ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека (философ. словарь).
Бытие есть всё то, что есть.
Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Платон: Бытие отождествлялось с особенным миром идей ("подлинное", вечное и неизменное бытие - в противовес миру преходящих вещей)
Аристотель: Бытие служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира; бытие -живая субстанция, характеризующаяся:1) принципом материальности/фактической данности вещи (каждая вещь есть самостоятельный факт, на кот. мы обращаем своё внимание); 2)концепция активной формы (каждый объект обладает структурой, части кот. соотнесении друг с другом); 3) принцип причинности (каждая вещь обязательно оказывает на своё происхождение); 4) принцип цели (каждая вещь имеет своё определённое назначение).
Фома Аквинский: Бытие использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу
Кант: Бытие ставилось в связь с существованием вещей самих по себе
Гегель: Бытие разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики
Хайдеггер: Бытие соотносилось в первую очередь с "бытием-сознанием".
ПОНЯТИЕ НЕБЫТИЯ.
Небытие есть антитеза бытия.
Парменид: чего нет, то и обладает статусом небытия.
Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.
Небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Содержание категории «бытие».
Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
ФОРМЫБЫТИЯ.
Основными формами бытия являются:
материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
человеческое быти е – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
социальное бытие - которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Среди бытия также выделяются:
ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Абсолютное И Относительное
- сопряженные и противоположные по смыслу категории, выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном, совершенного в несовершенном, безусловного в условном, субстанции в акциденциях и т. д.
Абсолютное: Absolutus (лат.) означает "отвязанное", "отпущенное", "отделенное"; это есть нечто, находящееся на своем первоначальном месте.
Абсолютное Бытие – то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме.
Абсолютное Бытиеи -инеобусловленное ничем, бесконечное, непреходящее, вечное.
Относительное: "Relativus" (лат.) - "отнесенное в то или иное место", изменчивое, условное, зависимое от обстоятельств, системы отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее.
Относительное Бытие – обусловленное, конечное, преходящее, временное.
Связь А. и О. понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственновременного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании А. как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство); тогда А. самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческоепознание оказываются лишенными моментов А., описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего - идеал полноты и совершенства, - а его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. Требование совершенства может быть обращено только к несовершенному, отсюда диалектическое представление о единстве А. и О., воплощенности безусловного в условном и их внутренней взаимосвязи, раскрывающейся через категории "в себе", "для другого", "для себя", "само по себе". А. может постулироваться либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.
Реальное Бытие – то,что существует в действительности, а не только в представлении субъекта.
Нереальное Бытие – всё, что существует только в представлении субъекта, но чего нет в действительности.
Объективное Бытие - всё, что существует как объект, независимо от сознания воспринимающего субъекта.
Субъективное Бытие – всё, что зависит от субъекта, его познания.
Материальное Бытие – природа, материя.
Идеально Бытие – дух, сознание, мышление.
МАТЕРИЯ
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в кот. наиболее отчётливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопроса о природе абсолютного. Материя с точки зрения материалистов есть абсолютное (т.е. в своём существовании она необусловлена ничем, несотворима и неуничтожима). В этой связи наиболее последовательным развитием материалистического учения о материи является определение ее как причины самой себя, т.е. субстанции.
Чаще всего современные философы – материалисты определяют материю как категорию, обозначающею объективную реальность. Существенными признаками этой реальности являются: 1) существовать вне сознания; 2) существовать независимо от сознания. Причём эти два признака должны быть взяты вместе.
Отсюда такие явления, как стол, отражение стола в зеркале, атом, протон, свет и т.п. – материальны, поскольку существуют вне сознания и незамисимо от сознания. В свою очередь, такие явления, как ощущение, восприятие, представление, мысль (мышление) суть явления нематериальные.
Диалектика: материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира.
Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.
Материя не есть одна из вещеё, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных её формах, видах, св-вах и отношениях. Не существует безликой материи.
Ленин: "материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них."