· Традиция представляет собой сложное явление. Рассматривать ее можно только системно и в историческом ее развитии. Опасно не научное употребление этого понятия по конъюнктурным современным педагогическим поводам, вырывание «удобных» фактов, обозначаемых как традиция из целостного историко-педагогического контекста.
· Рассмотрение понятия «традиции российской педагогической культуры» представляется невозможным вне контекста такого понятия как традиции русской культуры в целом. Иначе говоря, узкий профессионально-педагогический подход как метод в данном случае невозможен. Традиции российской педагогики нельзя интерпретировать отдельно от общих закономерностей исторического развития отечественной культуры.
· Для современного развития отечественной школы необходим разумный, гармоничный, научно обоснованный поиск путей его в диапазоне «традиционное - инновационное», лишенном идеологического контекста. Необходима работа по выработке критериев определения и оценки педагогических традиций и инноваций. Попытка противопоставления этих двух понятий в практике педагогического дела приводит либо к утрате понимания закономерностей развития собственной педагогической культуры и бесплодным экспериментальным маниям, либо к утрате того полезного, что нарабатывается иными педагогическими культурами и может содержать необходимые сегодня, но не проработанные в отечественной педагогике прогрессивные варианты.
· Субъективным мнением автора этой книги является твердая убежденность в том, что только идея национально-государственной пользы, идея патриотизма и гражданственности как консолидирующая общество, идея, возводящая роль системы образования на пороге XXI века в разряд наиважнейших и спасительных для страны средств, в состоянии создать тот необходимый педагогическому сообществу России потенциал, который решит заочный и очный спор между «традиционалистами» и «инноваторами».
· Конечно, российская Школа XXI века должна иметь высочайший уровень педагогических технологий, конечно в ней должно происходить развитие личности учащихся, без чего нев9зможно и выведение из кризисного состояния общества в целом. Конечно, такая школа должна формировать целостность мировоззрения молодежи, что необходимо для ее неизбежного участия в разрешении глобальных проблем XXI века. Все эти проблемы могут решаться на уровне инноваций. Но традиции - явление объективное. Мы можем не замечать их существования, но от этого они не исчезают. Поэтому, дабы не испытывать разочарования от многочисленных и не совсем плодотворных на макропедагогическом уровне инноваций, которые вовсе не отрицаются в целом автором статьи, их необходимо изучать, осознавать их существование и делать корректировку на них в процессе создания инновационных проектов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Часть 1. СОВРЕММЕНЫЕ ПРОБЛЕМЫМИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………5
1. Развитие педагогической мысли в современном мире…………………14
2. Западные подходы к проблеме социализации молодежи………………30
3. Проблемы современной отечественной школы…………………………34
Часть 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫКАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...63
1. Особенности восприятия современным российским учительством истории педагогики………………………………………………………….................64
2. Актуальные проблемы современной истории педагогики…………………………………………………………………….84
3. Изучение истории детства как направления современной историко-педагогической науки…………………………………………………………………………101
Часть 3. ДРЕВНЕРУССКАЯ ПЕДАГОГИКА……………………………..117
Часть 4. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ШКОЛЫВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ………………………………………...165
1. Сущность реформирования образования………………………………..166
2. Петровская реформа………………………………………………………168
3. Екатерининская реформа………………………………………………….175
4. Александровская реформа………………………………………………...184
5. Николаевская реформа………………………………………………….....188
6. Реформа Александра II…………………………………………………......210
Часть 5. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (СИСТЕМ) ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ……………………………………….......219
1. Образовательные системы и типы учебных заведений……………….......220
2. Кадетские корпуса……………………………………………………….......231
3. Развитие гимназического и лицейского образования……………………..239
4. Российские земства и их деятельность в народном образовании во второй половине XIX века……………………………………………………………...262
Часть 6. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ………………………………………………….......289
1. Исторический генезис идеалов педагога в дореволюционной школе........290
2. Женщина в отечественной школе: исторические истоки явления……….325
3. Традиция урока в российской педагогике………………………………….338
Часть 7. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА (1917-1988)………........361
1. Социально-политическое развитие школьного образования в СССР…....362
2. Педагогическая мысль советского периода………………………………..380
3. А. С. Макаренко: за и против……………………………………………….389
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........414