МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КАДРОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ЮНЕСКО И СОВЕТЕ ЕВРОПЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЧЕЛОВЕК ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА
Минск, 22 апреля 2005 г.
ЗАО «ВЕДЫ»
Секция педагогики и психологии
Тезис доклада X межвузовской научно-теоретической конференции, ч. 1
ТЕРМИНАТОРНАЯ ГРАФИКА
КАК МЕДИТАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Веренич В. Л., 5 курс,
ФСПД МГЭИ;
В. Лист, художник
Научный руководитель:
канд. пед. наук в области
психологии Сивицкий В. Г.
Что делает человека завершённым в каждый момент времени?
Что рождает в нём едва слышимое звучанье внутреннего голоса?
Что раскрывает его на встречу всему миру?
Что превращает маленький ручеёк вдохновлённого потока,
в разливающуюся экстатическую радость любви, вдохновения и скорости?
Творчество погружённости в процесс экстаза; образ звенящей Пустоты;
слияние в единовременности рисуемого и рисующего,
видимого и видящего, познаваемого и познающего.
Не это ли те немногие слова, которыми можно передать едва ощутимое.
При рассмотрении графики Василия Листа происходит одна удивительная вещь: люди испытывают определённую гамму чувств: радости, прилива энергии, нейтральности, противоположностей.
Картины являются как бы непосредственными генератороми энергий незримых пространств. Общаясь на чувственно-образном языке, изображённое ведёт энергодиалог со зрителем по принципу взаимообмена.
Особенно сакральный смысл придаёт работам ритуальное повторение отдельных элементов, а изобилие циркулярных образов связывает рисунки с опытом коллективного бессознательного, тем самым придавая им вневременность.
Каждый повторяющийся элемент словно бы помогает оживить определённое чувство. В результате целая гамма разнообразных ощущений погружает человека в то или иное настроение. Кажется, что внутренняя мистерия смысла как бы закодирована в ритмически повторяющихся фигурах. Пульсирующая мозаика геометрических форм напоминает некую матрицу рождения формы из Пустоты.
Интуитивно терминаторная графика напоминает один из способов передачи и интеграции информации из бессознательного. Глядя на эти рисунки через радость и грусть, через нейтральность и карнавал эмоций, через ощущение противоположностей, вновь обретается что-то забытое.
Ветер шепчет из глубин,
И узор рисует в небе;
Знать бы вспомнить
Тот язык, на котором ветер молвит...
Ясность, в отсутствии какой бы то ни было логичности, появляется просто во время созерцания. Знание и понимание приходят одновременно, являя зрителю глубину переживаний.
Восприятие невидимых пространств предполагает совершенно иную стратегию обучения в сравнении с обычными художниками-профессионалами. Художники-терминаторы не обучаются в институте, не изучают анатомию, цветоведение, композицию, но иначе постигают эти знания, т.е. они не изучая знают о них.
В подготовке художников используется био-лазерное обучение – обучение без слов, методом трансляции качеств.
Художники в момент создания картины находятся в пограничном состоянии, пребывание в котором позволяет им выносить в мир реальности невидимое, незримое для глаза в обычном состоянии сознания. Изображение на картинах содержит множественность образов и многомерных пространств. Вот каким образом описывает творчество художников-терминаторов один из учителей Владимир Владимиров:
«Их картины многолики, но не обилием ликов или лиц, а многомерностью изображения, многозвучностью, наполненностью. Они наполнены светом – не нарисованным светом, а светом творческого горения, в котором художники создают свои произведения. И этот свет горит в их картинах. Это свет событий, которые
вроде бы и не написаны, но образное видение их возникает у зрителей в момент
не рассматривания, а совместимости, сочетания, сочувствования с картиной.
Эти картины лечат, успокаивают, вдохновляют, будят фантазию зрителя и даже побуждают в них желание писать. Созданные художниками картины становятся операторами, излучателями и одновременно аккумуляторами-накопителями».
Мир невидимой реальности, передаётся зрителю через образы, чувства, настроения, часто вызывая улыбку и спонтанный смех. Что-то прежде спящее, дремлющее в глубинах психики человека, которое можно назвать изначальной, жизненной, творческой энергией как будто проявляется в возникающем желании творить.
Интровертность Востока и динамичность Запада сочетаются в геометрических формах рисунка. Вневременность в сочетании с универсальным языком коммуникации – энергообменом, превращает работы в инструмент для медитативных практик. Рисунки являются некой тканью незримого пространства, привнося упорядоченность и закономерную структурированность вневременным реальностям.
Символ круга – символ завершённости, целостности и бесконечности выступает в некоторых мандальных формах как миниатюрная копия Вселенной. Это же отражено в названиях работ, например: «Ювелирный терминал Абсолюта». Работа, внешне напоминающая мандалу. Колоритный мир форм словно бы разворачивается из центра спирали-точки, являя бытийность незримого мира.
Неведомые закономерности, по которым одни формы сменяются другими внешне воспринимаемо на уровне чувств, а застывшая картинка в калейдоскопе, подобно остановке мира шамана, раскрывает новый способ видения. Кажется, что целостные паттерны эмоций мгновенно воздействуют на человека, уравновешивая, расслабляя и проникая в самые сокровенные уголки души. Неповторимый колорит узора надолго остаётся в памяти зрителя…