Новосибирская государственная медицинская академия
Кафедра анатомии человека
Методические рекомендации для студентов по теме:
«Мочеполовая система»
Составил ассистент П.А. Елясин
______________________________
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры
«_____» _________ 200 г., протокол N ____
Новосибирск, 2005
Занятие №1
Тема: «Органы мочевыделения»
Актуальность темы. Знание по данной теме необходимы студентам в дальнейшем при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии, госпитальной и детской хирургии, неонаталогии и педиатрии.
Цель занятия: Студенты должны знать анатомическую характеристику органов мочевыделительной системы и уметь показать их на препарате.
Исходный уровень знаний. Из курса средней школы студенты знают названия органов мочевыделения. При подготовке к занятию используются материалы учебника.
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.
1-й уровень – ЗНАТЬ:
1. Строение и топографию органов мочевыделительной системы.
2. Строение нефронов.
2-й уровень – ПОНИМАТЬ:
1. Процесс мочеобразования.
2. Форникальный аппарат
3-й уровень – УМЕТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ:
1. скелетотопию правой и левой почек (расположить на скелете);
2. голотопию почек (расположить препарат на передней стенки торса);
3. синтопию правой и левой почек (на торсе);
4. показать поверхности, края почки;
5. элементы почечной ножки на отдельном препарате;
6. оболочки почки;
7. элементы нефрона (на схеме);
8. на разрезе почки показать: синус, корковое, мозговое вещество, пирамиды, сосочки пирамид, почечные столбы, доли, дольку, малые и большие чашечки, лоханку, мочеточник;
9. части и сужения мочеточника (на торсе и детском трупике);
10. части мочевого пузыря на отдельном препарате;
11. правильно расположить мочевой пузырь на скелете;
12. синтопию мочевого пузыря на распилах женского и мужского таза;
13. рельеф слизистой на вскрытом препарате: складки и отверстия мочеточников и мочеиспускательного канала, пузырный треугольник;
14. женский мочеиспускательный канал на сагиттальном распиле таза и отдельном препарате (с мочевым пузырем).
Задание для самоподготовки:
Контрольные вопросы.
1. функции почки;
2. топография почек (скелетотопия, синтопия, голотопия);
3. наружное строение почки. Элементы почечной ножки;
4. фиксирующий аппарат почки;
5. оболочки почки, особенности строения почечной фасции;
6. отношение почки к брюшине;
7. внутреннее строение почки;
8. строение и функция структурно-функциональной единицы почки. Процесс мочеобразования;
9. особенности кровообращения в почке;
10. сегментарное строение почки;
11. элементы экскреторного дерева;
12. форникальный аппарат почечных чашек;
13. мочеточник: его части, топография, строение, стенки сужения;
14. топография мочевого пузыря;
15. части мочевого пузыря;
16. строение стенки мочевого пузыря, его отношение к брюшине в зависимости от функционального состояния;
17. рельеф слизистой;
18. топография и строение женского мочеиспускательного канала.
Практическая работа на занятии:
1. Изучить:
1. Строение и топографию органов мочевыделительной системы.
2. Нарисовать:
1. Схему нефрона.
2. Фиксирующий аппарат почки.
3. Голотопию почки
3. Уметь продемонстрировать на препаратах:
- скелетотопию правой и левой почек (расположить на скелете);
- голотопию почек (расположить препарат на передней стенки торса);
- синтопию правой и левой почек (на торсе);
- показать поверхности, края почки;
- элементы почечной ножки на отдельном препарате;
- оболочки почки;
- элементы нефрона (на схеме);
- на разрезе почки показать: синус, корковое, мозговое вещество, пирамиды, сосочки пирамид, почечные столбы, доли, дольку, малые и большие чашечки, лоханку, мочеточник;
- части и сужения мочеточника (на торсе и детском трупике);
- части мочевого пузыря на отдельном препарате;
- правильно расположить мочевой пузырь на скелете;
- синтопию мочевого пузыря на распилах женского и мужского таза;
- рельеф слизистой на вскрытом препарате: складки и отверстия мочеточников и мочеиспускательного канала, пузырный треугольник;
- женский мочеиспускательный канал на сагиттальном распиле таза и отдельном препарате (с мочевым пузырем).
Оснащение занятия.
I. Таблицы.
1. Развитие мочеполового аппарата - №1-14 МПС.
2. Аномалии развития почек и мочеточников - №14-20 МПС.
3. Аномалии развития женских внутренних и наружных половых органов - №20-22а МПС.
4. Аномалии развития мужских внутренних и наружных половых органов - №22-27 МПС.
5. Мужские половые органы - №28-31 МПС.
6. Микро- и макроскопическое строение матки - №32-38 МПС.
7. Кровоснабжение почки - №39 МПС.
8. Нефрон - №40-41 МПС.
9. Строение яичка - №42 МПС.
10. Оболочки яичка - №43 МПС.
11. Фасции таза - №45 МПС.
II. Демонстрационные препараты.
- Скелет;
- Вскрытый торс;
- Вскрытый детский трупик;
- Сагиттальные распилы женского и мужского таза;
- Почка с оболочками;
- Почка целая с элементами почечной ножки;
- Почка на разрезе;
- Комплекс: почка, мочеточник, мочевой пузырь;
- Женский и мужской мочевые пузыри, целые и вскрытые.
- Яичко на разрезе.
- Яичко с оболочками.
- Половой член целый.
- Половой член на разрезе.
- Препарат мужских наружных половых органов.
- Костный таз.
Список литературы:
1. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека, Издание 11, 1998, С-Пб, «Гиппократ», С. 322-334
2. Анатомия человека под ред. М.Р.Сапина, Т.2, М., «Медицина», 1986, С. 95-112.
3. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, Т.1, С-Пб, «СпецЛит», 2001, С. 451-465.
4. Атлас анатомии человека под ред. Р.Д.Синельникова, Т.3, М., «Медицина», 1978, С. 169-187
5. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека (на основе международной номенклатуры), Минск, «Вышэйшая школа», 1996, С. 154-158.
6. Воробьев В.П. Большой атлас анатомии человека, 2003, Минск, «Харвест», С. 585-601.
7. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека в 2-х томах. Москва, «МЕДпресс-информ», 2004 год. Т.2, С. 9-26.
Занятие №2
Тема: «Мужская половая система».
Актуальность темы. Знание по данной теме необходимы студентам в дальнейшем при изучении топографической анатомии и оперативной хирургии, урологии, госпитальной и детской хирургии, неонаталогии и педиатрии.
Цель занятия: Студенты должны знать анатомическую характеристику органов мужской половой системы и уметь показать их на препарате. Знать и уметь показать на препарате особенности строения мужского мочеиспускательного канала.
Дополнения для педиатрического факультета:
Знать строение половых органов новорожденного и их возрастные изменения.
Исходный уровень знаний. Из курса средней школы студенты знают названия органов мужской половой системы. При подготовке к занятию используются материалы учебника.
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.
1-й уровень – ЗНАТЬ:
1. Деление органов мужской половой системы на наружные и внутренние.
2. Строение и топографию органов мужской половой системы.
2-й уровень – ПОНИМАТЬ:
1. Ход мужской уретры.
2. Аналогия оболочек яичка и слоев брюшной стенки.
3. Пути семявыведения.
4. Опускание яичка и формирование пахового канала.
3-й уровень – УМЕТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ:
1. Части и особенности строения всех органов мужской половой системы.
Задание для самоподготовки: