Социально - педагогической 13 глава




—способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный ха­рактер труда способствует нравственному воспитанию;

—обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;

—способствовать состязательности в процессе труда, спло­чению людей в интересах общего результата.

Режим как средство перевоспитания осужденных.

Собственно режим организует в основном внешние рамки поведения личности. Он представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, с внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения рас­пространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родственни­ками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. Вводимые ог­раничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воз­действия, а с другой — потребностями специально организуе­мого воспитательного процесса.

Воспитывающее влияние режима заключается в следую­щем:

—разрушение старых установок, позиций, переориента­ция интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступ­лению; *

—разрушение старого стереотипа поведения и общения;

—формирование привычек и навыков нравственного пове­дения, компенсирующих недостатки личности.

В то же время излишне строгая регламентация жизни и де­ятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособ­ленчество.

Предусматривается в воспитательных целях снижение ре­жимных требований по мере исправления человека.

Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных.

Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осуж­денные значительно меньше совершают нарушений режима


отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.

Характерно, что каждый школьный урок представляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования из числа осужден­ных растет, поэтому потребность в обучении естественно воз­растает.

Профессиональное образование осужденных как средство воспитания осужденных.

Данное средство способствует осужденным овладению про­фессией, либо повышению профессиональной квалификации. Данный факт положительно отражается на процессе перевос­питания человека в период отбывания наказания, а также по­могает ему впоследствии, по возвращении из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации.

Организационными формами профессионального образова­ния осужденных являются:

индивидуальное обучение осужденных, имеющих не­большой срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная задача его — быстрое включение осужденного в трудовую деятель­ность;

бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора — опытного специалиста. Зада­ча — подготовка большего количества рабочих массовых про­фессий;

курсовое обучение — создаются курсы от 10 до 70 че­ловек. На них изучается теория и проводятся практические занятия. Задачи — повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передо­вым методам труда, а также вторым и смежным специаль­ностям;

школы передового опыта создаются для знакомства
осужденных с передовыми методами труда без отрыва от про­
изводства;

классы мастеров существуют для обеспечения предпри­
ятий колонии квалифицированными рабочими. Такие классы
охватывают по 25—30 человек, которые формируются с целью
обучения по одной или смежным специальностям.

Высшей формой профессионального образования в исправи­тельных учреждениях является обучение в профессионально-


техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не име­ет никакой специальности и изъявил желание учиться.

Культурно-досуговая деятельность также выступает сред­ством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной дея­тельности с осужденными. Для этого вводятся элементы само­управления, кружки самодеятельности, народного творчест­ва, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кино­фильмов и пр.

Средства педагогической деятельности описаны в общей пе­дагогике. Они те же, но реализуются в специфических услови­ях пенитенциарного учреждения.

Рассмотрим основные методы воспитания осужденных.

Методы (от греч. methodos — путь исследования, теория, уче­ние) — это способ достижения какой-либо цели, решения ка­кой-либо задачи. Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных — это те же методы общей системы воспитания, но применяемые к специ­фическому объекту в условиях исправительных учреждений.

К основным методам воспитания относятся:

— методы, способствующие формированию положитель­ных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуе-мых, это методы убеждения, организации деятельности, пример;

— методы коррекции — это методы, которые непосредст­венно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая фор­мирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулиро­вания положительной активности (поощрения, соревнова­ния), метод организации перспективных линий, метод парал­лельного действия, метод торможения отрицательной актив­ности (принуждения), метод критики.

Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике.

Формы реализации перевоспитания, исправления осужден­ных.

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очерта­ние; устройство, структура чего-либо, система организации


чего-либо. Следует различать формы: системы исправле­ния, педагогического (исправительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогическо­го воздействия.

Формы системы исправления представляют собой организа­ционную систему в данной колонии или специальном образо­вательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним отно­сятся: открытая, полурежимная, режимная.

Формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обус­ловливающие педагогический процесс колонии, исправитель­ного учреждения. К ним относятся трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п.

Формы педагогического взаимодействия — это способы ор­ганизации конкретного педагогического действия в простран­стве и во времени. Формы педагогического взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных — это те же формы пе­дагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях ис­правительного учреждения. К ним относятся: совместная дея­тельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.

Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъек­ту (воспитатель, группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитатель­ного мероприятия (аудиторные, клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.

Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспи­тательную деятельность.

Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных?

Особенности перевоспитания осужденных несовершенно­летних

Рост преступности среди несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной рабо­ты с ними.

Характеристика личности и групп осужденных несовер­шеннолетних:


— особенности подросткового возраста: бурное физическое
развитие организма, энергия, инициативность, активность,
повышенная возбудимость, неуравновешенность, впечатли­
тельность, недостаточно критическое отношение к себе, не­
адекватная оценка действительности;

— нравственная неустойчивость, стремление к «легкой,
красивой жизни», активно представляемой средствами массо­
вой информации;

—низкий культурный уровень;

—завышенная или заниженная самооценка;

—склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);

—избыток свободного времени и неумение его организо­вать;

—приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере инте­реса к учебе или работе;

—трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок се­мейного воспитания, а также под воздействием преступной д е -ятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в сферу своей деятельности и др.

В исправительной работе с подростками используются:

—возможности профессионального образования, приобще­ния их к общественно полезному труду;

—увлечение подростков полезными делами коллектива;

—педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие;

—организация свободного времени, активное использова­ние его для развития позитивного интереса, культуры воспи­танников и физических возможностей;

—активное использование позитивных возможностей кол­лектива осужденных по перевоспитанию и др.

Особенности перевоспитания осужденных женщин Характеристика осужденных женщин: Социально-демографическая:

а) растет число несовершеннолетних преступниц, значи­
тельная часть от 19 до 30 лет;

б) часть из них состояла или состоит в браке (сохранение се­
мьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них:

—осужденные, у которых сохранились семьи;

—осужденные, у которых семья распалась;


 

—не состоявшие в браке, но имеющие детей;

—лишенные родительских прав;

—родившие детей в местах лишения свободы;

—вступившие в брак во время отбывания наказания;

в) большое число осужденных, не имеющих постоянного
места жительства;

г) не занятые общественно полезной деятельностью и пр.
Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр пра­
вонарушений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п.

В зависимости от позиции ж е н щ и н ы, ее индивидуальных о с о -бенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свобо­ды, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности.

Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых факторов, а также вли­яния на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может приве­сти к процессу деградации или сохранению человеческого до­стоинства и др.

Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике

Лица с отклонениями в психике — это особая категория осужденных. К ним относятся люди:

—перенесшие травматические поражения головного мозга;

—имеющие отклонения в психическом развитии, связан­ными с истерическими и психопатическими явлениями. Они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психиче­ские аномалии у осужденных в условиях изоляции могут уси­ливаться, что приводит к обострению их агрессивности;

—имеющие ограничения в тех или иных видах деятельнос­ти;

— часть лиц находится в определенной психологической
изоляции, испытывает недоброжелательное отношение, на­
смешки, а порой и издевательства со стороны других осужден­
ных.

В воспитательной работе с осужденными, имеющими ано­малии в психике важно:

— знать характер психической аномалии человека и возни­
кающие в связи с ней социальные проблемы, рекомендации


медицины в работе с ним;

—оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных;

—стремиться привлечь его к той деятельности, которая на­иболее посильна и может быть реализована в условиях коло­нии;

—обеспечивать периодическое медицинское освидетельст­вование, при необходимости специальное лечение.

Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симу­лирует психическую невменяемость с целью побуждения пере­смотра результата осуждения или хотя бы получения побла­жек. Выявление таких лиц — задача сотрудников и работни­ков медицинских органов.

Особенности перевоспитания верующих

В места л и ш е н и я свободы приходит определенная ч а с т ь л ю -дей верующих. С другой стороны, некоторая часть отбываю­щих наказание под воздействием факторов окружающей сре­ды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с ре-л и г и о з н ы м и конфессиями по месту их р а з м е щ е н и я. Этому с п о -собствуют также активные посещения колоний священнослу­жителями, их беседы с осужденными, проведение религиоз­ных служб.

В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможность для выполнения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное ис­пользование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению про­блемы перевоспитания осужденных.

Имеют место случаи, когда бывший осужденный после вы­хода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адапта­ции. Это также имеет позитивное значение для реализации ре­зультата его перевоспитания. Данный факт важен еще и пото­му, что в настоящее время явно недостаточно ни государствен­ных, ни общественных учреждений, которые бы помогли чело­веку после отбывания н а к а з а н и я в а д а п т а ц и и по месту житель­ства.

Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо учитывать администрации и воспитателям.


Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте сущность понятия «пенитенциарная (исправитель­ная) педагогика» и ее основных задач.

2.Дайте общую характеристику исправительного процесса осуж­денных.

3.Назовите и дайте характеристику основных принципов пере­воспитания правонарушителей.

4. Каковы основные направления воспитательной работы с
осужденными?

5.Дайте характеристику основных средств перевоспитания отбы­вающих наказание.

6.Назовите основные методы и формы перевоспитательной рабо­ты в условиях пенитенциарного учреждения.

7. Каковы особенности перевоспитания различных категорий
осужденных?

Литература

1. Беличева СЛ. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

2. Беличева СЛ. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения // Про­блемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф — М 1995. — С. 91—95.

3.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их ре­шения /Под ред. В.А. Никитина. — М., 1996.

4.Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зуб-кова и М.П. Стуровой. — Рязань, 1993.

5.Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков: Метод, реком. в помощь учителям, воспи­тателям произв. обучения общеобраз. школ, спецшкол, ПТУ, специаль­ных ПТУ. — М., 1989.


Дети с глубокими нарушениями интеллекта находятся пре­имущественно в домах-интернатах Министерства труда и со­циального развития. Здесь они живут на полном государствен­ном обеспечении с 4 до 18 лет. В дальнейшем подавляющее большинство из них переводится в психоневрологические ин­тернаты для взрослых.

В последние годы все большее число этих детей остается жить в семье, занимаясь в специальных классах школ для де­тей с нарушением интеллекта или в реабилитационных цент­рах. В этих случаях деятельность социального педагога пред­ставляется чрезвычайно важной, направленной на всемерную помощь семье в воспитании аномального ребенка.

Прежде всего, социальный педагог должен знать психоло­гический климат таких семей, чтобы соблюдать этические нормы по отношению к родителям детей-инвалидов, владеть педагогической этикой или деонтологией.

Глубокая умственная отсталость обычно выявляется и диа­гностируется рано — до года или в самые первые годы жизни ребенка, что объясняется выраженной тяжестью поражения. Однако степень дефекта, его структура, а также темп и харак­тер дальнейшего развития у каждого ребенка могут иметь зна­чительные индивидуальные особенности.

Ребенок с глубокой умственной отсталостью с первых дней жизни отличается тяжелым недоразвитием, он очень поздно начинает держать голову, сидеть, стоять, ходить. Он испыты­вает большие затруднения в переключении движения, смене поз и действий.

Моторная недостаточность у различных групп детей про­является по-разному. При умственной отсталости тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вя­лости, неловкости. У детей с преобладанием процесса воз-


буждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, им за­труднительно производить последовательные действия. За­частую такой ребенок не может самостоятельно себя обслу­живать.

Особенно затруднены у детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они ча­сто не соизмеряют усилия при действиях с предметами: либо роняют их, либо сильно сжимают, дергают. При проведении занятий по физической культуре, ЛФК, предметно-практичес­кой деятельности моторика детей, координация и точность их движения значительно улучшаются.

У детей с глубоким нарушением интеллекта грубо наруше­ны все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера.

Для этих детей характерно поверхностное глобальное вос­приятие, т.е. восприятие предметов в целом. Они не применя­ют анализа воспринимаемого материала, его сравнения. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. При необходимости воспринимать, отличать от других новый предмет, обладаю­щий незнакомыми свойствами, ребенок не справляется с зада­нием. Он скорее всего либо отказывается от выполнения зада­чи, либо с легкостью решает ее ошибочно.

Особенно сложно для детей оказывается восприятие свойств предметов в изменяющихся условиях. Дети, успешно выделя­ющие определенные свойства во время занятий, например, когда педагог предлагает им подобрать парные предметы, не могут выделить их в быту, в самостоятельной деятельности, в частности тогда, когда нужно найти определенный предмет в помещении.

Хотя дети нередко страдают аномалиями органов чувств (главным образом зрения, слуха), основная их масса имеет формально сохранные анализаторы. Характерная черта недо­развития сенсорных функций у подавляющего большинства этих детей — не органические повреждения анализаторов, а неумение полноценно использовать и х. Когда, н а п р и м е р, нуж­но различать предметы в небольшом количестве (2—6 предме­тов двух цветов), большинство детей б—9 лет легко справля­лись с этим заданием. Когда количество предметов увеличива­лось до 10—12, дети начинали путать те же цвета, как бы пере-


ставали их различать. Это доказывает, что трудности и ошиб­ки детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств (поскольку они различали цвета, ес­ли количество предметов было невелико), а в недостаточности переработки получаемой информации.

Вся деятельность детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью по своему восприятию характеризуется не-дифференцированностью, глобальностью. Отсутствие целена­правленных приемов — анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения неадекватных способов действия — приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности. Специальная работа по развитию восприятия должна быть направлена на переход от хаотичной, нецеленаправленной деятельности к планетарному, по возможности осмысленному выполнению задач этими детьми.

Внимание детей с глубокой умственной отсталостью всегда в той и л и иной степени н а р у ш е н о: его трудно п р и в л е ч ь, оно м а -лоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна край­няя слабость активного внимания, необходимого для достиже­ния заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего возраста возможно только с помощью ярких предме­тов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-ли­бо чрезвычайно трудно.

Вместе с тем наблюдения за детьми в процессе учебно-вос­питательной работы свидетельствуют о значительных потен­циальных возможностях развития внимания. При создании благоприятных условий и при соблюдении специфики работы (частая смена видов деятельности, дозированное преподнесе­ние материала и т.д.) большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учи­теля, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой.

Изучение психики детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью показало, что у них логическая и механи­ческая память находятся на одинаково низком уровне. Вмес­те с тем имеются случаи преобладания механической памя­ти. Это так называемая частичная память на события, места, числа.

При запоминании и воспроизведении связного текста для детей с выраженной умственной отсталостью так же, как для детей с легкой степенью умственного недоразвития, характер-


на тенденция к улучшению результатов по сравнению с вос­произведением ряда не связных между собой слов. Следова­тельно, даже эти дети, хотя и в минимальной степени, устанав­ливают простейшие связи в предложенном тексте, а это помо­гает им в его запоминании.

Дети с глубокими нарушениями интеллекта обычно пользу­ются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, вызывает эмоциональную реак­цию. Требование запомнить учебный материал слабо изменяет их мнемическую деятельность.

Наиболее резко недоразвитие этих детей проявляется в по­знавательной деятельности, в их мышлении. Детей чрезвы­чайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся у н и х з н а н и й. Перенос полученных з н а н и й и у м е н и й, примене­ние их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных за­дач — все это почти непреодолимые трудности для данной ка­тегории.

Дети с глубокими нарушениями интеллекта способны лишь к самым элементарным обобщениям. При обучении они могут объединить предметы в определенные группы (одежда, ж и в о т н ы е и д р.). Однако п о н я т и й н ы е обобщения у детей обра­зуются с большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями, сложившимися в результате их прошлого опы­та. Так, они объединяют платье и шкаф, овощи и кастрюлю, объясняя это тем, что «платье вешают в шкаф», «мама варит суп» и т.д.

Если глубоко отсталым детям предлагают рассказать содер­жание простой сюжетной картинки, то они в лучшем случае называют отдельные предметы. Такие дети не могут располо­жить по порядку картинки с последовательным изображением событий, они кладут их беспорядочно, без учета их содержа­ния. Составить связный рассказ из нескольких сюжетных кар­тинок они также не могут.

С особой полнотой недостатки мышления детей проявляют­ся при обучении их грамоте и счету. Они могут научиться чте­нию, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Дети не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего предло­жения текста оказываются логически не связанными между собой. Допущенные ошибки дети не замечают, и соответствен­но, не могут их исправить (в отличие от у ч а щ и х с я с легкой сте-


пенью умственной отсталости). Это говорит о неосознанном, механическом процессе усвоения материала.

Глубоко отсталые дети овладевают порядковым счетом и производят с помощью наглядных средств арифметические действия, но отвлеченный счет даже в пределах первого десят­ка им, как правило, недоступен. Особенно большие трудности испытывают дети при решении задач. Они с трудом удержива­ют в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей и соскальзывают на выполнение отдельных арифмети­ческих действий.

Весьма характерным для мышления этих детей является слабое принятие задания, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задания, психическая пассив­ность. У детей часто можно отметить почти полное отсутст­вие ориентировочного этапа в их деятельности. При реше­нии задачи они зачастую легко, «бездумно» сразу приступа­ют к ее выполнению, без всякого предварительного осмыс­ления. Многие дети не способны к целенаправленной орга­низации своей деятельности, то есть к последовательному переходу от одного действия к другому, осуществлению свя­зи между ними, применению адекватных способов выполне­ния задания.

В результате обучения характер деятельности детей по вы­полнению посильных практических задач значительно изме­няется: действия становятся более целенаправленными, ос­мысленными, организованными; дети быстрее понимают зада­ние, его исполнение становится более четким. Это говорит об определенных потенциальных возможностях умственного раз­вития детей. Однако их реализация требует очень большой и глубоко специфической работы.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появле­ние речи, как правило, значительно запаздывает. У многих де­тей речь появляется к 6—7-летнему возрасту. Степень недо­развития речи чаще всего соответствует уровню общего психо­логического недоразвития. Однако встречаются случаи откло­нения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущей­ся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее инто­наций. В таких случаях говорят о пустой, эхолотичной речи. У некоторых детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети.


В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребно­стями. В дальнейшем понимание обращенной к ним речи, их пассивный словарь расширяются и обогащаются, однако пони­мание остается ограниченным и связанным только с личным опытом.

Самостоятельная речь глубоко отсталых детей младшего возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноречием, нарушениями структуры слов, аграмматизмом. Отсутствие речи компенсируется жеста­ми, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл.

В ходе обучения словарь детей увеличивается: они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило, они связывают слово только с определенным предметом или с группой пред­метов по конкретным ситуационным отношениям. Без специ­ального обучения слово не служит им для более сложного обоб­щения.

Для социальной адаптации человека очень важно его обще­ние с другими людьми, умение вступить в беседу, т.е. необхо­дим определенный уровень сформированности диалоговой ре­чи. Дети с глубокими нарушениями интеллекта практически не бывают инициаторами диалога. Пассивность, крайне сни­женная потребность в высказываниях, слабый интерес к окру­жающему — все это тормозит процесс обогащения словаря, препятствует активному общению детей. Само по себе накоп­ление новых слов не ведет к улучшению их активной лексики, так как они не всегда пользуются речью даже тогда, когда зна­ют нужное слово.

Однако при специально организованном обучении, главным образом в ходе доступной практической деятельности, дети способны овладеть в определенной степени коммуникативной функцией речи. Они вступают в диалог с товарищами, задают вопросы учителю. Потребность в общении возрастает по мере обучения. При благоприятных условиях, побуждающих детей к речи, создающих положительный эмоциональный настрой, способствующих активизации их деятельности, они могут на элементарном уровне общаться с окружающими.


У детей с глубокими нарушениями интеллекта недостаточ­но сформирована одна из основных функций речи — ее регуля­тивная функция. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких следующих друг за другом звеньев, многими деть­ми младшего возраста практически не воспринимаются. Они могут действовать только сопряженно с учителем или по кон­кретному заказу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: