I этап. Предварительная работа.
1. Изучение и анализ методической литературы.
2. Подбор стихов, литературного материала, фотографий, иллюстраций об истории города, изучение книги рекордов города Березники.
2. Обсуждение проекта с родителями детей, об их помощи в реализации проекта: рассказы о любимых местах в городе, создание книжек - малышек «Треугольный сквер» (семья Максима Аншакова), «Моя любимая улица – Пятилетка» (семья Романовой Даши), газета «Мой любимый город» (семья Шмелёвой Ани)
3. Подбор художественной литературы о детях и семье для чтения детям.
4. Подборка статей педагогической направленности для родителей познавательной информации об истории города Березники, символах Российского государства.
II этап. Начало проекта.
1. Обсуждение с детьми темы проекта.
2. НОД «Моя малая Родина» (приложение 1)
3. Рассматривание открыток и иллюстраций города, альбома «Азбука Березниковца»
II этап. Развитие проекта.
4. Ситуативные разговоры «Как я провожу свой выходной день»
5. Создание мини-музея о родном городе.
6. Познавательный вечер «Герб и флаг города Березники» (приложение 2)
7. Беседа «Знаменитые березниковцы
8. Заучивание стихотворений Решетова о городе Березники
9. Продуктивная деятельность: рисование «Улицы в нашем городе», аппликация «Флаг города Березники»
10. Чтение рассказов: О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», Катаев «Цветик - семицветик», альбом «Азбука Березниковца», пословицы и поговорки о семье и Родине, Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Орлов ««Огромный дом», К. Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Газматов «Мой дедушка», Ю. Яковлев «Мама».
11. Экскурсии по улице Ломоносова и к памятнику Первостроителей города.
12. Экскурсия в музей «Алконост»
13. Акция «Зелёный листочек»
14. Конкурс чтецов «Березники, мои Березники»
III этап. Заключительный.
1.Фоторепортаж для родителей «Любимый город глазами юных экскурсоводов»
2.Выставка «Неизвестные страницы города»
3.Создание книжек-малышек на тему «Я счастлив, что живу в Березниках», посвящённых 85-летию города.
4.Презентация проекта на заседании детско-родительского клуба «Оляпкино гнёздышко»
Ожидаемые результаты.
От детей:
1. Сформированность понятия «малая родина»
2. Повышение объёма знаний о родном городе.
3. Развитие коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности.
От родителей:
1. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.
2. Повышение интереса родителей к проблемам воспитания детей.
Литература
1. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик «Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в детском саду».
2. Т. Гризик «Познаю мир»
3. Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников»
4. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества»
5. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
Приложение 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11» Оляпка
Сценарий образовательной деятельности «Моя малая Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование у детей понятия «малая родина»
Задачи:
1. Рассказать детям об истории возникновения города Березники.
2. Развивать у детей желание рассказывать о своём городе.
3. Воспитывать чувство гордости за свой город, интерес к истории края, уважения к людям труда.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о родном городе, его истории; эмоционально откликается на рассказ воспитателя
Оборудование:
Фото: «Треугольный сквер», «Парк культуры и отдыха», «Памятник Первостроителям», «Памятник поэту А. Решетову», «Кинотеатр «Авангард», «Кинотеатр «Мелодия», «Дворец культуры Металлургов», «Рябиновый сквер», «Мемориал Победы», «Площадь Советская, «Центральный универсальный магазин», «Площадь Фронтовиков», «Железо-дорожный вокзал». Иллюстрации содового и химического заводов, строительства города Березники, набор открыток «Березниковский содовый завод»; Н.Ю. Солдатова, Р.Н. Алиев «И повсюду сердца беспокойные…»
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, где мы живём)
Воспитатель: Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, отмечают общие праздники. А что же тогда называют малой родиной? (Предположения детей)
Воспитатель: Малая родина: это маленькая частичка нашей необъятной страны, где живу я, моя семья, мой дом, моя улица, моя школа, мой город.
Я приглашаю вас к разговору о родном городе. Как он называется? (Березники)
Воспитатель: Кто-нибудь знает, почему город называется Березники? Воспитатель: Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший берёзами, назывался Березовый. 130 лет назад на одном из островов пермским купцом Иваном Любимовым был построен первый в России содовый завод. Березниковский содовый завод положил начало нашему городу Березники. По заказу И.Любимова рядом с заводом был построен рабочий посёлок с театром, училищем, гостиницей и жилыми домами.
А через 46 лет после строительства содового завода началось большое строительство химического завода (в 1929г.), потому что в земле нашли большое месторождение калийных солей. На его постройку приехали строители со всех концов страны, поэтому вокруг заводов выросли новые рабочие поселения. Вот тогда и решили объединить все поселения в один город, а как назвать не знают. Собрались рабочие и строители в старом амбаре, служившем клубом, и стали решать, какое название дать новому городу. Одни предлагали – Держинск, другие – Химград, третьи – Верхнекамск или Берёзовск. Но большинство решили оставить название острова и дать городу имя – БЕРЕЗНИКИ. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) Вы согласны с таким названием?
Воспитатель: Нашему городу в этом году исполнилось 85 лет. За это время город вырос, изменился, появились парки, памятники. Посмотрите по группе развешаны фотографии города. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать, что на них изображено. (Путешествие проходит в форме передвижения по группе и разговора: как называется это место, кто там был, чем нравится).
Воспитатель: Ребята, вы мне правильно назвали все фотографии, а у вас есть любимое место в Березниках, где вы чаще всего бываете? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы вырастите, кто-то останется жить и работать в родном городе, может быть кто-то уедет. Но родной город останется для вас маленькой родиной, куда всегда хочется вернуться. Узнайте у родителей, всегда ли ваша семья жила в Березниках или приехали из другого места? Почему переехали?
Закончить наш разговор я хочу строками из стихотворения
Малая Родина – это наш дом.
Это рябина под нашим окном.
Это река, что нам так дорога,
Камой зовётся красиво она.
Это наш город – Березники,
Где родились и живём я и ты.
Приложение 2