Изменения современной истории педагогики вызвали к жизни новые исследовательские подходы - аксиологический, парадигмальный, цивилизационный, антропологический, историко-генетический, феноменологический, дополнившие привычные формационный и системный подходы. Их разнообразие позволяет сделать исследовательские усилия немногочисленных историков педагогики более эффективными.
Эти процессы в нашей дисциплине происходят на фоне кризиса научного познания в целом (эпоха постмодерна, поиски неклассических путей для современной науки). Все это лишает научное знание того «ореола всемогущества и непогрешимости», который существовал ранее. Параллельно снижается «историзм» общественного сознания (способность его опираться в своих выводах и оценках на опыт прошлого), в том числе, и в среде педагогов.
Включение в педагогические исследования историко-педагогической составляющей производится сегодня далеко не всегда, поэтому история педагогики развивается автономно, а ее результаты часто используют как вспомогательное иллюстративное дополнение. Между тем, необходимы не иллюстрации, красивые примеры из прошлого, подтверждающие ту или иную идею современности, а целостные научные обоснования ведущих линий развития (доминант, тенденций) этого прошлого.
Что же главное должно измениться в истории педагогики? «В основе всех классификаций наук - от Платона до наших дней - лежали два принципа: классификация по предмету и методу. При этом, история не вполне укладывалась в эти схемы, основанные на двух принципах членения». Современные изменения истории педагогики связаны в первую очередь с изменением ее предмета (области изучаемого материала). Это понятно: методы изучения в истории педагогики исторические, зависят от наличия и качества, разновидностей имеющихся исторических источников. Именно источники информации отличают области изучаемого друг от друга и специфику методов их изучения. История детства находится в ряду новых сфер изучения для современной истории педагогики. Подходы к исследованию данных областей различны. Но сохраняется главное, что мешает развиваться истории детства. При всех поисках отечественной истории педагогики последнего десятилетия, она по-прежнему остается лишь историей того, как взрослые люди проводили педагогические «эксперименты» над детьми. История педагогики — по-прежнему история взрослых, а не детей. Предмет истории педагогики расширяется количественно, но не качественно. Историю детства гораздо сложнее изучать с точки зрения наличия и возможности объяснения ее источников информации. Но понять действия педагогов прошлого невозможно, не уяснив их понимания места ребенка в жизни. Стоит попытаться понять и особенности восприятия детьми взрослого мира, окружения сверстников. Ведь разве может рассчитывать на успех педагог, не предполагающий детских реакций на свои действия? Невозможно понять отношение взрослых к детям, не имея представления о детстве той эпохи как самостоятельном явлении. Знать, как взрослые представляли себе детей, мало. Взрослые сами были детьми, их отношение к детству формировалось на основе собственного опыта и понимания. Они сталкивались с реакциями детей на свои действия как педагогов и должны были их себе объяснять на уровне своего времени.
Советская история педагогики, создав огромное число исследований, почти полностью посвятила их взрослым — деятелям образования, образовательным учреждениям, исследователям. Для отечественной истории педагогики характерен своеобразный «авторитаризм», когда взрослые знают, что полезно детям, обществу, миру в целом. Такая линия может быть продолжена и современностью, но единственная ли она? История детства,— достижение западной истории педагогики, малоизвестное в России,— появилась в конце 60-х годов, во-первых, как ответ на кризис исторической науки, как новое направление, интересующееся историей обычных проявлений, историей повседневности, а не только «историей Великого прошлого». Во-вторых, история детства включает и историю созданных взрослыми для детей социальных институтов — семьи, школы. Главное отличие истории детства от истории педагогики: история детства более относится к исторической науке, а история педагогики — к педагогической. Первая более направлена на познание прошлого, вторая ориентирована на обоснование современных проблем (настоящее, понимаемое через прошлое).
Таким образом, причинами обращения к истории детства со стороны истории педагогики стали поиски последней в ответ на кризис исторического познания и совокупность современных проблем педагогики. Было необходимо заполнить «белое пятно» истории детства.