Тема 3.3. Способы и формы выхода на международные рынки




1. Способы проникновения на международный рынок.

2. Формы организации международного предпринимательства

3. Особенности и этапы создания предприятия с зарубежными партнерами

Вопрос 1. Организация международной деятельности фирмы предусматривает выбор способа выхода на зарубежные рынки. На разных этапах интернационализации фирмы используют разные комбинации действий, каждая из которых связана с различными затратами, риском и эффектом.

В качестве отличительных признаков деления способов выхода на внешние рынки могут рассматриваться следующие:

1. Форма движения капитала (экспорт без участия в капитале партнера; трансферт капитала под собственную ответственность; совместное предпринимательство на базе предприятий с совместными инвестициями; прямое инвестирование).

2. Уровень затрат, связанных с выходом на зарубежный рынок.

3. Степень привлекательности инвестирования. Выбор наиболее эффективного способа требует комплексных расчетов и обоснования.

Альтернативные стратегии проникновения на внешний рынок представлены на рис.3.9.

 

Экспорт     Зарубежное производство
  Косвенный прямой (собственный филиал фирмы)       Лицензирование, франчайзинг Производство на основе контракта Сборка Полное произ-водство продук-та на собствен-ных зарубежных филиалах
   
  Стратегии собственности       Анализ проникновения  
  Союзы Совместные предприятия       Стратегия ухода Прибыльность Активы Издержки продажи Факторы риска  

 

Рис.3.9. Альтернативные стратегии проникновения на внешние рынки

 

Рассмотрим особенности каждого способа и условия их использования.

Под экспортом понимается реализация на зарубежных рынках товаров и услуг, которые производятся или выполняются в своей стране. Принято различать прямой и косвенный экспорт. При прямом экспорте производитель продает свои товары и услуги самостоятельно. Косвенный экспорт имеет место при реализации товаров и услуг через внешнеторговые фирмы.

Лицензионное производство состоит в том, что отечественный оферент (лицензиар) передает зарубежному производителю (лицензиату) права использовать ноу-хау на продукт и изготавливать этот продукт на условиях оплаты определенного лицензионного сбора или вознаграждения.

Лицензионные контракты устанавливают вид прав на пользование, эксплуатацию и получение дохода, а также период, на который они передаются (чаще 5-10 лет). Главным преимуществом лицензионного производства является то, что помимо ноу-хау за рубеж не вывозятся никакие материальные ценности. При этом оно избавляется от необходимости проявления собственной активности. Именно поэтому данное направление весьма популярно у малых и средних предприятий.

Своеобразной формой лицензирования может служить франчайзинг или система договорных отношений. Название произошло от французского “franchise”, что означает – льгота, привилегия. Самая полезная льгота – для начинающих предпринимателей - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать необходимые консультации. Все эти возможности могут представить опытные предприниматели имеющие нематериальный актив, который весьма ценен и эффективен, при правильном использовании.

Система ведения бизнеса под названием “франчайзинг” как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Опытный предприниматель может выступить, используя эту систему в роли “франчайзора”, т.е. продавца своего опыта.

Яркое подтверждение этому – франчайзинговая система McDonald`s. В начале 50-х годов это было скромное кафе близ городка Сан-Бернардино в американском штате Калифорнии. Сейчас это мощная транснациональная корпорация, имеющая 12 тыс. предприятий в разных странах мира и обслуживающих сотни миллионов клиентов.

Франчайзинг-это специфическая форма ведения бизнеса. В развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.

Третья форма совместного предпринимательства - производство по контракту состоит в том, что зарубежное предприятие принимает на себя обязательства изготавливать на собственных производственных мощностях продукцию, приобретение которой гарантируется отечественной фирмой договором на длительный период. Использование ее имеет смысл при дефиците собственных мощностей и наличии больших препятствий для экспорта в соответствующую страну или его высокой стоимости, а также в условиях, когда производство в чужой стране обходится дешевле благодаря низким материальным издержкам и невысокому уровню зарплаты.

Особое место среди способов выхода предприятий на внешний рынок принадлежит прямому инвестированию или трансферту капитала.

Прямые инвестиции могут осуществляться предприятием самостоятельно или же совместно с хозяйственными субъектами страны, в которую ввозится капитал. В последнем случае речь идет о создании совместного предприятия.

Можно выделить две основные формы трансферта капитала за рубеж, когда принимаются на себя преимущественно все риски: сборочное производство, полное производство продукта.

Сборочное производство в зарубежных филиалах представляет собой организацию производственного процесса на его последней фазе. Организация сборочных работ за рубежом целесообразна в случаях, когда в целевой стране имеются ограничения для зарубежных экспортеров.

Производство продукта на собственных зарубежных филиалах представляет производственную деятельность на рынках чужих стран, обеспечивающую изготовление составных частей продукта и их сборку в конечный продукт. Выделяются четыре вида такого производства: изготовление деталей, сборка, переработка давальческого сырья, комплектное зарубежное изготовление.

Выбор формы и способа присутствия на зарубежном рынке определяет экономические результаты деятельности фирмы и ее конкурентное положение.

 

Вопрос 2. Совместное предпринимательство является важной формой международного экономического сотрудничества. Это более сложная форма сотрудничества, которая поднимается до уровня взаимодействия систем собственности различных стран, предполагающая создание смешанных обществ (СО).

Смешанное общество предусматривает совместное владение партнерами капиталом, совместное управление и совместный раздел прибылей, рисков и убытков.

Смешанные общества за рубежом могут возникать тремя путями:

1) покупка акций уже существующей компании;

2) покупка активов действующей фирмы;

3) создание нового общества.

При выборе альтернативных вариантов стран, где есть емкий рынок для данного вида продукции, необходимо принимать во внимание развитость инфраструктуры бизнеса и факторы, определяющие предпринимательский климат.

К факторам, способствующим благоприятному предпринимательскому климату:

1) стабильность государственной политики поддержки предпринимательства;

2) льготный налоговый режим;

3) меры, способствующие притоку финансовых средств в сферу бизнеса;

4) создание инновационных центров (гос. фин.+ част.);

5) развитая сеть фирм для оказания финансовой помощи предпринимателям;

6) консультативные центры;

7) эффективная система защиты интеллектуальной собственности;

8) упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности;

9) повышение качества трудовых ресурсов;

10) обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций;

11) ориентиры на достижение успеха;

12) свобода предпринимательства.

Законодательствами иностранных государств предусматривается несколько юридических форм организации предпринимательской деятельности, среди которых, выделяют: полное товарищество; коммандитное товарищество (один из участников имеет полную ответственность, и один – ограниченную ответственность перед кредиторами (называется коммандитном); общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.

Для создания предприятий с иностранным участием используются преимущественно две формы: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество характеризуется следующими признаками:

а) признается юридическим лицом;

б) несет перед кредиторами исключительную имущественную ответственность в пределах принадлежащего ему имущества;

в) характерно наличие акционерного капитала.

Второй формой организации смешанных обществ за рубежом является общество с ограниченной ответственностью, которая получила особенно широкое распространение в странах континентальной Европы, в первую очередь в Германии.

Общество с ограниченной ответственностью является также юридическим лицом, несущим исключительную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Существенными факторами при выборе страны для организации смешанного общества является система налогообложения. Налоговые законодательства стран существенно различаются между собой как по величине взимаемы налогов, так и по механизму налогообложения.

При всем многообразии налогов в разных странах можно выделить в качестве налогов с компаний: 1. налог на прибыль; 2. налог на прирост капитала; 3. налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль компаний колеблется от 25 до 56 %.

В группе основных налогов главное место занимает налог на добавленную стоимость, который взимается во всех странах-членах ЕС и составляет 15-19 %.

Особенное значение приобретает для отечественных предприятий в развитии совместного предпринимательства создание на территории Беларуси свободных экономических зон (СЭЗ). Понятие СЭЗ включает в себя предоставление особых льготных экономических условий для национальных и зарубежных предпринимателей в рамках ограниченной территории или для предприятий отдельных отраслей, расположенных в различных точках страны.

Создание СЭЗ в территориально ограниченном пространстве путем формирования социального экономического механизма позволяет достичь следующих целей:

1. Научно-технические:

а) приток передовой технологии и техники;

б) концентрация научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях;

в) ускорения внедрения полученных результатов в производство;

г) переход на качественно более высокий уровень в конкретном научном направлении.

2. Экономические:

а) повышение конкурентоспособности национального производства;

б) увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций;

в) сокращение затрат на приобретение импортной продукции;

г) ускорение усвоения производства новых изделий и услуг;

д) расширение экспорта готовой продукции;

е) изменение структуры производства;

ж) рационализация импорта;

з) освоение новых форм хозяйствования.

3. Социальные:

а) ускорение развития остальных районов;

б) повышение занятости и квалификации рабочих, инженеров, управленцев;

в) повышение жизненного уровня населения.

Комплекс задач, решаемых в СЭЗ, варьируется в зависимости от целей создания и экономико-политических условий в данной стране. В развитых странах – это, прежде всего упрощение выхода национальных фирм на внешние рынки. В развивающихся странах целью создания СЭЗ является освоение новых технологий, диверсификация экспорта создание новых рабочих мест, в конечном итоге ускорения экономического подъема.

Имеется следующая классификация:

а) свободные таможенные зоны;

б) зоны экспортного производства;

в) зоны экономического и научно-технического развития;

г) зоны страховых и банковских услуг;

д) импортно-промышленные зоны.

Для успешного развития зон необходимо выполнение особых условий при их создании, что включает в себя возникновение специального режима хозяйственной деятельности, ключевыми элементами которого являются:

а) специальный (льготный) таможенный режим;

б) особый валютный режим;

в) система налоговых льгот;

г) отмена (смягчение) нетарифных мер регулирования экспорта и импорта;

д) разрешительный порядок осуществления инвестиций на территории зон.

Кроме выполнения вышеперечисленных условий при создании СЭЗ необходимо учесть и другие:

1. выгодность экономико-географического положения;

2. определение оптимальных размеров зоны;

3. наличие производственной и транспортной инфраструктуры.

Вопрос 3. На территории Беларуси могут создаваться и функционировать:

1) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия) и их филиалы (представительство);

2) предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам и их филиалы(представительство);

3) филиалы (представительства) иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями могут быть классифицированы по нескольким признакам:

а) по местонахождению и принадлежности участников-партнеров (промышленно развитые – промышленно развиты страны; промышленно разв. страны – развивающие страны; бывшие социалистические – развивающиеся страны);

б) по источникам инвестиций (структуре партнеров) [частный капитал, частные фирмы и государственные предприятия, с участием национальных и межнациональных организаций];

в) по доле участия партнеров в капитале(на паритетных началах, с большой долей иностранного капитала, с меньшей долей иностранного капитала);

г) по виду деятельности (научно-исследовательская, производственные, закупочные, сбытовые, комплексы).

Предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

а) акционерное общество открытого или закрытого типа;

б) товарищества с ограниченной ответственностью;

в) смешанные товарищества;

г) полные товарищества;

д) индивидуальные частные предприятия.

При создании предприятия со 100% иностранными инвестициями зарубежный предприниматель может выбрать одну из трех форм регистрации:

1) представительство – без права юридического лица и самостоятельной хозяйственной деятельности;

2) филиал – с правом самостоятельной хозяйственной деятельности, но без права юридического лица;

3) акционерное общество закрытого или открытого типа со всеми правами юридического лица.

Создание предприятия с иностранными партнерами предусматривает выполнение несколько этапов:

1. определение цели совместной деятельности;

2. выбор партнера за рубежом;

3. подготовка исходной информации и оценка вариантов;

4. технико-экономическое обоснование;

5. подготовка учредительных документов.

Для обоснования решения о совместном предпринимательстве выполняются следующие работы:

а) изучение рынка сбыта (объемы и динамика развития, анализ конкурентов, внутренние и мировые цены);

б) SWOT-анализ партнера (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы, юридическая экспертиза учредительных документов);

в) оценка имущества / активов (по остаточной балансовой стоимости, по рыночной стоимости, оценка стоимости вкладов, уставной капитал (для СП);

г) финансовый анализ / аудит (показатели финансовой деятельности, сравнительный анализ с отечественными / зарубежными компаниями);

д) стратегия развития / бизнес-план 9прогнозы производства и сбыта, маркетинг, НИОКР, оргструктура управления, структура капитала, финансовый бюджет);

ж) оценка бизнеса (динамика дохода с учетом выбранной стратегии, дисконтирование потока денежной наличности);

з) оценка окупаемости инвестиций (структура и объем инвестиций, показатели окупаемости, экспертиза схемы внешнего финансирования и погашения задолженности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: