин |
Взвешивание груза на автомобильных весах | |
Взвешивание или перевешивание груза на десятичных или сотенных весах на АТС при грузоподъемности автомобиля, т | |
до 4 | |
свыше 4 до 7 | |
свыше 7 | |
Пересчет грузовых мест на каждый автомобиль | |
Заезд в каждый промежуточный грузопункт |
Таблица 1.7
Нормы времени на прицепку-отцепку полуприцепов
Грузоподъемность полуприцепа, т | Норма времени, мин | |
на прицепку | на отцепку | |
До 10 | ||
10…20 | ||
Свыше 20 |
Таблица 1.8
Расчетная скорость движения автомобилей
Вид дороги | Норма пробега, км/ч |
Магистральные дороги | 60…80 |
Дороги с усовершенствованным покрытием | |
Дороги с твердым покрытием и грунтовые улучшенные | |
Дороги естественные грунтовые | |
Городские улицы для автомобилей грузоподъемностью: до 7 т свыше 7 т |
Таблица 1.9
Расчетные нормы пробега ж/д транспорта, км/сут
Вид скорости | Пробег | Вид скорости | Пробег |
Грузовая (вагонная отправка) | Грузовая (маршрутная отправка) | ||
Грузовая (мелкая отправка) | Большая (вагонная топравка) |
11. Технологический проект перевозки автотранспортом. При разработке технологического проекта перевозки без тары перевозятся: антрацит, металлолом, пшеница, каменный уголь, щебень; мука пшеничная перевозится в мешках 900×450×250, оборудование в ящиках 800×620×448, бумага в рулонах 840×800, стекло в пакетах 1200×1500×200. Для остальных грузов могут применяться тара и средства пакетирования согласно табл.1.11. Объем партии принимается равным 5 т для вариантов 1-10, 10 т для вариантов 11-25. Стоимость транспортируемого груза принимается произвольно, затраты на погрузочные (разгрузочные) работы принимаются для ручного способа погрузки 15грн/ч на одного грузчика, для механизированного способа 50 – 100 грн/ч, себестоимость погрузки (разгрузки) одной тонны рассчитывается по производительности погрузочного механизма и стоимости одного часа работы, постоянные затраты при перевозке принимаются равными 5 - 10 грн/ч. Затраты на транспортирование в 1,5 раза больше стоимости топлива, рассчитываются в зависимости от выбранного автомобиля по его техническим характеристикам (табл.1.3).
Таблица 1.10
Нормы времени на погрузку-разгрузку вагонов
Характеристика тары и вида груза | Норма времени на погрузку (разгрузку)одного вагона, ч | |||
С расформиров. пакета | Пакетом | |||
Механизированным способом | ||||
Груз в мешках массой 31-50 кг | 1,31 | 0,65 | ||
Груз в ящиках До 30 кг 31-50 кг 51-80 кг 81-100 кг Более 100 кг | 1,62 1,46 1,4 1,36 1,43 | 0,81 0,73 0,7 0,68 0,7 | ||
Сборные и мелкопартионные в разной таре | 1,77 | 0,88 | ||
погрузка | разгрузка | |||
Металлолом | 0,86 | 0,86 | ||
Уголь | 0,84 | 0,43 (1-3 вагона) | ||
Щебень | 0,96 | 0,32 (1-3 вагона) | ||
Пиломатериалы | 1,0 | 1,26 | ||
Зерно | 0,67 | 0,64 | ||
Ручным способом | ||||
Тарно-штучные грузы, щебень | 2ч 15 мин | 2ч 15 мин | ||
Пиломатериалы, другие безтарные грузы | 3 ч 40 мин | 3ч 10 мин | ||
Таблица 1.11
Средства пакетирования и габаритные размеры ящиков
Классификационные признаки поддона | Габаритные размеры пакета, мм длина×ширина×высота | Грузоподъемность поддона, т | ||
Универсальный, многооборотный, плоский, двухнастильный | 1240×1040×1350 | 1,25 | ||
Универсальный, многооборотный, плоский, двухнастильный | 1240×840×1350 | 1,25 | ||
Универсальный, одноразовый, плоский, однонастильный | 1200×800×970 | 0,8 | ||
Универсальный, многооборотный, плоский, двухнастильный | 840×620×1150 | 1,0 | ||
Универсальный, многооборотный, ящичный | 1240×840×970 | 1,0(1,25) | ||
Универсальный, многооборотный, стоечный | 1240×835×970 | 1,0 (1,25) | ||
Габаритные размеры ящиков, мм | ||||
Ящик | 824×400×210 | Ящик | 406×400×210 | |
800×620×448 | 400×238×310 | |||
534×430×330 | 400×238×278 | |||
600×440×330 | 400×286×286 | |||
800×605×300 | 380×270×270 | |||
580×425×425 | 390×265×240 | |||
424×301×285 | 629×430×330 | |||
406×301×92 | 530×340×190 | |||