Тема 9. Предупреждение преступности.




Семинарское занятие – № 8,9 (4 часа).

Тема8. Криминологическое прогнозирование изменений преступности и планирование ее предупреждения.

1.Понятие и виды, сроки и методы криминологического прогнозирования.

2.Понятие и виды криминологического планирования.

Цель занятия: дать определение криминологического прогнозирования; раскрыть сущность прогноза, показать его отличие от криминологического прогнозирования, дать характеристику видам прогноза; раскрыть методы криминологического прогнозирования, сущность планирования в ОВД.

Контрольные вопросы по теме:

1.Что такое прогноз?

2.Дайте понятие криминологического прогнозирования и раскройте его значение в области предупреждения преступности?

3.Назовите виды криминологических прогнозов?

4.Назовите методы криминологического прогнозирования?

5.Что лежит в основе точного криминологического прогнозирования?

6.Чем прогнозирование индивидуального преступного поведения отличается от прогнозирования преступности в целом?

7.Что понимается под криминологическим планированием?

8.Какие виды криминологических планов Вам известны?

9.Каково соотношение криминологического прогнозирования и планирования деятельности по противодействию преступности?

Тема 9. Предупреждение преступности.

1. Понятие предупреждения преступности, его цели и задачи.

2. Принципы предупреждения преступности.

3. Правовая основа деятельности по предупреждению преступности.

4. Классификация мер предупреждения преступности.

5. Система мер предупреждения преступности (общесоциальное, специально-криминологическое, индивидуальное). Содержание, виды и этапы предупреждения преступности.

6. Объекты предупреждения преступности.

7. Субъекты предупреждения преступности.

Цель занятия: дать определение предупреждения преступности, соотнести дефиниции «превенция», «профилактика», «пресечение преступлений», «предупреждение»; назвать и раскрыть объекты профилактической деятельности и её субъекты; показать на конкретных примерах роль ОВД в предупреждении преступности; раскрыть задачи ОВД по профилактике правонарушений, назвать виды профилактической деятельности ОВД и раскрыть их содержание; показать, как формируются источники (и какие) профилактики горрайорганов внутренних дел; назвать и раскрыть методы индивидуальной профилактики.

Контрольные вопросы по теме:

1.Дайте определение понятия предупреждение преступности? Изложите принципы предупреждения преступности?

2.Назовите виды, уровни, задачи и функции системы предупреждения преступности?

3.В чем состоит различие общесоциального и специального (специально-криминологического) предупреждения преступности?

4.В чем отличие общего предупреждения преступности от видового и индивидуального?

5.Укажите объекты предупреждения преступности?

6.Назовите субъектов предупреждения преступности.

7.Классифицируйте меры предупреждения преступности?

8.Как соотносятся уголовная политика и предупреждение преступности?

9.Конкретизируйте направления предупреждения преступности, реализуемые правоохранительными органами?

10.В чем заключается правовая основа деятельности по предупреждению преступности?

Проблемные вопросы и задания

1. Политический деятель, сделал заявление, что в течение 100 дней после избрания его президентом он избавит страну от преступности. Дайте оценку этому заявлению.

2. Разумно ли в качестве цели ставить задачу полного искоренения преступности?

3. Каким образом можно повысить эффективность воздействия на преступность?

4. Что такое организующая сила воздействия на преступность? Каковы ее источники?

5. Какие субъекты воздействия на преступность работают более эффективно:

- государственные или общественные;

- специальные или неспециальные?

6. Как влияет на преступность работа органов внутренних дел?

7. Каким образом можно воздействовать на преступность посредством культуры?

8. Ребенок совершил правонарушение. Что следует делать родителям?

9. Какие меры профилактики стрессов вам известны?

10. Что такое ситуация-ловушка? Что можно ей противопоставить в целях предупреждения случайных преступлений?

11. Приведите типичные примеры случайных насильственных преступлений. Перечислите наиболее опасные в этом отношении криминогенные ситуации. Какие недостатки личности способствуют трансформации криминогенной ситуации в преступление?

12. Какие приемы самоконтроля вам известны?

13. Разработайте рекомендации для граждан — как удержать себя от случайного совершения корыстного преступления (от совершения преступления по неосторожности).

14. Какова роль ВОЗ в профилактике правонарушений?

15. В свое время древнегреческий философ Демокрит заметил, что «при помощи правильного воспитания можно окружить стеной безопасности и самих детей, и их имущество». О чем идет речь?

Контрольные задания:

Задание - 1. Дайте анализ основных недостатков профилактической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Каковы содержание, цели, субъекты индивидуальной профилактики преступлений?

Задание – 2. Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений, принято выделять три группы: 1. Органы, для которых предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних является основной функцией их деятельности. 2. Органы, решающие профилактические задачи в процессе осуществления более широкой в целом деятельности по противодействию преступности. 3. Органы, выполняющие профилактическую функцию наряду с основной профессиональной деятельностью.

Назовите органы, которые входят в каждую из названных групп. Обоснуйте свой выбор.

Задание - 3. Криминологи выделяют несколько временных этапов, возможного предупреждающего воздействия на лиц с криминогенной мотивацией: 1) раннюю профилактику; 2) устранение обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных преступлений; 3) предупреждение рецидива. Какова их цель?

Задание - 4. Какие из перечисленных ниже мер предупреждения преступности относятся к 1) раннему предупреждению; 2) устранению обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных преступлений; 3) предупреждению рецидива: - установление опеки и попечительства над несовершеннолетним; - направление подростка в детский дом, школу-интернат; - устройство подростка на работу или учебу; - своевременное возбуждение уголовного дела; - правильный выбор меры пресечения; - пресечение отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, отбывших наказание; - постановка на учет; - своевременное применение мер воспитательного характера; - временное изъятие подростка из неблагополучной семьи, лишение родительских прав; - применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетнего преступника.

Задание - 5. Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания:

1. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступления, сделайте прогноз о будущем поведении У. (см. приложение к заданию 5).

2. Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.

Условие: В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду.

Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.

Из характеристики с места жительства У. известно лишь то, что он часто бывает в нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует, после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет.

Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что У. является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности выпивок. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.

При проверке по ЗИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что У. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.

Приложение к заданию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: