Социально - педагогической 15 глава




Правовой раздел является важным участком деятельности социального педагога, т.к. здесь соединяются задачи правово­го просвещения учащихся и педагогов интерната, а также представительства интересов воспитанников от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педаго­га входит работа по сбору информации и накоплению доку­ментов юридического статуса ребенка: розыск родителей, род­ственников, оформление опекунства, своевременная подго­товка документов для получения жилья выпускниками, его подбор и т.д.

Эффективная деятельность социального педагога немысли­ма без тесного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, психологической службой, органами социальной по­мощи и защиты.

Сравнение деятельности социального педагога в школах-интернатах для детей-сирот с нарушениями интеллекта и в других учебно-воспитательных учреждениях выявляет суще­ственные особенности социальной работы с умственно отста­лыми детьми. Здесь прежде всего усиление диагностического й коррекционного направлений, более ранняя до- и профессио­нальная ориентация, требующая учета особенностей профес­сионального самоопределения, оценки готовности подростка к самостоятельной жизни, социальной ориентировки на произ­водственный труд. Кроме тбго, особую роль играет обучение семейным ролям ввиду отсутствия у подростка семьи или его недееспособности и др.

Оптимальным вариантом содействия социальной адапта­ции бывших воспитанников является наблюдение за ними, конкретная помощь и поддержка в течение 2-3 лет после выхо­да из интерната.

Как показывает опыт взаимодействия с социальными педа­гогами школ-интернатов для детей-сирот Москвы и Краснояр­ска, для максимальной координации работы желательно со-


здание совета социальной службы школы, куда, кроме соци­ального педагога, входят заместители директора, психолог, наиболее опытные учителя и воспитатели.

От четкого взаимодействия социального педагога со школьным психологом, врачом, учителями, воспитателя­ми, администрацией, а также внешкольными учреждения­ми (отделом социальной защиты района, отделом опеки и попечительства, биржей труда, правоохранительными орга­нами, благотворительными учреждениями и т.д.) будет за­висеть успешность решения многих жизненно важных про­блем для умственно отсталых детей, лишенных родитель­ской опеки.

Служба социально-педагогической помощи в учреждени­ях для детей-сирот с нарушениями интеллекта должна стро­иться на основе следующих принципов: объективность в ра­боте, коммуникативность, независимость в принятии прин­ципиальных решений, индивидуальный подход, — принци­пов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные факторы, препятствующие успешности
адаптации умственно отсталых лиц в обществе.

2.В чем специфика работы социального педагога с категорией де­тей (подростков) с нарушениями интеллекта, лишенных родитель­ской опеки? /

3.Охарактеризуйте направления деятельности социального педа­гога в образовательных учреждениях для лиц с умственной недоста­точностью.

Литература

1. Бгажнокова ИМ. Психология умственно отсталого школьни­
ка. — М., 1987.

2. Бгажнокова ИМ., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адапта­ции детей-сирот с н а р у ш е н и я м и интеллекта // Дефектология. — 1997.— № 1. — С.36—39.

3. Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1972.

4. Вику лова Л.В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофре­нов // Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.


5. Виноградова АД. Особенности личности умственно отсталого ребен­ка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. — Л., 1978.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. — М., 1983. — Т.5.

7. Вяренен В А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы // Дефектология. — 1971. — №4.

 

8. Гамаюнова А.Н. О состоянии практической ассимиляции выпуск­ников-сирот специальных школ для детей с нарушениями интеллекта // Реализация и развитие идей Л.С. Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии: Материалы рос­сийской научно-практической конференции. — Курск, 1996. — С.128— 130.

9. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика общения умст­венно отсталых лиц, находящихся в психоневрологических домах-ин­тернатах // Дефектология. — 1987. — №3.

10. Коломинский HJI. Развитие личности учащихся вспомогательной
школы. — Киев, 1978.

11. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у ано­мальных детей. — М., 1969.

12. Намазбаева Ж Л. Изучение уровня притязаний и самооценки у учащихся V и VIII классов вспомогательной школы // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. — М., 1976.

13.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ф.И. Шифа. — М., 1965.

Дополнительная литература

1. Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятая Генераль­
ной Ассамблеей Организаций Объединенных Наций, 1971. *

2.Декларация о правах инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН, 1975.

3.Совершенствование системы организационных форм социальной адаптации умственно отсталых детей в домах-интернатах. Методические рекомендации для работников органов и учреждений социального обес­печения. Министерство соцобеспечения РСФСР, ЦИЭТИН. — М., 1984.

4.Организация системы дифференцированного обучения глубоко ум­ственно отсталых детей. Методические рекомендации Минсоцобеспече-ния РСФСР, ЦИЭТИН. — М., 1987.

5.Положение о специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии. 1997.

6. Закон о специальном образовании. Проект // Дефектология. —
1995. — №1.


Л ю д и, страдающие от т я ж е л ы х недугов и и м е ю щ и е ограни­ченные возможности для жизни и деятельности, на Руси тра­диционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовлено особое место. Дети и взрослые, чье развитие суще­ственно отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только чувство жалости, сострадания и сочувствия. «Так же, как отличались их внешний вид и поведение от ос­тальных людей, так же и их положение в обществе было нео­бычным, окрашенным в священный цвет печатью Бога». На этих людях был «Промысл Божий». Поэтому деятельное сострадание и участие в их судьбе было явлением нравствен­ного порядка, отличавшим культуру русского общества того времени.

В послереволюционной России долгие годы считалось, что главная задача семьи — обеспечить воспроизводство на­селения, а члены семьи рассматривались прежде всего как «строители светлого будущего». Ребенок с тяжелыми нару­шениями развития, к сожалению, нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с общест­вом опосредовались через здоровых членов семьи или систе­му специальных закрытых учреждений, и как следствие это­го — изоляция больного ребенка и искусственное замалчива­ние проблемы детской инвалидности в обществе. Это приве­ло к тому, что целый «пласт» людей — самых разных, часто особо одаренных, по-настоящему талантливых — оказался невостребованным обществом к активной, полноценной жизни.

Сегодняшние российские законодательные акты относи­тельно заботы и помощи людям с ограниченными возможнос­тями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискримина-


ционное отношение к инвалидам и призывают мировое сооб­щество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности в сфере об­служивания, получения услуг, информации, образования и трудовой деятельности. И хотя люди с ограниченными воз­можностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барь­еры во взаимопонимании и общении с другими людьми, мно­гое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия их прав, достоинства и полезности обществу.

Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на здоровье населения. Падение уровня жизни и отсутствие адек­ватной компенсации негативных факторов природной и соци­альной среды ведут к накоплению хронических больных в каждом поколении. Особое беспокойство вызывает здоровье детей: растет заболеваемость детскими инфекциями, увеличи­вается распространенность врожденных аномалий и пороков развития. По всем прогнозам показатель детской инвалиднос­ти будет расти.

По данным Госкомстата РФ, в 1994 году на учете в органах социальной защиты состояло 398,9 тысяч, а в 1995 году — 453,6 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, что почти в 4 раза больше, чем в 1985 году (90,6 тысяч человек). Однако эта цифра не отражает истинного положения дел, поскольку, во-первых, многие дети, имеющие недостатки в развитии или страдающие тяжелыми заболеваниями, не могут быть призна­ны инвалидами (дети с дефектами умственного и физического развития, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения); во-вторых, вопросами детской инвалидности в РФ занимаются органы со­циальной защиты, здравоохранения и образования, учитыва­ются разные группы детей-инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии. Поэтому отсутствие еди­ной системы учета детей-инвалидов и детей с дефектами в раз­витии не дает полного представления о размерах детской инва­лидности в России.

На положение детей с ограниченными возможностями вли­яет целый ряд факторов: медицинских, биологических, психо­логических и социальных. Социальные факторы развития ин­валидности у детей привлекают все большее внимание в аспек­те становления социальной работы. К числу их относится уро-


вень толерантности, терпимости в обществе по отношению к нетипичным людям. Проблема состоит в том, что специалис­ты, работающие с детьми-инвалидами, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к ним, поскольку такой ребенок не так быстро усваивает программный материал, имеет откло­нения в поведении, внешности. И первым желанием бывает изолировать ребенка от сверстников, направив его в какое-ли­бо специализированное учреждение для аномальных детей. Однако далеко не каждый ребенок с ограничениями в разви­тии должен воспитываться в специальном детском учрежде­нии. Эффективность реабилитационной работы зависит от от­ношения социальных институтов и рядовых членов общества к идее, что дети с ограниченными возможностями должны иметь равные права со здоровыми.

В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, возникает мно­го сложных специфических проблем: экономических, меди­цинских, социально-профессиональных, психологических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком. Семьи, имеющие ребенка-инвалида, зачастую испытывают матери­альные трудности, некоторые из них находятся на грани ни­щеты. Дефицит средств обусловливает и значительные разли­чия в рационе питания здоровых детей и детей-инвалидов. Стоимость медицинского обслуживания ребенка-инвалида в три раза выше, чем здорового.

Сложной задачей является организация досуга для детей-инвалидов. Только каждый восьмой больной ребенок может отдохнуть в оздоровительном лагере в рамках данных про­грамм, поэтому особую актуальность приобретает самостоя­тельная организация семьями оздоровительного отдыха своих детей. Но обеспечить пребывание ребенка-инвалида в специа­лизированном санатории бывает затруднительно из-за стоимо­сти путевки, не сопоставимой с уровнем доходов семьи.

Тяжелое материальное положение семей, воспитывающих детей инвалидов, объясняется не только катастрофическим ростом цен. Примерно в каждой пятой такой семье мать инва­лида вынуждена оставить работу, чтобы посвятить себя уходу за больным ребенком. Необходимо учитывать, что отцы, не выдержав тягот воспитания больного ребенка, в одной трети случаев оставляют семью, что лишает ее основного, а порой и единственного источника доходов. Таким образом, большинст­во э к о н о м и ч е с к и х и с в я з а н н ы х с н и м и и н ы х проблем, возника­ют в результате низкого уровня доходов подобной семьи, обус-


ловлены ее нестабильностью и неполной занятостью ее трудо­способных членов.

Психологические проблемы семей, имеющих ребенка-инва­лида, связаны с тяжелым его воспитанием, трудностями уста­новления и поддержания контакта с ним и взаимоотношений между всеми членами семьи. Особенности взаимоотношений обусловлены, как правило, тем, что в инвалидности ребенка родители видят свою вину и, искупая ее заботой и поиском ле­чения, жертвуют личными отношениями и вниманием к здо­ровым детям. Из-за недосмотра родителей эти дети часто запу­щены — они болезненны, плохо учатся и страдают от тяжело­го материального положения семьи.

На взаимоотношения между больными и здоровыми члена­ми семьи большое влияние оказывает негативное отношение окружающих к инвалидам. Все эти причины влекут за собой возникновение в семье конфликтов, угнетенное состояние и стрессы, и как следствие — формирование неблагоприятного фона для развития больного ребенка.

Ответственность родителей и специалистов становится осо­бенно серьезной, когда ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. Диагностика состояния здоровья и развития маленького ребенка, пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицин­ское учреждение), а широкий спектр услуг, необходимых как самим детям, так и их семьям. Они нужны, во-первых, тем де­тям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушение слуха), изменений, вызванных средой (недо­статочное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое обращение с ним), неизвестных причин (врожденного или природного свойства, либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (например, малый вес при рождении) или факторов среды (со­четание низкого дохода и отсутствия родственной поддержки).

Дело в том, что дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле з р е н и я специалиста, и потребно­сти в создании системы профессиональной помощи, к а к прави­ло, очевидны. Напротив, распознание второй группы, как и


понимание того, что эти дети нуждаются в помощи, может быть затруднено. Вот почему столь важно производить регу­лярное обследование ребенка с целью своевременного обеспе­чения семьи специальной помощью сразу же, как только появ­ляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель диагностики и помощи ребенку связана с обеспечением его социального, эмоционального, интеллекту­ального и физического роста, достижением максимального ус­пеха в раскрытии возможностей для обучения. Цель состоит еще и в том, чтобы не допустить возникновения вторичных де­фектов у детей с нарушением развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудач, ошибок медицинской практи­ки, обучения или психосоциального консультирования ребен­ка, либо в результате искажения взаимоотношений ребенка и семьи. Если семье удастся достичь понимания и приобрести навыки общения в соответствии с особенностями ребенка, это исключит дополнительные, вредные для него воздействия.

Набор услуг, входящих в «зонтичную» систему ранней ин­тервенции, значителен. Кратко их можно представить четырь­мя формами:

—Непосредственные услуги детям — медицинские (хирур­гия, медикаментозное лечение, физиотерапия), трудотерапия, логопедия и структурированные обучающие программы.

—Услуги для родителей — программы родительских групп самопомощи «родитель для родителя», программы развития знаний и навыков родителей, индивидуальное и групповое консультирование.

—Услуги семьям — групповые программы для братьев и се­стер, бабушек и дедушек; особые формы помощи, такие как предоставление небольшого отдыха, передышки родителям, помощь на дому и финансовая поддержка.

—Услуги в микрорайоне — агентства ранней интервенции способствуют включению детей с нарушениями развития в обычные детские сады и школы, защищают права детей и их семей, способствуют тому, чтобы общество осознавало пробле­мы и нужды детей-инвалидов.

Во многих развитых странах существует целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для всех тех, кто взаимо­действует с семьей (например, специальные курсы для учите­лей той школы, куда поступил ребенок-инвалид). Все услуги организованы таким образом, чтобы поддержать индивидуаль­ное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи.


Насколько это возможно, оказывается помощь в естественной обстановке, то есть не в изолированном учреждении, а по мес­ту жительства, в семье.

Безусловно, некоторые из этих услуг присутствуют и в рос­сийских условиях. Однако пока еще многие семьи не пользуют­ся даже той профессиональной помощью, которая есть в нали­чии. Возможно, это происходит из-за недостатка информации (родителям просто трудно сориентироваться в меняющихся ус­ловиях) или из-за того, что общество в целом по-прежнему негу­манно относится к детям с нарушениями развития и их семьям.

Диагноз в нарушении развития ребенка — прежде всего ме­дицинский диагноз. Он устанавливается врачом либо уже в ро­дильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и раз­витием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами спе­циалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у детского невропато­лога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларин­голога и прочих узких специалистов. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — не просто сторонние наблюдатели, а не­посредственные кураторы, ведущие маленького пациента, главные консультанты и советчики во многих вопросах, свя­занных с течением заболевания.

Не менее важный аспект — психологический. Здесь на по­мощь родителям приходит психолог, который работает в сотруд­ничестве с врачом. Наконец, помочь в разрешении социальных проблем такой семьи призваны социальные работники. Они ре­шают задачу объединения или интеграции всех составляющих этих сложных проблем в единое целое, обладая знаниями в обла­сти медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере. Чтобы знать когда и с каким специалистом следует взаи­модействовать, семье необходимо точно представлять особеннос­ти развития ребенка. Маленькие дети развиваются очень быстро. Каждый день можно отмечать что-нибудь новое в поведении ре­бенка, поэтому нужно посоветовать родителям внимательно сле­дить за его развитием и сообщать врачу обо всех изменениях.

Самое главное — помочь родителям научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение близких людей, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться луч­ших результатов. Стратегия родительского поведения может изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимо­сти от тех особенностей развития, какие будут выступать на первый план по мере взросления их сына или дочки.


На определенном этапе ведущее место в обеспечении его развития начинает занимать психолого-педагогическая реаби­литация, в ходе которой реализуются меры по максимально полному (с учетом заболевания) восстановлению социального статуса, решаются вопросы обучения, воспитания и всесторон­него развития детей с физическими и умственными ограниче­ниями. Эти меры облегчают подготовку к профессиональной деятельности, жизни в обществе и семье.

Тяжелое заболевание ребенка отражается не только на со­стоянии его здоровья, но и на общении со сверстниками и чле­нами семьи, обучении и трудовой деятельности, способности к самообслуживанию и т.п. Поэтому реабилитация ребенка с ог­раниченными возможностями и нарушениями в развитии не должна носить «узкий» односторонний характер, сосредоточи­вать усилия специалистов в одном направлении, например, только на медикаментозном лечении заболевания или проте­зировании, обходя вниманием психологические и социальные факторы, способствующие развитию болезни. Напротив, реа­билитационная работа с детьми-инвалидами, направленная на восстановление психических и физических нарушений разви­тия и роста, контроля за своим поведением, а также способно­стей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обуче­нию, общению и трудовой деятельности в будущем, должна носить комплексный характер. Она должна включать педаго­гические, социальные, юридические и другие мероприятия.

Таким образом, комплексная социальная реабилитация де­тей, имеющих нарушение развития, представляет собой систе­му мер, направленных на осуществление позитивных измене­ний в жизни ребенка и его семьи, координирует и интегрирует усилия различных специалистов и других представителей со­циального окружения ребенка, упрочивая сеть социальной и иной поддержки всей семьи.

Только социальная реабилитация, обеспеченная участием в ней команды специалистов и семьи, дает возможность интегри­ровать больного ребенка в общество. Семья ребенка-инвалида и он сам в процессе комплексной реабилитации при командном подходе входят в систему совместной деятельности со специа­листами, перестраивая сложившуюся ранее систему отноше­ния «объект-субъект» в систему отношений «объект-объект».

Именно такой подход обеспечивает наиболее полную соци­альную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями и их интеграцию в общество.


Программа реабилитации — это система мероприятий, на­правленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой спе­циалистов, состоящей из врача, социального работника, педа­гога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребности и возможности семьи для успешного вы­полнения программы. Последняя может разрабатываться как на полгода, так и на более короткие сроки, в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии срока, на который была рассчитана про­грамма, специалист, координирующий услуги для ребенка и семьи, встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, проанализировать успехи, которые были достиг­нуты, и то, чего достичь не удалось. Необходимо также обсу­дить все негативные и положительные незапланированные мо­менты, после чего родителями вместе со специалистом (коман­дой специалистов) разрабатывается программа реабилитации на следующий период.

Что же должна представлять собой программа реабилита­ции? Это четкий план, схема действий родителей по разви­тию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), при­чем мероприятия обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования для родите­лей, психологической поддержки семьи, помощи семье в ор­ганизации отдыха, необходимого для восстановления сил.^На. каждый период программы ставится цель, которая разбива­ется на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в не­скольких направлениях, подключая к процессу реабилита­ции разнообразных специалистов. Допустим, необходима программа, которая будет включать мероприятия, направ­ленные на развитие общей или специальной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслужива­ния и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с дру­гом и малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты раз­вития неблагоприятными воздействиями извне. В связи с этим в программу реабилитации будут входить и такие мероприя­тия, как организация благоприятного окружения ребенка


(включая обстановку, специальное оборудование, способы вза­имодействия, общения в семье), приобретение новых знаний родителями и всеми теми, кто близок к ребенку.

После того как программа разработана и стали выполнять­ся мероприятия, должен осуществляться мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль про­изводится в виде регулярного обмена информацией между спе­циалистом-куратором и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратору нужно содействовать родителям, помогать преодолевать преграды путем ведения переговоров с нужными специалистами, учреждениями, разъясняя, где нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости кура­тор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудно­стях, возникающих при выполнении программы. Таким обра­зом, программа реабилитации представляет собой цикличный процесс, условно представленный на данном рисунке:

Планирование реабилитационной программы на определенный период

Критический

Мониторинг выполнения программы родителями и специалистами

анализ достигнутого

В процессе реабилитации на разных уровнях затронуты раз­личные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на особенности ребенка. Главной и основной целью всего про­цесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его социализация.

На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и пси­хику ребенка. При этом появляется возможность включения компенсаторных механизмов самого организма ребенка с огра­ниченными возможностями. Здесь существенную помощь ока-


зывают медицинские и психологические службы. Основная цель рассматриваемого уровня — достичь наибольшего физиче­ского оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей субъектности.

Второй уровень реабилитациимезоуровенъ. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках соци­ального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. На мезоуровне важно выявить значение для ребенка каждой из этих структур, скоординировать деятель­ность различных систем, чтобы они могли более плодотворно оказывать воздействие на ребенка с целью его включения, ин­теграции в жизнь социума.

Цель мезоуровня реабилитации — обучение и воспитание нетипичного ребенка, развитие у него коммуникативных на­выков. На мезоуровне ребенок рассматривается не как отдель­ный индивид с особыми нуждами, как предполагается на мик­роуровне, а как единая взаимосвязанная с другими членами общества система. Каждая отдельная структура, звено, систе­ма мезоуровня имеют свои ресурсные возможности. Важно вы­явить эти ресурсы, скоординировать их потенциал.

Третий уровеньмакроуровень. Он предполагает рассмот­рение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит прежде всего социальная политика, государственные программы, уч­реждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные в рамках всего социума и призванные по­мочь индивидам с особыми нуждами на уровне государства. Основная цель макроуровня, как и всего процесса реабилита­ции, — это включение нетипичного ребенка в социум, его со­циализация.

Все три уровня реабилитации тесно связаны между собой. Деятельность на макроуровне напрямую влияет на самого ре­бенка, то есть на микроуровень, через государственную поли­тику в области здравоохранения, образования, занятости и т.д. Существует и обратная связь, когда на микроуровне составля­ются программы помощи детям с ограниченными возможнос­тями, которые рассматриваются на макроуровне.

Предлагаемый план (см. табл. на с. 209) может включать все уровни реабилитации и работать на всех уровнях семейной системы. Он составлен по принципу реабилитационной работы в команде, объединяющей специалистов и родителей для более продуктивного решения проблемы раскрытия возможностей ребенка, его оздоровления и социальной адаптации.


 


План поэтапной реабилитации

 

Наименова­ние этапа Цель этапа Ответст­венные Сроки ис­полнения Форма от­четности
Социальное обследование семьи, уста­новление проблемы Сбор необ­ходимых сведений о семье и ребенке Специалист по социаль­ной работе   Карта со­циального обследова­ния семьи
Разработка ин­дивидуально­го плана реа­билитации (ИПР) Координа­ция реаби­литацион­ных меро­приятий Специалис­ты соглас­но ИПР В зависимос­ти от пред­писания в п.2 Записи в журналах регистра­ции реаби­литацион­ных меро­приятий
Мониторинг выполнения ИПР Обеспече­ние выпол­нения ре-абилита ции Специалист по социаль­ной работе Согласно ИПР Записи в контроль­ном листе ИРП
Оценка выпол­нения ИПР Оценка эф­фектив­ности реа­билитаци­онных ме­роприятий Команда специалис­тов и роди­тели Согласно ИПР Записи в контроль­ном листе ИПР
Корректиров­ка ИПР Пересмотр ИПР с учетом из­менения возраста, здоровья, семейной ситуации Команда специалис тов и роди тели В течение недели после п. 5 ИПР (но- t вый вари­ант)

В основе реабилитации — принцип «работы в команде», со­стоящей из социальных работников, педагогов, медиков, пси­хологов и других. Формирование подобной команды, как пра­вило, происходит в рамках занимающегося проблемами семьи и детства, детской инвалидности и нетипичного развития ре­бенка учреждения: центра социальной реабилитации детей с недостатками психического развития, социально-реабилита­ционного центра для детей-инвалидов и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: