Причины обращения к вопросу о месте и роли истории детства




Изменения современной истории педагогики вызвали к жиз­ни новые исследовательские подходы - аксиологический, парадигмальный, цивилизационный, антропологический, историко-генетический, феноменологический, дополнившие при­вычные формационный и системный подходы. Их разнообра­зие позволяет сделать исследовательские усилия немногочис­ленных историков педагогики более эффективными.

Эти процессы в нашей дисциплине происходят на фоне кри­зиса научного познания в целом (эпоха постмодерна, поиски неклассических путей для современной науки). Все это лиша­ет научное знание того «ореола всемогущества и непогреши­мости», который существовал ранее. Параллельно снижается «историзм» общественного сознания (способность его опи­раться в своих выводах и оценках на опыт прошлого), в том числе, и в среде педагогов.

Включение в педагогические исследования историко-педагогической составляющей производится сегодня далеко не все­гда, поэтому история педагогики развивается автономно, а ее результаты часто используют как вспомогательное иллюстра­тивное дополнение. Между тем, необходимы не иллюстрации, красивые примеры из прошлого, подтверждающие ту или иную идею современности, а целостные научные обоснования веду­щих линий развития (доминант, тенденций) этого прошлого.

Что же главное должно измениться в истории педагогики? «В основе всех классификаций наук - от Платона до наших дней - лежали два принципа: классификация по предмету и методу. При этом, история не вполне укладывалась в эти схе­мы, основанные на двух принципах членения». Современные изменения истории педагогики связаны в первую очередь с изменением ее предмета (области изучаемого материала). Это понятно: методы изучения в истории педагогики историчес­кие, зависят от наличия и качества, разновидностей имеющих­ся исторических источников. Именно источники информации отличают области изучаемого друг от друга и специфику ме­тодов их изучения. История детства находится в ряду новых сфер изучения для современной истории педагогики. Подходы к исследованию данных областей различны. Но сохраня­ется главное, что мешает развиваться истории детства. При всех поисках отечественной истории педагогики последнего десятилетия, она по-прежнему остается лишь историей того, как взрослые люди проводили педагогические «эксперименты» над детьми. История педагогики — по-прежнему история взрослых, а не детей. Предмет истории педагогики расширя­ется количественно, но не качественно. Историю детства го­раздо сложнее изучать с точки зрения наличия и возможности объяснения ее источников информации. Но понять действия педагогов прошлого невозможно, не уяснив их понимания ме­ста ребенка в жизни. Стоит попытаться понять и особенности восприятия детьми взрослого мира, окружения сверстников. Ведь разве может рассчитывать на успех педагог, не предпо­лагающий детских реакций на свои действия? Невозможно понять отношение взрослых к детям, не имея представления о детстве той эпохи как самостоятельном явлении. Знать, как взрослые представляли себе детей, мало. Взрослые сами были детьми, их отношение к детству формировалось на основе соб­ственного опыта и понимания. Они сталкивались с реакция­ми детей на свои действия как педагогов и должны были их себе объяснять на уровне своего времени.

Советская история педагогики, создав огромное число ис­следований, почти полностью посвятила их взрослым — дея­телям образования, образовательным учреждениям, исследо­вателям. Для отечественной истории педагогики характерен своеобразный «авторитаризм», когда взрослые знают, что по­лезно детям, обществу, миру в целом. Такая линия может быть продолжена и современностью, но единственная ли она? Ис­тория детства,— достижение западной истории педагогики, малоизвестное в России,— появилась в конце 60-х годов, во-первых, как ответ на кризис исторической науки, как новое направление, интересующееся историей обычных проявлений, историей повседневности, а не только «историей Великого про­шлого». Во-вторых, история детства включает и историю со­зданных взрослыми для детей социальных институтов — се­мьи, школы. Главное отличие истории детства от истории педагогики: история детства более относится к исторической на­уке, а история педагогики — к педагогической. Первая более направлена на познание прошлого, вторая ориентирована на обоснование современных проблем (настоящее, понимаемое через прошлое).

Таким образом, причинами обращения к истории детства со стороны истории педагогики стали поиски последней в от­вет на кризис исторического познания и совокупность совре­менных проблем педагогики. Было необходимо заполнить «белое пятно» истории детства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: