РАЗВИТИЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО И ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Дореволюционные гимназии и Царскосельский лицей ста­ли своеобразными мифологическими символами петербургс­кой школы в общественном сознании. Между дореволюцион­ной и современной гимназиями огромная разница. Но кто, кроме профессионалов, это учитывает? Обыденное сознание фиксирует сам факт названия школы и, тем самым, свое отно­шение к прошлому. А рубеж 80-90-х годов XX века стал удоб­ным моментом для «возрождения» именно гимназического и лицейского «прошлого». Сегодня в среднем 12 % общеобра­зовательных школ Петербурга имеют статус гимназий или лицеев. Интересно, что большое количество их встречается не только в старых районах города, но и в новостройках.

В этой ситуации важно объективное обращение к прошло­му, определение плюсов и минусов реально существовавших в нем, а не мифологизированных нами, типов школ. К про­шлому, в котором гимназию никто никогда не путал не толь­ко с лицеем, но и с реальным училищем.

Гимназии

Гимназии в Петербурге появились с 1725 года, однако пе­риод их рассвета пришелся на 60-80-е годы XIX века. Госу­дарственные (казенные) мужские гимназии были нормативным образцом для частных, создаваемых по их подобию. Женские казенные и частные гимназии повторяли гимназическую про­грамму мужских в несколько сокращенном виде и имели пе­дагогические классы для желающих, так как возможность по­лучения высшего образования до революции для женщин была очень ограничена. Необходимо выделить существенные чер­ты дореволюционной петербургской гимназии.

Что же касается более раннего времени, то, несмотря на су­ществование гимназий в России с 1724 года, это были «дру­гие» гимназии, то есть не тот тип учебного заведения, кото­рый подразумевается, когда говорят о гимназии дореволюци­онной России. В последнем случае имеются в виду именно гимназии второй половины XIX - начала XX века.

В своем историческом развитии гимназия прошла те же ста­дии, что и другие типы российских учебных заведений импер­ского периода. Появление гимназий относится к петровской эпохе. Тогда появились в Москве в 1704 году названная гим­назией школа переводчиков пастора Эрнста Глюка и гимна­зия при Академии Наук в Петербурге (1724), которую можно рассматривать как школу для подготовки будущих ученых. Таким образом, в гимназиях был значительный элемент про­фессиональной школы.

В дальнейшем гимназии возникли в 1755 году в Москве и в Казани. Но их широкое распространение было связано только с первой четвертью XIX века, когда они заняли место главных (губернских) народных училищ, став наиболее значимым типом средней общеобразовательной школы. После унификации гимназий (их уставов, программ, учебников) реформой 1828 года, гимназическое образование не утратило сформи­рованных ранее черт, - элитарности, пансионной закрытос­ти в сочетании с достаточно широким привлечением разно­чинцев, энциклопедизма учебного курса, близости его с уни­верситетским. Малочисленность гимназий правительством поощрялась и лишь нужда в специалистах (гимназия - уни­верситет - практика) заставляла государство постепенно уве­личивать их число и квоты приема. В целом, гимназии во вто­рой половине XVIII - первой половине XIX веков стали прак­тически единственным типом школы, дающим доступ к высшему образованию.

Со второй половины XIX века, в ходе борьбы за преемствен­ность в рамках системы отечественного образования, гимна­зия становится открытым и бессословным учебным заведени­ем. Меняется и социальный состав учащихся: от преоблада­ния дворянства (чаще служилого, нежели потомственного) -к преобладанию разночинцев, то есть, детей чиновников, куп­цов, духовенства, зажиточного мещанства. Это заставляло правительство ограничивать доступ в гимназию и к универ­ситетскому образованию в перспективе. Надо отметить, что именно гимназическое образование в XIX веке находилось в центре внимания государственной образовательной полити­ки, являясь ключевым типом системы образования страны.

В чем специфика петербургской гимназии? Во-первых, на­ходясь в столице Российской Империи, петербургские гимна­зии приобретали некоторый статус «экспериментальных пло­щадок», где проверялись педагогические новации как государ­ственной, так и общественной педагогической инициативы. Именно здесь в первую очередь распространялись и макси­мально строго отслеживались в исполнении указания МНП. В этом смысле, петербургскую гимназию можно считать об­разцовой с управленческой точки зрения.

Во-вторых, к петербургским гимназиям предъявлялся бо­лее высокий уровень требований и со стороны родителей. Именно здесь фокусировались в максимально степени образовательные интересы общества в их идеальных устремлениях и практическом осуществлении. Образовательная среда Петербурга исторически складывалась как бы по округам, районам (не административным, а территориальным), кото­рые отличались сословие, что сказывалось на образователь­ных видах их жителей. Дворянский (аристократический и слу­жилый), чиновный, купеческий, разночинный Петербург, де­лясь территориально, как бы выбирал подходящие тому или иному сословию типы учебных заведений. Казенная гимназия была школой для детей служилого дворянства, чиновничества, реже - разночинцев. Дети более состоятельных родителей предпочитали домашнее обучение, закрытые учебные заведе­ния, вроде кадетских корпусов иди институтов благородных девиц, частные пансионы. Казенную гимназию Петербурга и следует воспринимать именно сквозь призму осуществления карьерных притязаний. В этом специфика дореволюционно­го Петербурга середины XIX века, отразившаяся на всех шко­лах, но на гимназии - более всего. Каждая гимназия несла специфику того городского района, в котором располагалась. Например, 4-я (Ларинская) на Васильевском острове, была ориентирована на детей купечества, ремесленников и имела практический уклон. 5-я (Коломна) была рассчитана на детей мелкого чиновничества и более готовила к выпуску в бюрок­ратическую службу, нежели к университету. Но, в целом, пе­тербургская гимназия была более требовательна к своим вос­питанникам, нежели провинциальная, имела столичный статус.

В-третьих, именно в Петербург стекались лучшие педагоги­ческие силы со всей России. Родители или желающее учиться юношество рассматривало северную столицу как единственное в Империи, где можно получить полноценное образование. Достаточно частым был перевод успешно проявивших себя провинции педагогов в столицу, что рассматривалось как поощрение по службе и возможность для дальнейшего продвижения. Петербург аккумулировал и иностранные педагогичес­кие силы. К педагогической работе в гимназии чаще именно в Петербурге привлекались преподаватели высшей школы. На­конец, интернационализм Петербурга проявлялся и в педаго­гической сфере: в этом городе педагогические идеи, новинки циркулировали гораздо быстрее, обсуждались, апробирова­лись на уровне знакомства и освоения европейского педаго­гического опыта.

Петербургские гимназии увеличиваются количественно в связи с общим ростом города во второй половине XIX - нача­ле XX веков, что еще более размывает их социальный контин­гент. Их местоположение смещается к городским окраинам (не нынешние, окраинами для того времени были районы вокруг Александро-Невской Лавры или широко известная Коломна). Гимназия, и в первую очередь, петербургская, аккумули­ровала интересы государства и общества в образовании. Во-первых, гимназия стала во второй половине XIX века истори­чески одним из главных источников пополнения чиновниче­ства квалифицированными кадрами, причем не только гражданскими, но, часто, после военной реформы 1874 года, и офицерского корпуса. Государство было заинтересовано в таком положении вещей, но и российское образованное об­щество видит путь служебной карьеры во второй половине XIX века уже не через домашнее образование, но через гим­назическую скамью и университетский диплом. В этом смыс­ле гимназия выступала как самостоятельная в социальном смысле ступень системы образования.

Во-вторых, через гимназию шел основной поток пополне­ния научных кадров высшей школы. Связь гимназий с уни­верситетами была очень сильной, не случайно радикализация студенчества, увеличение антиправительственных выступле­ний постоянно отражалось на отношении правительства к гим­назиям, на ужесточении требований к дисциплине гимназис­тов. Это же касается и регулирования содержания образовательного курса гимназий, от которого образованное общество требовало качественной подготовки к продолжению образо­вания в вузе. С этим было связано, например, усиленное изу­чение в гимназии древних языков - языков, без знания кото­рых было невозможно дальнейшее изучение таких наук, как медицина или юриспруденция.

В-третьих, вторая половина XIX века для гимназий стала временем необычайно острой общественно-педагогической дискуссии о роли образования в целом, о его общественно-значимых целях, об идеале будущего человека и о стоящих в этой связи перед гимназиями педагогических задачах. Факти­чески это выразилось в борьбе сторонников классического и реального направлений в развитии гимназического образова­ния. Не вдаваясь глубоко в теоретические основания этого ин­тереснейшего вопроса, хочется отметить, что по мнению ав­тора и то, и другое направления имели формально гуманисти­ческое целеполагание и являют собой по результату пример недопустимости педагогических экспериментов над учащими­ся даже в высоких целях. Классическое направление при этом вылилось в формирование личности учащихся в соответствии с государственным, официальным заказом. Реалистическое представляло более общественно-полезный идеал. Но и в том, и в другом случае развитие личности в интересах ее самой не предусматривалось.

Большое влияние на победу классического направления в этом споре оказало воздействие на становление российского гимназического образования классических традиций педаго­гической культуры Германии.

Таким образом, гимназии Петербурга занимали главенству­ющие позиции в системе образования города наряду с кадетс­кими корпусами, институтами благородных девиц, высшими учебными заведениями. Средняя школа по своему статусу, зна­чению явно превалировала как с позиции руководства Петер­бургским учебным округом, так и в сознании образованной общественности северной столицы над начальными народны­ми училищами и частными учебными заведениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: