Вопрос 2. Политическая и правовая мысль периода Реформации.




 

Реформация (перестройка) – антифеодальное, антикатолическое движение 16 века в Западной Европе. Основными направлениями являлись лютеранство, протестантизм и кальвинизм.

Мартин Лютер.(1483-1546г.) профессор Виттенбергского университета в 1517г. провозгласил 95 тезисов против торговли ингульденциями и другими злоупотреблениями католической церкви. Исходный пункт – тезис, что спасение достигается исключительно верой. Опираясь на Священное Писание он утверждает, что верующий оправдывается лично перед богом становясь как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждается в церкви (идея всесвященства). То, что относится к религии, - дело совести христианина. Источник веры – «чистое слово божье» (священное писание). Таким образом, все что находило подтверждение в Библии считалось непререкаемым и священным, а вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб рассматривались как человеческие установления подлежащим отмене.

Человек живет в двух сферах: В сфере Евангелия (религиозная сфера) и сфере «закона» царство земное. Если бы мир состоял из одних только подлинно христиан, то человеческие законы и правители, были бы не нужны А поскольку «злых всегда больше», то бог учредил два правления духовное для верующих и светское для сдерживания злых.

Задача духовенства – распространение слова божьего, во всем остальном оно должно подчиняться государству. Светская власть независима от папства.

Протестантизм. В период Реформации князья Германии сами решали вопрос и религии своих подданных. В 1529г. католики на Втором Шпейхерском рейхстаге добились отмены этого положения. И тогда несколько князей и представителей городов подали протест императору, ссылаясь на то, что вопрос о религии – дело совести, а не предмет решения большинства голосов. С тех пор приверженцев Реформации стали называть протестантами.

Жан Кальвин (10509 – 1564г.) Основал в Женеве новую церковь, глее община верующих управлялась выборной консисторией. Центральная идей кальвинизма в абсолютом предопределении судьбы человека богом. Эта идея вызывала у верующих активность. С одной стороны никто не знает избран ли он богом. Успех в делах – доказательство избранности, с другой – если человек обречен на неудачу, то ему не повредит сверх того, что и так предначертано. В Кальвинизме отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, деловая честность, верность слову и соглашению, аскетизм.

В первой половике XVI в. в Западной и Центральной Eвропы развернулось широкое общественное движение, антифеодаль-
ное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном
собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мири на началах социальной справедливости.

Идейным вдохновителем Реформации в Германии был доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546 гг.). В основе его доктрин лежали следующие постулаты: источником веры может быть только священное писание, т. е. Библия, но не догмы, придуманные церковью; религия—личное дело самого мирянина, но не церковной иерархии; равенство паствы и духовенства между собой и равной их обязанности повиноваться Богу; демократизация уклада церковной жизни; осуждение стремления клира к богатству; отмена индульгенций.

Лютер выступал за существование двух независимых правлений, учрежденных Богом: духовного и светского. При этом он ссылается на слова Христоса: "Отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу". Без духовного правления Христова никто не может стать благочестивым перед Богом. Но там, где над страною и людьми осуществляется только духовное правление, узда ослабевает и открывается простор для всяческих злодейств. Каждое из правлений имеет свои законы. Светское правление располагает законами, которые распространяются на землю и отношения людей друг с другом, чтобы можно было оценивать, судить, наказывать и спасать людей. Законы духовного правления заключены в Евангелии и распространяются на небо и душу, т. е. на божественные дела.

Лютер отходит от практики римско-католической церкви преследования еретиков. Он исходит из того, что ересь следует пресекать не силой, ибо это духовное дело, а словом Божием. Насилие лишь усиливает сопротивление, Да и в светском правлении он осуждает тех князей, которые действуют силой. Бесправие, считает он, нужно преодолевать правом. "Поэтому князь должен держать закон в руке своей столь же крепко, как меч, и соизмерять со своим разумом; где и когда нужно смягчить его, так, чтобы разум постоянно превозносился выше всяких законов и оставался высшим законом и лучшим законоведом".

Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, но в условиях накаленной социальной обстановки в Германии оно послужило мощным идейным толчком к выступлению народных масс – крестьянской войне в Германии 1524-1526 годов. Ее возглавил Томас Мюнцер (1490-1526 гг.). В отличие от Лютера он оценивал Реформацию не столько с точки зрения глубины церковных, сколько социальных преобразований, Мюнцер призывал народ к вооруженной борьбе против власти и установлению своей собственной власти. Он стремился к утверждению царства божьего на земле, где будет осуществляться собственность на имущество, равная для всех обязанность трудиться, отсутствие эксплуатации и социальное равенство. Авторитету веры, активно защищаемому Лютером, Мюнцер противопоставил авторитет разума.

Крестьянская война, гневно осужденная Лютером, и не поддержанная бюргерством, была сравнительно быстро подавлена. Но лютеранство одержало победу. Оно вскоре было признано равноправным с католической религией. Больше того, в результате его идейного воздействия происходит дальнейший раскол католической церкви, в ходе которого в разное время из нее выделяется еще несколько религий и сект.

Наиболее радикальным из них был кальвинизм, основатель которого - Жан Кальвин (1509-1564 гг.). Еще будучи студентом богословского коллежа Сорбонна (Париж) он получил сан священника, но вскоре порвал с католической церковью и в силу преследования эмигрировал в Швейцарию. Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде "Наставления в христианской вере" (1536 г.). Идейной основой сочинения является положение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменить свою судьбу, предначертанную всевышним, человек не может, но Божье отношение к себе он способен уяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым и рачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение. Кальвин призывает всех, независимо от своего социального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью. Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества.

Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церковная община стала управляться выборной
консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и
проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелей оказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал во властных структурах (например, в парламент).

Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Eвропы, а также в Северной Америке. Оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали формированию буржуазной политико-правовой мысли. Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеранов, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали называть протестантами.

Католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков. Именно тогда утверждается составленный папской цензурой "Список запрещенных книг", возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации. Иезуиты ввели строжайшую дисциплину в своих рядах; считали допустимым применение любых действий во имя "вящей славы божьей", даже, если они связаны с преступлением. Иезуиты были первыми, кто, на словах осуждая Макиавелли, на практике использовали его девиз: Цель оправдывает средства. Ярким примером их коварной жестокости явилась Варфоломеевская ночь (24 авг. 1572 г.) в Париже, когда они устроили массовую резню гугенотов (французских кальвинистов).

Таким образом, в ходе лекции вы получили представление о политической и правовой мысли эпохи Возрождения и Реформации.

Заключительная часть

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

 

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Творчество ранних социалистов-утопистов. «Утопия» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Политическая и правовая мысль периода Возрождения.

2. Политическая и правовая мысль периода Реформации.

 

 

Разработал

Профессор кафедры

полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

 

 

”______” _______________ 2013 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: