Функциональная асимметрия мозга.




Занятие 2. Психика как предмет системного исследования. Эволюция психики.

1. Эволюция психики в концепции Леонтьева-Фабри.

2. Развитие форм поведения в филогенезе (рефлексы, инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение).

3. Сознание – высший уровень психического отражения.

4. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1: Изучить и законспектировать материал «Функциональная асимметрия мозга» (см. Приложение №1). Выполнить дома один из предложенных тестов, пояснить его назначение, сделать выводы по результатам тестирования.

Задание 2: Выделите основные отличительные признаки психики человека от психики животных (Приложение №2). На основе материала сделать логическую схему.

Рефераты:

1. Физиологические механизмы психической деятельности. Исследование проблемы в отечественной психологии (теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского).

2. Функциональная организация человеческого мозга (нейропсихология А.Р. Лурия).

 

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.

2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 1999.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х т.т. Том 1. – М., 1995. и др.

 

Приложение №1.

 

Функциональная асимметрия мозга.

Зеркальная дисимметрия – широко распространенное явление среди природных объектов, причем как в живой, так и в неживой природе. Эволюция по-разному влияет на правые и левые части объектов, в результате чего они приобретают заметные количественные различия своих характеристик, а некоторые из них – и качественную специфику. Так, например, правое и левое полушария головного мозга человека существенно разнятся у большинства людей по своим функциям. Это соответствующим образом сказывается и на других органах тела: доминирование однозначно определяет ведущую конечность. Существует перекрестная зависимость доминирующего полушария и ведущей руки.

Проблема функциональной асимметрии мозга является одной из основных в нейропсихологии. В начале ХХ века И.П. Павловым была создана типологическая концепция, которая включает в себя представление о специальных человеческих типах – «художнике», «мыслителе» и «среднем типе». В настоящее время доказано, что тип высшей нервной деятельности связан с доминированием функции одного из полушарий головного мозга.

Обнаружено, что левое полушарие отвечает за аналитические процессы мышления, за логику, за речевую функции. По мнению исследователей, левое полушарие контролирует восприятие устной и письменной речи, усвоение языка, математические действия.

Правое полушарие отвечает за целостное восприятие и обработку информации (синтез). Установлено, что правое полушарие обладает высокой способностью воспринимать невербальную, чувственную информацию (восприятие музыки, цветов, интонаций, пространства). Тесно связано с эмоциональной реакцией человека. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творчестве.

Большинство данных свидетельствует о том, что межполушарная асимметрия существует уже в момент рождения. Предполагается также существование отдельных генов, кодирующих доминантность одного из полушарий.

Мужчина и женщина отличаются друг от друга, например, по строению мозга, поэтому получаемая информация обрабатывается у них по-разному. У женщин относительный вес мозолистого тела – пучка волокон, связывающего правое и левое полушария,- больше, чем у мужчин, и это обеспечивает лучший обмен информацией между полушариями. Данный феномен объясняет необыкновенную интуицию женщин, которая считается её бессознательным разумом, так называемой женской логикой.

Женскому уму и интуиции присущи операции индуктивного плана: от частного к общему, от деталей и отдельных признаков к их целостному охвату. Интеллектуальные операции мужского ума – от общего к частному (дедуктивный путь мышления). Мышление мужчин более абстрактное и символическое, у женщин – конкретное и образное. У женщин более развит эмоциональный и вербальный (речевой) интеллект, а у мужчин – зрительно-пространственный интеллект и технические способности.

 

Изучение межполушарных различий имеет большое значение для организации процесса образования.

1. Содержание образования должно включать не только вербальный, теоретический материал, направленный на развитие аналитического мышления, но и образный, наглядный, направленный на развитие эмоций и чувств человека. Только в этом случае ребенок будет развиваться не односторонне, а гармонично.

 

2. В процессе обучения учителю важно учитывать индивидуальные особенности учеников, которые определяются доминированием того или другого полушария.

3. В настоящее время «левшество» не считается проблемой, которую надо исправлять. Долгое время эта особенность рассматривалась как вредная привычка или болезнь. Детей, которые писали левой рукой, наказывали, высмеивали, привязывали левую руку к туловищу, чтобы они не могли ею действовать и т.п. Неудивительно, что такое «переучивание» нередко заканчивалось неврозами, срывами. Потребовалось несколько столетий, чтобы люди поняли, что «левшество» - такое же свойство человека, как, например, темперамент. Было установлено, что многие гениальные люди были «левшами». Например, великий художник и ученый Леонардо да Винчи, знаменитый математик, автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Вспомним и подковавшего блоху мастера Левшу, героя произведения Н.С. Лескова. Это не значит, конечно, что «левши» обязательно умнее, талантливее «правшей». Но это подтверждает, что «левшество» не мешает человеку развиваться, достигать больших высот.

В настоящее время и психологи, и физиологи, и врачи единодушны в том, что леворуких детей не надо переучивать. Кстати, многие дети сами научаются почти одинаково хорошо действовать правой и левой руками. Педагогу достаточно только знать и учитывать в учебном процессе эту индивидуальную особенность ребенка.

 

Практическая часть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: