Социально - педагогической 12 глава




В специальной литературе встречается выражение исправи­тельно-трудовая педагогика. Под ней понимают отрасль социаль­но-педагогической науки, изучающей организованную деятель­ность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступле­ние и осужденных к различным видам наказания — как связан­ным, так и не связанным с лишением свободы (Российская п е д а -гогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давы­дов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 382).

1В главе использованы идеи и факты, изложенные в учебном пособии: Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Суровой. — Рязань, 1993. — С. 390.


Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической деятельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в пер­вой в России Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового пере­воспитания при уважении к личности человека с опорой на са­моуправление, сотрудничество педагогов и воспитанников и др. В 1871 г. в Московском университете впервые введен курс «Тюрьмоведение». Профессор университета И.Я. Фойницкий впервые в этом курсе отразил вопросы обращения сотрудников исправительных учреждений с преступниками, нравственно-религиозных средств и методов воздействия на заключенных. В 1923 г. профессор психоневрологического института СВ. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной на­уки» дал определение пенитенциарной педагогики как дея­тельности по исправлению преступников и раскрыл следую­щие понятия: юридическое и нравственное исправление; вос­питательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания за­ключенных.

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х годов. Это было связано с существенными изменениями, происшед­шими в этот период в исправительно-трудовой практике.

В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

а) исследование педагогической системы исправления (пе­
ревоспитания) и возможности ее совершенствования в услови­
ях пенитенциарных учреждений;

б) выявление и обоснование закономерностей процесса пе­
ревоспитания осужденных;

в) исследование самого процесса перевоспитания, его содер­
жания, средств, форм и методов воспитательной работы в усло­
виях пенитенциарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической системы в ор­
ганах, исполняющих наказания;

д) исследование социально-педагогического назначения
уголовного наказания как метода воздействия на личность
осужденного;

е) определение критериев и показателей степени исправле­
ния личности, насыщение этих понятий конкретным содержа­
нием для практического применения;


ж) исследование действенности исправительной и перевос­
питательной деятельности пенитенциарных учреждений;

з) разработка и обоснование путей совершенствования адап­
тации бывших осужденных после освобождения;

и) социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива;

к) изучение отечественного и зарубежного опыта, возмож­ностей его применения в наших условиях.

Основные категории исправительно-педагогической рабо­ты:

Карательно-воспитательный процесс — это процесс в рам­ках исполнения уголовного наказания, предусматривающий исправление, перевоспитание осужденного.

Исправительно-воспитательный процесс — это целена­правленный воспитательный процесс с детьми и подростками в условиях специального образовательного учреждения, на­правленный на их исправление, перевоспитание.

Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциар­ном учреждении — это процесс обучения и воспитания (пере­воспитания, исправления) осужденных детей и подростков в специальных образовательных учреждениях. Он направлен на то, чтобы предоставить возможность осужденному полу­чить общее среднее (полное), а также начальное профессио­нальное образование и одновременно добиться его перевоспи­тания.

Исправительно-трудовое воздействие — это использова­ние возможностей организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания чело-'" века.

Исправление (человека) — это целенаправленная воспи­тательная деятельность, направленная на то, чтобы привить нравственные ценности, помочь ему избавиться от каких-либо недостатков, отрицательных привычек, пороков харак­тера.

Перевоспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующе­го результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, об­щения и т.д.

Исправительно-воспитательный процесс включает после­довательность действий социального педагога, взаимодейст-


вия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достиже­ние определенной социально-педагогической цели. Он состо­ит из нескольких этапов деятельности, обеспечивается субъ­ектами, направляющими свою деятельность на определен­ный объект.

Субъекты воспитания — это сотрудники исправительных учреждений, социальные педагоги (воспитатели). Они делятся на две большие группы — аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотруд­ники и воспитатели по-разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно вос­питанием занимаются: начальники отрядов, преподаватели школ и профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно: сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.

Объекты воспитания, перевоспитания — это люди, по раз­личным причинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, от­ношению к отбыванию н а к а з а н и я, религиозности и п р.

Каково содержание основных этапов процесса исправле­ния?

1. Подготовительный этап.

При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним прово­дится педагогическая диагностика. Выясняется, что пред­ставляет собой осужденный как личность, причины его деви-антного поведения, позитивные аспекты личности, отноше­ние к решению суда, к отбыванию наказания и др. Получен­ные данные позволяют воспитателям определить цели и зада­чи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика) реализации функциони­рующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует плани­рование реализации воспитательной деятельности с прибыв­шим осужденным.

2. Этап непосредственной реализации.

Реализация технологии начинается с деятельности по ока­занию помощи осужденному в адаптации в новых для него ус­ловиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его


вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другим осужденным. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.

Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначен­ного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягива­нием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотно­шений с окружающими. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.

В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявле­ние гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверен­ности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспе­чивается искусством педагогической деятельности воспитате­лей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.

По степени исправления осужденных выделяют три группы.

Первая группа — встал на путь исправления. Осужденные характеризуюся положительным отношением к труду, соблю­дением требований режима, положительным отношением к воспитательным мероприятиям, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.

Вторая группа — твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и положительным влиянием на других осужденных, непосред­ственным участием в проводимых воспитательных мероприя­тиях, положительным отношением к обучению в школе и к профессиональной подготовке, активным участием в работе самодеятельных организаций, признанием своей вины, раска­янием в совершенном преступлении.

Третья группа — доказал свое исправление. Осужденные, кроме вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, само­образованием. Они, как правило, составляют руководящее яд­ро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою про­шлую преступную деятельность.


На практике встречается и более детальная классификация осужденных по степени исправления.

Выделяются и три группы лиц, не вставшие на путь исправ­ления. Среди них:

Четвертая группа — «болото» (такое название ввел в свое время А.С. Макаренко) — это осужденные, которые характе­ризуются неопределенным поведением.

Пятая группа — грубые нарушители установленного по­рядка. Это лица, не желающие подчиняться требованиям ад­министрации, допускающие грубые нарушения режима отбы­вания наказания, поддерживающие открыто или скрыто не­формальных отрицательных лидеров.

Шестая группа — злостные нарушители. Это лидеры от­рицательных группировок и их опора.

Выделяют иногда в отдельную группу тех осужденных, кто недостаточно изучен и не может быть отнесен к тем или иным.

Встречаются и другие классификации, например, страти-ф и к а ц и я, т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).

Одна из исключительно важных проблем в работе с осуж­денными — это обеспечение связи их помыслов, чувств с семь­ей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими ему людьми. В каждом конкретном случае эта проблема носит индивидуальный ха­рактер.

Работа с заключенными требует от администрации и воспи­тателей достаточной гибкости, своевременного анализа дейст­венности педагогической деятельности на каждом подэтапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивиду­ализации воспитательной деятельности.

Следует отметить также, что подэтапы воспитательной дея­тельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:

—особенностей осужденного;

—с р о к а пребывания в пенитенциарном у ч р е ж д е н и и, назна­ченного для осужденного;

— своеобразия коллектива осужденных, его позитивных
воспитательных возможностей;

— педагогического опыта администрации и воспитателей;

— воспитательных возможностей самого учреждения.
Данные факторы отражаются на качественно-количествен­
ных характеристиках протекания подэтапов педагогической


деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного; на времени протекания каждого подэтапа; на включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспита­ния и т. д.

Заключительный подэтап педагогической деятельности, как правило, носит особый характер. Он часто во многом зави­сит от предшествующей воспитательной работы с осужден­ным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление связи с близки1ми для них людьми, наличие постоянного места жительства, трудоуст­ройство и многие другие, если они не решены в процессе отбы­вания наказания.

В этот период особенно важны согласованные действия со­циального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предопределять перспективы действенности всей испра­вительной деятельности. 3. Заключительный этап.

На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации после отбывания наказания. Именно адаптацион­ный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места житель­ства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в ко­торой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.

 

Следует отметить, что в процессе исполнения наказания, особенно на его заключительном этапе решению многих про­В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР от 14 июня 1983 года (с изменениями от 22 августа 1995 года) за гражданами, вре­менно отсутствующими без уважительных причин свыше шести меся­цев, жилое помещение не сохраняется. Как отмечает прокурор Управ­ления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры России С. Клименко: «Ситуация, когда, от­сидев срок и выйдя на свободу за ворота тюрьмы, человек становится бомжем, можно охарактеризовать кратко — узаконенная бездом­ность.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения семьдесят процентов от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, — бывшие осужденные». (Российская газета, 1997, 23 ок­тября).


блем может способствовать активная и направленная деятель­ность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы (см. Приложение 1).

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К та­ким условиям относятся:

а) Частичная или полная изоляция осужденных от обще­
ства.

б) Отдельное содержание в течение длительного времени
мужчин или женщин.

в) Процесс перевоспитания в условиях исполнения уголов­
ного наказания.

г) Жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также
взаимоотношений осужденных с воспитателями и админист­
рацией.

д) Специфический статус осужденных, регламентирован­
ный специальными правами и обязанностями.

Реализация исправительно-воспитательного процесса тре­бует от администрации и воспитателей пенитенциарного уч­реждения учета специфических принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осуж­денных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельно­сти. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и кон­кретного определения его цели, под которой понимается иде­альное представление о предполагаемом, «проектируемом» (А.С. Макаренко) результате педагогической деятельности. «Цели воспитательного процесса, — писал А.С. Макаренко, — должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности... Эти цели и должны выражаться в 1проектируемых качествах личности, в картинах характеров...»

Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволя­ющий воспитателю выстроить перед осужденным целую систе­му «перспективных линий» — от ближней до дальней. В каче­стве дальней цели может быть определена перспектива оконча- 1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 7 т. —Т.5.— М., 1958. — С.106.


тельного перевоспитания и возвращения бывшего преступни­ка в жизнь общества сознательным, законопослушным его членом.

Принцип соответствия цели средствам, формам и мето­дам перевоспитательной деятельности по отношению к кон­кретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соот­ветствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инстру­ментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каж­дого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он по­падет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателя­ми, так как абстрактная цель перевоспитания может ото­рвать человека от реальной жизни. В этом случае он после ос­вобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не сможет принять его, что вызовет ре­цидив. Последствия такого рецидива часто проявляются в действиях освобожденного, предусматривающих вновь при­менение мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстано­вить и наладить социально полезные связи и отношения с дру­гими людьми, социальным окружением; постоянно знакомить осужденных с событиями внутриполитической и международ­ной жизни, расширять круг общественно-политических инте­ресов, формировать у них положительные социальные уста­новки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную де­ятельность.

Принцип активности осужденного в общественно-полез­ной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важней­шим источником развития человека, его перевоспитания вы­ступает собственная активность. Его основу в общем виде мож­но определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно-полезную дея-


тельность способствует его социальной переориентации, пере­воспитанию. Такой подход не подавляет личность, а наоборот, активизирует ее, способствует наиболее полному проявлению духовных сил.

Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего производительный труд. Воспитательная функ­ция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, к общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная деятельность, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самоде­ятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправ­ления) личности осужденных. В условиях жесткой изоля­ции, принудительного пребывания осужденного в опреде­ленных администрацией отряде, бригаде, звене резко возра­стает роль его ближайшего социального окружения. Коллек­тив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал А.С. Макаренко как наиболее важном средстве пере­воспитания) до резко негативного. В ряде исправительных учреждений процветают негативные традиции, где с молча­ливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормально­му человеческому общежитию правила поведения и взаимо­отношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более пе­ревоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.

Сформировать коллективистские отношения в среде осуж­денных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде подразделений. Основу данного опыта создала педа­гогическая теория коллектива, разработанная А.С. Макарен­ко, которая трансформирована и адаптирована к условиям со­временных исправительных учреждений.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гу­манным и справедливым отношением к ним. В основе принци­па лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко ут­верждал, что не может быть воспитания без требовательности и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить прави­ло: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».


Воспитательный процесс, ориентированный только на по­давление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволеннос­ти. Важно видеть в человеке не только недостатки, но и то по­ложительное, на что можно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип опоры на положительное в личности. В перевос­питательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положи­тельное. Это тот союзник, опираясь на который можно напра­вить усилия воспитанника на деятельность, на самопроявле­ние, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспита­телей даже чисто психологически, ибо серьезные нравствен­ные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужден­ных) лежат, что называется, на поверхности явления. В то же время те качества и черты характера, которые отражают чело­веческую сущность личности, чаще всего осужденные прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издева­тельств со стороны других, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Принцип опоры на положительное в личности не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захва­ливания и попустительства. Большой вред как самой личнос­ти, так и коллективу приносят те руководители и воспитатели, которые, используя такие, например, качества, как коммуни­кативность, активность в общественных делах, ставят некото­рых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а ино­гда даже создают группы «активистов».

Принцип дифференцированного подхода в процессе перевос­питания. Осужденные различаются по полу, возрасту, обра­зованию, национальным, религиозным и социально-группо­вым особенностям, индивидуально-психологическим харак­теристикам, социально-педагогической запущенности, обра­зу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация — это выделение типичных отличительных свойств явлений, пред­метов, объектов, по которым можно в некоторой целостности


(общности) выявить группу или ряд групп. Принцип диффе­ренцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он отно­сится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть осо­бенности каждого.

Для дифференциации осужденных необходимо выделе­ние групп, чтобы учитывать своеобразие каждого. Такие группы могут быть сформированы: 1) по характеру совер­шенных преступлений (корыстные, насильственные, на­сильственные некорыстные, насильственные корыстные); 2) по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократ­но судимые); 3) по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная); 4) по степе­ни общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами); 5) по возрасту; 6) по обра­зованию; 7) по полу; 8) по степени исправления; по характе­ру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив) и, наконец, 9) по неформальному по­ложению осужденных в самой общности («главворы», «па­ханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д. Такая диф­ференциация позволяет выделять в личности осужденного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной работе с ним.

Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспи­тания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требу­ет индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал В.Н. Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходи­мых условий функционирования школы для трудновоспиту1-емых — это «индивидуальный подход к воспитаннику». А.С. Макаренко также обращал внимание на важность ин­дивидуального воспитания. «Для того чтобы работать с от2-дельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать». Именно через индивидуальный подход можно реально рас­считывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

1 Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост. А.Т. Губ-
ко. — М., 1991. — С. 152.

2 Макаренко А С. П е д а г о г и ч е с к и е с о ч и н е н и я: В 8 т. / Г л. р е д. М. И. Кон­
даков. — М., 1984. — Т. 4.— С.168.


Принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхо­да вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обес­печить разносторонность развития.

Комплексный подход является одним из важных принци­пов организации и практической деятельности по перевоспи­танию субъекта. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обеспечение соответствия цели, средств и методов перевоспитания; организацию формального и не­формального общения личности; организацию планирования воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников под­разделений, общественности; организацию всестороннего изу­чения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужден­ных до подготовки их к освобождению); реализацию в практи­ческой деятельности исправительных учреждений всей систе­мы принципов перевоспитания осужденных.

Основные направления, средства, методы и формы воспи­тательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Выделяют следующие основные направления воспитатель­ной работы в пенитенциарных учреждениях:

Правовое воспитание осужденных. Это процесс формиро-в а н и я п р а в о с о з н а н и я, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также ор­ганизацию правомерного, ответственного и социально актив­ного поведения. Это направление воспитания занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача за­ключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосо­знания. Такой подход позволяет в определенной степени воз­вращать в общество правопослушных (законопослушных) лю­дей, выходящих из мест заключения.

Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматри­вает целенаправленную деятельность, направленную на пре­одоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувст, сознания и нравственного поведения. В основе данного направления — формирование гражданина.


Трудовое воспитание осужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, пси­хологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление яв­ляется исключительно важным, так как труд, трудовая дея­тельность — одно из основных средств исправления и перевос­питания осужденных.

Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осуж­денных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения пре­дусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации лич­ности осужденного, сохранять его человеческое достоинст­во. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых ка­честв.

Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Это направление является ведущим во всей си­стеме воспитательной деятельности с осужденными. Глав­ным его назначением является включение заключенного в са­мовоспитательную деятельность, осознание им необходимос­ти преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъ­ект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (пере­воспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.

Существуют различные средства исправления и перевоспи­тания осужденных. Следует различать средства педагогичес­кого процесса и средства педагогической деятельности.

Средства педагогического процесса — это те средства, кото­рые выступают составной частью процесса перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досу-говая деятельность, общественная работа и др.

Средства педагогической деятельности — это то, что ис­пользует воспитатель для воздействия на воспитуемых в про­цессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр.

Основные средства педагогического процесса:

Труд как основа перевоспитания осужденных. Главное на­значение — обеспечить его воспитательный характер. Для это­го необходимо:

— обеспечить общественно-полезный характер труда;


—использовать труд для удовлетворения потребностей ин­дивида, как средство развития личных потребностей;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: