ПОРЯДОК КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ




 

С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено пря­мое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов.

Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жиз­ни, ростом международного разделения труда, разделени­ем транснациональных монополий, изменением структу­ры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоян­но снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более.

Акцизное налогообложение в Японии имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогооб­ложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматри­вался как один из основных источников налоговых поступлений.

Необходимо отметить и существование специальных налогов на нота­риат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

 

Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского на­лога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax), широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо назван­ных в законодательстве случаев) сделки по продаже това­ров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного нало­га сделаны и в Японии.

Налог уплачивается на различных стадиях производст­ва и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное зна­чение:

1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки про­изводства;

2. В процессе расчетов по налогу государство получа­ет сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи ма­кроэкономического программирования;

3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному платель­щику полной суммы налога.

Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудя­щихся и чреват инфляционными последствиями.

Введение данного налога стало причиной потери пра­вящей либерально-демократической партией абсолютно­го большинства мест в палате советников. Хотя новое правительство Японии заявило, что пересмотрит правила и нормы взимания указанного налога, но ни о каком су­щественном его пересмотре речь не идет, т. к. 3%-ный потребительский налог является одним из важнейших ис­точников пополнения бюджета.

Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны. Согласно классификации ОЭСР к налогам на потребле­ние относятся общие налоги на потребление (налог на до­бавленную стоимость, налог с продаж на отдельных ста­диях движения товаров и услуг) и налоги по отдельным видам товаров и услуг (акцизы): на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо и транспорт.

Налог на добавленную стоимость позволит точно и быстро проводить налоговые операции с помощью со­вершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического оснащения использование VAT невозможно). Кроме того, введение налога на добав­ленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить по­ступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

Налог на добавленную стоимость представляет косвен­ный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределитель­ного цикла и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость. Она представляет собой стоимость, которую, например, производитель в об­рабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия и услуги.

Можно построить простейшую схему, в которой фигу­рируют так называемые исходные товары (inputs), кото­рыми могут служить сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (out puts).

Добавленную стоимость (VA) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получа­емой прибыли (m)

VA=V+m

С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за продан­ную продукцию (outputs-О) и произведенных затрат (inputs — I).

VAT=О-I

При расчете налога на добавленную стоимость исполь­зуется четыре метода его определения:

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;

2. косвенный аддитивный;

3. метод прямого вычитания;

4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.

Если условно «принять ставку налога за «R », то расчет налога согласно перечисленным методам будет иметь вид:

1. R (V+m)=VAT

2. RV+Rm=VAT

3. R (0-I) =VAT

4. RO-RI=VAT

Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практи­ке его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продук­ции).

Этот метод удобен тем, что:

1. позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;

2. наличие счета-фактуры, в котором отражаются на­логи, становится самым важным и принципиальным мо­ментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершен­ной сделки дает возможность для прослеживания движе­ния товара с целью проверки;

3. чтобы использовать первый и второй методы расче­та налога, т. с. методы, основанные на балансах, необхо­димо определить прибыль. Но поскольку в балансах ком­паний совершенные операции по продаже не подразделя­ются на виды товарной продукции в соответствии с дейст­вующими ставками налога, а также не выделяются по ви­дам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый метод дает возможность использо­вания дифференцированной ставки налога.

Третий метод неудобен тем, что применение ставки налога к показателю, получаемому в результате вычита­ния затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же удобен, как и I и II методы, для единой ставки на­лога. На практике неудобно рассчитывать добавленную стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут колебаться во времени.

Таким образом, 4-й метод или «инвойсный» наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчиты­ваться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охва­тить товары и использовать более, чем одну ставку.

Ставка потребительского налога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 1992 г. приме­нялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара.

Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисля­ется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель им­портного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуника­ционные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев данную тему можно сделать ряд выводов о налоговой системе Японии.

Прежде всего, необходимо отметить, что Япония страна, в которой проживает многомиллионное население. Однако ее географическая территория небольшая. В связи с этим в Японии остро стоит вопрос размещения населения. Цена земли в данной стане достаточно высока. Росту цен способствовали особые экономические условия. В 80-ые г.г. возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей. В связи с этим был введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

Во – вторых, в формировании бюджета лидирующую роль занимают государственные налоги, приносящие около 64%, а остальная часть бюджета формируется за счет местных налогов. Перераспределение налоговых поступлений является зеркальным отражением их сбора, т.е. 64% всех ресурсов расходуются как местные, а остальные обеспечивают выполнение общегосударственных функций.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, которые имеет право взимать каждый орган территориального управления. Все налоги закреплены в законодательных актах. Всего в стране действует 25 государственных и 30 местных налогов. Среди всего многообразия этих налогов, наибольший доход бюджету приносят подоходные налоги на физических и юридических лиц (около 56% всех налоговых поступлений), затем по степени значимости идут прямые налоги на имущество, а также прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.

Несмотря на незначительный удельный вес местных налогов в совокупном доходе бюджета, местное налогообложение является составной частью системы налогообложения Японии. Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-жилищно-бытового обслуживания осуществляется через местные органы власти.

Социальное обеспечение включает разные виды де­нежных выплат (пенсии, пособия) и оказание льготных услуг нетрудоспособным и безработным. В зависимости от источников финансирования социальное обеспечение подразделяется на социальное страхование — обеспечение нетрудоспособных за счет бюджетных средств и на произ­водственное страхование — за счет фондов, создаваемых на предприятиях для выплаты пенсий и пособий.

Источниками финансирования социального обеспече­ния являются автономные фонды государственного соци­ального страхования, средства государственного и мест­ных бюджетов, пенсионные фонды предприятий.

Фонды государственного социального страхования со­здаются за счет взносов трудящихся, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются также доходами, получаемыми от инвестиций самого фонда.

Взносы трудящихся в фонды социального страхования представляют собой прямые вычеты из заработной платы и других личных доходов, а взносы предпринимателей по форме — прямые вычеты из их доходов, а по существу — это косвенное обложение всех потребителей, поскольку через механизм цен эти суммы в основном перекладыва­ются на широкие слои населения.

Источником взносов является часть оплаты их труда, т. е. вычет из необходимого продукта. Эти взносы не за­трагивают прибыль и прибавочную стоимость: они всегда предпринимателем включаются в издержки производ­ства.

Взносы на социальное страхование, будучи обязатель­ными, представляют форму налогового платежа. Это второй подоходный налог, причем более крупный, чем первый.

В Японии существует довольно хорошо развитая си­стема поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к со­зданию благоприятных условий для дальнейшего разви­тия осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения эконо­мического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятель­ности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значи­тельный опыт работы на японском рынке, знают, что ор­ганизация производственной деятельности в таких рай­онах требует не только намного меньших затрат, но мо­жет быть осуществлена в более сжатые сроки и относи­тельно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, жела­тельных с точки зрения содействия решению стоящих пе­ред страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о регио­нальном развитии и заключается в основном в меропри­ятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии приме­няются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании со­циальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров рас­ширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает рабо­ту в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: