Сооружения и устройства СЦБ




Для безопасного движения поездов в попутном направлении устанавливаются допустимые интервалы их безопасного следования и исключается возможность их следования во встречном направлении по одному пути. Эти условия реализуются при помощи комплекса технических устройств железнодорожной автоматики: сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи приказов.

Централизация – комплекс технических средств для управления стрелками и сигналами на станциях или участках из одного пункта (центра) управления.

Блокировка – система автоматики, обеспечивающая разграничение поездов по времени при движении на железнодорожном участке.

Одним из видов устройств СЦБ является автоматическая блокировка. Участок между станциями, называемый перегоном, делится на блок-участки длинной от 1000 до 2600 м. На границах блок-участков устанавливаются светофоры. Блок-участки оборудуются рельсовыми электрическими цепями. При свободном блок-участке электрическая цепь замкнута и на светофоре горит разрешающее зеленое показание. Когда поезд вступает на блок-участок, цепь при помощи колесных пар на противоположных рельсах размыкается и на светофоре загорается красный огонь. По рельсовым нитям информация о занятости блок-участка передается на следующий светофор, который горит желтым сигналом, а следующий зеленым. Это значит, что впереди свободно не менее двух блок-участков.

Раздельные пункты

Все железнодорожные линии делятся на перегоны и блок-участки. Пункты, которые делят линии на перегоны и блок-участки, называются раздельными. Основное назначение пункта – увеличение пропускной способности железных дорог, а также обеспечение безопасности движения поездов, так как между двумя раздельными пунктами на одном пути может находиться только один поезд.

Чем чаще размечены на линии раздельные пункты, тем короче перегоны или блок-участки и тем больше пропускная способность линии. К раздельным пунктам относятся:

- станции – раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить операции по приему, отправлению, скрещиванию и обгону поездов, а также операции по приему и выдаче грузов и обслуживание пассажиров, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с вагонами, локомотивами и поездами;

- разъезды – раздельные пункты на однопутных линиях, предназначенные для скрещивания и обгона поездов и имеющие путевое развитие;

- обгонные пункты – раздельные пункты на двухпутных линиях, имеющие путевое развитие, которое допускает обгон поездов и в необходимых случаях перевод поезда с главного на другой, т.е. отправление по неправильному пути;

- путевые посты – раздельные пункты на железнодорожных линиях, не имеющие путевого развития и служащие для увеличения пропускной способности на участках, оборудованных полуавтоблокировкой;

- проходные светофоры – раздельные пункты на участках, оборудованных автоматической блокировкой, каждый из которых на таком участке является границей перегона и в зависимости от сигнального показания разрешает либо запрещает поезду проследовать с одного блок-участка на другой.

Пассажирским остановочным пунктом является пункт, не имеющий путевого развития, предназначенный только для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является). Каждый раздельный пункт, остановочный пункт или вспомогательный пост должны иметь наименование либо номер.

Перегон – это часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами, блок-участками или путевыми постами. В обиходе у проводников – часть железнодорожной линии между двумя пассажирскими станциями (как правило, несколько настоящих перегонов).

На железнодорожных станциях имеется несколько путей, они подразделяются на главные, станционные и специального назначения. Главными путями в пределах станции называются пути, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах. Станционными путями считаются все пути в пределах станции. Каждый станционный путь предназначен (специализирован) для выполнения определенных операций. В зависимости от этого они подразделяются на приемоотправочные пути, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства) и другие.

К путям специального назначения относятся:

- пути стоянки восстановительных и пожарных поездов;

- предохранительные тупики – это тупиковые пути, предназначенные для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов;

- улавливающие тупики – тупиковые пути, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску;

- железнодорожные подъездные пути на станциях и перегонах.

Все станционные пути имеют свою нумерацию, главные пути обозначаются римскими цифрами. У каждого станционного пути различают полную и полезную длину. Полная длина пути – расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих данный путь. Полезной длиной станционного пути считается та часть его длины, на которой можно установить подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям.

Наиболее распространенными и значительными раздельными пунктами являются станции. На сети железных дорог Российской Федерации насчитывается около 7 тысяч станций. Являясь составной частью железнодорожного транспорта, станции принимают решающее значение в его работе. На них размещаются основные устройства, обеспечивающие пропускную и провозную способность линий, это сортировочные устройства, станционные сооружения и устройства путевого развития, вокзалы, грузовые районы, посты централизации, локомотивные и вагонные депо, пункты технического осмотра и т.д. В соответствии с выполняемыми операциями станции делятся на разъезды, обгонные пункты, промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские, пассажирские технические, грузовые станции общего и необщего пользования (предприятий) и железнодорожные станции в крупных узлах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: