Отношения школы и современной семьи




Родители учащихся становятся все более активными заказ­чиками образовательных услуг, обладающими собственным по­ниманием качественного и полезного для своего ребенка школь­ного образования. Именно заказчиками, но не партнерами и участниками самого процесса. Объективность их выбора шко­лы и вуза для своего ребенка, важных и не очень учебных пред­метов, отношение к полученным оценкам и проблемам школы заставляет думать, что большинство из них к образованию от­носится на уровне обыденных представлений, не вникая в слож­ные педагогические споры и рассуждения.

Современная семья часто упрекается школьными педаго­гами (78 % из них) в недостаточном внимании к школьным проблемам их детей. Около 70 % родителей недостаточно вы­сокого мнения о профессиональных и личностных качествах школьных учителей.

Создается ощущение, что родители затаили со своих юно­шеских лет «досаду» на школу, понимая, при этом, что без шко­лы жить станет невозможно, ведь ребенка надо куда-то деть на время работы. Но это их ребенок и его необходимо защи­щать, в том числе и от «вредных училок».

Насколько обоснованы эти взаимные упреки? Что в них от общего раздражения жизненными трудностями, а что - объективные процессы, происходящие как со школой, так и с семьей? Для ответа на эти вопросы потребуется разобрать­ся в том, какие изменения испытывает современная российс­кая семья.

В сегодняшней России социологи условно выделяют три типа семьи. Во-первых, это авторитарная традиционная семья (жена зависит от мужа, дети — от родителей, дети воспитыва­ются в условиях подчинения родительской воле). Во-вторых, это детоцентристская семья, переход к которой в нашей стране происходил с 50-х годов (в странах Европы – с XXI века). Это семья с 1-2 детьми, в которой на детей тратится от 1/3 До 1/2 семейного бюджета, а родительское отношение к ним луч­ше всего характеризуется словом «опека». 13-третьих, с годов у нас начинает проявляться европейская супружеская семья связанная не столько отношениями родства и родитель­скими обязанностями, сколько отношениями супружеского партнерства. Иначе говоря, семья заводится не только ради детей, и взрослые не собираются полностью жертвовать свои­ми интересами ради них. Такая семья пытается создать и парт­нерские отношения между детьми и взрослыми. Члены такой семьи часто независимы в своих интересах, потребностях, здесь мало выработанных правил и контроля. Как бы ни относиться к этим типам семьи, но опыт Запада показывает, что возврат к авторитарной семье маловероятен. Постепенно она и детоцен­тристская семья будут вытесняться современной партнерской. Но это не означает, что в ближайшие годы будут забыты ос­новные модели современного семейного воспитания — диктат, опека, отчуждение детей. История семьи не определяет полнос­тью стиль семейного воспитания. Поэтому школа сегодня мо­жет пониматься и как центр педагогического просвещения ро­дителей. Той функции, которую современная школа чаще все­го не может и не хочет на себя брать.

Достаточно представить себе фантастическую ситуацию полной финансовой, материально-технической и моральной поддержки нынешней отечественной школы государством. Есть высокие (на уровне всего общества) зарплаты педагогов, зла насыщена техническими средствами и выглядит как процветающий офис, работа педагога считается одной из са­мых престижных, а правительство громогласно заявляет (в очередной раз), что без образования у страны нет будущего. Будет ли необходима такой школе поддержка родителей — спонсорская, делами, пониманием? Вряд ли. В лучшем случае, родителей будут раз в четверть вызывать на собрание, чтобы «взгреть» за успеваемость и поведение чада. Да и к чему в век Интернета?

А вот в реальных условиях на эту поддержку все-таки наде­ются (вдруг родители «прозреют» и начнут помогать школе?), а ее отсутствие очень удобно объясняет, почему школа не мо­жет решить многие чисто педагогические проблемы. Надеять­ся, что родители начнут помогать школе из соображений аль­труизма или поймут пользу школы, не приходится. С таким же успехом можно надеяться, что граждане начнут помогать милиции ловить правонарушителей или выходить на суббот­ники. Для родителей школа — государственное учреждение с профессионалами, обязанными заниматься их детьми (на­сколько успешно — другой вопрос). Поэтому можно еще много десятилетий выражать индивидуально или коллективно свою любовь к школе и ее замечательным педагогам в ходе торже­ственных актов и в СМИ, ностальгируя, в действительности, по собственной молодости,— легче школе и педагогам от это­го не станет. Эта школа «чужая» для родителей, но другой, в большинстве случаев, для них и их детей нет.

Имеются классификации современной семьи. Ее подразде­ляют на:

1) молодую семью с присущими ей проблемами жилья, от­
ношений с родителями, взаимных отношений, детей, недостат­ка средств и поиска дополнительных источников доходов, с
большой вероятностью развода;

2) материнскую семью (семьи матерей-одиночек). Таких се­мей в Петербурге около 21 %. Чаще среди них встречаются
матери, работающие либо в сфере неквалифицированного тру­
да, либо имеющие высшее образование;

3) многодетные семьи (около 10 %). Подразделяются на
сознательно выбравшие этот вариант и семьи, где не запланировано родились двойни-тройни, семьи, возникшие от слияния двух неполных семей (отец с детьми, мать с детьми), се­мьи, где дети являются средством получения социальных льгот.

В интересующей нас теме особое значение принадлежит мо­лодым семьям, имеющим детей школьного возраста. На со­здание семьи сегодня больше ориентированы женщины. Муж­чины чаще стремятся получить лишь партнера для секса, жен­щины реже — «спонсора», на содержании которого будут находиться она и дети. Большое распространение получил «гражданский брак» в форме взаимовыгодного неформально­го соглашения.

Таким образом, современная российская семья в условиях кризиса перестает играть для человека роль места общения и поддержки. Все это, несомненно, сказывается на отношении к детям.

Современные родители подчеркивают важность воспита­ния детей вообще, но не воспринимают их чаще всего как рав­ноправных субъектов этих отношений. Современная семья достаточно конфликтна, причем, причины конфликта выст­раиваются социологами по степени их важности для семьи: материальные отношения, жилищно-бытовые условия, отсут­ствие общих интересов. 24 % родителей считают воспитание детей одной из причин семейных конфликтов. Чем более от­крыта семья социальному окружению, чем больше она кон­тактирует с внешним миром, создает видов совместного досу­га, тем меньше ее конфликтность. Примерно четверть совре­менных молодых родителей считают, что ответственность за воспитание детей не должна равномерно распределяться меж­ду супругами. Только 20 % петербургских родителей счита­ют, что в их семьях есть конфликт поколений. Очень высоко оценивая воспитательный потенциал своей семьи, современ­ные молодые родители, при этом предпочитают проводить до­суг, далеко не всегда общаясь с детьми (3-е место).

Социологами замечено, что более критически относятся к своим детям те родители, которые не участвуют серьезно в их воспитании. Наоборот, те из них, кто проверяет задания, ин­тересуется детской жизнью, оценивают своих детей более объективно. В целом, лишь 15 % родителей склонны нести личную ответственность за недостаточное воспитание своих де­тей, остальные списывают неудачи на недостаток способнос­тей детей и неудачную работу школы.

Отношение родителей к школе таково. 63 % — за суще­ствование разных типов школ, но 60 % видят главную задачу школы только в обучении и лишь 15 % — в воспитании. Вы­сокий уровень знаний, получаемых ребенком при благопри­ятном отношении со стороны учителей — два критерия роди­тельского удовлетворения школой. Лишь 10 % родителей при­емлют наказания в школе. Родители сформировали за последние 10 лет устойчивый набор котирующихся у них об­разовательных областей (экономика, право, информатика, иностранный язык). Они не готовы сегодня всерьез помогать школе, прийти туда лишний раз. 42 % готовы участвовать в уборке класса, 31 % — принять дома одноклассников своего ребенка, 20 % — провести занятия по интересующей родите­лей теме с ребятами класса, где учится их ребенок. Около 50 % родителей отрицательно относятся к развитию платных об­разовательных услуг в школе, при этом около 30 % понима­ют их неизбежность.

Взрослые озабочены решением материальных проблем и дети все более предоставлены сами себе, что заставляет родителей перекладывать на школу ответственность и за детский досуг. Тенденция к росту неполных и социально неблагополучных семей в обществе, видимо, будет сохраняться. Проблемы мате­рей-одиночек (по материалам социологических опросов), боль­ше связаны с вопросами материального обеспечения ребенка, нежели с его воспитанием и школой. Только каждая четвертая женщина этой категории надеется на будущий брак, то есть, большинство рассчитывает на себя. Поэтому они не видят для себя возможности овладевать педагогическими знаниями.

Петербургскими социологами исследовались взгляды на се­мью не только родителей, но и детей. Вот итоги:

- Чем старше дети, тем менее значимым и эмоционально светлым видится им пребывание в семье.

- Дети сегодня слабо включены в жизнь семьи, плохо представляют свои обязанности, но чутко ощущают главенство в семье, степень ее конфликтности, настроение родителей.

- Ответы детей и анкеты родителей фиксируют относительную скудость педагогических приемов современного семейного воспитания. Большинство бесед - основного приема - сводится к вопросам учебы. Родители культивируют послушание и подчинение как основные детские достоинства. Вы­сок уровень наказаний и неоправданных поощрении, компен­сирующих недостаток родительского внимания.

Все вышесказанное приводит к выводу о сокращении цен­ности детства в семье. Существенным является противоречие между занятостью родителей и необходимостью для детей пси­хологического комфорта и общения с родителями. Семья все меньше служит психологическим убежищем для ребенка.

История российской педагогики показывает, что в России долгое время формировалось отношение только к школьному воспитанию как полноценному в сравнении с воспитанием домашним. Социальная занятость родителей в советскую эпоху породила растущий от поколения к поколению педагогический инфантилизм родителей, перекладывание ответственности за воспитание на школу. Школа же традиционно использует воспитание и обучение словом, под которым часто подразумевается абсолютно неэффективное «чтение детям морали». Школа не может стать для ребенка домом, семьей, в лучшем случае, это будет хороший детский дом. Школа готовит ребенка к встрече с социумом, семья же смягчает для ребенка этот, порой болезненный, процесс, создавая (в идеале) ребенку эмоциональный комфорт, недостижимый в массовой школе. Попытка их подменить друг друга обречена на провал, ибо их социально-педагогические роли различны.

Возможными сферами совместной работы школы и роди­телей сегодня могут стать:

 

 

> Совместное с родителями индивидуальное психологическое диагностирование и консультирование подростков.

> Работа с органами местного самоуправления по специальной защите нуждающихся семей и детей.

> Поощрение детских инициатив в общественно – полезной деятельности при поддержке родителей.

 

> Всестороннее и грамотно выстроенное педагогическое просвещение родителей по всему спектру проблем современной молодежи.

 

> Аналогичная работа с подростками для подготовки их к
будущей семейной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: