Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления этих затрат. Эта группировка применяется при составлении сметы затрат на производство всей продукции, материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов, а также планирования снижения себестоимости по элементам затрат. Установлена следующая обязательная номенклатура затрат на производство по экономическим элементам:
- сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), в т.ч. расходы на их приобретение и доставку;
- вспомогательные материалы (используются в процессе выработки продукции для обеспечения нормального технологического процесса или на другие производственные и хозяйственные нужды, а также запасные части для ремонта оборудования, инструменты, упаковочные материалы);
- топливо;
- электроэнергия;
- заработная плата основная и дополнительная всего ППП;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов (сумма амортизационных отчислений, исходя из первоначальной стоимости всех ОФ по действующим нормативам амортизации);
- прочие затраты (арендная плата, налоги и сборы, командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные расходы и др.).
Группировка затрат по экономическим элементам показывает потребность предприятия в материальных и денежных средствах для производства продукции, но не содержит распределения затрат на отдельные виды продукции и не позволяет определить себестоимость единицы продукции.
Показатели качества, определяемые с помощью зрения:
• внешний вид - общее зрительное ощущение, производимое продуктом;
• форма - соединение геометрических свойств (пропорций) продукта;
• цвет - впечатление, вызванное световым импульсом, определенное до-минирующей длиной
световой волны и интенсивностью;
• блеск - способность продукта отражать большую часть лучей, падающих на его поверхность в
зависимости от гладкости поверхности продукта;
• прозрачность - свойство жидких продуктов, определяемое степенью пропускания света через
слой жидкости определенной толщины.
Показатели определяемые с помощью глубокого осязания (нажима):
• консистенция - характеристика текстуры, выражающая совокупность реологических продуктов;
• плотность - свойство сопротивления продукта нажиму;
• эластичность - способность продукта возвращать первоначальную форму после прекращения
нажима, не превышающего критической величины (предела эластичности);
• упругость - характеристика текстуры как свойства пищевого продукта, обусловленная скоро
стью и степенью восстановления исходньж размеров продукта после прекращения деформирующего
воздействия.
• липкость - характеристика текстуры как свойства пищевого продукта, обусловленная усилием,
необходимым для преодоления силы притяжения между поверхностью продукта и языком, нёбом, зу
бами или руками.
• пластичность - характеристика текстуры, выражающая свойство пищевого продукта сохранять
ся без разрушения в процессе и после прекращения деформирующего воздействия.
• хрупкость - характеристика текстуры, выражающая свойство пищевого продукта разрушаться
при малых резких деформациях.
Показатели качества, определяемые обонянием:
• запах - ощущение, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния, определяемое качест
венно и количественно;
• аромат - приятный гармонический запах, характерный для данного пищевого продукта (орди
нарного вина, чая, напитков, фруктов, специй и др.);
• "букет" - приятный развивающийся запах, формирующийся под влиянием сложных процессов,
происходящих во время созревания, брожения и ферментации (например, "букет" выдержанного вина).
Показатели качества, определяемые в полости рта:
• сочность - впечатление осязания, производимое соками продукта во время разжевывания (на
пример, продукт сочный, малосочный, суховатый, сухой);
• однородность - впечатление осязания, производимое размерами частиц продукта (однородность
шоколадной массы, конфетных начинок);
консистенция - осязание, связанное с густотой, клейкостью продукта, силой нажима; она чувст
вуется при распределении продукта на языке (консистенция жидкая, сиропообразная, густая, плотная)
• волокнистость - впечатление, вызываемое волокнами, оказывающими сопротивление при раз
жевывании продукта, которое можно ощущать качественно и количественно (например, мясо с тонкими
волокнами);
• крошливость - свойство твердого продукта крошиться при раскусывании и разжевывании, обу
словленное слабой степенью сцепления между частицами;
• нежность - условный термин, оценивается как сопротивление, которое оказывает продукт при
разжевывании (например, мягкое яблоко, нежное мясо);
• терпкость - ощущение осязания, вызванное тем, что внутренняя поверхность полости рта стяги
вается и при этом появляется сухость во рту;
• вкус - ощущение, возникающее при возбуждении рецепторов и определяемое как качественно
(сладкий, соленый, кислый, горький), так и количественно (интенсивность вкуса); флевор (флейвор),
или вкусность, - комплексное ощущение вкуса, запаха и осязания при распределении продукта в полос
ти рта, определяемое как качественно, так и количественно. Текстура - термин относится к макрострук
туре пищевого продукта, которая характеризуется комплексом зрительных, слуховых и осязательных
ощущений, возникающих при разжевывании продукта; текстура описывается терминами: твердая, уп
ругая, волокнистая, пористая, слоистая, мягкая, жесткая, нежная, хрупкая, клейкая, липкая и другими.
Для оценки некоторых продуктов применяют специфические признаки.
ВОПРОС 3 (№11). Средства информации о товаре: документы, маркировка и литература.
Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
С позиций товароведения как научной дисциплины виды информации о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.
По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на торговую, производственную и бытовую.
По характеру проявления — на товароведную и организационную.
По объему информацию подразделяют на специальную (для специалистов) и покупательскую (для потребителей).
По форме/представления различают информацию маркировочно-справочную, маркировочно-условную, эксплуатационно-сопроводительную и рекламно-справочную.
Литература бывает учебная, научная, справочная.
Учебная - вспомогательная, не является доказательной базой(учебники и уч. Пособия). Учебники дают материал всего курса, а уч.пособия — отдельные темы, им. Самостоятельный характер, дополняют учебник). Научная лит-ра- научные отчеты, пособия, статьи, монографии. Справочная лит-ра- словари, справочники, каталоги, указатели, энциклопедии.
Документы делятся на нормативные, технические и технологические.
Нормативные: содержат общие правила и характеристики, доступные широкому кругу людей, относятся к областям стандартизации, торговли санитарии и гигиены. Это Госты, Осты, санпины, сни-пы, общероссийские классификаторы, правила торговли, правила по охране труда, положения по эксплуатации ККМ. Продавец обязан иметь НД и соблюдать их требования, иметь сертификат на продукцию или его заверенную копию, давать покупателям информацию о продукте, способах возврата товара. В области транспортировки - действуют транспортный устав ЖД, правила перевозки скоропортящихся грузов, кодекс морского мореплаванья, устав внутреннего водного транспорта, устав автомобильного транспорта.
Технические документы - конкретная информация о товаре (партии, упаковочной единице); цена, ассортимент, правила эксплуатации, качественные и количест. показатели). Цель использования ТД - идентификация товара ТД: товарно-сопроводительная, эксплуатационная, проектно-конструкторские,, расчетные(счета-фактур, чеки). Комплексные (транспортная или жд накладная), отечественные (сертификат соответствия).
Технологические документы относятся к технологии проектирования, производства, хранения, транспортирования (чертежи, рецептуры, инструкции по приемке и хранению товаров).
Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает маркировку изделий — нанесение определенных знаков или
символов, характеризующих изделие. Маркировка изделия должна быть информативной, лаконичной, достоверной, достаточной, запоминающейся.
Маркировка может быть словесной (слова, буквы, цифры, символы), изобразительной (рисунок, фигура, график), объемно-пространственной (рельефное изображение в трех измерениях), комбинированной. Маркировка включает изображение товарного знака предприятия-изготовителя, наименование и место нахождения предприятия-изготовителя, наименование изделия, номер стандарта или ТУ, потребительские характеристики товара, артикул, дату выпуска и т.д. Маркировка потребительской тары, помимо потребительской маркировки, должна иметь товарный знак.
Наносят маркировку непосредственно на изделие или на основной ярлык, прикрепленный к изделию, на контрольный ярлык, этикетки, тканевые ленты и т. д.
Носителем маркировочно-справочной информации является клеймо — составная часть маркировки. Клеймо — это знак, который наносят на изделие с помощью специальной формы. Клеймение и маркирование могут осуществляться различными методами, выбор которых определяется многими условиями; поэтому в нормативно-технической документации указывается метод нанесения маркировки.
Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков. Существует четыре типа обозначения знаков: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ, товарный знак. Фирменное имя — слово, буква или группа слов или букв, которые могут быть произнесены. Фирменный знак — это символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение. Торговый образ — это персонифицированная торговая марка; присваивается определенному виду товара, свойства которого отличаются от свойств других товаров того же вида. Товарный знак — обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя. Товарный знак может быть словесным, изобразительным, объемным; выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.
Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством и международными соглашениями.
Товарный знак может присваиваться не только отдельному товару, но и группе их. В этом случае он представляет не только товар, но и форму. Товарный знак, являющийся собственностью фирмы, может сопровождаться знаком ©. Товарный знак, зарегистрированный в Международном реестре, сопровождается знаком ®.
Информация о товаре посредством товарного знака может быть передана путем указания: источника происхождения (имени, предприятия, отрасли промышленности, географического положения, страны происхождения, дополнительных источников); функции изделия; состава изделия; физических свойств изделия (формы, цвета, вкуса, эластичности и др.); потребительских свойств изделия (скорости,