II. Демонстрационные препараты.




Новосибирская государственная медицинская академия

Кафедра анатомии человека

Методические рекомендации для студентов по теме:

«Мочеполовая система»

Составил ассистент П.А. Елясин

______________________________

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

«_____» _________ 200 г., протокол N ____

Новосибирск, 2005

Занятие №1

Тема: «Органы мочевыделения»

Актуальность темы. Знание по данной теме необходимы студентам в дальнейшем при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии, госпитальной и детской хирургии, неонаталогии и педиатрии.

Цель занятия: Студенты должны знать анатомическую характеристику органов мочевыделительной системы и уметь показать их на препарате.

Исходный уровень знаний. Из курса средней школы студенты знают названия органов мочевыделения. При подготовке к занятию используются материалы учебника.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.

1-й уровень – ЗНАТЬ:

1. Строение и топографию органов мочевыделительной системы.

2. Строение нефронов.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

1. Процесс мочеобразования.

2. Форникальный аппарат

3-й уровень – УМЕТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ:

1. скелетотопию правой и левой почек (расположить на скелете);

2. голотопию почек (расположить препарат на передней стенки торса);

3. синтопию правой и левой почек (на торсе);

4. показать поверхности, края почки;

5. элементы почечной ножки на отдельном препарате;

6. оболочки почки;

7. элементы нефрона (на схеме);

8. на разрезе почки показать: синус, корковое, мозговое вещество, пирамиды, сосочки пирамид, почечные столбы, доли, дольку, малые и большие чашечки, лоханку, мочеточник;

9. части и сужения мочеточника (на торсе и детском трупике);

10. части мочевого пузыря на отдельном препарате;

11. правильно расположить мочевой пузырь на скелете;

12. синтопию мочевого пузыря на распилах женского и мужского таза;

13. рельеф слизистой на вскрытом препарате: складки и отверстия мочеточников и мочеиспускательного канала, пузырный треугольник;

14. женский мочеиспускательный канал на сагиттальном распиле таза и отдельном препарате (с мочевым пузырем).

Задание для самоподготовки:

Контрольные вопросы.

1. функции почки;

2. топография почек (скелетотопия, синтопия, голотопия);

3. наружное строение почки. Элементы почечной ножки;

4. фиксирующий аппарат почки;

5. оболочки почки, особенности строения почечной фасции;

6. отношение почки к брюшине;

7. внутреннее строение почки;

8. строение и функция структурно-функциональной единицы почки. Процесс мочеобразования;

9. особенности кровообращения в почке;

10. сегментарное строение почки;

11. элементы экскреторного дерева;

12. форникальный аппарат почечных чашек;

13. мочеточник: его части, топография, строение, стенки сужения;

14. топография мочевого пузыря;

15. части мочевого пузыря;

16. строение стенки мочевого пузыря, его отношение к брюшине в зависимости от функционального состояния;

17. рельеф слизистой;

18. топография и строение женского мочеиспускательного канала.

 

Практическая работа на занятии:

1. Изучить:

1. Строение и топографию органов мочевыделительной системы.

2. Нарисовать:

1. Схему нефрона.

2. Фиксирующий аппарат почки.

3. Голотопию почки

3. Уметь продемонстрировать на препаратах:

- скелетотопию правой и левой почек (расположить на скелете);

- голотопию почек (расположить препарат на передней стенки торса);

- синтопию правой и левой почек (на торсе);

- показать поверхности, края почки;

- элементы почечной ножки на отдельном препарате;

- оболочки почки;

- элементы нефрона (на схеме);

- на разрезе почки показать: синус, корковое, мозговое вещество, пирамиды, сосочки пирамид, почечные столбы, доли, дольку, малые и большие чашечки, лоханку, мочеточник;

- части и сужения мочеточника (на торсе и детском трупике);

- части мочевого пузыря на отдельном препарате;

- правильно расположить мочевой пузырь на скелете;

- синтопию мочевого пузыря на распилах женского и мужского таза;

- рельеф слизистой на вскрытом препарате: складки и отверстия мочеточников и мочеиспускательного канала, пузырный треугольник;

- женский мочеиспускательный канал на сагиттальном распиле таза и отдельном препарате (с мочевым пузырем).

Оснащение занятия.

I. Таблицы.

1. Развитие мочеполового аппарата - №1-14 МПС.

2. Аномалии развития почек и мочеточников - №14-20 МПС.

3. Аномалии развития женских внутренних и наружных половых органов - №20-22а МПС.

4. Аномалии развития мужских внутренних и наружных половых органов - №22-27 МПС.

5. Мужские половые органы - №28-31 МПС.

6. Микро- и макроскопическое строение матки - №32-38 МПС.

7. Кровоснабжение почки - №39 МПС.

8. Нефрон - №40-41 МПС.

9. Строение яичка - №42 МПС.

10. Оболочки яичка - №43 МПС.

11. Фасции таза - №45 МПС.

II. Демонстрационные препараты.

- Скелет;

- Вскрытый торс;

- Вскрытый детский трупик;

- Сагиттальные распилы женского и мужского таза;

- Почка с оболочками;

- Почка целая с элементами почечной ножки;

- Почка на разрезе;

- Комплекс: почка, мочеточник, мочевой пузырь;

- Женский и мужской мочевые пузыри, целые и вскрытые.

- Яичко на разрезе.

- Яичко с оболочками.

- Половой член целый.

- Половой член на разрезе.

- Препарат мужских наружных половых органов.

- Костный таз.

Список литературы:

1. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Издание 11, 1998, С-Пб, «Гиппократ», С. 322-334

2. Анатомия человека под ред. М.Р.Сапина, Т.2, М., «Медицина», 1986, С. 95-112.

3. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, Т.1, С-Пб, «СпецЛит», 2001, С. 451-465.

4. Атлас анатомии человека под ред. Р.Д.Синельникова, Т.3, М., «Медицина», 1978, С. 169-187

5. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека (на основе международной номенклатуры), Минск, «Вышэйшая школа», 1996, С. 154-158.

6. Воробьев В.П. Большой атлас анатомии человека, 2003, Минск, «Харвест», С. 585-601.

7. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека в 2-х томах. Москва, «МЕДпресс-информ», 2004 год. Т.2, С. 9-26.

 

 

Занятие №2

Тема: «Мужская половая система».

Актуальность темы. Знание по данной теме необходимы студентам в дальнейшем при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии, госпитальной и детской хирургии, неонаталогии и педиатрии.

Цель занятия: Студенты должны знать анатомическую характеристику органов мужской половой системы и уметь показать их на препарате. Знать и уметь показать на препарате особенности строения мужского мочеиспускательного канала.

Дополнения для педиатрического факультета:

Знать строение половых органов новорожденного и их возрастные изменения.

Исходный уровень знаний. Из курса средней школы студенты знают названия органов мужской половой системы. При подготовке к занятию используются материалы учебника.

 

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.

1-й уровень – ЗНАТЬ:

1. Деление органов мужской половой системы на наружные и внутренние.

2. Строение и топографию органов мужской половой системы.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

1. Ход мужской уретры.

2. Аналогия оболочек яичка и слоев брюшной стенки.

3. Пути семявыведения.

4. Опускание яичка и формирование пахового канала.

3-й уровень – УМЕТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ:

1. Части и особенности строения всех органов мужской половой системы.

 

Задание для самоподготовки:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: