Учебно-воспитательный процесс.




Характеристика петербургской казенной мужской гимна­зии как образовательной системы должна неизбежно включать в себя как основные характерные черни учебною и вос­питательного процесса в них, так и отражать условия, обеспе­чивающие функционирование субъектов данного процесса, то есть хозяйственную жизнь, систему управления гимназией, ти­пологические характеристики гимназических педагогов.

Состав учебного курса мужских казенных гимназий Петер­бурга в первой половине XIX века может быть охарактеризо­ван как энциклопедический. Данный термин отражает с одной стороны явно излишнее число включаемых в содержание гим­назического образования учебных предметов (политика, пра­во, статистика, бухгалтерия, философия и другие), что чисто внешне сближало гимназии с университетским образованием, делало гимназистов,- будущих студентов университета,- по­хожими по проходимым ими предметам на студентов началь­ных курсов вуза. С другой стороны, большое число выпуск­ников гимназии ограничивались ее курсом и в университеты не поступали, излишняя же обширность гимназической про­граммы приводила к соответственно низкому уровню ее усво­ения. В результате реформирования, в том числе и гимнази­ческого, образования императором Николаем I в 1828 году, такое положение подверглось пересмотру: гимназический курс был сокращен, кроме того, оставшиеся предметы были фак­тически разделены на обязательные и дополнительные, по желанию родителей учащихся. Ко второй половине XIX века, Положение о средних учебных заведениях 1864 года министра просвещения А. В. Головнина лишь узаконило и несколько упорядочило уже сложившуюся в гимназиях иерархию учеб­ных предметов, поделив также гимназии на классические и ре­альные.

Главными предметами курса классических гимназий явля­лись древние языки (главным образом, латынь, потому что греческий преподавался редко за недостатком хорошо подготовленных педагогов) и математика. На основании того, что заработная плата преподавателей именно этих предметов в гимназиях Петербурга (и России в целом) была выше, чем у других педагогов-предметников, а руководство гимназий,— директора и инспекторы классов (аналог наши завучей),— на­бирался чаще всего именно из них, можно сделать вывод о фактически существовавшей в петербургских мужских казен­ных гимназиях второй половины XIX века иерархии учебных предметов. Объяснение этому лежит в политической плоско­сти правительственного понимания пользы для молодежи от изучения того или иного предмета. Древним языкам и мате­матике придавалось особое значение именно в силу их спо­собности «дисциплинировать ум учащихся», делать его логич­ным, постоянно занятым сложными грамматическими и ма­тематическими конструкциями, что не дает возможности проникать в их сознание политически вредных, но легко усва­иваемых и популярных в образованном обществе либераль­ных и революционных идей.

Остальным предметам придавалось меньшее значение. Но­вые иностранные языки (французский, немецкий) изучались более как разговорные. Постепенно в XIX веке уменьшалась продолжительность уроков (с двух до одного часа). Медлен­но, но неуклонно возникали параллели классов (растущая по­пулярность у дворянства и разночинцев гимназического об­разования и рост Петербурга наталкивались на правитель­ственные ограничения численности гимназистов). Возраст начала гимназического обучения увеличивался: от 6-8 лет в дворянских пансионах при гимназиях в начале XIX века -века – к 9-11 годам в приготовительных классах к концу столетия. Для обучавшихся в гимназии детей дворян и состоятельной интеллигенции традиционным становится путь получения элементарного начального образования дома, под руковод­ством домашних наставников (приглашаемых учителей, но не гувернеров), или родителей, чаще матерей, после чего ребе­нок отдавался в начальный класс гимназии. Для детей собственно разночинцев (мелких лавочников, ремесленников, чи­новников и канцелярских служителей), которые не могли по­зволить своим детям качественное домашнее образование, в ходе образовательной реформы 1864 года при гимназиях были организованы приготовительные классы, которые пос­ле 1883 года были отменены с целью ограничения допуска в гимназии «кухаркиных детей». Поэтому гимназический курс продолжался сначала 8, а после 1883 года - 7 лет, гимназию оканчивали 18-19 летние юноши.

Учебный курс классической гимназии включал 12 учебных предметов. Среди них в качестве новых были гимнастика, пе­ние, законоведение. Письменные упражнения доминировали над устными. Государственный контроль успеваемости уча­щихся был редким, но достаточно глубоким. В формах рабо­ты имели место инициированные сверху кампании, например, практика литературных бесед с разбором ученических сочи­нений по разным предметам самими учащимися и организа­ция соответствующего диспута. Во второй половине XIX века происходили две гимназические реформы (1864, 1871), где вто­рая была определяющей. В результате гимназия стала класси­ческой, не самостоятельной, а лишь ступенью для поступле­ния ее выпускников в университет. Исчез курс естествознания, был увеличен объем преподавания древних языков, логики и словесности для развития умения самостоятельно мыслить. Общая перегруженность учебного курса гимназий возросла.

Идеалом учащегося становится мыслящий, любящий учеб­ный предмет и умеющий самостоятельно трудиться ученик. Предметы были взаимосвязаны. Например, стыковалось изу­чение церковно-славянского языка и русской истории по ле­тописным подлинникам, соответственно подбирались тек­сты для проведения литературных бесед. Для поступления в гимназию требовалась сдача вступительных экзаменов (испы­таний), для подготовки к ним существовали приготовитель­ные классы, публиковались гимназические программы. Педа­гогический совет в лице отдельных предметных комиссий отбирал учебные пособия из числа рекомендованных Ученым Комитетом МНП. Популярностью пользовались ученическая и фундаментальная (для учителей) гимназические библиотеки, причем, доступ учащихся, а последнюю производился только по рекомендации педагога-предметника. Интересным представлялся гимназический опыт первичного преподавания черчения относительного последующего курса рисования (от простого к сложному). За курс рисования, который проходился гимназистами по желанию родителей, вносилась отдельная плата. Домашние задания практиковались не более двух письменных в день (за этим обязан был следить классный наставник), гимназистов учили правильному алгоритму его подготовки. От дополнительных занятий в качестве наказания постепенно отказались. Большое внимание со стороны педагогов уделялось каллиграфическому почерку, который вырабатывался на уроках чистописания с помощью специальных шаблонов (транспарантов). Всем педагогам-предметникам вменялось в обязанность исправлять грамматические ошибки учащихся, следя за правильностью написания. Наконец, отдельные петербургские гимназии различались дополнительными предметами (музыка, танцы), что определялось желанием родителей.

Воспитательный процесс.

Гимназия в своем историческом развитии претерпела изменение от учебного заведения закрытого (интернатного) типа к открытому учебному заведению. С 1871 года в ней появился новый институт классного наставничества, которые заменили бывших классных надзирателей (иногда, гувернеров) в первой половине XIX века и классных воспитателей 60-х годов. Если надзиратель – это «освобожденный» воспитатель, присутствующий на уроках и ведущий только внеучебную работу с гимназистами, то классный воспитатель 60-х годов – это один из преподавателей гимназии, ведущий определенное количество уроков, а основное время посвящающий воспитательной работе с детьми. Классными наставниками становились преподаватели гимназии и гимназическая администрация (директор, инспектор классов), совмещая преподавательскую и воспитательную работу. Гимназисты находились под достаточно жестким контролем, который, однако, не мог стать все­объемлющим. Различные типы воспитательной документации (кондуиты) позволяли в любой момент иметь максимально большое количество информации о каждом учащемся, одна­ко, эта информация носила порой формализованный харак­тер. В кондуитах имелось три графы - проступки ученика, принятые меры и их эффективность. Интересно, что последняя графа фактически не заполнялась классными наставниками, что и показывает формализованный характер этих журналов. Классные наставники, проживая либо в казенной квартире при гимназии, либо в том районе, где гимназия находилась, хоро­шо знали семьи учащихся и были обязаны посещать их не реже двух раз в месяц, что усиливало контроль над гимназистами и во внеучебное время.

Большое воспитательное значение имели вырабатываемые петербургскими гимназиями их традиции как учебных заведений. Официальное награждение за учебные успехи и пове­дение золотыми и серебряными медалями дополнялось нео­фициальным награждением книгами, занесением имен воспи­танников на специальные доски лучших выпускников, публикацией историй отдельных гимназий, составлением спис­ков учителей разных лет, публикацией их научно-педагогичес­ких трудов. Истории гимназий готовили сами учителя к соот­ветствующим юбилейным датам. Запоминались и использова­лись как воспитательное средство посещение петербургских гимназий монаршими особами, почетными попечителями, ру­ководством города и губернии. У каждого классного настав­ника имелся журнал родительских автографов, отчеты об ус­певаемости и поведении гимназиста доводился им до сведе­ния родителей не реже одного раза в неделю. Именно в гимназиях появилась специальная тетрадь (дневник), в которую записывалось домашнее задание, о котором должен был осведомляться родитель или лицо, его заменяющее по месту жительства гимназиста. Наказание (взыскание) гимназисту мог назначить лишь классный наставник или педагогический совет гимназии, причем, рекомендовалось, чтобы наказание соответствовало свершенному проступку.

Гимназическим врачом отслеживалось освобождение уче­ника от учебных и гимнастических занятий. Если от гимнас­тики имелось уважительное освобождение, то физические за­нятия обязательно заменялись другим видом учебной рабо­ты. В гимназиях было 2 звонка: первый - за пять минут до окончании 55-минутного урока, для учителя, и основной - для учащихся. Отстающих учеников оставляли заниматься до­полнительно после уроков или в выходные дни под контро­лем специально назначенного педагога, хотя сам педагогичес­кий коллектив понимал достаточную противоречивость и не­достаточную эффективность такой меры. Оценки в гимназиях выставлялись по мере улучшения текстом (в первой половине XIX века они были цифровые и понижались по мере улучше­ния от 5 к нулю, но нуль как лучшую оценку в журнале ста­вить было запрещено, лучшие оценки выставлялись текстом). Большое значение придавалось постановке преподавания За­кона Божия, причем, прежде всего, в воспитательных целях. Поэтому и оклады Законоучителей были достаточно высоки­ми, несмотря на то, что они были совместителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: