Проблемы воспитательной работы




Говоря о современном воспитании в школе необходимо учи­тывать две вещи. Во-первых, сегодня воспитание понимается иначе, нежели еще 10-15 лет назад. Поэтому новые наработки педагогической науки в этом направлении необходимо учесть и использовать практикам. Во-вторых, практика организации воспитания в современной (речь идет об анализе воспитания на материале петербургской школы) школе представляет не­сколько ее типов. Причем, эта практика не всегда осознается педагогическими коллективами.

Современные теоретические взгляды на вопросы воспита­ния можно построить по известному принципу «от противно­го». Под эффективным воспитанием сегодня не понимается воздействие взрослого на ребенка. Современное воспитание не сводимо к набору мероприятий внеклассной работы. Оно не разделяется на самостоятельные направления (физическое, идеологическое, нравственное или школьное, внешкольное, семейное), ибо в реальности это грани единого процесса. Со­временное воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого, предусматривающее их равенство, сотрудничество и совместную жизнедеятельность.

Оно включает несколько уровней его понимания: систему воспитания, созданную в обществе в целом, воспитательную систему конкретного образовательного учреждения и воспи­тание как конкретные действия отдельных педагогов. Поэто­му обучение может включаться, как составная часть, в широ­ко понимаемое воспитание. Бесперспективной представляет­ся с позиций современной педагогики попытка выразить сущность воспитания через идеальный набор качеств, кото­рыми должна, в итоге, обладать личность воспитанника.

 

Современное воспитание представляет разные подходы к этому комплексу качеств. Человек культуры, человек успе­ха, общественный человек, человек самореализующийся - пример одного из распространенных сегодня вариантов ха­рактеристики человеческого Качества. Семьянин, участник группы, гражданин, широко мыслящий человек, сохраняю­щий неповторимую индивидуальность - в другом вариан­те. Но, в любом случае, современное воспитание включает две необходимых стороны одного процесса самореализа­цию личности в процессе и в результате воспитания, и ее со­циализацию. Современное воспитание стремится стать един­ством ценностей, целей, принципов и совместной деятельности детей и взрослых. Методы современного воспитания также должны представлять систему действий, включающую в себя средства воспитания (уроки, мероприятия), его формы (коллективная, индивидуальная, групповая), психологические приемы и потенциал самого педагога или педагоги­ческого коллектива, выступающего как единый педагогичес­кий организм.

Анализ современной петербургской школьной воспитательной практики, проведенный в 1996 году, показал, что наиболее осознаны практиками именно средства и формы воспитательной работы.

Они могут быть разделены на:

- праздники, конкурсы, экскурсии (мероприятия);

- классные часы, беседы, коллективные дела;

- введение в обучение новых воспитывающих курсов и пред­метов;

- секции и кружки дополнительного образования, их воспитательный потенциал;

- детские клубы по интересам, детское самоуправление,
организации и объединения.

К сожалению, из практики работы современной петербур­гской школы часто исчезают такие направления работы, как воспитание трудом и краеведческая деятельность. Нет конк­ретного понимания педагогами города функций таких специ­алистов, как педагог-организатор, старший вожатый, соци­альный педагог, педагог-психолог, освобожденный и не осво­божденный классный руководитель (классный наставник), то есть всех тех, кто может и должен заниматься именно воспи­танием. И новые технологии и методики не решают главную воспитательную проблему: частое отсутствие идеи, которая способна объединить педагогический коллектив с детьми, единство ценностей детей и взрослых.

Современное петербургское школьное воспитание в его практическом варианте позволяет разделить участвовавшие в исследовании школы на четыре группы, отражающие суще­ствующие на сегодня направления в этой работе:

1. Школа интеллектуального воспитания.

2. Школа культурно-нравственного воспитания.

3. Школа индивидуального развития учащихся.

4. Школа общественно-полезного воспитания.

 

Первая группа ориентирует педагогов и учеников на ценности познания, готовит будущих ученых, интеллектуалов, используя такие формы, как ученические научные общества и кружки, олимпиады и предметные недели. Родители в работе такой школы участвуют только в момент презентации результатов, педагог же напоминает скорее ученого, научного руководителя по своему предмету.

Вторая группа рассчитывает на подготовку человека, проживающего определенную культурную традиции (нацио­нальную, эстетическую, историческую, региональную). Идея знакомства, приобщения к какой-либо традиции, культуре свя­зывает учебную и воспитательную работу, объединяет учени­ков и взрослых. В такой школе часто развиты традиции учеб­ного заведения, корпоративный дух, усилено внимание к вне­классной работе, имеются собственные музей, театр.

Третья группа школ пытается создать для учащегося мак­симальные возможности для индивидуальной самореализации. Здесь много дополнительных курсов, объединенных в услов­ный блок «Человековедение». Акцент делается на самостоя­тельную работу и самообразование учащихся. Всячески по­ощряется талантливость детей. В учебном плане велик этико-эстетический блок. Школа отлично и профессионально оформлена. Специализированные классы, как правило, гума­нитарного профиля. Родители присутствуют только в момент демонстрации талантов ребенка, педагоги представляют собой не только предметников, но творческие личности.

Четвертая группа школ основана на таких принципах, как всеобщее участие, всеобщая польза; всякая деятельность здесь коллективна. Здесь развито детское самоуправление, поддержка слабых через ролевые игры идет обучение социальным. Здесь активно проводятся психологические тренинги туристские выезды, функционируют детские объединения и проводятся социологические исследования. Именно в такой модели социальная активность части родителей раскрывается и поддерживается. Поэтому, именно эта модель (обще­ственно-активная школа) сегодня нам представляется опти­мально состоятельной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: