Соотношение истории педагогики и истории детства 4 глава




по 1638 годы произошел сперва малозаметный, постепенный

переход от традиционного для России буквенного написания

цифр к арабскому (европейскому) их изображению.

Наибольших успехов в деле образования достигла Славя-

но-Греко-Латинская академия. Это было всесословное учебное заведение, рассчитанное только на православных. Так как в сферу деятельности академии была включена и церковная цензура, например, проверка прибывающих в Россию иностранцев на предмет лояльности к господствующему вероисповеданию, борьба с возможными ересями внутри православия, проверка издаваемых в России книг, то и педагогическое дело было строго регламентировано и ни один преподаватель академии (большинство которых были иностранцами, хоть и православными) не мог стать таковым без соответствующего высокого поручительства. Образовательный курс академии, равный Киевской академии, включал в себя 3 грамматических класса, представлявших среднюю школу того времени и 4 высших класса. Таким образом, академия сочетала в своих стенах курсы начальной, средней и высшей школы. Преподавать славянская (русская), греческая и латинская грамматика – от алфавита до умения делать переводы с одного языка на другой. Курс высшей школы предусматривал преподавание пиитики (стихосложения), для чего использовались такие приемы, как составление словесных ребусов, риторики (красноречия), физики, включавшее скорее естествознание в его современном понимании, нежели собственно физику с ее формулами и расчетами, ибо преподавания математики в академии не было. Аналогично (то есть, по Аристотелю, на уров­не европейских университетов классического Средневековья, но без учета научных достижений XVI-XVII веков) препода­валась астрономия. Преподавание философии, опять же по Аристотелю, делилось на политику и этику.

Оценки значимости академии в ее роли в истории отечествен­ного образования принципиально расходятся еще со времен до­революционной историографии. Это расхождение отразилось, например, в работах П. Ф. Каптерева и М. И. Демкова. Если первый считал деятельность академии для российского про­свещения запоздалой, явно отстающей от образовательных по­требностей своего времени и потому не оказавшей заметно­го влияния на российскую педагогическую культуру, то оцен­ки Демкова значительно мягче. По его мнению академия явилась по сути первым российским университетом (что ра­нее отличало российское образование от европейского), хотя в этом университете и отсутствовали естественные и точные науки в полном смысле этого слова. Главное, по мнению ис­торика, что в академии преподавалась латынь - ключ к на­учному европейскому знанию той эпохи, поэтому освоение этого знания Россией становилось лишь делом времени. То, что выпускники (даже не закончившие курс полностью) ака­демии котировались российским государством и обществом того времени очень высоко - тому доказательство, а судьба гениального М. В. Ломоносова - лишь подтверждение этой высокой оценки относительно всех выпускников академии до превращения ее к середине XVIII века в профессиональное ду­ховное учебное заведение. Таким образом, Каптерев и Демков расходятся в оценке роли Славяно-Греко-Латинской ака­демии потому, что критерии к этой оценке принципиально разные. Если для Каптерева этот критерий лежит в области идеологии, философско-исторического направления, позднее названного западническим, то оценка Демкова более историко-педагогическая, рассматривающая академию в контексте развития российской педагогической культуры, а не в сравнении ее с европейскими достижениями того времени. Сегодня несомненно, что появление академии было прогрессивным ша­гом в развитии российской образованности. Ее место и роль следует рассматривать не только в сравнении с Европейской педагогикой XVII века или с уровнем образованности России этого столетия, но, скорее, в контексте петровских образова­тельных реформ, осуществлявшихся в немалой степени и пото­му, что уже существовала академия.

Кроме перечисленных выше школ мастеров грамоты, братс­ких и греко-латинских школ, Славяно-Греко-Латинской ака­демии в Москве XVII века действовала и школа в Немецкой слободе. Это поселение иностранцев продолжило традицию XVI века и появилось на месте уничтоженной в Смутное вре­мя немецкой слободы XVI века. Основной контингент обуча­ющихся в этой школе принадлежал к протестантам-лютера­нам, но в интернациональной слободе строго придерживать­ся этого принципа было вряд ли возможно. Сегодня известно, что в данную школу принимали и детей желающих русских людей, сюда же направлялись ученики от российского прави­тельства, которые в будущем должны были стать переводчи­ками. Лютеранская община содержала школу, пастор следил за 1-2 учителями, осуществлявшими преподавание. Среди из­вестных нам педагогов сохранилось имя Иоанна Грегори, сак­сонца, преподававшего в школе до 1675 года и оставившего по себе память театральными постановками силами учеников при дворе Алексея Михайловича, которые настолько заинте­ресовали царя, что он проводил за их просмотром до 10 часов подряд. В учебный курс школы входили изучение лютеранс­кой Библии, немецкой и латинской грамматики, элементар­ной математики. Таким образом, школу Немецкой слободы можно считать промежуточной между элементарной началь­ной и начальной школой повышенного типа.

Сведения таких назидательных сборников XVI-XVII веков, содержащих и педагогические сведения, как Домострой, Пче­лы, Златоусты, Измарагды, Поучение чадам, Школьное благочиние, позволяет сформулировать наиболее общие воспи­тательные принципы, которыми руководствовались педагоги того времени. Эти сведения регламентируют детское поведе­ние дома, в школе, в церкви, при встречах с детьми и взрослы­ми, при еде и в отношении к своей внешности, в играх и даже в детской спальне наедине с собой. Сборники предусматрива­ют молитвы для всех детских житейских ситуаций, их после­довательность в течение дня. В них формулируются христи­анские заповеди, поощряются добрые дела и заповедуются смертные грехи, что в совокупности позволяет говорить об идеале христианина в педагогическом представлении той эпо­хи. Каковы же эти принципы?

Для более подробного рассмотрения этой темы было бы полезным провести историко-педагогическое сравнение таких полярных источников, как агиография (жития русских святых, часто использовавшихся как популярное нравоучительное педагогическое средство в простонародных семьях вплоть до XX века, возможно, как показывал В. О. Ключевский, не соот­ветствовавшее исторической реальности, клишированное как не­изменный канон, а не биография реального человека, но отра­жавшее воспитательные идеалы той эпохи) и отражения в за­писках иностранцев о России XV—XVII веков состояния воспитательного дела у русских. Такое сравнение представляет­ся эффективным, как и сравнение, например, постановки учеб­ного дела в православных братских школах и иезуитских колле­гиумах, в Киевской и Московской академиях и европейских уни­верситетах, но требует специальной подготовительной работы. Среди этих принципов можно выделить пять основных:

1) воспитание богобоязненного, смиренного человека, озабоченного в первую очередь спасением собственной души;

2) воспитание почтительного отношения к родителям, к
старшим вообще, к учителям как вторым родителям в осо­бенности, но искренней почтительности, а не заискива­ния и притворства;

 

3) воспитание способности ребенка различать дурные и положительные примеры, избегать дурной кампании (например, в будущей взрослости избегать женщин так, как «бежал Ной от потопа»), самому быть образцом правильного, положительного поведения;

4) не только взрослым, но и, видимо, детям внушалась польза наказания детей, и как права взрослых на един­ственно правильную точку зрения, и как проявление взрослой любви и заботы о детях;

5) воспитание в ребенке трудолюбия, рассматриваемого не в контексте утилитарной пользы, но как одного из средств (наряду с молитвой и смирением в жизни) укрощения стра­стей. Богатство при этом не рассматривалось как признак праведности, гораздо более ценилась способность к ми­лосердию.

Все эти принципы трудно сопоставимы с записками иност­ранцев, приезжавших в Москву XVII века. Например, один из них, Олеарий, свидетельствует о достаточно жестоком отно­шении русских к своим детям, о лишь обрядовом, внешнем соблюдении взрослыми и детьми декларируемых религиозных догматов, о совершенно слабой постановке обучения детей. Ясно, что нельзя полностью полагаться только на один из ви­дов исторического источника, будь то агиография, историко-педагогические сочинения, неясно отражающие состояние пе­дагогической практики, или свидетельства иностранцев, воз­можно смотревших на Россию предвзято. Но и исключать какой-либо из них, заменяя другим как единственно адекват­ным исторической реальности тоже нельзя. Поэтому древне­русская педагогика таит в себе гораздо более неразрешенных загадок, нежели уже достоверных сведений и требует продол­жения объективных исследований, которые позволят решить, например, такие проблемы, как-то, какой тип школы можно рассматривать как максимально соответствующий национальному менталитету или в каком соотношении находятся общеисторическое и педагогическое развитие России. Пока же можно лишь подвести итоги изложенного выше.

Выводы:

1. Историографическая традиция (дореволюционная и со­ветская) констатирует либо только факты, касающиеся пе­дагогики древнерусского периода, либо общее негатив­ное к ней отношение как к отсталой по сравнению с евро­пейской (Каптерев, Милюков). Этому способствует малое число источников, на основе которых можно делать кон­цептуальные выводы, поэтому древнерусская педагоги­ка становится порой полем для идеологических спеку­ляций - как неоправданно возвеличивающих ее дости­жения, так и умаляющих ее значение.

2. Педагогика древнерусского периода включала в себя по крайней мере три самостоятельные педагогические тра­диции (образовательные системы) со своей судьбой в рос­сийской педагогической культуре - народную, право­славную и школьную. Народная педагогика просущество­вала до XX столетия, православная (которую не совсем оправданно отождествляют с народной, ибо это требует более серьезных доказательств, чем просто стремление православных исследователей выдать желаемое за дей­ствительное) значительно на нее воздействовала и воспро­изводила до сегодняшнего дня российское духовное со­словие. Школьная же педагогика к XVII веку перестала удовлетворять запросам меняющегося социума, испыты­вая воздействие ушедших вперед педагогических культур (малороссийское, греческое, европейское).

3. Характерными чертами древнерусской педагогики стали: преимущество воспитания над обучением, семейной и при­ходской педагогики над школьной; отсутствие социаль­ной группы профессиональных педагогов; ее церковный характер. Эта церковность проявлялась в постановке педагогических задач, в содержании образования, в соответствии форм обучения и воспитания педагогическим воззрениям церкви, и в том, что именно на церковь (по её желанию или вопреки ему, с большим или меньшим успехом) легла в эту эпоху основная тяжесть педагогического служения при достаточно пассивном отношении к школьному строительству со стороны государства и немногочисленного образованного советского общества.

РЕКОМЕНДОВАННА ЛИТЕРАТУРА

 

Азбука православного воспитания, вв. 1-3.

Антология педагогической мысли Древней Руси / Под ред. А. Митюрова. М., 1991.

Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания. – Пг, 1918.

Демков М. И. История русской педагогики. СПб, 1909. Т. 1.

Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Ч. 1. Церковный период. Пг, 1915.

Ключевский В. О. Собрание сочинений. М., 1990. Т. 7.

Милюков П. Н. Очерки истории русской культуры. М., 1993. Т. 2: ч.2.

Науменко Г. М. Этнография детства. М., 1999.

Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. IX-XVII века / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1974.

Очерки по истории русской культуры XVI века. М., 1978.

Очерки по истории русской культуры XVII века. Ч.2. / Под ред. А. И. Рогова. М., 1979.

Очерки по истории русской культуры XVII века. / Под ред. А. Панченко. М., 1996.

Православная педагогика. Владимир, 1998.

Три века / Под ред. Каллаш А., М., 1990. Т.1-2, разделы по истории просвещения.

Шестун Е. Православнаяпедагогика. Самара, 1998.

Хрестоматия по истории древнерусской педагогики. Ч.1 / Под ред. О.Е. Кошелевой. М., 1992.

 

 




Часть

 

– 4 –

 

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

 

· Сущность реформирования образования.

 

· Петровская реформа.

 

· Екатерининская реформа.

 

· Александровская реформа.

 

· Николаевская реформа.

 

· Реформа Александра II.

 

 

 

 

· Сущность реформирования образования.

· Петровская реформа.

· Екатерининская реформа.

· Александровская реформа.

· Николаевская реформа.

· Реформа Александра II.

 

«В России необходимо проводить

реформы быстро и спешно,

иначе они большей частью не

удаются и затормаживаются»

С. Ю.Витте

 

1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выше говорилось о большем внимании, которое уделяется в современной истории педагогики социально-политической истории образования. Данная часть предметной области ис­тории педагогики включает историю образовательной поли­тики государства и общественно-педагогического движения в самом широком их понимании. И государство, и общество могут действовать в своих интересах посредством образова­ния,— государство, проводя образовательную политику, а общество,— реагируя на эту политику в различных формах общественно-педагогического движения. Последнее следует понимать как любую общественную инициативу в образова­тельной области.

Наиболее известной формой образовательной политики го­сударства выступает реформирование образования.

Определений реформ существует достаточно много. Вот некоторые из них. «Социальная реформа (от лат.— пре­образовывать) — это изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его эконо­мического и государственного строя (Политология. Энцик­лопедический словарь. /Под ред. Ю. И. Аверянова. М., 1993. С. 341). «Реформа — направленное, радикальное, фронталь­ное, всеохватывающее переустройство (или планируемая модель такового), предполагающее изменение порядка сущ­ностного функционирования социальной структуры, обре­тение ею принципиально нового фазового состояния. Ин­новация — рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма, отличного от реформы масштабностью, сис­темностью, объемностью, глубиной и основательностью. Реформационная деятельность выступает одной из раз­новидностей инновационной. Всякая реформа является ин­новацией, но не всякая инновация — реформой» (цит. по: Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и кон­трреформы в России. М., 1996. С. 3.).

Интерпретируя мысли Э. Д. Днепрова, источниками лю­бой образовательной реформы являются педагогическая мысль (мировая и отечественная), передовая педагогическая практика, идеологическая ситуация. Поэтому образователь­ные реформы всегда реализуют социально-политические и собственно образовательные задачи. Новое общество нельзя построить без нового образования, нужно его опережающее развитие, особенно в современном мире.

Им выделяются три урока дореволюционных образователь­ных реформ в России:

· Реформы образования идут в комплексе с другими, на пике общественного подъема (первоначальная критика шко­лы как гнезда пороков системы, но вторичность реформы об­разования после главных реформ).

· Эффективность реформы зависит от ее идейной базы, от глубины преобразований, от способности идти до конца, от их общественной защищенности.

· Успех контрреформ в образовании по сравнению с гимн объясняется консерватизмом школы, поэтому ее меньшей общественной защищенностью.

 

Э. Д. Днепров выделяет четыре школьных реформы в России: 1804, 1864, 1918, 1988 и столько же контрреформ — 1828,1871, 1934, 1993. Ясно, что реформой должно считаться не вся­кое изменение в образовании, но изменение качественное, кар­динальное. Часто важность такого изменения в состоянии оп­ределить лишь будущее. Что же касается соотношения реформ и контрреформ, то принадлежность к хорошим (реформа) и плохим (контрреформа, откат) - часто дело вкуса, педагоги­ческих пристрастий оценивающего, его идейной позиции. По­пробуйте, к примеру, определить с этих позиций положитель­ные и отрицательные изменения в современном школьном об­разовании!

Представляется, что образовательной реформой надо счи­тать не отдельные изменения (в начальной, средней школе или иной сфере системы), а совокупность качественных изменений системы образования на протяжении длительного (по край­ней мере, одно поколение) периода. Таких реформ в отече­ственной истории образования можно назвать несколько - петровская, екатерининская, александровская, николаевская, Александра II, советская, современная.

 

2. ПЕТРОВСКАЯ РЕФОРМА

Рубеж XVII-XVIII веков в истории российского образова­ния - особый. Именно в эпоху петровских преобразований начинает стремительно возрастать роль государства, которое понимает практическую необходимость профессионалов в раз­ных областях и необходимость распространения среди насе­ления официальной идеологии. Все это требует большего числа иначе, чем в древнерусский период, подготовленных, образо­ванных людей,— чиновников, офицеров, моряков, медиков, придворных, дипломатов, инженеров, переводчиков. Европеизированная Петром Великим Россия не должна ни в чем ус­тупать им, поэтому наличие развитой системы образования ста­новится для государства необходимым атрибутом развития.

Древнерусской образованности с ее религиозной направ­ленностью на внутреннее совершенствование человека теперь явно недостаточно. Еще в XVII веке России приходится при­глашать иностранных специалистов, сообщество которых со­ставит известную Немецкую слободу в Москве. Петр перво­начально стал решать стоящие перед страной образователь­ные задачи традиционным путем. Поток приглашенных, в Россию иностранных специалистов значительно возрос уже в 90-е годы XVII века. Однако, вскоре (особенно после пораже­ния под Нарвой) стало очевидно, что чаще всего Европа «вбра­сывает» в Россию маргиналов, тех, кто в самих европейских странах не востребован. Они рассматривали Россию в качестве материально выгодной командировки, после которой можно вернуться на родину состоятельным и социально успешным человеком (вероятно, такая психология присуща специалистам, едущим на работу в развивающиеся страны). Ждать от всех них службы «не за страх, но за совесть» было невозможно, поэтому следующим действием Петра становится отправка русских лю­дей за границу для приобретения профессиональных знаний. Впервые масштабно это было осуществлено в ходе знаменито­го Великого посольства 1698-99 годов.

Сегодня, когда о деятельности Петра 1 можно говорить не только восторженно, становится очевидным, что такая прак­тика (просуществовавшая в России вплоть до сегодняшнего дня) лишь частично дала плоды. Еще В. О. Ключевский отме­чал, что число вернувшихся на родину специалистов (не толь­ко из состава Великого посольства, но и отправленных по­зднее) не превышало трети или даже четверти из их общего числа. Прямых аналогий с современностью делать не стоит. Отправляемые по воле государства, насильственно, без зна­ния иностранных языков и с большими затруднениями в по­лучении денежного содержания, молодые люди оказывались в чужой стране практически в одиночестве, в отрыве от своей культуры. Получение профессиональных знаний занимало один год. За это время ученики претерпевали бурные биографические метаморфозы (служили, воевали, меняли место жительства, заводили семьи). Происходил отрыв от отече­ственных корней, поэтому возвращение на родину для мно­гих становилось ненужным. Таким образом, приглашение специалистов из-за рубежа и подготовка их из русских лю­дей за границей были слишком дорогостоящими и далеко не всегда эффективными способами решения проблем образо­вания.

Потребности Северной войны заставили Петра обдумывать более эффективные пути увеличения числа специалистов. В 1699-1700 годах в Москве появляется первое в России профес­сиональной учебное заведение - Навигацкая школа в Суха­ревой башне. В дальнейшем появятся гимназия Э. Глюка (фак­тически, профессиональная школа переводчиков), Артилле­рийская и Инженерная школы. С основанием Петербурга Петр сохранит московские школы, но за счет части их пре­подавателей и учащихся создаст петербургские их филиалы. В Петербурге появятся также медико-хирургическая школа (нынешняя Военно-Медицинская Академия), Морская ака­демия (ныне училище имени М. В. Фрунзе). Итак, первой об­разовательной системой или типом учебного заведения им­перского периода станут профессиональные школы. Основ­ной их особенностью стало совмещение в одном учебном заведении общеобразовательной начальной (русские классы), средней (латинские классы) и профессиональной (например, навигацкие классы) школ.

По мере приближения Северной войны к успешному завершению Петр мог обратиться к организации более массовой школы. Пришло понимание того, что должное число качественно подготовленных специалистов нельзя получить без создания общеобразовательной базы. Дворянство, купечество, духовенство как высшие сословия страны нуждались в дозированном для каждого образовании. Для этого была необхо­дима сеть по-новому организованных школ, где бы препода­вали не только грамоту, но и математику, иностранные язы­ки обучали бы светскому обхождению. Нужны были подго­товленные учителя, учебные пособия.

Начиная с 1717 года российское государство делает пер­вую попытку организации массовой общеобразовательной школы. Указанные выше сословия должны были отдавать сво­их детей в казенные школы. В городах и при епископских ка­федрах создаются цифирные, гарнизонные, архиерейские шко­лы. Во многом успех начинания определялся наличием авто­ритетного лидера, способного вдохнуть в эти школы жизнь (как, например, новгородский архиепископ Геннадий). Одна­ко, главной трудностью стало нежелание населения овладевать новыми знаниями. Причин тому было несколько. Во-первых, это слишком малое число людей, способных понять обновле­ние школьного дела как государственную необходимость. Во-вторых, большинство дворян, купцов и священников (не гово­ря уже о крестьянах) не видели практической пользы для своих детей в получении такого образования. Традиционно россий­ский социум того времени не предусматривал оставление сво­его сословия. Исключения были чрезвычайно редкими. Боль­шинство устраивали школы мастеров грамоты и традицион­ная древнерусская образованность. В-третьих, трудное для освоения содержание образования (математика, языки), дли­тельность обучения, отсутствие необходимых учебников на русском языке и подготовленных преподавателей делали обу­чение в таких школах делом не слишком привлекательным. Наконец, в-четвертых, авральные репрессивные способы, ко­торыми государство пыталось «загнать несознательных» в школы, отождествляло последние в глазах населения с госу­дарственной службой, наподобие рекрутчины. Отдавая ребен­ка в школу, родители, фактически, теряли его. Он становился собственностью государства, учеба была началом пожизнен­ной службы государству. А такой доли для своих детей никто не хотел, по крайней мере, тяготы службы в России всегда пытались облегчить.

Следует признать, что всемогущий Петр Великий воину с обществом за образование проиграл. Не помогли ни заковы­вание бежавших из школы учеников в кандалы, ни засады на бежавших у родителей, ни непомерные штрафы и поручитель­ства ни знаменитый запрет дворянам жениться, не получив образования. Казенные школы так и оставались пустующи­ми. Именно тогда российская государственность впервые про­явила еще одну характерную черту в своем образовательном реформировании. Декларируя реформу, создавая ее план, она никогда не находила достаточного финансирования своих про­ектов, перекладывая тяжесть его на общество. Так было в слу­чае с цифирными и архиерейскими школами, которые долж­ны были создаваться за счет населения и церковных прихо­дов. Понятно, что не горевшее желанием учиться в новых школах население не с восторгом принимало известие об оче­редном государевом налоге.

Признав сначала право купечества на домашнее обучение своих детей (дабы они могли приобрести практические навыки торговли под руководством родителей, чтобы не нанести убыт­ков торговле страны в целом), Петр в дальнейшем распростра­нил это право и на дворянство. Три государевых смотра дво­рян-новиков,— в 7, 10 и в 16 лет,— должны были обеспечить контроль за ходом образования со стороны государства. Первый смотр удостоверял в наличии ребенка, второй - в овладении им первоначальной грамотой (письмо, чтение, счет), третий, в Петербурге, должен был продемонстрировать готовность молодого дворянина к службе. На нем требовалось знание иностранногого языка (чаще всего, немецкого), математики, сведений по общеобразовательным предметам, умения светского человека (фехтование, верховая езда, танцы, европейское обхождение). Для усиления эффекта родителям сообщалось, что в случае отсутствия этих знаний, дворянский недоросль будет определен на службу рядовым матросом (!) без права выслуги.

Эффект превзошел ожидания, что особенно очевидно смот­рится в исторической перспективе XVIII века в целом. Новое поколение российских дворян уже понимало, что быть нео­бразованным в свете новых требований стыдно. Конечно, нельзя переоценивать скорость проникновения европейской образованности в дворянскую массу, особенно провинциаль­ную или женскую ее часть (пример фонвизинского Недоросля может быть дополнен по отношению ко второй половине сто­летия многими зарисовками мемуаристов из жизни провин­циального дворянства). Важнее сама тенденция: начав с под­ражания светскому поведению в быту и профессиональных знаний, необходимых для службы, лучшая часть российского дворянства к концу столетия ощутила потребность в более высокой образованности, причем часто на уровне самостоя­тельного ее освоения.

В конце правления Петра дворянство вынуждено было ис­кать новых учителей. Сельский священник теперь мог обеспе­чить лишь приобретение первоначально требуемых знаний. Но как выучить в поместье ребенка языкам, математике или фехтованию? Только отдав в казенную школу (что нежелатель­но) или... Именно тогда в России заявляет о себе другая обра­зовательная система - домашнее образование или гувернер-ство. Первоначально оно было представлено шведскими во­еннопленными, расселенными в целях безопасности по России. В дальнейшем, домашними учителями и воспитателями будут в большинстве немцы, затем французы, в аристократических семьях - англичане. Но как историко-педагогическое явле­ние гувернерство родилось именно в петровскую эпоху.

Интересен казус, иллюстрирующий обстановку той эпо­хи. Один молодой дворянин, получив такое домашнее обра­зование у военнопленного, был представлен на столичный смотр. На вопрос о языке, которым он владеет, сообщил, что французским. Однако, понять, что он говорит, комис­сия не смогла, заподозрив парня во лжи. Быть бы ему во флоте матросом, но на его счастье рядом оказался дворянин, слышавший финский язык. Он понял, что экзаменуемый владеет именно им. Оказалось, что попавший в плен финн, не знавший иных языков, кроме родного, но желавший получше устроиться, выдал его ничего не понимавшим в языках родителям за французский. Он и обучал юношу, который теперь был оправдан и сделал неплохую карьеру, так как переводчиков с финского (в отличие от знавших французский) было мало.

Еще одной составляющей петровской реформы образования стало создание в 1724 году в Петербурге Академии Наук с университетом и гимназией при ней. В этом действии ярко проявляется желание российской государственности обеспечить «подобающий фасад», должный имидж развитости, в том чис­ле и за счет системы образования. Судьба этого начинания известна и показательна. Наличие Академии, университета и гимназии вроде бы ставили Россию на один уровень с евро­пейскими странами. Огромные суммы были затрачены на при­глашение иностранных знаменитостей, которые в дальнейшем за отсутствием русских слушателей, вынуждены были ходить на лекции друг к другу или обучать (за русские деньги) выпи­санных из Германии своих учеников. Если академическая гим­назия еще получала русских учеников, то в университете об­разование продолжала ничтожная их часть. Профессура мог­ла вести занятия только на латыни, а степень овладения ею даже в гимназии не позволяла слушателям воспринимать. Да и учиться дальше (общий срок обучения в гимназии и универ­ситете достигал 15 лет, что для людей того времени было аб­солютно нерациональной тратой времени) многие гимназис­ты не хотели.

Проживи преобразователь дольше, возможно, судьба на­чинания сложилась бы не столь печально, но во второй чет­верти XVIII века университет и гимназия захирели. И только насильственный перевод государством лучших учеников Славяно-Греко-Латинской академии (например, М. В. Ломоносова), знавших латынь лучше, в университет позволял последнему существовать. На протяжении всего столетия Святей­ший Синод будет жаловаться через Сенат монархам о том, что лучших учеников из духовных учебных заведений забирают для получения светского образования. Кстати, именно благо­даря петровским образовательным реформам, в России во вто­рой четверти XVIII века появились средние профессиональ­ные школы для духовенства-духовные семинарии, которые можно рассматривать в одном ряду с военными, морскими, инженерными, медицинскими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: