РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к курсу "Подготовка к школе"
составлена на основе авторской программы
Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Подготовка к школе» разработана:
¨ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
¨ в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
¨ разработана на основе авторской программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» - М.: Просвещение, 2009.;
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
· Пояснительная записка;
· Содержание программы;
· Планируемые результаты освоения программы;
· Календарно-тематическое планирование;
· Приложение.
Актуальность
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и психологом гимназии.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в гимназии, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
Рабочая программа рассчитана на 2,5 месяца реализации в летний период (июнь, июль, август)
В программе взяты три блока: «Грамота», «Развитие речи» (чтение), «Математика».
Цели программы:
1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций) необходимые для успешной адаптации детей к школе;
3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Задачи:
1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости;
2. Организовать для детей образовательный процесс в вечернее время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;
4. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
5. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
6. Провести работу по формированию способности самоконтролю и самоорганизации
Основные принципы работы :
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования, ведущим методом подготовки является игровая форма работы с детьми. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). В течение июня длится подготовительный этап, занятия проводятся три раза в неделю и завершаются в конце августа. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное тестирование с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. В конце обучения проводится вторичное тестирование детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
В данной программе творчество и окружающий мир не выделены в специальный раздел, но осуществляются в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, познают мир, знакомятся с окружающей средой, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.