Социально - педагогической 18 глава




Коммуникативные качества(от лат. communico — делаю об­щим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, ко­му нужна его помощь. Действенность его деятельности зави­сит от искусства его общения с клиентом. К коммуникатив­ным качествам относятся:

—контактность в общении — способность входить в обще­ние с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаи­модействие. Данные способности имеют важное профессио­нально значение для социального работника;

—каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопе­дия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специали­ста к вербальному или невербальному доминированию в про­цессе социальной работы с клиентом (внушение словом, инто­нацией или мимикой, жестами, действиями). Другими слова­ми, это способность (предрасположенность) специалиста к вну­шающему воздействию на клиента в процессе социальной ра­боты с ним. Такая способность проявляется в виде действенно­сти авторитета специалиста, его личности, владения им искус­ством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.

Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — воспри-


ятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (дру­гих людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция со­циальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик сти­мула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать внут­реннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

педагогическая наблюдательность — видение своих осо­бенностей и клиента, динамики их проявления. Для социаль­ного работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

педагогическая интуиция — способность видеть взаимо­связь проявления особенностей личности и ее внутреннего со­стояния, его индивидуальных черт, перспектив их измене­ния, а также возможности решения стоящих перед ним соци­альных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способнос­тей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неулови­мым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по ка­ким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сы­рья». Для социального работника исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной са­мореализации;

рефлексия — умение видеть себя глазами другого челове­ка. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответст­венно относиться к своей профессиональной деятельности. Ре­флексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием доби­ваться целесообразного самоуправления в процессе профессио­нальной деятельности, общении, взаимодействии;


педагогическое мышление — это способность социаль­ного работника осознанно использовать психолого-педагоги­ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше­ния;

педагогическое воображение — это способность специали­ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп­ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо­соб решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа­гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно­го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз­личным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности характеризуют пережи­вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со­циальными проблемами человека в процессе социальной рабо­ты и оказывающие существенное влияние на его профессио­нальную деятельность. К ним относятся:

эмоциональная устойчивость — самообладание, способ­
ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла­
деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель­
ности. Она выступает важным условием действенности усилий
социального работника, так как позволяет ему управлять сво­
им состоянием в различных условиях профессиональной дея­
тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен­
ные решения, добиваться достижения цели;

эмпатия — способность эмоционально отзываться на
переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо­
действия, общения. Социальный работник работает с челове­
ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе­
реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от­
носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным
социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать
его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае
позволяет специалисту подбирать и использовать необходи­
мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей­
ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим
клиентом.

Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые


нужды, сложные социальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания оставляют неизгладимый след в ду­ше социального работника, в его эмоциональной сфере, что не­редко приводит к снижению профессионального мастерства (профессиональной деформации) специалиста.

Это отражается на самочувствии социального работника, возможности его дальнейшей профессиональной деятельно­сти и самореализации в среде жизнедеятельности (в семье, общении с другими людьми и пр.). Деформации подвергает­ся именно чувственная сфера специалиста, его эмоциональ­ная устойчивость, что, в свою очередь, сказывается на функционировании нервной системы, состоянии здоровья специалиста, реализации им своих профессиональных воз­можностей.

Практика работы специалистов социальной сферы показы­вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой­чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко­мендуется:

—проводить профессиональный отбор специалистов, реко­мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра­ботать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимос­ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ­ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо­бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

—сопереживания специалиста в работе с клиентом долж­ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси­мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи­вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ­ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль­ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци­альных проблем;

—активно учиться управлять своими чувствами и при воз­растании переживания уметь переключаться, снимать возрас­тающее эмоциональное напряжение;

—добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо­те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиен-


том, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому на­до постоянно стремиться и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв­ление в его личном социально-педагогическом опыте — во вну­тренней составляющей педагогической культуры этого соци­ального работника.

Внешняя сторона социально-педагогической культуры спе­циалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивиду­альном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обус­ловливает особенности профессиональной деятельности соци­ального работника и его результативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности социального работника включает:

а) проявление специалистом себя как личности специалис­
та-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности
проявляется конкретный человек;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де­
ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение к
социальной работе. Каждый специалист в своей профессио­
нальной деятельности выражает определенное отношение и
образ действий, которые характеризуют его как личность и
сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене­
ние стиля действий может иметь место при профессиональной
деформации его личности;

в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей р а -
боте с ним;

г) своеобразие реализации (проявления) педагогического
мастерства в процессе профессиональной деятельности соци­
ального работника через:

—реализацию педагогических технологий, методов и мето­дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго­гическая подготовка способствует наиболее полному проявле­нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су­щественное влияние на ее результативность;

—проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на челове-


ка, культуры общения, культуры речи). Именно через педаго­гическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал в социальной работе;

д) педагогический такт и этика в процессе социальной рабо­
ты — выполнение специалистом этических норм и правил в
процессе профессиональной деятельности;

е) достигаемые результаты в работе специалиста.

Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педа­гогической культуры человека является его отношение к себе, своему совершенствованию, взаимодействие с другими людь­ми и особенно, где непосредственно приходится решать педа­гогические задачи. К таким сферам относятся:

отношение к себе, самопознанию, самопроявлению (по­ведению) в обществе других людей, самосовершенствованию;

отношение к другим людям — общению, взаимодейст­вию, взаимовлиянию, взаимопомощи (сфера непосредственно­го взаимообогащения культур людей);

отношение к окружающей среде — взаимодействию с ней, ее познанию, рациональному и целесообразному исполь­зованию в самосовершенствовании;

оценка семьи — ее социальной роли и своей роли в ней, деятельности по ее сохранению и нравственному укреплению, развития культуры семейных взаимоотношений, воспитания детей;

профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием с коллегами, с клиентом в процессе социальной работы.

Анализ деятельности человека в различных средах жизне­деятельности, в том числе и специалиста социальной сферы, показывает, что среди них можно выделить наиболее типич­ные формы проявлений внешней педагогической культуры. К ним относятся:

— естественная, повседневная форма присуща людям, для которых естественность поведения и деятельности является нормой. Они сохраняют ее в семье, в общении с сотрудниками, в работе с клиентом;

— показная, или демонстрационная характерна для лю­дей, которые в определенных ситуациях стараются показать себя не тем, чем являются на самом деле. Чаще всего «демон­страционная» деятельность у них имеет место тогда, когда они работают с людьми, взаимодействие с которыми может сказаться на их карьере, а т а к ж е тогда, когда они хотят из ка-


ких-либо побуждений продемонстрировать свое умение, мас­терство и т.д.;

— ситуативная культура имеет место у людей, поведение которых носит ситуативный характер. Такой человек меня­ется в зависимости от изменений среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с со­служивцами, на отдыхе, в работе с различными типами кли­ентов и пр.

Каждый человек, как уже отмечалось выше, представляет собой результат усвоения и проявления определенной соци­ально-педагогической культуры, в соответствии со своим воз­растом и основной сферой жизнедеятельности. В повседневной жизни нередко оценивают общую внешнюю культуру проявле­ния человека. При несоответствии этого проявления тем крите­риям, которые сложились в данной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном. Другими словами, в оценке человека от­мечают уровень его предшествующего воспитания.

В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие человека. Применительно к спе­циалисту социальной сферы их можно определить следующим образом.

Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социаль­но-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее осуществления в процессе социальной работы, заинтересован­ного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессио­нальной деятельности. Такой специалист, как правило, доби­вается высоких результатов своего труда. Педагогический ас­пект придает его деятельности особый колорит, привлекатель­ность, и клиенты в общении с таким специалистом чувствуют себя чаще всего удовлетворенными.

Средний (достаточный) уровень характерен для специалис­та, который предрасположен к социально-педагогической дея­тельности, имеет определенный опыт в ней, работает над сво­им педагогическим самосовершенствованием и активно реали­зует этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогиче­ский аспект профессиональной работы такого специалиста по­могает ему в работе в налаживании контакта с клиентом и от­ражается на достигаемых результатах.

Низкий уровень социально-педагогической культуры спе­циалиста характерен для людей, которые не осознали важ-


ность педагогики в социальной работе и относится к професси­ональной деятельности как к ремеслу. От общения с таким специалистом нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы у клиента возникает неудовле­творенность. В работе с таким специалистом далеко не всегда чувствуется участие, желание действительно помочь клиенту.

Существуют и различные виды «деформированной» куль­туры специалиста. Своеобразие каждого из них может быть са­мым непредсказуемым, оно определяется в значительной сте­пени результатами предшествующего воспитания и професси­ональной подготовки человека. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, вклю­чая и различные формы грубости, неуважения к клиенту. Сре­ди таких специалистов, в свою очередь, выделяются две под­группы: не получившие элементарного воспитания для само­проявления в обществе, в работе с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана); получившие неправильное профессиональной образование.

Иногда при определении уровня культуры специалиста ис­ходят из состояния его социального положения: выпускник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельнос­ти, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласить­ся. Человек оценивается по уровню его культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного за­ведения усваивает культуру начинающего специалиста и оце­ниваться должен соответственно. Однако с ростом профессио­нализма возрастают и критерии оценки уровня культуры спе­циалиста.

Существует множество путей формирования социально-пе­дагогической культуры специалиста социальной сферы.

Первый путь связан с необходимостью способствовать повы­шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.

В основе второго пути лежит углубление и расширение лич­ного педагогического опыта специалиста применительно к ре­ализации его в условиях социальной сферы. Он включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме­дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе­дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком­петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;


б) усвоение педагогических технологий, методов и методик,
средств и приемов, необходимых специалисту для практичес­
кого применения в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специа­
листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз­
можности в процессе социальной работы: овладение навыками
самоуправления, вербального и невербального, непосредствен­
ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об­
щения и культуры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической под­
готовки в социальной сфере.

Третий путь включает создание условий для наиболее ак­тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.

Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

Пятый — изучение и использование опыта ведущих специ­алистов социальной работы, активно реализующих на практи­ке свою педагогическую подготовку.

Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивос­ти самого социального работника в педагогическом и профес­сиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль­турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджас-пирова). Она является высшей формой удовлетворения позна­вательной потребности личности специалиста, связанной с про* явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се­бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [4] Культура самообразования формируется у будущего специа­листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз­витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап­тации в последующей его профессиональной деятельности.

Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль­ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован­ной роли самого специалиста они могут действительно способ­ствовать решению проблемы повышения его социально-педа­гогической культуры.


Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под культурой личности, профессиональной
культурой и педагогической культурой социального работника?

2.Какова взаимосвязь социально-педагогической культуры с про­фессиональным мастерством?

3.Дайте характеристику места и роли самой социально-педагоги­ческой культуры специалиста. Назовите и дайте характеристику ос­новных компонентов ее структуры.

4.Каково значение личности специалиста в овладении им соци­ально-педагогической культурой?

5. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления
социально-педагогической культуры человека.

6. Каковы особенности наиболее типичных форм проявления
внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.

7.Дайте характеристику основным уровням педагогической куль­туры человека применительно к специалисту социальной сферы.

8.Каковы наиболее важные пути формирования социально-педа­гогической культуры специалиста социальной сферы?

Литература

1. Бобнева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994. — С. 27—29.

3. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. — М., 1990.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю.М. Забродина — М., 1994.

5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

 

6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюн. — М., 1989.

7. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинско-го. — М., 1987.

8. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, пособие. — М., 1988.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема 2


Структура первого (подготовительного) этапа социально-педагогического процесса


Схема 1

Общая структура социально-педагогического процесса

Цель
Содержание

Социальный заказ

Субъект (объекты)

Уяснение требований социального заказа

 

Этапы деятельности
1-й Подготовительный 2-й Реализационный 3-й Результативный
  1    
  Объект  
       

Среда, социальные факторы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     
  Социальный заказ
        ч
  Уяснение требований  
     
  Субъект  
  социального заказа    
  А 1  
     
                             
S                            
                             
о                            
о                            
цивидуальн   д. проблем   зирование   и задач   ирование   технологи   ятельности   отовка
X S   -пе   гно   >s ф   ф   ф   ф   щ\\\\
ление   есоц.   жое про   ф ф   О Ф О   ьной г   реал.   ьная п
         
со СЕ   I     i ф   1ческ   с; со   ф S   СО
    $       с;     >       S
ш           о>             О.
S   Q.   U   i   i_       а   Ф
СО   S   о       i_   о     со
агностик   Формул   Педаг   с О   ф   Выбор   Плани    
S                            
с[                            
                             
  < i  
  '   "  
  Объект  
I i  
    ,,    
  Условия среды  
       
                                         

Схема 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: