ПРОЕКТ
ДОУ с семьей на тему:
«Мой любимый город»
Автор и руководитель проекта:
воспитатель
Трясцына Светлана Алексеевна
г. Оса, 2017г.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Обоснование актуальности проекта:
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.К. Князькова: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость». Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству.
Важное значение патриотического воспитания детей подчёркивали многие отечественные педагоги: К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Е.Н. Водовозова. «Родина для человека – это самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью», - писал В.А. Сухомлинский.
Собранные в систему в течение веков народные педагогические традиции нашли свое отражение в современных программах и методических пособиях, посвящённых патриотическому воспитанию дошкольников. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют пособия М.Д. Маханёвой «Нравственно-патриотическое воспитание детей», Н.В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников».
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Проблема - дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Они не знают ничего о его истории, культуре, достопримечательностях. Многие родители не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его историей и достопримечательностями.
Все вышесказанное обусловило выбор темы проекта «Мой любимый город».
Цель проекта:
Объединение усилий педагогов и родителей по осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщению их к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к малой родине.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями, названиями улиц;
2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
3. Создать условия для восприятия сведений о родном городе;
4. Вовлечь родителей в процесс ознакомления детей с родным городом через разнообразные формы и методы работы;
5. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться и беречь ее.
Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
- информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
- материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
- экспонаты выставок.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 1 год (2016-2017 уч. год)
Прогнозируемый результат:
1. Обогащены и систематизированы знания воспитанников о родном городе.
2. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы, стремление поделиться знаниями со сверстниками и взрослыми.
3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда по данной теме.
4. Повышена детская, родительская и педагогическая компетентность в вопросах формирования знаний по истории, достопримечательностям и культуре города Оса.
5. Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с городом Оса;
6. Составлен перспективный план работы с родителями и воспитанниками по формированию нравственно - патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный
- Изучение методической литературы;
- Составление перспективного плана;
- Создание развивающей среды;
- Подбор игр и оборудования.
3.Формирующий - деятельность в соответствии с планированием.
4. Итоговый - оценка уровня усвоенных знаний о родном городе, сформированности нравственно-патриотических чувств.
Риски: занятость и нежелание родителей принимать участие в совместных мероприятиях.
Оценка эффективности реализации проекта. В рамках реализации проекта
«Мой любимый город» воспитанники ДОУ и их родители приняли участие во всех запланированных мероприятиях. (Приложение 1)
Дальнейшее развитие проекта. Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город»в МБДОУ ЦРР д/с Лира будет продолжена и найдет отражение в других тематических проектах. Будет создан альбом-книга «Мой город». Материалы проектной деятельности могут быть применены в воспитательно-образовательном процессе других детских садов города.
Перспективный план работы
Месяц | Мероприятия с детьми | Мероприятие с родителями | Задачи |
Сентябрь - октябрь | · Диагностирование «Что мы знаем о своем городе?» | · Анкетирование родителей: «Что я знаю о своем городе» · Родительское собрание: «Расскажем о городе вместе» · Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок. · Консультация «Что должен знать ребенок о родном городе?». · «Родительская почта» выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания. | · Уточнить знания детей и родителей о родном городе. · Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей знаний о родном городе. · Объединить усилия педагогов и родителей по ознакомлению детей с родным городом через ознакомление с проектом «Мой город». · Привлечение родителей к совместной работе с педагогами по формированию нравственно- патриотических чувств у детей. |
Ноябрь | · Знакомство детей с историей города и его современностью. · Дать сведения о том, почему город так назван. · Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города. | · Конкурс творческих работ «Оса - символ города». · Привлечение родителей к изготовлению тематического альбома по теме: «Достопримечательности нашего города». · Памятка «Расскажите детям о нашем городе..» | · Развивать интерес к истории и современности города. · Формировать представление о достопримечательностях и символах города. · Привлечение родителей к совместному с детьми творчеству. |
Декабрь | · ООД в средней группе «Подарки Деда Мороза для детей города Оса». · Целевая прогулка на близлежащую улицу. · Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице». | · Разработка маршрута от дома до детского сада. «Улица, на которой я живу» · Консультация: «Как организовать выходной день с ребенком в нашем городе». | · Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много разных домов, у каждого дома свой номер. · Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. · Привлечение родителей к совместному с детьми творчеству по формированию нравственно- патриотических чувств. |
Январь | · Просмотр презентации «Оса- город открытий» · Оформление фотовыставки «Новый год в нашем городе» · Участие в конкурсе рисунков «Мой город, мой край» | · Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города · Изготовление книжек малышек – «Мое любимое место в городе» | · Прививать любовь к родному городу, развивать интерес к достопримечательным местам родного города. · Привлечь родителей к совместной деятельности, с детьми по формированию нравственно-патриотического воспитания. |
Февраль | · Рассматривание фотографий памятника «павшим воинам». · Изготовление праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества. | · Конкурс совместных творческих работ детей и родителей «Военная техника своими руками» · Консультация: «Детям о празднике 23 февраля» | · Познакомить детей с главной достопримечательностью города. · Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. · Воспитывать уважение и чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. · Формировать патриотические чувства |
Март | · Заучивание стихов о родном городе · Групповой поход в музей | · Фотовыставка «Мы в музее» · Оформление папки со стихами об г. Оса | · Продолжать формировать нравственно-патриотическое воспитание · Познакомить с главными историческими и современными событиями |
Апрель | · Привлечение родителей к совместному групповому походу в парк «Нефтяников». · Повторное диагностирование детей «Что мы знаем о своем городе?» | · Консультация: «Отдых на природе с пользой для ребенка» | · Рассказать детям, где расположен парк, чье имя носит, какие развлечения в парке есть для детей. · Обогащать знания о родном городе. Выяснить, почему дети любят отдыхать в парке, что им больше всего там нравится. Развивать память, речь. |
Май | Изготовление праздничного коллажа к Дню Победы Отчет по итогам реализации проекта |
Список литературы
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг., Ц. Г. Л., 2004.
2. Наш общий край- Прикамье. Осинский район: след в истории: ООО «Типограф»-Соликамск, август 2008
3. Оса фотокнига. Составитель: А.Ф. Кобелев, 1991
4. Осинский музей. Оса и Осинский район. Путеводиель, 1991
5. Интернет-ресурсы: https://botsman-m.livejournal.com
6. Интернет-ресурсы: https://osa-perm.ru
7. Интернет-ресурсы: https://osalib.permculture.ru/стихи-об-осе.aspx
Приложение 1