Национальный танец Каталонии – сардана, исполняемый в сопровождении небольшого инструментального ансамбля (кобла): маленькая флейта пронзительного тембра (флювиоль), сельский гобой (дольсайна, или гралья) и маленький барабан (тамбориль).
v Арагония славится танцем Хота, с радостными и оживленными напевами, выдержанными преимущественно в мажорном ладе.Танец Хота произошел от старинных кельтских гимнов. Арагонская хота очень разнообразна и непредсказуема, исполнители могут неожиданно изменить скорость, фигуры, шаги, подъем ног, причём руки во время танца практически не используются.
v В Андалусии распространён танец Фанданго, и очень сильны мавританско-цыганские влияния.
Их выдают характерные ладовые обороты (нередко используются увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера «горлового» пения, и в целом — повышенно возбужденный характер исполнения, чувственный колорит.
Вот как Глинка описывает стиль исполнения, именуемый «фламенко»: «...певцы заливались в восточном роде, между тем танцовщицы выплясывали, и, казалось, что слышишь три разных ритма: пение шло само по себе, гитара отдельно, а танцовщица ударяла в ладони и пристукивала ногой, казалось, совсем отдельно от музыки».
Фламенко – общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни и танца. Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган.
Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко.
Музыкальный язык
Испанская народная музыка и танец неразрывны. Музыка отличается четким ритмом и мелодическим разнообразием танцевальных композиций. Это своеобразие воплощения образов, рельефность вокального рисунка и необычайная эмоциональность. Характерной особенностью испанской народной музыки являются мелодичные инструментальные наигрыши.
Живость и гибкость ритма принадлежат к числу характерных особенностей испанского фольклора. На севере — это сложные, переменные ритмы, преимущественно 5/8, 5/4, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2. На юге ритмы более простые — со счетом на три, но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании и прочем (танцы — «хота», «поло», «фанданго», «сегидилья», «малагенья» и другие). Исключение составляет «хабанера», завезенная из южноамериканских колоний Испании. Но и в рамках метра 2/4 обычно дается своеобразное сочетание пунктирного ритма и триолей:
Значительная роль в развитии испанской музыки принадлежит гитаре, которая имеет в Испании шесть струн, настроенных по квартам с большой терцией посредине е — а — d — g — h — е. Самый строй гитары соответствовал специфике народной гармонии: аккорды образовывались то «вразбивку», то в токкатном изложении (martellato), то в «собранном» виде — в одновременном звучании:
Для этой гармонии типично частое использование больших секунд и полнозвучных септаккордов с малой секундой:
Национальное своеобразие обнаруживается и в складе испанских мелодий, которым свойственно заключение на доминанте. Вообще доминанта является как бы «центром притяжения» интонационного развития. К этому «центру» нередко устремляются два тетрахорда — снизу и сверху, доминантовый тон их объединяет. Нижний тетрахорд обычно мажорный, верхний — минорный, что при большой роли доминанты придает всему ладу фригийский оттенок.
Музыкальные инструменты
Испанские музыкальные инструменты представлены, в первую очередь, многочисленными разновидностями гитары.
Еще одним знаменитым испанским музыкальным инструментом являются кастаньеты.
Кастаньеты – ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком.
Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалусии их чаще называют palillos («палочки»).
Пластины традиционно изготавливаются из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого всё чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).
Kастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, обычно изготавливались двух размеров: большие кастаньеты держались левой рукой и отбивали основное движение танца, маленькие кастаньеты находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша — во время перерыва в партии голоса.
Их духовых испанских музыкальных инструментов выделяется миниатюрная флейта флювиоль, имеющая пронзительный тембр.
Большой популярностью пользуются испанские музыкальные инструменты в виде бубнов — пандерос, тамбориле, дульсаине, которые женщины с удовольствием используют в танце.
Одним из самых старинных испанских музыкальных инструментов является бандуррия — щипковый инструмент с 5 парными струнами, напоминающий мандолину и издающий тремоло.