Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.




ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ».

1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА:

Каждый человек представляет собой уникальную ценность. В рамках ДВУЕДИНОЙ МОДЕЛИ человек воспринимается как БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, генетически и функционально обусловленное эволюционным развитием природы и общества. Здесь своеобразно переплетаются два типа программ наследования (генетических и социокультурных), два типа потребностей (биологических и социальных) и т.д.

Рассмотрим человека, как биологическое существо:

Человек как и другие живые существа обладает рядом особенностей, отличающих его от неживой природы: они (живые организмы) получают энергию из окружающей среды, используют её для поддержания своей чрезвычайно высокой упорядоченности. Они активно реагируют на раздражения, содержат всю информацию, необходимую для развития, выживания и размножения, они приспособлены к той среде, в которой обитают.

У человека «биологический круг » его существования образует питание и пищеварение, дыхание, размножение, органы чувств, мышцы, железы, кожа. Сюда же можно отнести нервную, кровеносную, лимфатическую, иммунную и другие физиологические системы. Как живой организм, человек может быть больным или здоровым. Он обладает инстинктами и врождённым поведением.

Вместе с тем люди не просто биологические организмы, но животные с особой психикой. В психике животных с развитым головным мозгом нервно-физиологические процессы превращаются в систему саморегуляции поведения. В простейших случаях это обнаруживается в виде психических явлений боли, эмоции радости и гнева, зрительных и слуховых ощущений и др. А высшим животным, тем более шимпанзе и гориллам, свойственно любопытство, ориентировочный импульс, манипулирование предметами.

То, что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но человеческая психика – это нечто большее, чем простые рефлексы. У людей их сложная психическая жизнь связана с восприятием личных и общественных ценностей, символов и смыслов, с размышлениями о собственных переживаниях и действиях. И это уже социальный круг бытия человека.

ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ. Люди – общественные существа. И это обстоятельство определяет особенности нашей психики. В её объяснении используются многие понятия: «мышление», «память», «чувства», «воля», «внимание», «личность», «деятельность», и др. Суммарно их можно выразить одним словом – сознание.

Давайте вспомним, что такое сознание и чем сознание человека отличается от психики животного:

СОЗНАНИЯ – свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

К ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, отличающим его от психики животных, можно отнести:

1) изготовление орудий труда и использование их как средства производства материальных благ;

2) целеполагание – свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме образы продуктов деятельности и полагать их в качестве цели своей деятельности.

3) абстрактное (понятийное) мышление – формы опосредованного и обобщенного отражения действительности, зачатки которого имеются и у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения - язык и мышление;

4) самосознание – способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать своё отношение к миру. себя как личность. Образ своего САМОСОЗНАНИЯ включает такие компоненты, как КОГНИТИВНЫЙ (образ своих качеств, способностей, внешности, соц. значимости); ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (самоуважение, себялюбие…); ОЦЕНОЧНО-ВОЛЕВОЙ (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение..)

В отличие от животных люди в совместных усилиях действуют согласованно, сознательно. Изготовляя и используя орудия труда, люди через разностороннее общение вырабатывают способность к отражению действительности посредством так называемой АБСТРАКЦИИ.

Абстракция – это отвлечённая мысль, зафиксированная в слове. Сила нашего мышления состоит в том, что оно живёт такими абстракциями. А устная и письменная речь посредством общепринятых понятий даёт возможность людям согласовывать свои действия.

Таким образом, «СОЦИАЛЬНЫЙ КРУГ» жизни человека предстаёт как бы раздвоенным на мир реальной действительности и мир понятий о ней. Каждый из нас живёт среди материальных природных вещей и в многообразных общественных отношениях с другими людьми. В первичном виде эти отношения складываются уже в вашей семье. далее динамичный мир человеческого общения, экономики, технологий, бизнеса, политики, искусства, спорта и других форм социальной деятельности

В то же время у человека – свой глубокий внутренний мир сознания и субъективных переживаний. Здесь рождаются знания и художественные образы, укореняются верования и привычки, вырабатываются цели и идеалы, испытывается воля, приобретаются понятия о нравственных ценностях. МИР СОЗНАНИЯ – это сфера идеальных явлений, которые существуют в форме образа или понятия, т.е. в виде мысленного отражения и воспроизведения действительности.

Ещё одной характеристикой человека как социального существа является ДУХОВНОСТЬ. Часто выражение духовность соотносят только с верой в Бога, с религиозными воззрениями. Но более правильно употреблять его в более широком смысле.

ДУХОВНОСТЬ – особое состояние сознания, его ценностное содержание. Человеку высокой духовности свойственны чувства свободы и чести, доброты и любви, милосердия и жалости, ответственности перед собой и другими людьми, сострадания и терпимости, собственного достоинства, искренности.

Мерой духовности всегда оценивается подлинная суть личности. лучшая человеку характеристика – сильный духом. Но не всякий соприкасается с духовностью. Сейчас в обществе мы сталкиваемся со многими проявлениями бездуховности – отсутствие идеалов, цинизм, невежество, зависимость от низменных вожделений, жестокость и т.д. Но даже в таких условиях мы должны оставаться людьми высокодуховными.

Исходя из сказанного можно выделить следующую структуру личности:

2. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ:

Структура личности:

1 уровень – биологический

2 уровень – психологический

3 уровень – социальный

С социологической точки зрения, наиболее значимым является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности – это: ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, УСТАНОВКИ, и т.д. Каждый из этих элементов имеет свою собственную структуру. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе социализации.

 

Биологическая, психологическая и социальная структуры не разложены в человеке по «полочкам», а представляют собой своеобразную систему, части которой взаимодействую и взаимообуславливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение неизбежно, что и осуществил З.Фрейд.

В структуре личности Фрейд выделил 3 компонента:

· область подсознательного или сфера чисто биологических процессов и инстинктивных импульсов, названная им «ОНО» (или «ИД»);

· сфера сознания, мыслительная деятельность человека – «Я» (или «ЭГО»);

· особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются элементы культуры – «СВЕРХ – Я» (или «СУПЕР-ЭГО»)

 

Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благородством. тем не менее они постоянно оказывают своё давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиции социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят и своего рода сбои, отклонения. Если побеждает инстинкт – человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нём пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.

Эта теория позволяет составить и ТИПОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ:

* социальный и асоциальный тип

Критериев для выделения типов личности огромное множество:

* по психологическому критерию личности подразделяются по типам характеров;

* по профессиональному признаку могут выделяться личности учёного, рабочего, артиста, художника и т.д.;

* по отношению к социальным нормам: толерантный или конформистский типы личности;

* по отношению к власти: личность управляющего и личность подчинённого;

* по стилям управления: авторитарный и демократический типы личности и т.д.

 

Понятие типа личности помогает конкретизировать представления о природе личности, выявить в ней сочетание общественного и индивидуального, враждебного и приобретённого.

 

3. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ:

Когда речь идёт о структуре личности, имеется в виду выделение целостных «внутренних» комплексов, так называемых субъективного «Я», т.е. комплекса представлений индивида о своей выделенности из среды и противопоставленности другим «Я»:

СУБЪЕКТИВНОЕ «Я» формируется в процессе социализации человека на основе развития его задатков и особенностей, накопления индивидуального опыта и выполнения социально значимых функций, под воздействием окружения индивида.

ОТРАЖЁННОЕ «Я» характеризует комплекс представлений человека о себе, складывающихся на основе известных ему или предполагаемых им оценок себя другими людьми и своих реакций на эти реальные или предполагаемые оценки.

РОЛЕВОЕ «Я» несёт ответственность за реальное самоутверждение человека в мире, построенное на основе реально выполняемых индивидом социальных функций.

 

В рамках этой структуры человек вынужден ориентироваться на достижения конкретных внешних, видимых другими результатов, реализовать себя через формирование комплекса черт и свойств, проявление которых от него ожидают другие люди, общности.

Наложение структур СУБЪЕКТИВНОГО, ОТРАЖЁННОГО и РОЛЕВОГО друг на друга является основой формирования социальных качеств личности.

 

4. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

А) СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – центральное в социологии, оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей., действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты и т.д. состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие системы и цепи.

По М.Веберу, СОЦИАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ называется поведение человека, которое по своему смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на него.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ (по Веберу):

Социальное действие имеет 2 особенности:

А) Оно должно быть рациональным, осознанным.

Б) Ориентированно на поведение других людей.

Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными незнакомыми лицами или неопределённым множеством.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя считать социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, материальные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота не являются социальными действиями, если оно не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не окажут влияние на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен пример, приводимый Вебером: случайное столкновение 2-ух велосипедистов может быть не более чем происшествие, подобное явлению природы, но попытка избежать столкновение, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – уже социальное действие. Провести же грань между социальным и несоциальным действие трудно, эта грань расплывчата.

Сложно определить осознанность, рациональность поведения, составляющую неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей не осознанны, непроизвольны, аффективны (приступы страха, гнева…) даже если такое действие направлено на людей, его нельзя считать социальным. Если же индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь из реализации, изменяя и воздействуя при этом на поведение других людей – такие действия можно считать социальными. Однако исследование показали, что человек никогда полностью не действует осознанно. Высокая степень осознанности в действиях политика, руководителя предприятия, но и их действия во много основаны на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях, личных принципах и взглядах. Полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью поведения. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

 

Всякому социальному действию предшествуют СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ, однако, в отличие от них, социальное действие – сложное явление.

Любое социальное действие должно включать в себя:

· действующее лицо (актор),

· потребность в активизации поведения – мотив,

· цель действия,

· метод действия,

· другое действующее лицо, на которое направлено действие,

· результат действия (реакция объекта).

Перечень элементов не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица, или ситуации. Известно, что любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный, вещественный мир, социальная среда (выражающая в групповом взаимодействии), культурная среда (выражающаяся в окружающих индивида нормах и ценностях). Совокупность вещественных, социальных и культурных условий создаёт ситуацию, которая находит проявление в условиях действия и средствах действия. Под УСЛОВИЯМИ понимаются те элементы окружения, которые действующее лицо не может изменить, а СРЕДСТВА – это те элементы, которые действующее лицо контролирует. Ни один индивид не совершает социальные действия без учёта ситуации. Ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида. При этом следует различать ОЦЕНОЧНУЮ и МОТИВАЦИОННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ИНДИВИДА на ситуацию. Это означает, что каждый индивид должен оценить своё окружение и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы совершения социального действия.

Социальные действия в отличие от рефлексивных, импульсивных действий, никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего лица должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение называется МОТИВАЦИЕЙ. МОТИВАЦИЯ – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Мотивация – это сила, толкающая индивида к совершению определённых действий.

Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие.

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придаёт ему определённое направление: это могут быть, потребности физические (в еде, питье, сне, сексе…), потребности в безопасности, общении, достижении определённого положения, самоутверждении и т.д. Потребность соотносится индивидом с объектами внешней среды актуализируя строго определённые мотивы. Мотивы, различные у каждого индивида, придают социальному действию неповторимую индивидуальную окраску. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает ИНТЕРЕС. До возникновения интереса механизм социального действия осуществляется в рамках пространственных контактов и контактов интересов. Однако затем постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели, в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия.

 

Б) СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ(интеракция)система взаимообусловленных социальных и политических действий, при которой действия одного социального или политического субъекта являются одновременно причинной и следствием ответных действий других.

Социальное взаимодействие – складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, это межличностные отношения.

Важно взаимное понимание действующими людьми своих и чужих целей и ценностей, осознание собственного поведения в рамках известных норм.

Носители межличностных отношений – это « АКТОРЫ » или агенты социального действия. Они ожидают друг от друга им понятных взаимных реакций.

Социальное взаимодействие может быть непосредственное и опосредованное.

Если в таких реакциях просматривается определённая цель, действия называются РАЗУМНЫМИ.

Усилия, мотивированные верой людей в эстетические, моральные, религиозные или другие идеалы, относятся к ЦЕННОСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.

Если эти усилия вызваны чисто психическим состоянием индивида, то это ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Действия, основанные на обычаях или на длительной привычке – ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

 

Социальные взаимодействия — один из видов социальных связей, они представляют собой устойчивые, регулярно возникающие отношения между людьми, действия людей направлены на других людей с целью получения ответной реакции. Для таких действий характерны:

· возобновляемость;

· сопряженность;

· интерес к ответным действиям того, с кем человек взаимодействует.

 

В определенной мере социальное взаимодействие является обменом, в ходе которого каждая сторона получает вознаграждение в обмен на определенные издержки. С этой позиции социальные взаимодействия подразделяются на следующие виды:

· обмен, происходящий на основе договоренностей;

· нежесткий (диффузный) обмен.

Первый вид взаимодействия характерен для экономической, политической жизни, отчасти социальной. Диффузный обмен в чистом виде характерен для неформального общения. Он основан на доверии к другому человеку.

Социальные отношения следуют из социальных взаимодействий. Они формируются благодаря ценностям. Человек будет осуществлять действия исходя из ценности результата для него, но не только результат определяет действие. На него влияют и такие ценности, которые формируются у человека на протяжении долгого периода времени:

--В качестве ценности выступает благосостояние, которое подразумевает благополучие человека,

-- его профессиональные качества,

-- уровень образования,

-- потенциал личности.

-- Прочие ценности — это власть, уважение, дружба, любовь и т.д.

-- Особенно значимо уважение. Оно выступает важным стимулом социальных взаимодействий.

 

Существует множество форм социальных взаимодействий, некоторые из них более распространены и являются основными:

· сотрудничество.

· конкуренция,

· конфликт.

Может возникнуть ситуация, когда индивиды в своих интересах не зависят друг от друга. В этом случае у них нет стимула к взаимодействию.

Существуют другие неосновные виды отношени й:

· подчинения,

· почтения,

· принуждения,

· харизматические отношения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: