Мозговая атака» как метод и форма активного обучения




Стимулирование творчества активными методами обучения

Вопросы:

1. «Мозговой штурм» как метод и форма активного обучения, его модификации

2. Метод фокальных объектов (МФО)

 

Мозговая атака» как метод и форма активного обучения

Метод «мозгового штурма» (brainstorming) возник в 30-е годы прошлого столетия как способ группового продуцирования новых идей и назван был так автором А. Осборном. В основе идеи этого метода лежит противопоставление творческого и критического мышления. Известно, что условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, беспристрастности в оценках и т.п. Метод «мозгового штурма» позволяет одновременно использовать преимущества каждого из этих видов мышления, «закрепляя» их за разными людьми, т.е. творческое и критическое мышление используются как разные режимы сознательной работы.

Группа участников разбивается руководителем на две части – «генераторов идей» и «критиков». Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений, идей относительно возможностей решения обсуждаемой проблемы. Идеи могут быть абсолютно любыми, неаргументированными и даже фантастическими. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие. Оригинальность и количество выдвигаемых идей достигается за счет особых правил мозгового штурма.

ПРАВИЛА «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

1. Во время сессии (процесса) нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Преимущества не дает даже авторство блестящих идей.

2. Участник сессии должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

3. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.

4. Как бы ни фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.

5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают порождению и формулированию новых идей.

6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для Вас чрезвычайно важное значение.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

8. В ходе сессии допускаются и приветствуются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных Вами или другими участниками «мозгового штурма».

9. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.

10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме – уменьшать или увеличивать размеры, расстояния, сроки и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно будет доработать до уровня установленных первоначально границ.

Процедурно групповая работа по методу «мозгового штурма» строится как строгая последовательность следующих этапов.

I. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий групповой работы, знакомство с правилами поведения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочих групп по 5-7 человек и отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.

II. Разминочная сессия, т.е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.).

III. Рабочая сессия – «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, задача которого – молча и беспристрастно фиксировать на бумаге ВСЕ выдвигаемые идеи.

IV. Экспертиза – оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.

V. Подведение итогов. Общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.

Еще одной важной чертой метода «мозгового штурма» является то, что он может быть включен в качестве вспомогательного в другие, как правило, игровые методы активного обучения.

Козырева Н.

В настоящее время существует более 50 модификацийМозгового штурма (brainstorm)
Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем.
Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Во время сеанса мозгового штурма (brainstorm) происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеями других людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: